Показатели, характеризующие качественный рост трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:48, реферат

Описание работы

Сбор и обработка материалов по следующим официальным источником и информации относительно качественной характеристики трудовых ресурсов:
• определение индикаторов трудовых ресурсов.
• анализ тенденций изменения индикаторов за 10-лет
• предложения и рекомендации по совершенствованию качество трудовых ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Тема года.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Тема: Показатели, характеризующие качественный рост трудовых ресурсов. 

Сбор  и обработка материалов по следующим  официальным источником и информации относительно качественной характеристики трудовых ресурсов:

  • определение индикаторов трудовых ресурсов.
  • анализ тенденций изменения индикаторов за 10-лет
  • предложения и рекомендации по совершенствованию качество трудовых ресурсов.
 
 

     Индикаторы, характеризующие использование трудовых ресурсов, можно рассматривать с позиции распределения занятых в народном хозяйстве по видовым признакам и с позиции эффективного применения трудового потенциала в экономическом и социальном секторах экономики. Структура выражает соотношение конкретных социально-демографических и профессионально-квалификационных групп населения в составе занятых в экономике и формируется под влиянием множества факторов:

     - структурных сдвигов в экономике, 

     - состояния рынка труда, 

     - институциональных изменений в  собственности, 

     - благосостояния семей.

     Структура трудовых ресурсов включает распределение  людей по определенным классификационным признакам:

     - полу,

     - возрасту,

     -образованию, 

     - месту жительства,

     - общественным группам, 

     - профессиям, сферам приложения труда. 

     Изучение  структуры по полу и по возрасту имеет важное значение для формирования рабочих мест в экономике с учетом состояния и развития рынка труда. Особо значимой, качественной характеристикой является структура по образованию, поскольку она характеризует состояние интеллектуального развития трудовых ресурсов. Уровень образования определяют три показателя:

     - среднее число лет обучения,

     - численность учащихся и студентов, 

     - удельный вес специалистов с  высшим и средним специальным  образованием.

     Показатели  структуры трудовых ресурсов непосредственно  связаны с их динамикой. Количественные изменения в составе численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темп роста, темп прироста трудовых ресурсов.

     Абсолютный  прирост, темп роста и прироста позволяют  отслеживать влияние на структуру  трудовых ресурсов естественного движения населения, связанного с рождением и смертностью, механического движения, определяемого миграцией, а также общего изменения численности трудовых ресурсов, связанного и с естественным, и с механическим движением.

     Абсолютный  прирост трудовых ресурсов можно определить как разность между численностью трудовых ресурсов на конец и на начало календарного периода.

     Темп  роста – отношение абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода к  их величине в начале периода.

     Темп  прироста можно определить, поделив численность трудовых ресурсов конца календарного периода на численность трудовых ресурсов его начала.

   С каждым годом увеличивается количество трудоустроенных с помощью Государственного агентства социальной защиты, занятости населения и миграции с 31,6% от количества ищущих работ в 2005 году до 54,4% - в 2009 году. При этом трудоустроено больше искателей работы, чем количество заявленных рабочих мест со стороны работодателей, что показывает на проблему отчетности. Каждый год на конец года учитывается количество вакансий и на конец 2008 года было зарегистрировано 13 988 вакансий, в 2009 г. - 11200 свободных рабочих мест, которых больше, чем показывают данные о движении работников. В 2008 году принято 41,5 тыс. работников, уволено 49,9 тыс. работников. Из данных статистики нельзя судить о продолжительности вакансий, поскольку большинство свободных рабочих мест не привлекательны для ищущих работу, в основном из-за низкой оплаты труда.

   В ГБАО, согласно статистики, в 2008 году по найму работало 25,7 тыс. работников, можно предположить, что и 2009 году количество работников сильно не изменилось. Статистика движения работников по регионам показывает, что ГБАО в 2008 году было принято 0,3 тыс.человек, а 0,2 тыс.человек выбыло, поэтому информация Государственного агентства социальной защиты, занятости населения и миграции о трудоустроенных в 2009 году может быть преувеличенной.

   По  данным статистики в 2008 году только около 700 предприятий предоставляет сведения в Агентство занятости о свободных рабочих местах, в том числе 85% государственных юридических лиц, несмотря на то, что в РТ в 2008 году зарегистрировано 57 172 действующих и в том числе 8 490 юридических лиц с количеством работающих больше 31 человека. Данные Агентства представляют только 1,2% от всех зарегистрированных и действующих юридических лиц.

   Это может означать, что Агентство  занятости не имеет полную информацию от предприятий по спросу на рабочую  силу, а работодатели не исполняют  требования закона.

   Каждый  год увеличивается количество безработных, которые трудоустраиваются с помощью услуг Агентства занятости - это свидетельствует о доверии населения и способности Государственного агентства социальной защиты, занятости населения и миграции предоставлять необходимые услуги. Но не все работодатели информируют Государственное агентства социальной защиты, занятости населения и миграции о свободных рабочих местах (вакансиях), несмотря на то, что в законе установлено, что работодатели в течение десятидневного срока со дня появления свободных рабочих мест (вакансий), предоставляют сведения в это Агентство, а также сведения о движении кадров и фактической численности работников.

Таблица 1.

Количество  ярмарок вакансий и трудоустройство  безработных, количество

 

     Посещения ярмарок вакансий довольно популярная услуга Государственного агентства социальной защиты, занятости населения и миграции, но предоставленная качественная информация о вакансиях должна быть доступна ищущим работу и безработным каждый день.

     Поэтому целесообразно в будущем вместо ярмарок вакансий создать в каждом местном отделении Агентства кабинеты информирования о работе. Либо надо пересмотреть содержание ярмарок вакансий, чтобы повысить их эффективность.

     Согласно  закону местные самоуправления обязаны  содействовать проведению мероприятий по содействию занятости населения на местном уровне, и организовывать квотирования рабочих мест для трудоустройства отдельных групп населения и лиц, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы и не способных на равных конкурировать на рынке труда.

     Квоты устанавливаются на предприятиях с  количеством работающих свыше 20 человек, и не более 5% от общего количества работающих. В квотированных рабочих местах больше трудоустраивается женщин, с 46% в 2005 году до 69% в 2009 году, также инвалидов и бывших заключенных. Количество работающих в квотируемых рабочих мест составляет только 0,1% от общей численности работающих по найму (Таблица 2.)

     Пока  не созданы стимулы, чтобы заинтересовать работодателей в создании рабочих мест для уязвимых групп населения. Такими стимулами может служить поддержка работодателей для создания и оборудования специальных рабочих мест для инвалидов, поддержка инвалидов с протезно-

ортопедическими изделиями и средствами малой  механизации в первую очередь, если они включаются в рынок труда, субсидировать часть заработной платы или предоставить налоговые льготы работодателям, занимающимся с уязвимыми группами населения.

Таблица 2.

Рабочие места уязвимым группам  населения, количество

 

     Согласно закону Агентство занятости по запросу от органов сферы образования должны получить информацию о профессионально-квалификационной структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в трудоустройстве. Но совместная работа с системой образования по трудоустройству выпускников не организована.

     Каждый  год правительство устанавливает  количество создаваемых рабочих  мест. Практически мероприятия не дают никаких практических результатов. Предприятия предоставляют информацию в местные самоуправления о создании рабочих мест, но статистика по рынку труда не отражает улучшения состояния, даже наоборот. Так, в 2008 году в РТ по отчетам были созданы 104 111 новых рабочих мест. По статистике численность работников, выполнявших работы по найму в 2008 году составило 1 053,9 тыс. человек, что на 11,8 тыс. чел. меньше, чем в 2007 году.

Услуги  трудоустройства ищущим работу предлагают частные компании, которые сначала  получают лицензию на предоставление услуг в Миграционной службе.

     Частные компании по трудоустройству предлагают трудоустройство за границей, но услуги этих компаний используют менее 1% трудовых эмигрантов.

     Цель  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки безработного населения способствовать развитию человеческого капитала, улучшить ситуацию на рабочем рынке, обеспечивая обучение согласно требованиям рынка труда.

Безработные получают данную услугу по направлению  Агентства занятости, если:

  • это способствует трудоустройству безработного;
  • невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации;
  • необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;
  • утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии.

Профессиональную  подготовку, повышение квалификации и переподготовку можно получить в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах агентства занятости или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми договорами. 
 
 

Таблица 3.

Количество  учреждений профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки, количество

 

     Агентство занятости предлагает выбрать безработным  программы обучения и учреждения, где можно пройти обучение, но не имеется возможности безработным проверить способности для обучения и пригодность их к данной профессии.

     Отсутствует связь программ обучения с требованием  работодателей, поскольку не организованы опросы работодателей и не создана  система краткосрочного прогнозирования.

     Агентство по занятости предлагало 40 учебных  программ, в том числе 10 модульных  программ в 21 учреждениях в 2009 году. Обучение организовано в группах  в количестве до 25 человек. Не предоставляется  обучение индивидуально даже в том  случае, если безработному работодатель обеспечит рабочее место.

     Обучение  безработным доступно во всех регионах РТ и каждый безработный получает обучение в пределах района по месту  жительства. Чаще всего безработные  выбирают обучение по следующим профессиям - швея, оператор ЭВМ, делопроизводитель, делопроизводитель c навыками работы на компьютере, газосварщик и др.

   Размер  стипендии зависит от стажа работы:

  • Лицам, имеющим оплачиваемую работу не менее 18 календарных недель за последние 3 года, выплачивается стипендия в размере причитающегося им пособия по безработице.
  • Лицам, впервые ищущим работу, длительное время не работающим (более одного года), а также имевшим оплачиваемую работу менее 18 календарных недель за последние 3 года, стипендия назначается в размере минимальной заработной платы (с учетом коэффициентов).

   Данный  порядок необходимо изменить, поскольку  во время получения пособия в  размере минимальной заработной платы безработные не заинтересованы в прохождении профессиональной подготовки, повышении квалификации или переподготовке, поскольку приостанавливается выплата пособий и выплачивается стипендия в размере, который составляет только 35 сомони месяц, что ниже размера пособия, но безработные, которые получают пособие выше размерa минимальной заработной платы, во время профессиональной подготовки получают стипендию в размере пособия.

Информация о работе Показатели, характеризующие качественный рост трудовых ресурсов