Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:41, реферат
Назначение любой продукции включая продаваемые услуги - удовлетворить определенную потребность людей. Для этого эта продукция должна иметь определенный набор свойств, соответствующих этим потребностям.
Определенный набор свойств продукта, удовлетворяющих потребности заказчика, называют потребительским качеством продукта.
Для защиты ПП расширили полномочия федеральных органов: министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, гос. стандарт РФ, министерство здравоохранения.
Эти государственные структуры:
1. Осуществляют
контроль за соблюдением
2. Требуют устранение недостатков вплоть до снятия товара с производства (реализации).
3. предписывают запрещение реализации товара с истекшим сроком годности и при отсутствии достоверной информации о сроке годности.
Статья 41 закона о защите ПП устанавливает основание для применения санкции гос. органами, осуществляющими контроль за безопастностью продукции. За нарушение правил сертификации органом сертификации или испытательной лабораторией устанавливается штраф в размере двух-кратной стоимости работ по сертификации данной продукции. Если же товары реализуются с нарушением правил сертификации, то продавцы штрафуются в размере стоимости реализованных товаров.
Функции контроля за безопастностью товаров закон возлагает на гос. стандарт РФ. В соответствии с законом РФ гос. стандарт:
1. определяет порядок сертификации, номенклатуру товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации и опубликовывает их в правительственных вестниках.
2. проводит аккредитацию
органов сертификации и
3. осуществляет
контроль за правильностью
4. вносит информацию
в гос. реестр наименовние
5. решает вопрос
о признание зарубежных
6. представляет РФ во взаимоотношениях с зарубежными национальными и международными органами сертификации.
Статья 43 предоставляет право гос. стандарту РФ налагать штраф если:
1. изготовитель
уклоняется от исплнения
2. потребителю
приченен ущерб товаром или
услугой, неотвечающим
3. импортируемый
товар реализуется без
4. орган сертификации
нарушил правила проведения
5. индивидуальный
предприниматель отказался или
выполнил несвоевременно
Закон о сертификции продукции и услуг
Принят в 1993 г., дополнен в 1998г. федеральным законом о внесении изменений в закон о сертификации. Эти изменения касались в основном гармонизации российских систем сертификации с международными, что является основным условием вхождения РФ во всемирную торговую организацию (ВТО).
Цели сертификации установлены в законе, определен национальный орган сертификации - гос.стандарт, установлены направления деятельности органов сертификации.
Закон однозначно трактует право на создание систем сертификации. Система сертификации создается гос. органами управления, предприятиями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, которые проводят сертификацию по правилам и нормам, принятыми в этой системе и в соответствии с положениями закона о сертификации продукции и услуг. В соответствии с законом систему сертификации может создавать только юридическое лицо, имеющее оборудование, штат и испытательную лабораторию. Форма собственности юридического лица не регламентируется.
Статья 8 закона уточняет право участия в обязательной сертификации организаций и предприятий независимо от их структцры и формы собственности.
Статья 8 и 9 предоставляет право аккредитации органа сертификации не только гос. стандарту, но и другим федеральным органам по согласованию с гос. стандартом.
Лицензия на право деятельности органов сертификации выдается после получения аттестата аккредитации.
Закон также
установил положение о
Статьями 7 и 4 добавлено: подтверждение соответствия сможет проводиться посредствам принятия изготовителем дикларации о соответствии - это документ, зарегистрированный органом сертификации, в котором изготовитель удостоверяет, что представленная продукция прошла все виды испытаний и соответствует стандартам и ТУ. Принятая в установленном порядке дикларация о соответствии имеет юридическую силу сертификата
Эти добавления пункта 4 введены в соответствие с требованиями ВТО и ГАТТ
Закон о сертификации определил не только как проводить сертификацию, но и формы контроля за соблюдением правил сертификации:
1. гос. контроль и надзор
2. инспекционный контроль
Статья 16 определяет испочники финансирования по сертификации
1. перечень работ, финансируемых государством (прогноз развития сертификации, участие в международных организациях, участие в разработке международных правил по сертификации)
2. научные исследования общегосударственного масштаба
3. введение государственного реестра
4. работы по назначениюсертификации
Примечание: раздел
4 устанавливает ответственность за
нарушение закона о сертификации
Принципы, правила и порядок проведения сертификации
Потребность общества в радикальных переменах в экономике, переход к рыночным отношениям, наполнение внутреннего российского рынка зарубежными товарами потребовало от государства в начале 90-х годов проведения действенных мер по обеспечению качества и безопастности товаров для населения. Постаноовлением правительства в 1992-1994гг. была введена обязательная сертификация по безопастности на все товары и услуги, включая импортируемые. Но в последние годы стало очевидно, что несовершенна росиийская сертификация, сроки ее проведения стали тормозом в продвижении на международный рынок товаров и услуг российских предприятий. Не все виды сертификации и порядок подтверждения качества соответствовали международным стандартам ISO/МЭК. Эти же недостатки явились одним из препятствий принятия России в ВТО. Поэтому была разработана концепция совершенствования системы российской сертификации и перехода к новым способам подтверждения соотетствия, более упращенным, но гарантирующим качечество. Например подтверждение соответствия через дикларацию о соответствии заявителя.
Реализация концепции дает возможность:
1. Найти баланс между риском потребителя и издержками на сертификацию
2. создать благоприятный климат для добросовестных изготовителей и поставщиков товаров
3. обеспечить
необходимые условия для
За 90-е годы в России создана инфраструктура сертификации и испытаний изделий, которая базируется на системе гос. стандартизации. Это важно и потому, что переход к подтверждению соответствия путем дикларации изготовителя, обеспечивая качество, резко снижается бюджетные затраты на организацию и проведение сертификации. Но необходимо время и осознание изготовителем понимания ответственноти за свои заявления и дикларации, а также понимание прибыльности своевременно проведенной сертификации.
Переход на новые
принципы (упращенные) подтверждения
соответствия требует доработки
и нормативной базы (законы о стандартизации,
сертификации и т.д.)
Принципы сертификации
1. Обеспечение достоверности информации об объекте сертификации
2. Объективность и независимоть сертификации от изготовителя и потребителя
3. Професииональность испытаний изделий
4. Исключение дискриминации по отношению к иностранным заявителям. Право заявителя выбрать орган по сертификации и испытательную лабораторию.
5. Открытость
информации о результатах
6. Многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления (на безопастность по качеству, по шуму, на экологичность и т.д.)
7. Использование
в деятельности по
8. Признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и зарубежных испытательных лабораторий, зарубежных занков соответствия на основе соглашений межрегиональных и межгосударственных подтвержденных правительством РФ.
9. Соблюдение конфеденциальности информации составляющей комерческую тайну фирмы.
10. Привлечение
к работе по сертификации
Примечание: на сегодняшний день сертифицированно приблизительно 75 % продукции производимой в РФ.
Согласно новой
концепции сертификации обязательную
сертификацию будут проводить только
для товара с наибольшей потенциальной
опастностью. Все остальные товары будут
подвергаться только добровольной сертификации.
Для выявления перечня потенциально опастных
товаров интенсивную работу ведет гос.
стандарт. В Эту наменклатуру в первую
очередь включаются товары личного пользования
граждан, а также продукция производственно-технического
назначения.
Правила и порядок организации и проведения сертификации.
Правила по проведению
сертификации устанавливают общий порядок
организации и проведения работ по обязательной
и добровольной сертификации. Эти правила
распространяяются на все объекты российского
и зарубежного производства, а ткаже являются
основой для организации систем сертификации
однородной продукции. Для обеспечения
признания российских сертификатов зарубежом
правила составляются в соответствии
с рекомендациями ISO/МЭК, согласованные
этими организациями на предмет соответствие
их международным правилам сертификации.
Правила включают в себя положения об
участниках сертификации, положения о
принципахработ в области сертификации,
положения о системах сертификации однородной
продукции
Функции участников сертификации
Национальным органом по сертификации в РФ являетс гос.стандарт. Он вормирует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила сертификации, проводит госрегистрацию систем сертификации и знаков соответствия.
Примечание: в
ведении гос.стандарта
Гос. стандарт и
др. Гоударственные органы (министерства)
устанавливают процедуры
Федеральные органы исполнительной власти издавшие свои системы обязательной сертификации, юмеют право выдавать сертификат соответствия и лецензии на использование.
Гос.стандарт и федеральнгые органы решают вопросы состава , количества и географическое размещение органов по сертификации и испытательных лабораторий. Центральные органыкаждой системы сертификации, координируют работу органа сертификации и испытательной лаборатории.
Также центральный
орган по сертификации разрабатывает
предложения по совершенствованию
нормативного фонда., занимается аппиляциями
и претензиями к органам
Функции органа сертификации.
1. Проводит сертификацию
в соответствии с
2. Выдает сертификаты и лицензии на право применения знака соответствия.
3. В соответствии
с выбранной схемой
4. Приостанавливает (при необходимости отменяет) действие сертификата и лицензии
5. Формирует и обновляет фонд нормативных документов