Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа
Квалификация рабочих в современных условиях характеризуется такими признаками ,как глубокие общеобразовательные технические и профессиональные знания ,мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства. Научно – технический прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил ,затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться ,создавать материальные блага ,меняя содержание и условия трудовой деятельности ,место человека в производстве
Введение 3
1.Теоретические основы обучения и повышения квалификации работников 5
1.1 Виды и цель обучающей деятельности предприятия 5
1.2 Организация и методика производственного обучения 8
1.3 Система образования в Казахстане 14
2.Организация видов профессионального обучения рабочих 17
2.1 Подготовка и переподготовка рабочих и их особенность 17
2.2 Повышение квалификации рабочих и руководителей 24
Заключение 31
Список использованной литературы
2.Организация
видов профессионального
обучения рабочих
2.1 Подготовка и переподготовка рабочих и их особенность
Подготовка
квалифицированных рабочих
Кадровая политика предприятия в части
подготовки кадров может иметь различную
направленность - от ориентации на сиюминутные
интересы, на подготовку узкоспециализированных
рабочих, умеющих выполнять одну-две конкретные
операции, до ориентации на долгосрочные
интересы (подготовка рабочих широкого
профиля на базе серьезной теоретической
подготовки).
Многое зависит от объективных
и субъективных моментов: выбора стратегии
развития предприятия, типа производства
и связанной с ним глубиной операционного
разделения труда, от финансового состояния
предприятия, от экономической грамотности
руководства предприятия и т.д.
Система подготовки должна
учитывать как интересы предприятия в
более быстром заполнении вакантных рабочих
мест, экономии на издержках, связанных
с затратами на обучение (но при этом нельзя
забывать пословицу "Скупой платит
дважды", имея в виду необходимость
затрат на последующее повышение квалификации
и переподготовку), так и интересы рабочего
- получить полноценную профессиональную
подготовку (хотя некоторых могут устраивать
быстрые сроки подготовки и получения
заработка). Далее, необходимо учитывать,
что подготовка кадров - это лицензируемая
деятельность, и предприятие, прежде чем
получить лицензию на ее проведение, обязано
доказать свои возможности ее осуществления
на уровне требований стандарта на качество
обучения. Важной задачей управления персоналом
на предприятии является правильное определение
численности рабочих, которых следует
обучить той или иной профессии, а также
выбор форм подготовки кадров. В определении
объема подготовки исходят из общей потребности
в кадрах, кадровой стратегии в трудообеспеченности
предприятия (например, набор рабочей
силы со стороны только на низшие разряды),
балансовых расчетов потребности рабочей
силы в профессиональном разрезе и источников
ее пополнения, из планов профессионально-
Другая важная задача управления персоналом
- оценить возможности обеспечения надлежащего
уровня подготовки рабочих по достаточно
сложным профессиям на предприятии, а
при ее отсутствии - найти более рациональный
путь решения этой задачи с использованием
других образовательных структур, т.е.
ориентироваться на подготовку на стороне.
Здесь должны быть учтены
* структура необходимой профессиональной
подготовки по ее сложности и срокам, по
требованиям к теоретической и практической
компоненте обучения;
* наличие на предприятии соответствующей
материальной базы и квалифицированного
педагогического персонала, опыта в подготовке
кадров;
* финансовые возможности предприятия
для подготовки кадров на хоздоговорной
основе на стороне .
По профессиям, подготовку по
которым предприятие будет вести самостоятельно,
решается вопрос о формах такой подготовки,
а по остальным профессиям - о размещении
заказов на подготовку в учебных заведениях
государственной системы подготовки кадров
либо на промышленных предприятиях, специализирующихся
на выполнении образовательных услуг.
Подготовка новых рабочих (не
имевших ранее профессии) осуществляется
на предприятии по индивидуальной, групповой
и курсовой формам обучения, включающим
не только производственное обучение,
но и изучение теоретического курса в
объеме, обеспечивающем освоение профессиональных
навыков начальной квалификации, необходимых
в условиях механизированного и автоматизированного
производства. Сроки такого обучения составляют
3 - 6 мес. в зависимости от сложности профессии
и специальности. Заканчивается обучение
сдачей квалификационного экзамена и
присвоением рабочему определенного тарифного
разряда . При индивидуальной форме подготовки
каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному
рабочему, мастеру или другому специалисту
либо включается в состав бригады, где
его производственным обучением руководит
бригадир или другой член бригады. Теоретический
курс индивидуальной подготовки изучается
обучающимся самостоятельно. При групповой
форме обучающиеся объединяются в учебные
бригады и выполняют работу согласно учебной
программе под руководством бригадиров-инструкторов.
Численный состав учебных групп устанавливается
в зависимости от сложности овладеваемой
профессии и производственных условий.
Курсовая форма подготовки используется
для обучения рабочих особо сложным профессиям,
требующим значительного объема теоретических
знаний и освоения различного вида работ,
которыми невозможно овладеть на рабочем
месте. Теоретическое обучение при этом
производится в учебно-курсовых комбинатах
(пунктах), на постоянно действующих курсах,
создаваемых отраслевыми министерствами.
Для современного этапа характерны расширение
сферы деятельности по подготовке кадров
на одних предприятиях и сворачивание
этой деятельности, сопровождающееся
сокращением численности работников в
отделах подготовки кадров, - на других.
Оказание платных услуг одних
предприятий другим начиналось с предприятий
- производителей новой техники, которые
организовывали курсы для рабочих предприятий
- заказчиков этой новой техники.
В настоящее время подготовка кадров предприятиями
проводится и по традиционным профессиям,
не связанным непосредственно со спецификой
продукции самого базового предприятия.
Рынок услуг в области подготовки кадров
одних предприятий другим как форма подготовки
кадров в большей мере соответствует рыночной
экономике: потребность в рабочей силе
удовлетворяется на договорной основе
между предприятиями независимо от их
отраслевой принадлежности, расположенными
в непосредственной близости друг к другу.
Сам процесс обучения в условиях договорных
отношений определяется интересами участвующих
сторон, что и обусловливает различия
в сроках, содержании, методах профессиональной
подготовки. Более того, подготовка кадров
на договорной основе за соответствующую
плату является своего рода гарантией
для реального трудоустройства работника.
В случае заключения тройственного договора
(предприятие - работник - учебное заведение)
оговариваются обязанности каждой из
сторон:
* предприятия - в отношении места работы,
организации и оплаты труда, элементов
социального обслуживания. При этом оговариваются
требования к уровню квалификации работника,
сроки его обязательной отработки. Последнее
предусматривается, если была осуществлена
специальная материальная поддержка работника
во время обучения за счет предприятия;
* учебного заведения - в отношении сроков
и качества обучения;
* работника - в отношении согласия на занятие
данного рабочего места и подготовку(переподготовку).
В условиях расширения самостоятельности
предприятий требование к подготовке
(переподготовке) кадров в отношении соблюдения
определенного стандарта качества реализуется
через соответствующие нормативы на сроки
и стоимость подготовки по различным формам
и видам обучения, профессиям и уровню
квалификации. Такие нормативы с учетом
полного спектра видов затрат могут разрабатываться
самим предприятием и использоваться
в расчетах средств, необходимых для подготовки
кадров. Целесообразно, особенно с учетом
возросших требований к качеству рабочей
силы и наметившейся тенденции сокращения
выделяемых на подготовку кадров средств,
иметь на предприятиях самостоятельный
фонд подготовки кадров на равных правах
с фондом развития производства, науки
и техники. Этот фонд следует поставить
в зависимость от получаемой прибыли.
Следует отметить, что эффект от формирования
квалифицированной рабочей силы не столь
очевиден и часто отдален во времени, что
служит серьезным препятствием на пути
реализации концепции расширения вложения
средств в человеческий капитал, в подготовку
квалифицированных кадров. Не преодолена
и иждивенческая психология некоторых
хозяйственных руководителей, привыкших
ориентироваться на подготовку квалифицированных
рабочих за счет средств госбюджета. Есть
и сугубо экономические причины такого
положения, в частности серьезные недостатки
в налогообложении предприятий, когда
остающихся у них средств просто не хватает
для качественной подготовки кадров на
договорной основе. Поэтому предприятия
часто вынуждены довольствоваться малым
- краткосрочной подготовкой кадров через
индивидуальные формы обучения.
Оценивая сложившуюся ситуацию, можно согласиться с мнением, что в условиях самостоятельного, но еще незрелого менеджмента, усугубляемого отсталостью технической базы производства, обусловливающей довольно стабильные и низкие требования к процессам обучения, пока не приходится ожидать прогрессивных сдвигов в области внутрипроизводственного управления подготовкой кадров . В этих условиях предприятие нуждается в определенной поддержке. Регулирующее воздействие на предприятие, на его политику в отношении подготовки кадров может проводиться в тесной увязке с программой занятости, реализуемой на данной территории (в регионе), с различными формами территориальной организации подготовки кадров в лице таких субъектов управления, как федеральная служба занятости, администрация области (города) и др. Следовательно, регулирование деятельности предприятия в области подготовки кадров со стороны государственных органов может носить различный характер. Это и стимулирование заводской системы обучения путем выделения предприятиям различного рода субсидий целевого назначения (на создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров) при условии обеспечения соответствующих стандартов качества, дифференцированная налоговая политика (например, скидка с налога на прибыль при организации соответствующих курсов по переподготовке работников, освобождение от налога сумм, направленных на обучение работников, сокращение размеров или даже освобождение от взносов на социальное страхование и т.п.).
В отличие от подготовки новых рабочих,
т.е. обучения людей, не имеющих профессии,
и от повышения квалификации (обучение
рабочих той же профессии без перемены
этими рабочими своей трудовой деятельности)
переподготовка означает освоение рабочими
новой профессии.
С позиции организации процесса обучения
принципиальной разницы между первичным
обучением и переподготовкой нет. Переподготовка
рабочих осуществляется непосредственно
на предприятии (если есть возможность
сохранить рабочих, заняв их на других
участках производства), а также силами
территориальной службы занятости (если
произошло фактическое высвобождение
- увольнение с предприятия). Рассмотрим
особенности организации процесса переподготовки
непосредственно на предприятии. Наиболее
широко она практикуется на предприятиях,
ориентированных в своей кадровой политике
на собственную рабочую силу. Необходимость
в переподготовке вызывают такие процессы,
как высвобождение работников и их плановое
продвижение, внутризаводская текучесть
работников (в поисках ими лучшей работы,
условий труда и т.п.). Следует иметь в виду,
что переподготовка касается не только
высвобождаемых рабочих, но и рабочей
силы при формировании ряда профессий
широкого профиля (например, наладчики
автоматических станков и автоматических
линий). В этом случае переподготовка должна
тесно увязываться с профессионально-
Особенность переподготовки кадров - в
контингенте рабочих, которых она охватывает.
Это в основном рабочие средних и старших
возрастов, проработавшие определенное
время (часто весьма продолжительное)
по определенной профессии, что накладывает
свою специфику на обучение. Существенно
отличается и образовательный уровень
данного контингента рабочих: и низкий
уровень среднего общего образования,
и давность лет его получения.
Управление- процессом переподготовки
работников предполагает:
- определение масштабов переподготовки
и факторов, влияющих на нее;
- выбор форм переподготовки с учетом достижения
нужного результата с минимизацией средств
на ее проведение;
- проведение социологических исследований
среди высвобождаемого контингента работников,
подбор рационального сочетания прежней
и новой профессий как условия выработки
программы и метода обучения.
Численность работников, нуждающихся
в переподготовке, зависит от:
-численности высвобождаемых работников;
- возможностей их трудоустройства на
предприятии (появление новых или вакантных
рабочих мест на других участках производства);
- доли работников (из числа высвобождаемых),
согласившихся на переподготовку.
Чтобы обеспечить
переподготовку кадров в режиме упреждения
возможного дефицита рабочих отдельных
профессий, важно знать тенденции изменения
отмеченных факторов и уметь прогнозировать
его.
Планирование переподготовки кадров предполагает
наличие информации о том, по каким профессиям
требуется обучить рабочих. Как уже отмечалось,
подробные сведения о высвобождаемых
формируются на предприятии не менее чем
за два месяца до их высвобождения.
Поскольку система профориентации на
предприятии развита слабо и в большей
мере направлена на новых работников,
чем на высвобождаемую рабочую силу, выбор
новой профессии большинством работников
осуществляется самостоятельно, что увеличивает
вероятность ошибки.
Переподготовка должна носить целенаправленный
характер, т.е. быть ориентированной на
конкретное рабочее место и работника,
согласного его занять. Именно структура
вакантных рабочих мест и их требования
к квалификации рабочей силы, а также структура
высвобождаемых Рабочих по уровню квалификации
и определяют характер переподготовки.
Возможны следующие варианты сочетания
этих требований:
Таблица 2
Новые рабочие места | Высвобождаемые рабочие | |
Квалифицированные | Неквалифицированные | |
Предъявляют требования к квалификации | Необходима переподготовка с учетом имеющегося у рабочего знаний и навыков по прежним профессиям .Обучение по индивидуальным учебным планам и срокам | Необходима переподготовка по типовым учебным планам |
Не предъявляют требования к квалификации | Переподготовка не обязательна (вариант встречается редко и может быть связан со сменой условий труда не более благоприятные) | Переподготовка не обязательна |
От уровня профессиональной подготовки
рабочих зависит комплектование учебных
групп, возможность объединения их с группами
рабочих, проходящих первичную подготовку.
Объем переподготовки и конкретизация
ее форм зависят от наличия на предприятии
соответствующей учебной базы, материального
обеспечения, от возможностей предприятия
вести эту работу на договорной основе
со специальными учебными заведениями
. Большую помощь в управлении процессом
переподготовки могут оказать социологические
исследования, позволяющие получить общую
характеристику высвобождаемой рабочей
силы по профессиям (специальностям), по
общему стажу и стажу работы на предприятии,
объективные и субъективные характеристики
профессиональной подвижности работников
и др. Как показали исследования, профессиональная
мобильность имеет определенные возрастные
границы и разную интенсивность. Так, высвобождаемые
работники старших возрастов имеют меньшую
способность и склонность к перемене труда.
По-разному касается процесс высвобождения
и переподготовки рабочих тех или иных
профессиональных групп рабочих. Весьма
широким оказывается спектр новых профессий,
осваиваемых в процессе переподготовки.
Сравнение прежней и новой профессий позволяет
оценить прежде всего степень родства,
их генетическую близость и стоящую за
всем этим глубину переподготовки работников,
сроки и затраты средств на ее проведение.
Постоянно проводимый анализ позволяет
выявить складывающиеся здесь тенденции,
оценить их, что будет способствовать
принятию более обоснованных управленческих
решений по регулированию этого процесса.
Большую помощь могут оказать социологические
опросы рабочих после обучения и определенного
срока работы на новом месте с целью получения
их оценки срока профессионального обучения
при переподготовке и использованной
формы обучения. Не менее важное значение
имеет и оценка достигнутого обучающимся
квалификационного уровня, присвоенного
разряда, его соответствия сложности поручаемых
работ, изменений в результате переподготовки
объема знаний, умений и навыков по новой
профессии, как в их комплексе, так и по
отдельности (только знаний или только
навыков ). Большой интерес представляет
и оценка работником изменений в содержании
и условиях труда, размера заработной
платы, социального положения в коллективе,
степени удовлетворенности трудом, сроков
адаптации в новом коллективе, освоения
норм труда и т.д.
Переподготовка кадров проводится
за счет средств, относимых на себестоимость
продукции. Кроме того, источником финансирования
выступают специально создаваемые в службах
занятости фонды, часть которых может
быть передана на предприятия для переподготовки
кадров в рамках программ занятости населения
на данной территории.
При расчете средств, необходимых на переподготовку
кадров, должны учитываться не только
затраты на сам процесс обучения (на оплату
педагогов, учебные расходы, на материалы
и т.д.), но и материальное обеспечение
работников в процессе "их переподготовки.
2.2
Повышение квалификации
рабочих и руководителей
Повышение квалификации
Повышение квалификации, как и приобретение знаний, навыков и умений, является результатом самой производственной деятельности. Специально организованное обучение позволяет достичь цели за более короткий срок. Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии . Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им прежде всего нужно для производственной деятельности.
Индикатором, свидетельствующим о необходимости
повышения квалификации рабочих, служит
наметившееся снижение среднего разряда
рабочих, отставание разряда рабочих от
разряда работ. Поэтому систематическому
анализу должны подвергаться существующая
и требуемая квалификационные структуры
рабочих кадров. Прежде всего необходим
анализ причин сложившегося положения
- изменения в технике и технологии выполнения
работ, ставящего перед рабочим задачу
их освоения. Другим индикатором может
быть рост бракованной продукции по вине
рабочего. Поскольку одной из форм повышения
квалификации является освоение смежных
профессий, анализу должна быть подвержена
рациональность использования рабочей
силы по квалификации, использование фонда
рабочего времени, возможности устранения
его потерь.
Система повышения квалификации,
сложившаяся на производстве, включает
производственно-технические курсы, курсы
обучения вторым и совмещаемым профессиям,
курсы целевого назначения по изучению
новых изделий, оборудования, технологии,
школы по изучению передовых методов труда,
школы мастеров и бригадиров. Производственно-технические
курсы, как наиболее массовая форма, создаются
в целях повышения производственных умении
и технических знаний рабочих до необходимого
для выполнения ими работ уровня, в целях
повышения квалификации рабочих разряда,
класса и т.п.) в пределах данной профессии
и специальности. Продолжительность обучения
для каждой учебной группы устанавливается
индивидуально в пределах от трех месяцев
(с отрывом от производства) до шести (без
отрыва от производства).
Задача курсов по обучению вторым
и смежным профессиям видна из самого
названия. Однако следует иметь в виду
одну их особенность. Если исходить из
сути повышения квалификации, когда повышается
разряд рабочего (или профессиональное
мастерство в пределах разряда) по имеющейся
у рабочего профессии (специальности),
то освоение других профессий вроде бы
не имеет отношения к повышению квалификации.
Но все дело в том, что это за профессии
и с какой целью они осваиваются. Если
рабочий осваивает смежные профессии,
т.е. находящиеся в тесной связи с основной,
относящиеся к комплексу взаимосвязанных
работ, на выполнении которых начинает
специализироваться рабочий (работник),
это можно рассматривать как повышение
его квалификации, универсализма, условие
применения более рациональных форм организации
труда при работе по своей прежней профессии.
Если же осваиваются
далекие друг от друга профессии (вторые,
третьи и т.д.), как условие маневренности
в трудообеспеченности рабочего, как предпосылки
внутризаводского движения рабочих, такое
обучение ближе к переподготовке кадров
(освоение профессий про запас).
Школы передовых приемов и методов труда
имеют своей целью массовое освоение рабочими
приемов и методов труда передовиков производства.
Обучение включает в себя практические
занятия на рабочем месте, проводимые
передовиками, а также теоретические занятия,
проводимые специалистами.
Информация о работе Подготовка кадров и повышение их квалификации