Подготовка кадров и повышение их квалификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Квалификация рабочих в современных условиях характеризуется такими признаками ,как глубокие общеобразовательные технические и профессиональные знания ,мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства. Научно – технический прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил ,затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться ,создавать материальные блага ,меняя содержание и условия трудовой деятельности ,место человека в производстве

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы обучения и повышения квалификации работников 5
1.1 Виды и цель обучающей деятельности предприятия 5
1.2 Организация и методика производственного обучения 8
1.3 Система образования в Казахстане 14
2.Организация видов профессионального обучения рабочих 17
2.1 Подготовка и переподготовка рабочих и их особенность 17
2.2 Повышение квалификации рабочих и руководителей 24
Заключение 31
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая подготовка кадров1.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Таблица 1 – Основные принципы обучения .

Принципы Осуществляются
1 2
Обучение  на уровне требований техники производства
  1. Глубоким знанием научных основ производства .
  2. Применение в учебном процессе наиболее современных машин и механизмов ,передовых технологических процессов и способов труда
Обучение  на основе производительного труда
  1. Строгим соблюдением программ производственного обучения
  2. Выполнением общественно – полезных производственных работ в процессе обучения
  3. Сочетанием обучения в учебных цехах ,мастерских ,на участках с участием производства
Наглядность обучения
  1. Проведением экскурсий ,показом технологических, трудовых процессов и их элементов ,демонстраций кинофильмов ,образцов моделей ,макетов ,схем ,чертежей и т.д.
  2. Постоянным пополнением учебных кабинетов наглядными пособиями и совершенствованием методов их использования
Систематичность и последовательность в обучении
  1. Строгим соблюдением системы обучения по программе .Постоянным переходом от известного материала к неизвестному ,от простых работ к сложным
  2. Правильным подбором упражнений и учебно – производственных программ и заданий
Доступность посильность обучения ,учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых
  1. Продуманной дозировкой учебного материала
  2. Применение разнообразных методов обучения в соответствии с характером учебного материала и оказанием своевременной помощи обучаемым
  3. Установлением для обучаемых норм времени в зависимости от периодов обучения
Прочность усвоения знаний и навыков
  1. Ярким ,доходчивым и запоминающимся обьяснением и показом
  2. Систематическим повторением и постепенным усложнением изучаемого материала ,подачи его в различных сочетаниях
  3. Максимальной активностью и самостоятельностью обучаемых в выполнении ими заданий

   В техническом обучении кадров  на предприятии приняты следующие  методы :

1. методы  сообщения новых знаний :

а) объяснение ;

б) рассказ ;

в) беседа ;

г) лекция

2. методы  закрепления материала :

а) лабораторная работа ;

б) экскурсия ;

в) упражнение ;

г) выполнение домашнего задания 

3. методы  проверки и оценки знаний :

а) устный опрос ;

б) письменная проверочная работа ;

в) контрольная  работа ;

г) экзамен .

1 стадия –анализ производства с точки зрения человеческого фактора

2 стадия – описание должностных операции

3 стадия – список знаний ,умений ,навыков

4 стадия – определение критериев профессионального мастерства

5 стадия – определение учебных целей

6 стадия – разработка учебных программ

7 стадия – оценка процесса обучения

   Профессиональное обучение делится  на производственное и теоретическое. Рассмотрим структуру производственного обучения .Все работы ,выполняемые рабочим любой профессии и квалификации ,можно разделить на несколько групп. В каждой из них используются одинаковые или сходные трудовые операции или приемы .Комбинируя типичные операции или приемы ,рабочий выполняет работу по своей специальности .Этим определяется структура производственного обучения .В начале осваиваются разрозненные типичные трудовые действия ,приемы и операции ,затем их комбинации .В связи с этим производственное обучение делится на 3 периода :

  1. период упражнений ,когда показываются ,осваиваются и закрепляются типичные приемы и операции ;
  2. период выполнения учебно – производственных заданий ,когда с помощью освоенных типичных приемов и операций выполняются ряд постепенно усложняющихся заданий и их комбинаций
  3. период самостоятельной работы ,когда обучаемый выполняет работы на рабочем месте ,которое он займет после обучения ,приучается к самостоятельной работе .

    Третий период заканчивается квалификационным испытанием .При производственном обучении инструктор передает свой опыт ,а обучаемый воспринимает этот опыт – учится работать. По ходу своего обучения инструктор предоставляет обучаемому все большую самостоятельность ,переходя от объяснений к текущим замечаниям ,напоминаниям советам .

    Производственное обучение сопровождается  теоретическим обучением ,при  котором изучаются основы знаний ,необходимые для сознательного  выполнения производственных работ и помогающие в производственном росте .Они дают обучаемому знания технологии ,понимания смысла и правил выполнения работы .Для теоретических знаний организуются группы рабочих ,обучающихся одной или родственными специальностями. Теоретические занятия ведут квалифицированные инженеры или техники по программе и определенному расписанию ,обеспечивающему окончание теории к моменту начала третьего периода производственного обучения .Обучаемый выполняет самостоятельную работу ,понимая её теоретические основы ,приучается использовать полученную теорию на практике .

    Основным документом ,определяющим  содержание ,объем ,и целесообразную  последовательность обучения ,является учебная программа .Ей предусматривается систематическое ,последовательное освоение техники и технологии ,методов труда на основе достоверных теоретических данных ,то есть увязка производственного и теоретического обучения .Любой вид обучения проводится при наличии учебных программ .Право на утверждение учебной программы принадлежит только главному инженеру ,или лицу ,исполняющему его обязанности .Учебные программы могут разрабатываться как наиболее квалифицированными специалистами ,так и сторонними лицами на договорных началах .

    Заводские программы для рабочих  ,связанных с обслуживанием и ремонтом оборудования должны согласовываться с технадзором. Для того, чтобы обучение было для обучаемого посильным ,программа в целом и каждый её раздел построены так ,что все новое основывается на уже известном ,и обучаемый постепенно переходит от простого к сложному . Каждая программа содержит :

- объяснительную  записку ;

- производственно  – квалификационную характеристику  по данной профессии и квалификации ;

- тематический  план и программу теоретического  обучения ;

- тематический  план и программу производственного обучения ;

- перечень  рекомендуемой литературы и наглядных  пособий . 

    1. Система образования в  Казахстане

    Генеральной стратегией развития системы образования РК является подготовка к введению 12 – летнего компетентностно – ориентированного образования, или другими словами говоря ,создание современной казахстанской модели образования для устойчивого развития государства. Основным результатом образования в РК становится компетенция ,выражающаяся в готовности личности эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели на основе знаний ,умений ,навыков ,сформированных ключевых компетентностей ,социальных навыков .Особенность современной казахстанской модели образования – индивидуальный прогресс каждого ученика .Эффективная структура организации образования основывается на 4 – х приоритетах деятельности :

- самостоятельная  учебная деятельность ученика  ;

- общая  цель ;

- акцент  на учении ;

- климат ,благоприятный для учения.

     В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны. В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны. В свою очередь, преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом. Казахстанская система образования развивается в условиях устаревшей методологической базы образования, структуры и содержания, которые недостаточны для поэтапного её вхождения в мировое образовательное пространство. Отсутствие механизма взаимоучета наших образовательных программ и зарубежных аналогов, взаимопризнания документов об образовании сдерживают академическую мобильность студентов, преподавателей и специалистов обслуживающего и управленческого труда. Улучшение экономической ситуации страны в начале нового столетия в целом позитивно отразилось на системе образования: возобновилось строительство новых школ; стали выделяться средства на укрепление материально-технической базы организаций образования. Однако этого недостаточно для коренного изменения состояния системы образования. Наблюдается явное отставание образовательной системы от потребностей рыночной экономики и открытого гражданского общества. Основными причинами такого положения в системе образования стали: преобладание субъективности в конечной оценке качества образования породило отдельные негативные моменты на всех ее уровнях; недостаточная восприимчивость системы образования к нововведениям и отсутствие должной мотивации к внедрению системы качества обучения; недостаточная эффективность механизмов формирования у подрастающего поколения этнокультурной и гражданской идентичности, основанной на знании истории государства, государственного языка, национальных культурных ценностей народов Казахстана; несоответствие материально-технической базы, учебно-лабораторного оборудования, учебной и методической литературы современным требованиям; отсутствие мотивации в обеспечении высокого качества образования в системе подготовки кадров, отток кадров, снижение материального стимулирования педагогического труда. Сложившаяся ситуация в области образования свидетельствует о необходимости системности в преодолении негативных явлений, кардинальных организационных, структурных преобразований, обновления содержания образования и совершенствования качества подготовки специалистов в соответствии с современными социально-экономическими и политическими условиями развития республики и прогрессивным опытом высокоразвитых стран. Проводятся меры по модернизации системы высшего образования, главным атрибутом которой является присоединение к Болонскому процессу.

    Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем выступлении «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира» определил одним из наиболее главных направлений дальнейшую модернизацию социальной сферы, развитие системы современного образования и подготовку высококвалифицированных кадров. По его мнению, за последние годы в республике произошли заметные изменения. Казахстан успешно внедрил признанную и самую распространенную в мире бакалаврско-магистрскую модель подготовки специалистов и полностью перешли на трехуровневую систему обучения: бакалавриат, магистратура, докторантура Phd. О приверженности отечественных вузов общепринятым принципам университетского образования свидетельствует факт подписания нашими вузами Великой хартии университетов. Как известно, на сегодня 18 вузов Казахстана подписали данную Хартию. С 2007 года ведется целенаправленная работа по внедрению программы двухдипломного образования. «Это новое начинание. По международной программе «Болашак», которая инициирована Главой государства, ежегодно 3000 студентов обучается за рубежом. Однако на сегодняшний день очень много желающих получить зарубежное образование. Поэтому для этих целей Министерством образования и науки РК инициирована программа двухдипломного образования», сказал Ж. Туймебаев. С 2004 года в 40 вузах республики проводился эксперимент по кредитной системе обучения, который получил положительную оценку академической общественности. В этой связи, с первого января 2008 года все вузы перешли на кредитную технологию обучения. Она призвана обеспечить академическую мобильность студентов и преподавателей, признание отечественных образовательных программ и академических дисциплин за рубежом», отметил он. Оценка качества образования носит открытый характер и проводится представителями академической общественности. В Казахстане создана национальная система аккредитации, учитывающая международные стандарты. К настоящему времени идет подготовка к аккредитации высших учебных заведений. В 2009 году пять национальных университетов: КазНУ им. Аль - Фараби, КазНТУ им. К. Сатпаева, КазНПУ им. Абая, КазНАУ и ЕНУ им. Л. Гумилева планируют провести аккредитацию 10 образовательных программ. Современная система образования подкреплена такими документами стратегического характера, как закон «Об образовании» (1999 г.), Государственная программа «Образование» (2000 г.), «Стратегия развития образования до 2010 г.» (2001 г.) и «Государственная программа развития образования на 2005-2010 гг.» (2004 г.). Основной целью модернизации является обеспечение качественного преобразования системы образования Казахстана в условиях рыночной экономики с учетом глобализации. Говоря о глобализации, подразумевается единый международный стандарт, в данном случае стандарт образования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Подготовка кадров и повышение их квалификации