Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 19:17, курсовая работа
Квалификация рабочих в современных условиях характеризуется такими признаками ,как глубокие общеобразовательные технические и профессиональные знания ,мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства. Научно – технический прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил ,затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться ,создавать материальные блага ,меняя содержание и условия трудовой деятельности ,место человека в производстве
Введение 3
1.Теоретические основы обучения и повышения квалификации работников 5
1.1 Виды и цель обучающей деятельности предприятия 5
1.2 Организация и методика производственного обучения 8
1.3 Система образования в Казахстане 14
2.Организация видов профессионального обучения рабочих 17
2.1 Подготовка и переподготовка рабочих и их особенность 17
2.2 Повышение квалификации рабочих и руководителей 24
Заключение 31
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1.Теоретические
основы обучения
и повышения квалификации
работников
1.1
Виды и цель обучающей деятельности предприятия
1.2 Организация
и методика производственного обучения
1.3
Система образования в Казахстане
2.Организация
видов профессионального
обучения рабочих
2.1
Подготовка и переподготовка рабочих
и их особенность
2.2
Повышение квалификации рабочих и руководителей
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Тема
«Подготовка и переподготовка
кадров и повышение их
Квалификация рабочих в
1.Теоретические
основы обучения и повышения
квалификации работников
Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными ее видами. Следует отметить, что обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами (внутризаводское обучение). Во внезаводском обучении роль предприятия сводится к определению требований не только к количеству, но и к направленности обучения, закрепленных в соответствующих договорах (заявках) на подготовку. Само обучение осуществляется в специальных обучающих центрах, а также в системе высшего и среднего специального образования. Кроме того, предприятие посредством различного вида стимулов влияет на самообразование (самоподготовку) своих работников, на развитие ими профессионального мастерства.
С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:
• подготовку новых рабочих;
• переподготовку и обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;
• повышение квалификации.
В отношении специалистов и руководителей обучающая функция предприятия проявляется прежде всего в организации повышения их квалификации. Обучение рабочих непосредственно на рабочем месте носит оперативный характер, всегда конкретно, так как ориентировано на освоение конкретного трудового прогресса, выполнение конкретной работы, не требует больших расходов на обучение. В процессе обучения используются такие методы, как работа в течение некоторого времени в качестве ассистента, постепенное усложнение задания, ротация (смена) рабочих мест, делегирование части функций и др. Обучение на рабочем месте характерно прежде всего для рабочих и простых должностей служащих. Обучение вне рабочего места более эффективно, имеет большую теоретическую направленность, дает разностороннюю подготовку, но требует значительных затрат. Кроме того, работник отрывается от своей работы. Используемые здесь методы соответствуют, как правило, теоретической направленности обучения — это лекции и практические занятия в аудитории, использование деловых игр и разбор конкретных производственных ситуаций, обучающие программы, в том числе и на базе ПЭВМ, обмен опытом и др. Обучение вне рабочего места характерно для всех категорий работников, но в большей мере для руководителей, специалистов и служащих.
Цель деятельности предприятия в области обучения состоит в обеспечении:
• надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);
• условий для мобильности работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости;
• возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.
Подготовка, переподготовка кадров и повышение квалификации — важное звено в сбалансированности спроса и предложения рабочей силы. Действительно, меняя профессиональную направленность подготовки, уровень квалификации, а также осуществляя первичную подготовку для конкретных рабочих мест, предприятие может обеспечить наиболее полное соответствие структуры работников структуре рабочих мест с учетом всего спектра требований, предъявляемых последними к качеству рабочей силы. Раньше предприятиям и организациям ежегодно доводились задания по подготовке и переподготовке кадров, нормативы численности работников, занимающихся обучением, нормативы на создание учебно-производственной базы, задания по ее расширению и т. п. В настоящее время все виды обучения предприятия осуществляются самостоятельно независимо от каких-либо других органов управления, что имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны.
С переходом к рыночной экономике функции предприятия по организации обучения и обеспечению его надлежащего качества значительно расширяются. Прежде всего это связано с ослаблением роли государственного регулирования подготовки квалифицированной рабочей силы через систему профессионально-технического образования и переподготовкой высвобождаемой значительной части рабочей силы, с повышением требований к гибкости рабочей силы, повышением значимости процессов перемены труда, с ориентацией предприятия на удовлетворение потребности в квалифицированной рабочей силе за счет собственных работников. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на предприятии в условиях рынка, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в рабочей силе, а с другой — предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами. Отсюда и требования гибкости (подвижности) системы переподготовки и повышения квалификации, к ее способности быстро менять содержание, методы, организационные формы в соответствии с потребностями производства и ситуацией на рынке труда.
Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации:
• выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров;
• определение потребности в обучении кадров по отдельным его видам;
• правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
• выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качества обучения;
• изыскание
средств для финансирования всех видов
обучения в необходимом количестве и с
требуемым качеством.
Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными её видами (рис .1). Прежде всего ,обращает на себя внимание ,что обучение может быть организовано непосредственно на предприятии собственными силами .Во вне заводском обучении роль предприятия сводится к определению требований не только к количеству ,но и к направленности обучения ,закрепленных в соответствующих договорах на подготовку .Само обучение осуществляется в специально обучающих центрах ,а также в системе высшего и среднего специального образования .Система подготовки ,переподготовки и повышение квалификации работников на предприятии ,с одной стороны ,должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе ,а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами . Перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие задачи в области подготовки переподготовки кадров и повышения их квалификации :
Существует еще одна разновидность задач производственного обучения ,которая делится следующим образом :
1. при подготовке новых рабочих :
а) привитие обучающимся людям профессиональных навыков ;
б) изучение наиболее рациональных рабочих приемов на основе опыта передовых производств ;
в) освоение норм выработки ,достижение качественных показателей;
г) усвоение правил техники безопасности и промышленной санитарии ;
2. при повышении квалификации рабочих :
а) совершенствование имеющихся навыков ;
б) освоение новых ,более сложных работ и навыков ;
в) освоение
новой техники и технологии ,изучение
передовой организации
г) освоение новых методов и приемов труда и его организации .
Обучение невозможно без знания принципов
обучения ,т.е основных положений ,на которых
базируется успешно организованная теория
образования и обучения и успешно организованный
учебно – производственный процесс
. Основные принципы обучения представлены
в таблице 1.
| |||
Внутризаводское обучение | Внезаводское обучение | Самообучение ,самоподготовка | |
С отрывом от производства | Без отрыва от производства | ||
Подготовка новых рабочих | Повышение квалификации | Переподготовка | |
На рабочем месте | Вне рабочего места |
По видам
обучения
Рис .1 Классификация
обучающих функций предприятия .
Информация о работе Подготовка кадров и повышение их квалификации