Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа
Современное развитие рынка финансовых услуг, оказываемых банками, характеризуется бурным внедрением электронных технологий и широким использованием пластиковых карт, в связи с возникающими и обостряющимися в современных условиях проблемами, такими как: сверхзатраты на поддержание денежного оборота, прогрессирующий дефицит наличных денежных средств, сложность контроля за денежным обращением.
Введение .......................................................................................................3
1.Теоритеческие основы функционирования пластиковых карт
1.1. История создания пластиковых карт, понятия и сущность 5
1.2. Классификация пластиковых карт....................... ...................10
1.3 Механизм функционирования пластиковых карт
2.Анализ состояния рынка пластиковых карт в России и за рубежом.
2.1. Анализ динамики операций с пластиковыми картами 13
2.2. Современное состояние рынка пластиковых карт.......................16
2.3 Преимущество и прибыльность операций с пластиковыми картами............18
3. Проблемы связанные с использованием пластиковых карт и пути их решения ……………………………………………………………………
Заключение .............................................................................................. 27
Список использованной литературы .................................................... 29
— С помощью карточки держатель имеет возможность получать наличные деньги во многих банкоматах и банках почти в любом уголке мира. Нет необходимости постоянно держать при себе большое количество денежной наличности;
— Перевозка денежных средств, что на банковских платежных картах через границу осуществляется без лишних таможенных процедур, при этом сумма денежных средств на карточном счете не ограничено;
— Ежемесячно банк, где у владельца платежной карты открыт картсчет, осуществляет начисление процентов на остаток денежных средств на карточном счете;
— Независимость от режима работы обслуживающего банка, то есть возможность совершать операции круглосуточно;
— Держателям банковских платежных карт в определенных торговых предприятиях и сервисных центрах предоставляются скидки и льготные тарифы при покупке;
— Нелимитированные безналичные расчеты в течение дня с одним или несколькими продавцами
— Возможность приобретения товара в сети Internet и многое другое.
Для работников использования платежных карточек выгодно, поскольку нет необходимости стоять в очереди у кассы в день выдачи зарплаты, любую сумму (в пределах зарплаты или остатка на карточном счете) можно снять с картсчета с помощью банкомата в любое время. Важную роль играет и то, что денежные средства можно снимать не только в том населенном пункте, где расположено предприятие, но и в других городах, что очень удобно, например, во время отпуска. Сейчас во многих магазинах можно рассчитываться за приобретенные товары и услуги с помощью карточки, то есть можно расплачиваться в безналичной форме (в случае если для выплаты зарплаты используются расчетные или накопительные карты).
Чтобы внедрить у себя на предприятии такой вид услуг, как выдача зарплаты работникам с использованием платежных карт, предприятию необходимо заключить соответствующий договор с банком и организационно обеспечить заключение договора банка с каждым работником.
Расчеты с использованием банковских платежных карточек относятся к безналичной формы расчетов и осуществляются через банки, которые являются членами тех или иных платежных систем.
Предприятие торговли и сферы обслуживания, которое хочет привлечь к себе покупателей — держателей платежных карт, должно заключить договор эквайринга (обслуживания) с банком — членом соответствующей платежной системы. При заключении договора обязательно нужно обратить внимание на срок, в течение которого банк обрабатывает документы и перечисляет предприятию денежные средства по операциям , а также на размер комиссионного вознаграждения, при этом взимается.
Одним из недостатков является то, что использование банковских платежных карточек на территории страны возможно еще не повсеместно, поскольку рынок этих услуг у нас еще на стадии развития, а это приводит к тому, что этими "благами цивилизации" могут пользоваться предприятия и физические лица в больших населенных пунктах. Еще один недостаток — то, что определенные типы карт могут обслуживаться только в определенных банкоматах. К недостаткам банковских платежных карточек можно отнести также: — влияние на них природных факторов (перепад температуры, влага, прямые солнечные лучи, механические нагрузки); — если владелец платежной карты забыл или потерял PIN-код *, некоторые банки берут дополнительную плату; — возможны взломы компьютерных сетей банка хакерами, перехват данных о банковские платежные карты и его владельцев при расчетах через сеть Internet. Такая ситуация может привести к тому, что кто-то может воспользоваться вашими денежными средствами на карточном счете; — банкротство банка. Приводит к замораживанию (полной или частичной потери) денежных средств на карточном счете к ее возмещения.
3. Проблемы связанные с использованием пластиковых карт и пути их решения
Сегмент банковских карт отечественного рынка из года в год показывает неплохие темпы развития. Согласно данным, Департамента регулирования расчетов Банка России, с 2001 г. количество эмитированных кредитными организациями на территории РФ банковских карт возросло почти в 12 раз и к 1 июля 2010 г. составило 123 млн. Это означает, что на сегодняшний день в нашей стране на 100 человек приходится примерно 87 банковских карт.
Россияне по-прежнему предпочитают использовать карты в основном для снятия наличных. Особенно очевидна эта тенденция в регионах. Соотношение «снятие наличных/оплата по картам» в настоящее время составляет примерно 9 : 1. А среднее количество операций, осуществляемых на одного человека в России, в 2010 г. выражалось цифрой 17,8. Зарубежные эксперты утверждают: если этот показатель становится больше 70, то соотношение «снятие наличных/оплата по картам» меняется в пользу последнего.
Среди других проблем, препятствующих дальнейшему успешному развитию российского карточного бизнеса, можно также назвать:
■ недостаточное развитие платежной инфраструктуры;
■ несовершенство законодательной базы;
■ стремительное развитие карточного мошенничества;
■ быстрое распространение небанковских сетей самообслуживания;
■ отсутствие национальной платежной системы и единой концепции развития платежного рынка.
Планы по принятию закона о единой национальной платежной системе сегодня, как никогда, близки к осуществлению - законопроект будет внесен на рассмотрение Правительства РФ уже в ноябре 2009 г. Однако очевидно, что принятие закона еще не гарантирует успешного создания единой отечественной платежной системы. В частности, создаваемой НПС придется отвоевывать себе «место под солнцем» уже на сложившемся рынке, где ключевые позиции (до 85%) занимают международные платежные системы VISA и MasterCard. Оставшуюся часть рынка делят между собой около 20 отечественных платежных систем, крупнейшие из которых - Объединенная российская платежная система (ОРПС) и «Золотая Корона» - занимают 3 и 5% соответственно.
Также большой вопрос - где найти финансирование для огромных, по признанию самих участников рынка, затрат на создание НПС?
Факторы, препятствующие развитию платежных систем в России
Среди этих факторов, целесообразно выделить основные:
■ несовершенство существующего правового законодательства И нормативных актов, которые препятствуют использованию инновационных форм проведения розничных платежей;
■ фрагментарность и недостаточность законодательства, регулирующего рынок платежных услуг, в частности платежных карт;
недостаточное развитие розничной платежной инфраструктуры и ее неравномерное региональное распределение {более 59% электронных терминалов и банкоматов приходится на 10 из 79 регионов страны, при этом 32% из них - на Москву и Московскую область);
существующая тарифная политика платежных систем {платежи за инкассацию наличных денег ниже, чем КОМИССИИ) установленные платежными системами за безналичные расчеты); низкий уровень качества обслуживания держателей карт, в том числе реализованных в рамках зарплатных проектов;
■ недостаточность сведений о месторасположении устройств по приему платежных карт и недостаточная информированность населения о преимуществах их использования при безналичных расчетах:
■ отсутствие стандартов надзора за розничными операторами услуг, что не позволяет обеспечивать необходимую безопасность и доступность розничных услуг.
На решение этих проблем как раз и направлены законопроект « О национальной платежной системе», подготовленный участниками рынка пакет предложений «области законодательства и предлагаемые Банком России нововведения в области надзора.
Законодательство и его регулирование
Темпы развития сферы безналичного оборота (а также связанных с ней сфер, r частности электронной коммерции) все выше, проблем из года в год накапливается все больше. Поэтому появилась насущная необходимость в совершенствовании регулирования и реформировании соответствующего законодательства. Это касается как непосредственно законодательных актов, затрагивающих сферу безналичных платежей и электронных денег, так и иных областей права, некоторых разделов УК РФ и других кодексов. Если законопроект о национальной платежной системе будет принят, он вполне сможет стать основой рамочного законодательства, в рамках которого предстоит решить многие вопросы.
Большинство таких вопросов было озвучено на конференции. Одним из основных названа борьба с мошенничеством на данном рынке. По словам А. Аксакова, «существующее уголовное законодательство - ст. 187 Уголовного кодекса РФ (изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов) - не позволяет привлекать к ответственности мошенников. Так, в 2008 г. число официально зарегистрированных мошеннических действий на этом рынке увеличилось на 31%, а число лиц, привлеченных к ответственности по этой статье, уменьшилась на 14%». Ассоциация «Россия» предлагает выделить преступления, связанные с платежными документами и платежными картами, в различные статьи и ввести ранее не существовавший термин «введение в оборот фальшивых платежных карт».
Со своей стороны, Банк России разрабатывает некоторые новации в области регулирования. Так, в связи со случаями завышения отдельными кредитными учреждениями комиссии при использовании их карт за границей и в банкоматах других банков, возможно, будет предложено информировать клиентов о принципах ценообразования по банковским картам. Можно предположить, что данные требования не вызовут слишком негативную реакцию со стороны кредитных учреждений. В конце концов, подобные нововведения в области ставок по кредитам отечественная банковская система перенесла относительно спокойно и быстро. Не исключено также, что к нарушителям, завышающим карточные тарифы, Банк России будет применять меры надзорного реагирования.
Перспективные направления развития
Обсуждение некоторых вопросов на конференции проходило в формате круглых столов. В частности, повышение финансовой грамотности населения и ее роль в развитии карточного рынка, а также тесно связанная с этим проблема доступности безналичных финансовых услуг для населения и бизнеса. Высказывалось мнение, что для нормального функционирования российской НПС необходимо донести до самых широких слоев населения преимущества банковских карт и безналичных платежей. Это позволит развивать в полной мере не только рынок безналичных расчетов, но и рынок кредитования.
Среди задач, которые предстоит решать на пути повышения финансовой грамотности населения, были, в частности, обозначены такие, как малый охват аудитории профильными проектами, отсутствие четкого ответа - кто, кого и как будет учить и т.д. Дано немало конкретных предложений о формах и методах обучения финансовой грамотности, особенно молодежи.
очень важным и перспективным в области применения пластиковых карт многие участники конференции называли широкое развитие социально значимых проектов, что,
Трудно переоценить важность развитых платежных систем для общества и экономики страны. Банковские карты способствуют эффективным расчетам за товары и услуги, снижению затрат на обслуживание наличных средств, повышению прозрачности финансовых потоков, росту и улучшению экономики страны в целом. Сегодня в России выпущено более 60 млн пластиковых карт. Однако на кредитные карты, по нашим данным, приходится примерно 14 млн, это менее 15% от общего количества карт. Из них 12 млн выдано в течение или после выплаты потребительского кредита и 2 млн - через банковские каналы.
Как отмечалось, рынок осознал необходимость перехода на кредитные карты, поскольку они выгодны и банкам, и клиентам, и торгово-сервисным предприятиям.
Итак, на первый взгляд, участники рынка получают огромную пользу от перехода на кредитные карты, однако Россия по количеству кредитных карт до сих пор занимает далеко не первое место, в том числе по сравнению с еще не освоенными рынками Индии и Китая и более развитыми кредитными рынками Испании и Турции. Разница более чем существенная. Очевидно, что России предстоит пройти большой путь.
Есть причины, которые тормозят развитие российского рынка кредитных карт. По мнению экспертов Visa International, российский рынок кредитных карт сегодня находится на начальном этапе развития, несмотря на более чем 20-летнюю историю. С чем это связано? Причины, как ни странно, все те же, что были 2 и 3 года тому назад.
Во-первых, сама категория кредитных карт находится в процессе становления и по-прежнему нет общего понимания револьверной кредитной карты как продукта. До сих пор преобладает кредитование через торговые точки и бумажное кредитование.
Другая причина -это низкий уровень финансовой грамотности клиентов и культуры использования кредита. Хотя наблюдается значительный прогресс в сфере образования, потребители все еще испытывают недостаток базовых знаний о кредитных продуктах и существующих способах оплаты товаров и услуг.
Еще одна проблема, которая значительно тормозит развитие этого рынка в России, — недостаточное количество данных по кредитным историям, которые банки передают в кредитные бюро. Вопрос проверки кредитной истории клиента актуален для всего банковского сообщества и в России, и за рубежом. Так, представитель одного из крупнейших западных банков-эмитентов кредитных карт как-то признался, что их серьезную озабоченность вызывает значительный уровень мошенничества и недобросовестности клиента на этапе заполнения анкет. Некорректные данные и отсутствие информации о заемщиках увеличивают риски банков и не позволяют максимально полно использовать преимущества кредитного сегмента.