Пластиковые карты

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Современное развитие рынка финансовых услуг, оказываемых банками, характеризуется бурным внедрением электронных технологий и широким использованием пластиковых карт, в связи с возникающими и обостряющимися в современных условиях проблемами, такими как: сверхзатраты на поддержание денежного оборота, прогрессирующий дефицит наличных денежных средств, сложность контроля за денежным обращением.

Содержание

Введение .......................................................................................................3

1.Теоритеческие основы функционирования пластиковых карт

1.1. История создания пластиковых карт, понятия и сущность 5

1.2. Классификация пластиковых карт....................... ...................10
1.3 Механизм функционирования пластиковых карт

2.Анализ состояния рынка пластиковых карт в России и за рубежом.

2.1. Анализ динамики операций с пластиковыми картами 13

2.2. Современное состояние рынка пластиковых карт.......................16
2.3 Преимущество и прибыльность операций с пластиковыми картами............18
3. Проблемы связанные с использованием пластиковых карт и пути их решения ……………………………………………………………………

Заключение .............................................................................................. 27

Список использованной литературы .................................................... 29

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Вес больше держателей выбирают банковские кар­ты и используют их как наиболее привлекательную и удобную форму расчетов. В отличие от западных стран России пока не накопила достаточного опыта исполь­зования платежных карт как инструмента безналичных расчетов. Изначально преобладали дебетовые продук­ты, и только в последние годы кредитные карты стали пользоваться значительным спросом, во многом благо­даря достаточно агрессивной политике банков, пози­ционирующихся на этом сегменте рынка. Тем не менее темпы роста эмиссии банковских карт не сокращают­ся. Развивая филиальную сеть, банки предоставля­ют и регионам возможность развития в данном направ­лении. Но пока кардинально переломить тенденцию сокращения доли карт, эмитированных в регионах, не удается. Как высокотехнологичный продукт, банков­ские карты в большинстве своем по-прежнему выпу­скают в городах с наиболее развитой инфраструктурой.

В некоторых российских регионах уровень «рыноч­ного проникновения карт» приблизился к показателям, типичным для экономически развитых стран Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем не менее географическая диспропорциональ­ность по-прежнему является большой проблемой в раз­витии российского рынка банковских карт: третья часть бизнеса сосредоточена в московском регионе.

Также следует отметить факторы, положитель­но влияющие на динамику развития рынка банковских карт в России. Во-первых, это увеличение доли карт с кредитной функциональностью и расширение спек­тра услуг, ориентированных на розничный бизнес, что позволяет держателям использовать платежную кар­ту как многофункциональное средство безналичных расчетов. Такое положение дел означает, что отдача от каждой выпушенной банковской карты, как для эми­тента, так и для эквайрера, с каждым годом становит­ся выше, поэтому растут и их доходы, как в абсолют­ном, так и в относительном выражении. Во-вторых, ди­намичное развитие банковского сектора способствует не только количественным, но и качественным изме­нениям, т. е. увеличению роли продуктов с кредитной функциональностью и доли платежных трансакций в общем обороте.

В настоящее время для дальнейшего развития и совершенствования рынка банковских карт в России необходимо, во-первых, развивать инфраструктуру обслуживания карт. Внедрение региональных и мест­ных программ привлечения предприятий сферы то­варов и услуг к обслуживанию банковских карт в со­ответствии с современными стандартами безопасно­сти является важной задачей банковской индустрии. Ближайшей перспективой развития рынка банковских карп является создание национальной платежной си­стемы. Во-вторых, совершенствование государственного  регулирования в области банковских карт остает­ся важным вопросом законодателей. Здесь необходимо учитывать интересы всех участников рынка, как держателей, эмитентов и эквайеров, так и ведущих пла­тежных систем, политика которых во многом оказывает  существенное влияние на формирование стоимости оказания услуг по обслуживанию банковских карт предприятиями товаров и услуг. В-третьих, та­рифная политика банков и расчетных агентов также должна меняться согласно условиям рынка. Для стиму­лирования держателей  использовать банковскую карту в качестве инструмента расчетов (а не способа получе­ния наличных денежных средств) кредитные организа­ции имеют множество рычагов, в числе которых услуга cash back возврат определенного процента за расчет­ный период от суммы совершенных операций оплаты товаров и услуг с использованием карты; льготный пе­риод кредитования при соблюдении условий использо­вания карты в качестве инструмента расчетов; допол­нительные комиссии за получение наличных с исполь­зованием карты и др. В-четвертых, любой пользователь должен иметь возможность получать достоверную и прозрачную информацию о рынке банковских карт. Большую работу в данной сфере делает  Банк России, обновляя и дополняя существующие формы отчетов, публикуемых в открытом доступе на своем сайте, что позволяет получить актуальные данные по России, со­поставимые с другими странами. Информационным и исследовательским агентствам следует также акценти­ровать внимание на многостороннем развитии рынка банковских карт, поскольку спрос на данную информа­цию будет расти быстрыми темпами.

2.2Современное состояние рынка пластиковых карт

Сейчас в Европе находится в обращении более 300 млн карточек, Вы­пуск карточек в Европе рос медленно, но неуклонно. Рост за последние два года составил 20%.

Эмитенты карточек в Европе работают на все более насыщающемся рынке. Во многих странах Европы большинство потенциальных держа­телей новых платежных карточек уже имеют карточки тех или иных существующих систем: и среднем на каждого совершеннолетнего жите­ля Европы приходится 1,1 карточки.

В Европе преобладают дебетовые карточки. Здесь дебетовые кар­точки составляют 53% всех платежных карточек; на них приходится 45% всех транзакций и 35% стоимости денежного оборота. Доля кре­дитных карточек составляет почти 30% (приложение 10).

Прибыльность разных типов карточек неодинакова, поэтому раз­ные страны выбирают различные пели и приоритеты. Преобладание де6етовых карточек в Европе по сравнению с США дает основание ожидать, что в будущем различия между рынками США и Европы в отношении приоритетов в выборе типов карточек и путей техническо­го развитии будут только расти. Это значит, что между Европой и США сохранятся различия в ценовой политики и величины   комиссии за обмен валюты. Это может привести к столкновениям региональных интересов в международных платежных системах, таких как Visa и Europay.

В отношении распространенности карточек Европа очень диффе­ренцирована: различия стран по числу карточек на душу совершенно­летнего населения остаются значительными. Больше всего их в Вели­кобритании— почти 2 карточки на каждого совершеннолетнего. Однако в Турции. Ирландии и Греции потенциал роста числа карто­чек еще велик: в этих странах на одного совершеннолетнего жителя приходится меньше 0.5 карточки. В последние годы этот показатель по Европе заметно выровнялся — в половине стран на каждого взрос­лого жителя приходится от 1 до 1.2 карточки.

Основными эмитентами платежных карточек являются байки, хотя выпускают карточки не только они.

По мере совершенствования рынка значение финансовых институ­тов как основных эмитентов уменьшается. В Великобритании, Фран­ции и Скандинавских странах на небанковские карточки приходится 50% общего объема эмиссии. На менее развитых рынках Португалии и Германии на долю банков приходится 95% эмиссии. Однако быст­рый выход небанковских эмитентов платежных карточек на первые роли, как это произошло в США, в Европе маловероятен. Доля банковских карточек в Европе составляет 94% (приложение 11).

Различия между странами остаются значительными, и лишь немно­гие организации имеют сильные позиции более чем в одной стране.

В каждой стране своя система карточек, их использования, эмиссии и процессинга. Однако во всех европейских странах число карточек быстро растет, а платежные системы усложняются не только в отноше­нии разработки программных продуктов, но и в отношении всей инфра­структуры обработки транзакции и соответствующих технологий.

Исторически сложилось так, что в Великобритании. Ирландии и Греции велик удельный нес кредитных карточек, а в Швейцарии и Швеции преобладают дебетовые карточки.

Различия по интенсивности использования карточек между страна­ми Европы еще более значительны. Выше всего эта интенсивность в Дании и Финляндии, где на карточку в среднем приходится не меньше одной транзакций в неделю. На третьем месте по этому показателю Франция (по общему числу транзакций она занимает первое место в Европе) В Италии же на карточку совершается в среднем всего около двух транзакций в год. Этот разброс отражает различия как «зрелости» национальных платежных систем, так и потенциала их роста.

Страны различаются не только по числу находящихся в обращении карточек и преобладанию тех или иных их типов, но и по программ­ным продуктам, используемым для обслуживания карточек. Различия в использовании технологий влияют на развитие национальных рын­ков пластиковых карточек, гак что ожидать появления некоторой об­щеевропейской концепции рынка пластиковых карточек по меньшей мере преждевременно.

Структуры процессинга карточек в каждой стране свои.  Они различаются главным образом распределением ролей процессинга самим банком-эмитентом (in-house), его филиалами, совместными филиала­ми, межбанковскими организациями и третьими сторонами. Дебетовые карточки обычно «нарабатывают, сами банки-эмитенты или совместные процессинговые центры (к услугам последних прибегают обычно мелкие банки). Кредитные карточки чаше обрабатываются межбанковски­ми или независимыми процессорами, доля которых и последнее время растет.

Возможности систем обработки карточек сегодня избыточны как в отдельных странах, тик и в Западной Европе в целом. Если тенденция вторжения на европейский рынок американских процессииговых компаний сохранится, эта избыточность еще возрастет.

Что же касается рынки кредитных карточек США( то это бизнес с оборотом $800 млрд в год. В 1998 г. суммарный объем комиссионных, взятых с держателей карточек, и процентов за кредит составил около $80 млрд. а объем привлеченных средств 199,2 млрд.(приложение 12)

Торговцы, принимающие «пластиковые деньги» к оплате, выложи­ли к сумме еще $16 млрд. Прибыль американских участников «кар­точного» бизнеса составила почти $12 млрд.

Компании American Express и Discover (полное название компа­нии Dean Witter, Discovers, Company) крупнейшие небанковские эмитенты платежных карточек, задавленные конкуренцией со сто­роны банковских ассоциаций Visa и MasterCard, с начала 90-х гг. вы­нуждены буквально бороться за мечи под солнцем на «карточном» рынке (прилжение 13).

Основная причина укрепления позиций банковских карточек на американском рынке - опять же конкуренция, но уже между банка­ми. Банки эмитенты карточек Visa и MasterCard стали активно кон­курировать между собой, используя всё более изощренные приемы; постоянно уменьшались проценты за кредит, снижалась пла­та за обслужи наши- карточек, предлагались схемы возврата части по­траченных деист и т. д. Ужесточение межбанковской конкуренции привело к появлению множества чрезвычайно привлекательных для клиентов банковских «карточных» продуктов, что, естественно, вы­звало отток клиентов от небанковских эмитентов, к которым относятся American Express и Discover.

Развитые рынки США и Европы давно поделены, в последнее вре­мя активно идет их передел. Банковские ассоциации, а точнее банки, в них входящие, вторгаются в сферу Т&Е, исторически принадлежавшую небанковским эмитентам пластиковых карточек, таким ком­паниям как American Express. Последние, в свою очередь, покушаются на клиентов банков. Проникновение банков в сферу Т&Е затруднено, так как международные ассоциации не имеют в своем арсенале карточек, способных конкурировать с карточками American Express на том рынке. В результате банки вынуждены прибегать к помощи сторонних организаций и вести совместные программы. Наиболее распростране­ны соглашения типа ассоциация- банк-авиакомпания. Главный недостаток подобных программ заключается в узком охвате рынка собственника услуг Т&Е.

American Express, понимая выгоду своего положения на рынке Т&Е и проигрышность его в других сферах  карточного бизнеса, принимает не свойственные ей решения: призывает банки к сотрудничеству. Банки же в лице международных ассоциаций Visa и MasterCard при­бегают к прямым запретам сотрудничества с компаниями- конкурентами.

В системе розничной торговли в Европе работает значительно боль­ше миллиона терминалов. Большинство транзакций сегодня проходят через электронные средства. Тем не менее возможности роста числа терминалом во многих странах Европы еще есть.

С учетом того, что стоимость эксплуатации банкоматов снижается и что с ростом числа банкоматов уменьшается потребность в кассирах в отделениях банков, пока трудно сказать, насколько опасна тенден­ция снижения числа операций получения денег через банкоматы. Од­нако,  если число банкоматов будет и дальше расти быстрее суммарного числа операций пользования ими, как и происходит сейчас в Европе (за исключением Великобритании), условия конкуренции, по мнению экспертов все острее будут ставить перед банкирами вопрос о снижении затрат.

Около 30%  общего числа банкоматов в мире приходится на Западную Европу, 26% — на Японию, 25% - на США. Средний европейский клиент в 1998 г. получал деньги через банкоматы 18 pаз, а средняя полу­чаемая за один раз сумма составляла около 110 экю. Наибольшее число этих операций было совершено в Велико­британии, второе место занимает Франция, а третье - Германия.

По мнению зарубежных экспертов, наиболее перспективными рын­ками для установки терминальною оборудования являются Индия, Россия, Болгария, где ожидается рост числа банкоматов.

2.3. Преимущество и недостатки операций с пластиковыми карточками.

 

Операции с банковскими платежными карточками является достаточно новым направлением банковского бизнеса, который, с одной стороны, расширяет спектр услуг банка, удовлетворяя тем самым растущие потребности клиентов, с другой - является мощным источником ресурсов как в иностранной, так и в национальной валютах. Быстрое распространение банковских карт является свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным участникам системы

Для многих коммерческих банков пластиковые карточки стали новым направлением бизнеса, эффективным финансовым инструментом.

Все больше предприятий выплачивают зарплату не через кассу, а перечисляют ее на их персональные карточные счета в банке. Многие предприятия используют в своей хозяйственной деятельности корпоративные карты. Количество граждан, которые используют банковские платежные карточки для хранения своих сбережений, предназначенных для текущих расходов и осуществления расчетов, с каждым годом увеличивается.

Популярность банковских платежных карт в том, что они имеют множество преимуществ перед денежными средствами в виде банкнот. Эти преимущества соизмеримы с теми, которые имели банкноты в время их появления перед денежными средствами в виде монет из золота, серебра и других благородных металлов. Росту популярности банковских платежных карт также способствовало расширение сети банкоматов и увеличение количества банков, предоставляющих услуги по обслуживанию карточных счетов.

Одно из преимуществ - уменьшение количества операций предприятия с наличными денежными средствами в кассе, а также то, что потеря пластиковой карты, при правильных действий ее владельца, еще не означает потерю денежных средств. К положительным сторонам использования платежных карт можно отнести следующее:

— Карточный счет может быть открыт в рублях, долларах или другой валюте или же в двух разных валютах одновременно, что дает экономию за счет уменьшения расходов на конвертацию валют;

— С помощью карточки держатель имеет возможность покупать (получать услуги) во многих учреждениях торговли и бытового обслуживания;

Информация о работе Пластиковые карты