Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа
Современное развитие рынка финансовых услуг, оказываемых банками, характеризуется бурным внедрением электронных технологий и широким использованием пластиковых карт, в связи с возникающими и обостряющимися в современных условиях проблемами, такими как: сверхзатраты на поддержание денежного оборота, прогрессирующий дефицит наличных денежных средств, сложность контроля за денежным обращением.
Введение .......................................................................................................3
1.Теоритеческие основы функционирования пластиковых карт
1.1. История создания пластиковых карт, понятия и сущность 5
1.2. Классификация пластиковых карт....................... ...................10
1.3 Механизм функционирования пластиковых карт
2.Анализ состояния рынка пластиковых карт в России и за рубежом.
2.1. Анализ динамики операций с пластиковыми картами 13
2.2. Современное состояние рынка пластиковых карт.......................16
2.3 Преимущество и прибыльность операций с пластиковыми картами............18
3. Проблемы связанные с использованием пластиковых карт и пути их решения ……………………………………………………………………
Заключение .............................................................................................. 27
Список использованной литературы .................................................... 29
Пластиковые карты можно классифицировать по различным признакам.
По механизму расчетов:
• двусторонние системы — возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т. д.);
• многосторонние системы — предоставляют владельцам карт возможность покупать товар у различных торговцев и служб сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Многосторонние системы возглавляют национальные ассоциации банковских карт, например American Express, Visa, Master Card, Diners Club, Europay International. В России лидируют межбанковские карточные платежные системы STB Card, Union Card и «Золотая Корона».
По принадлежности к учреждению-эмитенту:
• банковские карты, эмитентом которых является банк или сообщество банков. С ее помощью можно оплатить покупки в торгово-сервисной сети, а также снять наличные деньги со счета в банке;
• коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями: коммерческими фирмами или группой коммерческих фирм. В частности, к ним относятся карточки туризма и развлечений. Они выпускаются компаниями, специализирующимися на обслуживании указанной сферы, например American Express, Карточки принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров и услуг, а также предоставляют их владельцам различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, страхованию жизни, скидки с цены товара и т. д.
По виду проводимых расчетов:
• расчетная карта — вид банковской карты, предназначенной для совершения операции ее держателем в пределах установленной банком-эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которой осуществляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, или кредита, предоставляемого банком-эмитентом в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт);
• кредитная карта — вид банковской карты, предназначенной Для совершения операций ее держателем, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных банком-эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора;
• предоплаченная карта — вид банковской карты, предназначенной для совершения операций ее держателем, расчеты по которым осуществляются банком-эмитентом от своего имени, и удостоверяющей право требования держателя предоплаченной карты к банку-эмитенту по оплате товаров (работ, услуг) или выдаче наличных средств.
Предоплаченные карты эмитируются только для физических лиц. При совершении клиентом — физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты договор банковского счета с физическим лицом не заключается.
По владельцам:
• индивидуальная карта — для отдельных клиентов банка — физических лиц. Она может быть расчетной и кредитной.
• корпоративная карта — выдается юридическим лицам. Может быть расчетной и кредитной. Держатель такой карты — уполномоченный юридического лица (руководитель или другой сотрудник).
В РФ операции но корпоративным картам ограничены действующим законодательством, С них могут быть оплачены хозяйственные расходы предприятий, командировочные и представительские расходы в России и за рубежом. При этом) запрещается использование корпоративных карт для выплаты заработной 1ыатн| и других выплат социального характера.
По технологии обработки и передачи информации.
• карты с магнитной полосой;
• карты со встроенной микросхемой (чиповые).
Карты с магнитной полосой на сегодняшний лень являются одними из самых распространенных. Для записи и хранения информации эти карты имеют три магнитные дорожки, одна из которых предназначена для переписи данных во врем» каждой авторизации, а остальные две используются для идентификации владельца карты. Информация, содержащаяся на магнитной полосе, совпадает с записями на передней стороне карты: имя. номер счета владельца карты, дата окончания действия карты.
При платежах по магнитным картам применяется режим on-line, Разрешение на платеж дает в этом случае компьютер банка или процессингового центра связи с торговой точкой с целью подтверждения платежеспособности владей карты.
1.3. Механизм функционирования пластиковых карт
В расчетах с использованием магнитной карты участвуют следующие стороны:
• владелец магнитной карты;
• банк-эмитент и его процессииговая копания;
• торгово-сервисная точка с POS-тсрмнналом:
• бамк-эквайрер и его процессинговая компания;
• главный процесеннговый центр;
• расчетный банк, где банк-эмитент и банк-эквайер держат свои корреспондентские счета и осуществляют взаимные расчеты (система оптовых межбанковских расчетов через корреспондентские счета, открытые в третьем (расчетном) банке).
Для проведения платежей посредством банковских карт торговая точка должна быть оснащена POS-терминалач. POS-термипал связан выделенной телефонной линией с банком и Процессинговой компанией. Он представляет собой устройство для оперативного и автоматического считывания реквизитов карты с целью формирования требования платежа и отправки его в банк — участник системы (к реквизитам карты добавляют записанные в устройство реквизиты магазина а набирают на клавиатуре сумму платежа). Основная его задача заключается в формировании электронного образа платежного документа, в распечатке кассового чека (слипа), в коммуникации с банком-эквайрером и его процессинговой компании на предмет автоматической авторизации и передачи платежного требования.
Процессинговая компания — это посредник между программами первичной обработки клиентских распоряжений и операционными программами банками — участниками карточной системы. Ее задача — автоматическая обработка электронных платежных инструкций и их передача в банки — участники системы, Проессинговая компания представляет собой набор серверов, компьютеров, специального программного обеспечения, множество входящих линий связи. В общем виде расчеты посредством магнитных карт осуществляется следующим образом.
• Клиент приходит за покупкой в торгово-сервисную точку с магнитной картой. Поскольку на карте не хранится информация о состоянии счета клиента, то, прежде чем принять ее в уплату за товар, продавец проводит авторизацию. POS-термииал магазина автоматически формирует авторизационный запрос и посылает его в процессинговую компанию эквайрера. Далее запрос передается через главный процессинговый центр в процессинговую компанию банка-эмитента карты. Ответ на авторизационный запрос главный процессинговый центр отправляет в обратном направлении. При положительном ответе POS-терминал печатает три экземпляра чека (слипа), в которых расписывается клиент (для клиента, банка и торгово-сервиснои точки).
• Слип, по сути, платежный документ, который содержит необходимый состав реквизитов, но имеет несколько иной формат, чем традиционный платежный Документ, что является следствием иной процедуры печати слипа. Первоначально слип представлял собой оттиск карточки на специальной бумаге, где заранее впечатаны реквизиты получателя платежа и в процессе покупки проставляется сумма платежа и подпись плательщика (акцепт). Сейчас слип стал больше похож на кассовый чек, поскольку карточные системы переходят на электронные технологии, и он печатается современным кассовым аппаратом с функцией компьютерной памяти, связи с процессинговой компанией и с программами складского учета продавца.
• Ежедневно процессинговая компания эквайрера собирает со всех терминалов электронные слипы. Затем она автоматически формирует реестры платежей и направляет их в главный процессинговый центр, который подготавливает и направляет в расчетный банк распоряжение провести расчеты между эквайрером и эмитентом и отразить их по корреспондентским счетам банков-участников. После подтверждения факта проведения платежей по счетам банков главный процессинговый центр направляет в процессинговые компании банков-участников реестры проведенных платежей, которые и передают указанные реестры своим банкам. Данные реестры служат основанием для проведения платежей по клиентским счетам банка-эмитента и банка-эк-вайрера.
• Межбанковские расчеты между эквайрером и эмитентом осуществляются через традиционные межбанковские оптовые системы. Расчеты выполняются расчетным банком ежедневно одним платежом в покрытие сальдо входящих и исходящих платежей клиентов каждого банка-участника на основе распоряжений главного процессингового центра. После получения выписки по своим корреспондентским счетам в расчетном банке и реестра платежей из собственной процессинговой компании, после их сверки банк-эмитент и банк-эквайрер проводят платежи по счетам своих клиентов: банк-эмитент списывает сумму платежа с карточного счета клиента — владельца магнитной карты; банк-эквайрер зачисляет сумму платежа на расчетный (текущий) счет торгово-сервисной точки.
Процедуру проведения платежей с использованием магнитных карт можно представит следующим образом ( приложение 1).
Отличие расчетов чиповыми картами (смарт-картами) от традиционных магнитных карт заключается в основном в отсутствии процедуры авторизации.
2.Анализ состояния рынка пластиковых карт в России и за рубежом.
2.1. Анализ динамики операций с пластиковыми картами
Банковские карты являются одним из наиболее динамично развивающихся инструментов расчетов и за последние десятилетия кардинально изменили схему взаимоотношении между покупателями и продавцами как в России, так и за рубежом. В настоящее время уделяется повышенное внимание анализу показателей рынка карт как со стороны непосредственных участников рынка, так и со стороны внешних пользователей экономической информации: независимых экспертов, потенциальных партнеров, органов государственного регулирования. Поскольку все сектора экономики и социальная жизнь охвачены процессами информатизации и автоматизации, то уровень развития рынка банковских карт можно рассматривать как один из критериев, характеризующий положение страны в мировом экономическом пространстве.
О масштабах рынка банковских карт свидетельствует, прежде всего, международная статистика. По данным Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов построены диаграммы (приложение 2 и 3). которые наглядно иллюстрируют объемы и динамику операций с использованием банковских карт наиболее развитых стран (за исключением США). Очевидно, что в международном опыте использование платежных карт при оплате товаров и услуг является устоявшейся практикой. Объемы рынка банковских карт продолжают умеренно расти, о чем свидетельствуют показатели темпов роста. Учитывая тот факт, что развивающиеся рынки имеют как наиболее высокие темпы роста и прироста, так и риски, потенциально связанные с внедрением новых технологий, можно сделать вывод, что рынки банковских карт Франции и Канады быстрее адаптируются к изменяющимся условиям и появлению инноваций, позволяющих развивать бизнес и продвигать услуги, стимулируя активность участников рынка. На этом фоне Германия имеет самый стабильный рынок (наименьшие изменения в объеме операций, совершенных с использованием карт, на протяжении рассматриваемого периода 2004-2010 гг.).
Для сравнения объема рынка банковских карт в России с другими странами рассмотрим показатель отношения объема операций, совершенных с использованием карт, к ВВП в процентах, за 2010 г. (приложение 4). Так, в 2010 г. в России использование карт в стоимостном выражении составило около пятой части объема ВВП (22.4%). На основании полученных данных можно сделать вывод, что банковские карты являются необходимым атрибутом экономик наиболее развитых стран.
Одним из важнейших показателей, характеризующих рынок банковских карт, является показатель объема операций, совершенных с их использованием (как в стоимостном, так и в количественном выражении). Результаты анализа динамики этого показателя демонстрируют общую тенденцию поведения держателей банковских карт и позволяют сделать предварительные выводы относительно особенностей влияния социально-экономической среды на развитие рассматриваемого платежного инструмента.
Для характеристики и анализа изменений на российском рынке банковских карт на 2010-2011 гг. следует в первую очередь отметить значительный рост объемов операции, совершенных с использованием банковских карт. Если в 2007 г. объем операций с использованием пластиковых карт составлял около 100 млрд. руб., то ко второму кварталу 2011 г. он возрос до 450 млрд. руб. Среднее значение количества операций, совершенных с использованием банковских карт, увеличилось за рассматриваемый период почти в 5 раз.(приложение 5,6)
Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями неуклонно растет со 105 млн. ед. в 2008 г. до 158 млн. ед. во втором квартале 2011 г. Также можно заметить изменение в структуре банковских карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт: расчетные карты составляют 86% в общем объеме, кредитные карты – 7,6%, предоплаченные карты – 6,4 % (приложение 7,8)
Постоянный рост динамики операций с банковскими картами характеризуется также предпочтениями держателей карт к получению наличных денежных средств по сравнению с жителями других развитых стран. На фоне европейских стран, США и Канады Россия является единственной страной с преобладанием операций по снятию наличных денежных средств над операциями оплаты товаров и услуг с использованием банковских карт . ( приложение 9)
Исторически банковская карта развивалась как кредитный инструмент для оплаты товаров и услуг, но впоследствии функции расширились и позволяют держателю совершать различные операции. Как правило, банковские карты юридических лиц - это средства в подотчете конкретных сотрудников, поэтому, как правило, такие карты должны использоваться для оплаты товаров и услуг, а не для получения наличных денежных средств.