Пластиковые карты

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Современное развитие рынка финансовых услуг, оказываемых банками, характеризуется бурным внедрением электронных технологий и широким использованием пластиковых карт, в связи с возникающими и обостряющимися в современных условиях проблемами, такими как: сверхзатраты на поддержание денежного оборота, прогрессирующий дефицит наличных денежных средств, сложность контроля за денежным обращением.

Содержание

Введение .......................................................................................................3

1.Теоритеческие основы функционирования пластиковых карт

1.1. История создания пластиковых карт, понятия и сущность 5

1.2. Классификация пластиковых карт....................... ...................10
1.3 Механизм функционирования пластиковых карт

2.Анализ состояния рынка пластиковых карт в России и за рубежом.

2.1. Анализ динамики операций с пластиковыми картами 13

2.2. Современное состояние рынка пластиковых карт.......................16
2.3 Преимущество и прибыльность операций с пластиковыми картами............18
3. Проблемы связанные с использованием пластиковых карт и пути их решения ……………………………………………………………………

Заключение .............................................................................................. 27

Список использованной литературы .................................................... 29

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Пластиковые карты можно классифицировать по различным признакам.

По механизму расчетов:

•   двусторонние системы — возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, при которых владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т. д.);

•   многосторонние системы — предоставляют владельцам карт возможность покупать товар у различных торговцев и служб сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. Многосторонние системы воз­главляют национальные ассоциации банковских карт, например American Express, Visa, Master Card, Diners Club, Europay International. В России лиди­руют межбанковские карточные платежные системы STB Card, Union Card и «Золотая Корона».

По принадлежности к учреждению-эмитенту:

•   банковские карты, эмитентом которых является банк или сообщество бан­ков. С ее помощью можно оплатить покупки в торгово-сервисной сети, а также снять наличные деньги со счета в банке;

•   коммерческие карты, выпускаемые нефинансовыми учреждениями: коммер­ческими фирмами или группой коммерческих фирм. В частности, к ним отно­сятся карточки туризма и развлечений. Они выпускаются компаниями, специ­ализирующимися на обслуживании указанной сферы, например American Express, Карточки принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных пред­приятий во всем мире для оплаты товаров и услуг, а также предоставляют их владельцам различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в го­стиницах, страхованию жизни, скидки с цены товара и т. д.

По виду проводимых расчетов:

•   расчетная карта — вид банковской карты, предназначенной для соверше­ния операции ее держателем в пределах установленной банком-эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которой осуще­ствляются за счет денежных средств клиента, находящихся на его банков­ском счете, или кредита, предоставляемого банком-эмитентом в соответствии с договором банковского счета при недостаточности или отсутствии на бан­ковском счете денежных средств (овердрафт);

•   кредитная карта — вид банковской карты, предназначенной Для соверше­ния операций ее держателем, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных банком-эмитентом клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора;

•   предоплаченная карта — вид банковской карты, предназначенной для совершения операций ее держателем, расчеты по которым осуществляются бан­ком-эмитентом от своего имени, и удостоверяющей право требования дер­жателя предоплаченной карты к банку-эмитенту по оплате товаров (работ, услуг) или выдаче наличных средств.

Предоплаченные карты эмитируются только для физических лиц. При совер­шении клиентом — физическим лицом операций с использованием предоплачен­ной карты договор банковского счета с физическим лицом не заключается.

По владельцам:

•   индивидуальная карта — для отдельных клиентов банка — физических лиц. Она может быть расчетной и кредитной.

•   корпоративная карта — выдается юридическим лицам. Может быть расчет­ной и кредитной. Держатель такой карты — уполномоченный юридического лица (руководитель или другой сотрудник).

В РФ операции но корпоративным картам ограничены действующим законо­дательством, С них могут быть оплачены хозяйственные расходы предприятий, командировочные и представительские расходы в России и за рубежом. При этом) запрещается использование корпоративных карт для выплаты заработной 1ыатн| и других выплат социального характера.

По технологии обработки и передачи информации.

•   карты с магнитной полосой;

•   карты со встроенной микросхемой (чиповые).

Карты с магнитной полосой на сегодняшний лень являются одними из самых распространенных. Для записи и хранения информации эти карты имеют три магнитные дорожки, одна из которых предназначена для переписи данных во врем» каждой авторизации, а остальные две используются для идентификации владельца карты. Информация, содержащаяся на магнитной полосе, совпадает с записями  на передней стороне карты: имя. номер счета владельца карты, дата окончания  действия карты.

При платежах по магнитным картам применяется режим on-line, Разрешение на платеж дает в этом случае компьютер банка или процессингового центра связи с торговой точкой с целью подтверждения платежеспособности владей карты.

 

1.3. Механизм функционирования пластиковых карт

В расчетах с использованием магнитной карты участвуют следующие стороны:

•   владелец магнитной карты;

•   банк-эмитент и его процессииговая копания;

•   торгово-сервисная точка с POS-тсрмнналом:

•   бамк-эквайрер и его процессинговая компания;

•   главный процесеннговый центр;

•   расчетный банк, где банк-эмитент и банк-эквайер держат свои корреспон­дентские счета и осуществляют взаимные расчеты (система оптовых меж­банковских расчетов через корреспондентские счета, открытые в третьем (рас­четном) банке).

Для проведения платежей посредством банковских карт торговая точка должна быть оснащена POS-терминалач. POS-термипал связан выделенной телефонной линией с банком и Процессинговой  компанией. Он представляет собой устрой­ство для оперативного и автоматического считывания реквизитов карты с целью формирования требования платежа и отправки его в банк — участник системы (к реквизитам карты добавляют записанные в устройство реквизиты магазина а набирают на клавиатуре сумму платежа). Основная его задача заключается в формировании электронного образа платежного документа, в распечатке кассо­вого чека (слипа), в коммуникации с банком-эквайрером и его процессинговой компании на предмет автоматической авторизации и передачи платежного требования.

Процессинговая компания — это посредник между программами первичной об­работки клиентских распоряжений и операционными программами банками — участниками карточной системы. Ее задача — автоматическая обработка элект­ронных платежных инструкций и их передача в банки — участники системы, Проессинговая компания представляет собой набор серверов, компьютеров, специ­ального программного обеспечения, множество входящих линий связи. В общем виде расчеты посредством магнитных карт осуществляется следующим образом.

•  Клиент приходит за покупкой в торгово-сервисную точку с магнитной кар­той. Поскольку на карте не хранится информация о состоянии счета клиен­та, то, прежде чем принять ее в уплату за товар, продавец проводит авторизацию. POS-термииал магазина автоматически формирует авторизационный запрос и посылает его в процессинговую компанию эквайрера. Далее запрос передается через главный процессинговый центр в процессинговую компа­нию банка-эмитента карты. Ответ на авторизационный запрос главный про­цессинговый центр отправляет в обратном направлении. При положитель­ном ответе POS-терминал печатает три экземпляра чека (слипа), в которых расписывается клиент (для клиента, банка и торгово-сервиснои точки).

• Слип, по сути, платежный документ, который содержит необходимый состав реквизитов, но имеет несколько иной формат, чем традиционный платеж­ный Документ, что является следствием иной процедуры печати слипа. Пер­воначально слип представлял собой оттиск карточки на специальной бумаге, где заранее впечатаны реквизиты получателя платежа и в процессе покупки проставляется сумма платежа и подпись плательщика (акцепт). Сейчас слип стал больше похож на кассовый чек, поскольку карточные системы переходят на электронные технологии, и он печатается современным кассовым аппаратом с функцией компьютерной памяти,  связи с процессинговой компанией и с программами складского учета продавца.

•   Ежедневно процессинговая компания эквайрера собирает со всех термина­лов электронные слипы. Затем она автоматически формирует реестры плате­жей и направляет их в главный процессинговый центр, который подготавли­вает и направляет в расчетный банк распоряжение провести расчеты между эквайрером и эмитентом и отразить их по корреспондентским счетам бан­ков-участников. После подтверждения факта проведения платежей по счетам банков главный процессинговый центр направляет в процессинговые ком­пании банков-участников реестры проведенных платежей, которые и пере­дают указанные реестры своим банкам. Данные реестры служат основанием для проведения платежей по клиентским счетам банка-эмитента и банка-эк-вайрера.

•   Межбанковские расчеты между эквайрером и эмитентом осуществляются через традиционные межбанковские оптовые системы. Расчеты выполняются расчетным банком ежедневно одним платежом в покрытие сальдо входя­щих и исходящих платежей клиентов каждого банка-участника на основе распоряжений главного процессингового центра. После получения выписки по своим корреспондентским счетам в расчетном банке и реестра платежей из собственной процессинговой компании, после их сверки банк-эмитент и банк-эквайрер проводят платежи по счетам своих клиентов: банк-эмитент списывает сумму платежа с карточного счета клиента — владельца магнит­ной карты; банк-эквайрер зачисляет сумму платежа на расчетный (текущий) счет торгово-сервисной точки.

Процедуру проведения платежей с использованием магнитных карт можно представит следующим образом ( приложение 1).

Отличие расчетов чиповыми картами (смарт-картами) от традиционных маг­нитных карт заключается в основном в отсутствии процедуры авторизации.

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ состояния рынка пластиковых карт в России и за рубежом.

2.1. Анализ динамики операций  с пластиковыми картами           

       Банковские карты являются одним из наиболее ди­намично развивающихся инструментов расчетов и за последние десятилетия кардинально изме­нили схему взаимоотношении между покупателями и продавцами как в России, так и за рубежом. В насто­ящее время уделяется повышенное внимание анали­зу показателей рынка карт как со стороны непосред­ственных участников рынка, так и со стороны внешних пользователей экономической информации: независи­мых экспертов, потенциальных партнеров, органов го­сударственного регулирования. Поскольку все сектора экономики и социальная жизнь охвачены процессами информатизации и автоматизации, то уровень развития рынка банковских карт можно рассматривать как один из критериев, характеризующий положение страны в мировом экономическом пространстве.

      О масштабах рынка банковских карт свидетельствует, прежде всего, международная статистика. По данным Комитета по платежным и расчетным систе­мам Банка международных расчетов  построены ди­аграммы (приложение 2 и 3). которые наглядно иллюстрируют объемы и динамику операций с использованием бан­ковских карт наиболее развитых стран (за исключе­нием США). Очевидно, что в международном опыте использование платежных карт при оплате товаров и услуг является устоявшейся практикой. Объемы рын­ка банковских карт продолжают умеренно расти, о чем свидетельствуют показатели темпов роста. Учитывая тот факт, что развивающиеся рынки имеют как наи­более высокие темпы роста и прироста, так и риски, потенциально связанные с внедрением новых техно­логий, можно сделать вывод, что рынки банковских карт Франции и Канады быстрее адаптируются к из­меняющимся условиям и появлению инноваций, по­зволяющих развивать бизнес и продвигать услуги, сти­мулируя активность участников рынка. На этом фоне Германия имеет самый стабильный рынок (наимень­шие изменения в объеме операций, совершенных с ис­пользованием карт, на протяжении рассматриваемого периода 2004-2010 гг.).

Для сравнения объема рынка банковских карт в России с другими странами рассмотрим показатель отношения объема операций, совершенных с исполь­зованием карт, к ВВП  в процентах, за 2010 г. (приложение 4). Так, в 2010 г. в России использование карт в стоимостном выражении составило около пятой части объема ВВП (22.4%). На основании полученных дан­ных можно сделать вывод, что банковские карты явля­ются необходимым атрибутом экономик наиболее раз­витых стран.

Одним из важнейших показателей, характеризую­щих рынок банковских карт, является показатель объ­ема операций, совершенных с их использованием (как в стоимостном, так и в количественном выражении). Результаты анализа динамики этого показателя де­монстрируют общую тенденцию поведения держате­лей банковских карт и позволяют сделать предвари­тельные выводы относительно особенностей влияния социально-экономической среды на развитие рассма­триваемого платежного инструмента.

Для характеристики и анализа изменений на российском рынке банковских карт на 2010-2011 гг. следует в пер­вую очередь отметить значительный рост объемов опе­рации, совершенных с использованием банковских карт. Если в 2007 г. объем опера­ций с использованием пластиковых карт составлял около 100 млрд. руб., то ко второму кварталу 2011 г. он возрос до 450 млрд. руб. Среднее значение количества операций, совершенных с использо­ванием банковских карт, увеличилось за рассматривае­мый период почти в 5 раз.(приложение 5,6)

Количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями неуклонно растет со 105 млн. ед. в 2008 г. до 158 млн. ед. во втором квартале 2011 г. Также можно заметить изменение в структуре банковских карт, эмитированных кредитными организациями, по типам карт: расчетные карты составляют 86% в общем объеме, кредитные карты – 7,6%, предоплаченные карты – 6,4 % (приложение 7,8)

Постоянный рост динамики операций с  банковскими картами характеризу­ется также предпочтениями держателей карт к получе­нию наличных денежных средств по сравнению с жи­телями других развитых стран. На фоне европейских стран, США и Канады Россия является единственной страной с преобладанием операций по снятию наличных денежных средств над операциями оплаты товаров и услуг с использованием банковских карт . ( приложение 9)

Исторически банковская карта развивалась как кредитный инструмент для оплаты товаров и услуг, но впоследствии функции расширились и позволяют дер­жателю совершать различные операции. Как правило, банковские карты юридических лиц - это средства в подотчете конкретных сотрудников, поэтому, как пра­вило, такие карты должны использоваться для оплаты товаров и услуг, а не для получения наличных денеж­ных средств.

Информация о работе Пластиковые карты