Планирование ВЭД предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:16, дипломная работа

Описание работы

Внешнеторговая политика РК устанавливает и регулирует отношения РК с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которые охватывают международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Эти отношения строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РК.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты планирования внешнеэкономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики 6
1.1 Сущность и классификация внешнеэкономических связей 6
1.2 Внешнеэкономическая политика Республики Казахстан 13
1.3 Сущность планирования внешнеэкономической деятельности предприятия 19
2 Анализ и оценка развития внешнеэкономической деятельности в РК и ЮКО 36
2.1. Анализ развития внешнеэкономической деятельности предприятий в РК и ЮКО 36
2.2 Оценка внешнеэкономической деятельности предприятия 43
3 Совершенствование системы планирования внешнеэкономической деятельности предприятия 48
3.1 Разработка механизма планирования ВЭД предприятия 48
3.2 Пути совершенствования системы планирования на предприятиях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью 53
Заключение 70
Использованная литература 72

Работа содержит 1 файл

План ВЭД.doc

— 557.50 Кб (Скачать)

При составлении характеристик  на государственные, полугосударственные и кооперативные организации указываются и подробно освещаются такие вопросы, как характер взаимоотношений данной организации с правительственными органами и ее роль в экономике страны, а при персональной характеристике руководства — принадлежность к политической партии, личные связи с правительством и деловыми кругами этой страны.

К специфическим видам фирм относятся  также агентские фирмы. В их досье  вносятся данные о сроке действия агентского соглашения, минимальном объеме продаж, размере комиссионных, виде агентства, территории, охватываемой деятельностью данной фирмы.

Важное место в досье на фирму  занимают такие документы, как "сведения о переговорах" и "сведения о деловых отношениях". В них фиксируется информация, источником которой являются личные наблюдения и впечатления оперативных работников, полученные в процессе переговоров, в ходе выполнения контрактов и посещений предприятий фирмы. Такого рода сведения являются главными и наиболее ценными источниками информации о деловых качествах фирмы и ее представителей.

Сведения о переговорах с  фирмой собирают после завершения переговоров с фирмой. Основные вопросы для изучения:

а) предмет переговоров;

б) результат переговоров;

в) характеристика представителей фирмы, проводящих переговоры, 
вплоть до черты характера (слабых и сильных их сторон), степень владения коммерческими и техническими вопросами;

г) поведение фирмы во время переговоров;

д) деловые отношения с другими казахстанскими организациями.

Сведения о деловых отношениях. В отличие от сведений о переговорах, 
которые составляются после каждого раунда переговоров с фирмой, сведения о деловых отношениях составляются один раз год и отражают 
опыт работы с фирмой в течение года. К ним относятся сведения о выполнении фирмой условий контрактов, ее заинтересованности в работе 
с данным рынком, деловых качествах фирмы и ее представителей, про 
явившихся в процессе выполнения контрактов. 

Досье на фирмы пополняется систематически, при этом перед началом нового финансового года и при подготовке крупных сделок целесообразно дополнительно собрать сведения о финансовом положении контрагента независимо от наличия этих данных за прошлый период.

В принципе каждая организация может  подготовить для собственных нужд свой вариант фирменного досье, учитывая при этом специфику своей работы на мировом рынке и особенности круга своих контрагентов.

Торговые представительства и  аппараты торговых советников постоянно  следят за изменениями в деятельности и финансовом положении крупнейших фирм-партнеров казахстанских организаций в стране пребывания и могут предоставить имеющуюся у них информацию.

На казахстанском рынке информационные услуги соответствующего профиля предоставляет  в настоящее время и ряд иностранных информационных фирм, в том числе известная американская компания «Дан энд Брэдстрит». Специалисты этой компании ведут досье на многие тысячи компаний по всему миру.

Существует большое количество показателей оперативной и финансовой отчетности фирмы, с помощью которых дается оценка результатов ее деятельности. Основными формами отчетности фирмы, используемыми для анализа, являются баланс, счет прибылей и убытков, счет поступлений и расходования средств.

Баланс — это документ, отражающий в стоимостном выражении активы фирмы и источники их формирования по состоянию на определенную дату, обычно на конец квартала или года.

Счет прибылей и убытков отражает результаты хозяйственной деятельности фирмы за отчетный период и наряду с балансом является важнейшей и обязательной формой финансовой отчетности акционерных обществ.

Счет поступлений и расходования средств позволяет определить объем самофинансирования и финансирования за счет заемных средств, текущих капиталовложений и других затрат.

 

 

 

 

2. Анализ и оценка  развития внешнеэкономической деятельности  в РК и ЮКО

 

2.1. Анализ развития  внешнеэкономической деятельности  предприятий в РК и ЮКО

 

Коммерческая работа на рынках, функционирующих  в секторе мирового хозяйства с развитыми рыночными отношениями, имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой мирового рынка. Этими специфическими чертами являются: постоянное изменение соотношения спроса на товары и предложения; возможность существенных колебаний цен; нестабильность курсов иностранных валют; наличие конкуренции между товаропроизводителями. Указанные факторы оказывают существенное влияние и на организацию оперативно-коммерческой работы участников внешнеэкономической деятельности.

Внешнеторговая деятельность складывается из трех этапов: подготовки сделки, заключения контракта и исполнения принятых обязательств.

Подготовка конкретной сделки включает изучение как вопросов общего характера, связанных с конкретной сферой торговли, так и информации, относящейся непосредственно к предмету будущего соглашения. Экспортеры и импортеры при подготовке сделок тщательно изучают всю информацию относительно объекта намечаемой сделки, состояния и перспектив развития данного товарного рынка, а также фирменной структуры рынка и круга потенциальных контрагентов.

Подготовка внешнеторговых сделок — это трудная и сложная  работа, требующая высокой квалификации работников, которые должны хорошо знать коммерческое дело, обладать широким кругозором, большим опытом, уметь правильно ориентироваться в соответствующей экономической ситуации.

Для подготовки конкретной сделки, а  также для эффективного ведения внешнеэкономической деятельности в целом коммерсанту необходимо владеть информацией как общего, так и конкретного характера.

В круг информации общего характера, необходимой для подготовки эффективных сделок, входят сведения:

о состоянии и перспективах развития отечественной экономики, развитии той отрасли, товарами которой ведется  торговля;

о положении своей фирмы относительно других отечественных производителей или покупателей продукции;

о торгово-промышленных условиях, торговых обычаях, транспортных условиях тех  стран, с контрагентами которых  вступила или намеревается вступить в деловые отношения фирма;

о конкретных условиях торговли, существующих на рынке определенного товара в стране партнера. При этом следует обращать внимание не только на такие показатели,. как емкость рынка, правовые условия торговли, торговые обычаи-и торговая политика в отношении данного товара, но и на информацию о каналах сбыта, клиентуре, требуемом ассортименте и об оформлении товара, а также об объемах его производства внутри страны, о сезонности потребления, об уровне цен и о тенденциях их изменения, наличии конкуренции и методах работы конкурентов, количестве конкурирующих товаров и т.д.

Экспорт и импорт Республики Казахстан  и его регионов приведены в  таблице 2 и 3.

 

Таблица 2. Экспорт Республики Казахстан  и его регионов

 

 

2002

2003

2004

2005

Всего, долл. США

уд.вес рег. в общем об.экс., %

Всего, долл. США

уд.вес рег. в общем об.экс., %

Всего, долл. США

уд.вес рег. в общем об.экс., %

Всего, долл. США

уд.вес рег. в общем об.экс., %

Всего

8812214

100

8639071,6

100

9670322,5

100

12926697,6

100

Акмолинская

379744,6

4,3

43146,3

0,5

56500,7

0,6

125617,9

1,0

Актюбинская

478824,6

5,4

581914,9

6,7

724504,7

7,5

1321581,5

10,2

Алматинская

44345,5

0,5

56443,3

0,7

47428,7

0,5

81270,2

0,6

Атырауская

2029423,6

23,0

2027644,9

23,5

2434528,2

25,2

3399751,7

26,3

В-Казахстанская

543879,7

6,2

538839,8

6,2

599667,1

6,2

560225,0

4,3

Жамбылская

55298,9

0,6

64471,8

0,7

86937,1

0,9

114755,2

0,9

З-Казахстанская

508779,1

5,8

468771,1

5,4

414028,0

4,3

606432,7

4,7

Карагандинская

1682918,3

19,1

1486434,3

17,2

1587258,1

16,4

1919879,8

14,9

Костанайская

258765,4

2,9

224406,1

2,6

230712,2

2,4

362905,3

2,8

Кызылординская

96952,3

1,1

355386,7

4,1

604491,6

6,3

866939,3

6,7

Мангистауская

715226,3

8,1

721544,6

8,4

1111578,9

11,5

1682985,6

13,0

Павлодарская

560818,2

6,4

649796,3

7,5

599844,0

6,2

478925,4

3,7

С-Казахстанская

80176,5

0,9

70789,9

0,8

59317,4

0,6

59940,3

0,5

Ю-Казахстанская

469525,2

5,3

202741,1

2,3

202498,9

2,1

290964,4

2,3

г.Астана

153733,7

1,7

458064,8

5,3

225094,8

2,3

359719,9

2,8

г.Алматы

753802,1

8,6

688675,7

8,0

685932,1

7,1

694803,4

5,4


 

Таблица 3. Импорт Республики Казахстан и его регионов

 

 

2002

2003

2004

2005

Всего, долл. США

уд.вес рег. в общем об.экс., %

Всего, долл. США

уд.вес рег. в общем об.экс., %

Всего, долл. США

уд.вес рег. в общем об.экс., %

Всего, долл. США

уд.вес рег. в общем об.экс., %

Всего

5039980,0

100

6446009,1

100

6583997,2

100

12926697,6

100

Акмолинская

133797,6

2,7

105200,3

1,6

87546,6

1,3

125617,9

1,0

Актюбинская

299365,4

5,9

271405,5

4,2

416280,4

6,3

1321581,5

10,2

Алматинская

171677,2

3,4

236380,8

3,7

339145,2

5,2

81270,2

0,6

Атырауская

549882,1

10,9

600649,5

9,3

553742,5

8,4

3399751,7

26,3

В-Казахстанская

468261,2

9,3

544008,8

8,4

442673,9

6,7

560225,0

4,3

Жамбылская

79294,0

1,6

113763,8

1,8

91615,5

1,4

114755,2

0,9

З-Казахстанская

354006,0

7,0

699205,6

10,8

467960,7

7,1

606432,7

4,7

Карагандинская

399934,8

7,9

472592,1

7,3

450011,9

6,8

1919879,8

14,9

Костанайская

247233,1

4,9

197007,5

3,1

188742,3

2,9

362905,3

2,8

Кызылординская

29233,7

0,6

56203,8

0,9

87128,9

1,3

866939,3

6,7

Мангистауская

206524,9

4,1

283196,9

4,4

245520,8

3,7

1682985,6

13,0

Павлодарская

292250,9

5,8

264588,5

4,1

208671,1

3,2

478925,4

3,7

С-Казахстанская

120708,5

2,4

145870,7

2,3

139640,2

2,1

59940,3

0,5

Ю-Казахстанская

112994,4

2,2

128248,8

2,0

132404,2

2,0

290964,4

2,3

г.Астана

249873,8

5,0

350439,2

5,4

565107,1

8,6

359719,9

2,8

г.Алматы

1324942,4

26,3

1877247,3

29,1

2167805,9

32,9

694803,4

5,4


 

Данные свидетельствуют о резком увеличении экспорта и импорта Республики Казахстан за 2004-2005 годы. Это связано с развитием производства, увеличением спроса и повышением покупательской способности населения РК /6/.

Коммерсант должен быть в курсе  всех технических изменений и  усовершенствований в производстве и продаже своего товара, которые ввели или предполагают ввести другие фирмы. Владея всей указанной информацией, представители фирмы будут уверенно чувствовать себя на переговорах по сделке.

Ценовой анализ при подготовке сделки

К наиболее ответственным элементам  подготовки внешнеторговой сделки относятся  анализ текущих цен мирового рынка  и определение уровня контрактных  цен. Данная работа включает в себя сбор информации о текущих ценах  мирового рынка, ее систематизацию и  анализ, определение тенденций изменения рыночных цен и приведение их к условиям будущей конкурентной сделки.

Изучение цен мировых товарных рынков требует четкого представления  о существующих в рыночном хозяйстве  видах цен.

В зависимости от наличия промежуточных звеньев на пути от производителя к потребителю различают цены производителей, оптовые и розничные цены.

Цены производителей отражают все  денежные затраты предприятий (фирмы) на изготовление и реализацию продукции

При переходе от цен производителя  к оптовым и далее к розничным цены возрастают за счет торговой надбавки, которая должна покрыть расходы оптового и розничного звеньев и обеспечить им определенную прибыль. Чем больше посреднических звеньев, тем больше и различного рода надбавок к цене. По отдельным товарам расходы в сбытовых звеньях (включая ре-ламу) могу) превышать 100%.

В зависимости от того, продается  товар на внутреннем или внешнем  рынке, различают также внутренние и экспортные цены. Экспортные цены, как правило, ниже цен внутреннего рынка, что связано с острейшей конкуренцией на мировых рынках, в том числе и на региональных. В таблицах 4, 5 приведена структура экспортных и импортных поставок по разделам товарной номенклатуры ВЭД по ЮКО соответственно.

Таблица 4. Структура экспортных поставок по разделам товарной номенклатуры ВЭД по ЮКО

 

 

2002

2003

2004

2005

Всего, долл. США

уд.вес рег. в общем об.экс., %

Всего, долл. США

уд.вес рег. в общем об.экс., %

Всего, долл. США

уд.вес рег. в общем об.экс., %

Всего, долл. США

уд.вес рег. в общем об.экс., %

Всего

469525,2

5,3

202741,1

2,3

202498,9

2,1

290964,4

2,3

Живые и продукты животноводства

211,3

2,0

318,8

1,8

996,1

5,0

1014,0

3,3

Продукты растительного  происхождения

13117,6

2,3

99216,9

25,3

12793,4

3,1

31386,9

4,8

Жиры и масла живот.и  растител. происхождения

758,4

50,8

1666,4

39,6

1038,1

27,2

3987,4

47,2

Продукты пищев. промыш. алког. и безалк. напитки и уксус, табак

4822,2

14,5

4938,4

11,4

3800,3

9,7

3613,5

4,6

Минеральные продукты

293969,3

6,1

53207,8

1,1

19114,7

0,3

51719,3

0,6

Продукция хим и связ с ней пром.

9436,9

2,5

11452,4

2,8

8595,9

2,1

7155,2

1,6

Пластмассы и изделия  из нее, каучук и рез.изд.

662,0

14,2

223,7

3,6

79,6

1,0

403,1

2,9

Кожевен.сырье, кожа пушнина, мех.сырье, изд. из них

2699,8

11,6

1877,8

8,7

3896,6

11,9

3217,9

4,3

Древесина и изд. из нее

386,4

5,2

395,7

4,7

454,4

8,7

0,1

0,0

Бумажная масса 

247,0

6,4

18,8

0,2

26,5

0,4

9,7

0,1

Текстиль и текст. изделия

79351,2

81,0

77048,5

81,2

103855,2

90,0

143272,1

92,2

Изделия из камня, гипса, цем. и др.

   

15,8

0,6

50,4

6,3

163,3

5,4

Драгоценные и полудраг.камни, драг.метал, бижутерия

417,8

16,3

13,3

0,4

77,1

4,1

62,8

2,2

Неблагородные металлы

49488,4

2,2

34608,2

1,6

39215,0

1,8

37329,3

1,4

Машины, оборуд. механиз., эл.обор.

8253,1

5,6

3894,3

2,9

1508,0

1,3

3199,9

2,1

Средства назем., возд., водн., тран., их части и прин.

1167,1

2,2

1202,7

1,7

898,1

1,7

1207,4

1,6

Приборы и аппар. опт., муз.инстр.

46,4

0,2

21,2

0,1

20,2

0,1

12,4

0,1

Разные пром.тов.

152,6

4,4

34,3

1,0

9,8

0,5

63,6

2,0

Произ.исскуст., предметы колл.

   

35,3

89,1

0,9

13,8

   

Прочие товары

62,4

1,4

51,6

2,3

123,4

2,0

106,2

12,9

Информация о работе Планирование ВЭД предприятия