Планирование ВЭД предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:16, дипломная работа

Описание работы

Внешнеторговая политика РК устанавливает и регулирует отношения РК с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которые охватывают международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Эти отношения строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РК.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты планирования внешнеэкономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики 6
1.1 Сущность и классификация внешнеэкономических связей 6
1.2 Внешнеэкономическая политика Республики Казахстан 13
1.3 Сущность планирования внешнеэкономической деятельности предприятия 19
2 Анализ и оценка развития внешнеэкономической деятельности в РК и ЮКО 36
2.1. Анализ развития внешнеэкономической деятельности предприятий в РК и ЮКО 36
2.2 Оценка внешнеэкономической деятельности предприятия 43
3 Совершенствование системы планирования внешнеэкономической деятельности предприятия 48
3.1 Разработка механизма планирования ВЭД предприятия 48
3.2 Пути совершенствования системы планирования на предприятиях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью 53
Заключение 70
Использованная литература 72

Работа содержит 1 файл

План ВЭД.doc

— 557.50 Кб (Скачать)

Справочники дают возможность получить следующий набор реквизитов по фирмам: полное и сокращенное наименование; почтовый и телеграфный адрес, факс, телефон; год основания и этапы развития фирмы; сфера деятельности; основные товары производства или торговли: виды услуг; банки, через которые фирма осуществляет свои операции: владельцы фирмы или материнская компания: состав руководящих органов; число и местонахождение предприятий; дочерние и ассоциированные Фирмы; число занятых в фирме; основные показатели деятельности (обычный объем продаж, прибыль, активы, собственный капитал и т.д.): связи с другими фирмами через участие в капитале; персональные связи с другими фирмами и организациями; краткие биографические сведения о руководителях.

Кроме того, по фирмам отдельных отраслей можно определить объем производства, производственные мощности, некоторые технические характеристики выпускаемой продукции. Естественно, что не по всем фирмам можно получить весь перечисленный выше набор информации. Наиболее полные сведения легче собрать по крупным компаниям, организованным по правовой форме акционерного общества.

В зависимости от содержащейся информации фирменные справочники обычно подразделяются на адресные, товарно-фирменные, общефирменные, отраслевые, по акционерным обществам, по финансовым связям, директорские, биографические, тематические.

Важным источником информации о  фирмах являются подборки (перечни) крупнейших фирм, публикуемые во многих странах. Такие подборки позволяют определить место той или иной фирмы среди компаний страны или отрасли по тому или иному показателю.

Из изданий самих фирм наибольший интерес представляют их годовые отчеты. Они ежегодно публикуются компаниями, действующими в правовой форме акционерного общества и в форме обществ с ограниченной ответственностью. Годовые отчеты подводят итог и анализируют деятельность фирмы за год дают возможность получить сведения об объеме и направлениях капиталовложений и планах рационализации производства, об используемой и внедряемой технологии, о научно-техническом потенциале, в том числе об объеме расходов, о структуре и основных направлениях НИОКР. а также о сотрудничестве в этой области с другими фирмами, о портфеле заказов и динамике их поступлений, об имеющихся и строящихся производственных предприятиях. Из отчетов можно получить сведения о произошедших и предполагаемых изменениях номенклатуры производимой продукции. В них приводятся краткие обзоры положения дел в соответствующих отраслях или на товарных рынках, отмечаются различные факторы, оказавшие влияние на результаты деятельности фирмы.

Неотъемлемую часть годовых  отчетов составляют документы финансовой отчетности: баланс, счета прибылей и убытков, счет поступления и расходования средств. Их анализ позволяет определить эффективность деятельности фирмы, ее финансовое положение, платежеспособность.

Еще один источник информации о зарубежных фирмах — общеэкономические и отраслевые газеты и журналы. Помимо общей информации о фирмах там публикуются сведения самого разнообразного характера.

Деловые взаимоотношения между  предприятиями двух и более стран  включают различные направления  деятельности и хозяйственные операции (2-рисунок).

Производственно-хозяйственная внешнеэкономическая  деятельность предприятия, содержанием  которой является кооперация в сферах производства и обращения, в инновационной, инвестиционной, внедренческой и сервисной областях, может осуществляться с использованием различных форм:

 

 

 



 

 

 


 

 

 


 

 

 



 




 


 

 

 



 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Структура внешнеэкономической деятельности предприятия

 

 

  • ассоциаций делового сотрудничества (домов делового сотрудничества);
  • производственно-сбытовых предприятий (торговых домов);
  • концессий;
  • консорциумов;
  • акционерных обществ;
  • совместных предприятий;
  • зон свободного предпринимательства;
  • предоставления услуг (сервисных организаций, рекламных бюро, лизинговых организаций, технических центров и др.);
  • совместных приграничных объектов производственного и инфраструктурного назначения; открытых городов и районов; международных экономических организаций и др.

Одной из эффективных форм привлечения  иностранного капитала в Казахстан является создание совместных предприятий. При этом достигаются следующие цели:

  1. Использование передовой зарубежной технологии и управленческого опыта.
  2. Насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией.
  3. Привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов.
  4. Замещение импорта.
  5. Развитие экспортного потенциала.
  6. Обучение национальных кадров.

Организация работы по сбору информации и изучению контрагентов

Правильный выбор торговых партнеров  очень важен, поэтому предприятия и организации, стремящиеся к внешнеэкономической деятельности, должны хорошо организовать и методически отладить эту работу. Было бы ошибкой прибегать к сбору информации по фирмам-партнерам только эпизодически или в период подготовки переговоров с ними. Эта деятельность должна вестись постоянно и тщательно /18/.

Оперативно-коммерческая работа по изучению фирм во внешнеторговых организациях должна включать:

а) предварительный сбор данных о фирме, с которой предполагается 
проведение переговоров или заключение сделки;

б) текущее наблюдение за деятельностью фирм и организации, с которыми заключены контракты;

в) выявление и изучение новых фирм и организаций — возможных 
контрагентов по экспорту и импорту;

г) систематическое изучение фирменной структуры товарных рынков 
по основным статьям экспорта и импорта;

д) наблюдение за деятельностью фирм-конкурентов, играющих ведущую роль на отдельных товарных рынках.

Изучение фирм, работающих на определенном рынке, складывается из сбора информации о фирме и систематизации сведений в определенном порядке. Для получения интересующих сведений контрагенты используют все возможные источники информации, которые можно получить через сложившуюся на мировом рынке систему и которые являются обычными в практике любой фирмы, участвующей в международной торговле.

Информация по фирме, полученная из разных источников, собирается и систематизируется в досье на фирму.

Вопросы, по которым подбирается  материал для досье, могут быть разделены  на две группы:

  1. вопросы общей характеристики фирмы, включая выяснение ее рода деятельности, номенклатуру производства и торговли, размеры производства, и другие вопросы, характеризующие фирму и ее роль на рынке 
    данного товара;
  2. вопросы по специальным аспектам, имеющим отношение непосредственно к заключению контрактов.

К ним относятся вопросы кредитоспособности, финансового положения фирмы, загрузки ее заказами, заинтересованности в получении заказов от иностранных контрагентов, выяснения ее взаимоотношений с другими фирмами и государственными органами, участия фирмы в артельных и других соглашениях, а также деловая характеристика представителей фирмы, с которой предполагается проведение переговоров.

Наиболее ценной информацией для  досье считаются сведения, полученные при личном знакомстве с фирмой, ее руководителями или владельцам, а также в процессе коммерческих переговоров. В качестве дополнительных источников информации используются данные фирменных справочников, годовые отчеты фирм, справки банков и специализированных информационных фирм

Досье фирмы включает ряд документов, подготавливаемых специально сотрудниками внешнеторговой организации. К таким документам, обязательным для заполнения, относятся:

а) карта фирмы — базовый документ, в котором собирается всесторонняя информация об интересующей фирме;

б) сведения о переговорах с фирмой;

в) сведения о деловых отношениях. 

Карта фирмы представляет собой  анкету, содержание которой сгруппировано по основным вопросам, характеризующим различные стороны деятельности изучаемой фирмы:

  • страна, почтовый адрес, телефон, факс;
  • год основания,
  • предметы торговли, производства (с указанием основных технических
  • характеристик товаров и технических новинок) или характер услуг;
  • производственные мощности, торговый оборот, число работников или другие данные, характеризующие производственные возможности и объем деятельности (по годам);
  • данные, характеризующие финансовое положение;
  • филиалы, дочерние предприятия, участия и прочие связи (картельные, финансовые, персональные и т.д.);
  • важнейшие конкуренты;
  • владельцы, руководители фирмы, лица, имеющие непосредственный-контакт с вашими организациями;
  • оборот, в том числе по разным рынкам;
  • отрицательные моменты, характеризующие фирму (невыполнение обязательств, рекламации, арбитражные, судебные дела и пр.).

Для подбора и систематизации сведений о фирме используется широкий круг материалов, характеризующих ее: оперативная информация, данные периодической печати, годовые отчеты, сведения специализированных информационных организаций.

В разделе досье по производственным мощностям указываются объем выпускаемой продукции, число рабочих и служащих, важнейшие предприятия, размер производственных площадей, количество единиц оборудования.

По торговому обороту собирается информация о количестве имеющихся у фирмы контор, отделений, магазинов и складов и объеме годовых оборотов, об удельном весе фирмы в производстве, экспорте и импорте соответствующих товаров.

Сведения о финансовом положении  фирмы могут быть получены из 
балансов, справочников, справок кредит – бюро и банков, других источников. В этом разделе отражают по годам объемы капитала, обороты, 
прибыль или убытки, а также другие данные, характеризующие финансовое положение фирмы. 

В разделе, информирующем о связях фирмы, перечисляются филиалы и  дочерние предприятия, в которых  данная фирма участвует своими капиталами или имеет с ними какие –  либо другие связи, указывается размер участия или характер связи /22/.

В информационном блоке по важнейшим  конкурентам фирмы указывают название конкурента, страну и наименование конкурентного товара. 

В сведениях о владельцах, руководителях  фирмы приводятся наименования юридических лиц и фамилии физических лиц, являющихся фактическими владельцами данной фирмы. Если имеется несколько владельцев, указывают долю участия каждого из них в капитале фирмы. Для акционерного общества перечисляются фамилии акционеров, владеющих большим числом акций, указываются фамилии руководителей фирмы и работников с указанием сведений о деловых качествах.

Все заносимые в карту сведения должны иметь указание о том, к  какому периоду они относятся, а также ссылку на использованный источник. 

Кроме, данных, перечисленных в  карте, в досье фирмы должны собираться:

  • характеристики владельцев, руководителей фирмы, а также служащих, осуществляющих непосредственный контакт с вашими организациями;
  • данные балансов фирмы за хозяйственный год; данные о развитии торговых -отношений с фирмой (сведения о поведении фирмы во время переговоров о заключении сделок и о ходе их реализации, об отношении фирмы к условиям типовых контрактов казахстанских партнеров, о результатах сделок, о заинтересованности фирмы в работе на казахстанском рынке).

Карта фирмы является необходимым источником изучения фирмы. При изучении же государственных, полугосударственных и кооперативных организаций наряду с картой фирм используют материалы по следующим вопросам:

  • на какую группу товаров и на какую территорию страны или группы стран распространяется монопольное право на экспорт или импорт, предоставленное изучаемой организации;
  • каков удельный вес организации в импорте и экспорте данной группы товаров и во внешнеторговом обороте страны в целом за последние годы;
  • каковы особенности возникновения и развития организации; в ведении какого правительственного учреждения находится организация;
  • какова организационная структура и схема управления организации; каковы положение и деятельность на внутреннем рынке, связи с частным сектором.

Информация о работе Планирование ВЭД предприятия