Планирование ВЭД предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:16, дипломная работа

Описание работы

Внешнеторговая политика РК устанавливает и регулирует отношения РК с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которые охватывают международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Эти отношения строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РК.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические аспекты планирования внешнеэкономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики 6
1.1 Сущность и классификация внешнеэкономических связей 6
1.2 Внешнеэкономическая политика Республики Казахстан 13
1.3 Сущность планирования внешнеэкономической деятельности предприятия 19
2 Анализ и оценка развития внешнеэкономической деятельности в РК и ЮКО 36
2.1. Анализ развития внешнеэкономической деятельности предприятий в РК и ЮКО 36
2.2 Оценка внешнеэкономической деятельности предприятия 43
3 Совершенствование системы планирования внешнеэкономической деятельности предприятия 48
3.1 Разработка механизма планирования ВЭД предприятия 48
3.2 Пути совершенствования системы планирования на предприятиях, занимающихся внешнеэкономической деятельностью 53
Заключение 70
Использованная литература 72

Работа содержит 1 файл

План ВЭД.doc

— 557.50 Кб (Скачать)

Конкретные направления валютной политики в стране определяет Валютно-экономическая  комиссия РК, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютных операций и управления валютными ресурсами.

Сферой действия валютной политики является валютный рынок и рынок  драгоценных металлов и камней /10/.

Текущая валютная политика подразделяется на дисконтную политику и девизную политику. К валютной политике также относятся валютное субсидирование и диверсификация валютных резервов.

Задачей текущей валютной политики является обеспечение нормального функционирования системы, поддержание равновесия платежных балансов.

Валютная дисконтная политика представляет собой систему экономических  и организационных мер по использованию  учетной ставки процента для регулирования  движений инвестиций и сбалансирования платежных обязательств, ориентированной корректировки валютного курса. Эта политика проявляется в воздействии на состояние денежного спроса, динамику и уровень цен, объем денежной массы, миграцию краткосрочных инвестиций.

Валютная девизная политика - это  система регулирования валютного курса покупками и продажей, валюты с помощью валютной интервенции и валютных ограничений.

Валютная интервенция - это целевая  операция Национального Банка РК по купле – продаже иностранной  валюты для ограничения динамики курса национальной валюты определенными пределами его повышения или понижения.

Валютные ограничения представляют собой систему экономических, правовых, организационных мер, регламентирующих операции с национальной и иностранной  валютой, золотом и т.д.

Долговременная валютная политика охватывает долгосрочные меры. структурного характера по изменению валютного механизма. Основными методами долговременной валютной политики являются межгосударственные переговоры и соглашения прежде всего в рамках Международного валютного фонда, а также на региональном уровне (Европейский фонд валютного сотрудничества и др.).

Мерами долговременной валютной политики являются порядок валютных расчетов, режим валютных курсов и паритетов, использование золота и резервных валют, международных платежных средств и др.

Таможенная политика РК – это  составная часть внутренней и  внешней политики РК.

Целями таможенной политики РК являются:

  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РК;
  • участие в реализации торгово-политических задач по защите казахстанского рынка и стимулированию развитая казахстанской экономики.

Таможенная политика является частью таможенного дела, основы которого определены Таможенным кодексом РК.

 

1.3 Сущность планирования  во внешнеэкономической деятельности  предприятия

 

Одно из основных условий для  успешного осуществления внешнеторговых операций — выбор подходящего партнера (контрагента).

Контрагентами в международной торговле называются стороны, находящиеся в договорных отношениях по купле-продаже товаров или оказанию различного рода услуг.

Иностранными контрагентам: казахстанских  организаций выступают фирмы  и организации, представляющие противоположную  сторону в коммерческой сделке. Контрагентом продавца (экспортера) является покупатель (импортер), подрядчика — заказчик, арендодателя — арендатор, дебитора — кредитор и т.п.

Среди контрагентов можно выделить в зависимости от целей и характера деятельности: фирмы и государственные органы и организации.

Чаще всего при осуществлении  конкретных внешнеторговых операций контрагентами выступают фирмы.

Под фирмой понимается предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность с целью извлечения прибыли. Фирмы, выступающие на мировом рынке, r-азличаюгся по виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций, по правовому положению, по характеру собственности, по принадлежности капитала и контролю, по объему операций.

По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций фирмы – контрагенты могут быть промышленными, торговыми, страховыми, инжиниринговыми, туристическими.

По правовому положению большая  часть фирм является акционерными компаниями или обществами с ограниченной ответственностью (либо близкими к этим специфическим для законодательства отдельных стран формам).

По характеру собственности  различают частные, государственные  я кооперативные фирмы, а по принадлежности капитала и контролю — национальные, иностранные и смешанные фирмы.

По объему операций выделяют крупные, средние и мелкие компании, причем в различных странах эти понятия не являются одинаковыми.

Установлению деловых отношений  с какой-либо конкретной фирмой обычно предшествует поиск фирмы-партнера, который включает:

  • исследование структуры фирм соответствующей отрасли или рынка:
  • выявление ведущих фирм в отрасли;
  • изучение отдельных фирм и определение круга потенциальных контрагентов.
  • выбор партнеров на мировом рынке.

Существует много специфических  факторов, определяющих выбор торгового  партнера, но в то же время есть некоторые общие положения, которыми руководствуются все коммерсанты при осуществлении экспортных и импортных операций /13/.

Выбор контрагента в большой  степени зависит от характера  внешнеторговой сделки (экспортная, импортная, компенсационная и т.д., а также от предмета сделки. При этом возникают два вопроса: в какой стране и у какого иностранного контрагента лучше купить (продать) необходимый товар.

Выбирая страну, помимо соображений экономического характера учитывается прежде всего характер торгово-политических отношений с ней. Предпочтение отдается тем странам, с которыми имеются нормальные деловые отношения, подкрепленные договорно-правовой основой, и которые не допускают по отношению к нашей стране дискриминации.

При выборе фирмы на первое место выходит работа по изучению различных аспектов деятельности потенциальных партнеров. Такими аспектами могут быть:

а) технологический — изучение технического уровня продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей:

б) научно-технический — сведения об организации научно-исследовательских, наукоемких и опытно-конструкторских работ и о затратах на них:

в) организационный — изучение организации управления фирмы;

г) экономический — оценка фирмы;

д) правовой — изучение норм и npai-мл, действующих в стране потенциального партнера имеющих прямое или косвенное отношена к сотрудничеству. Суммируя практический опыт и общепринятые методики оценки потенциальных партнеров, их надежности и выгодности, можно выделить ряд принципов, которые позволяют эффективно вести работу по выбору контрагента.

Первый принцип — необходимо оценить степень солидности потенциального партнера. Под степенью солидности фирмы подразумеваются количественные показатели деятельности, масштаб операций, степень платеже- и кредитоспособности, а также степень доверия, которую ей оказывают банки.

Для оценки солидности фирмы можно  привлечь и ряд других показателей, такие, как число занятых (в том числе сотрудников, участвующих в НИОКР), число предприятий и размеры производственных площадей, степень диверсификации фирмы (т.е. сфера деятельности и номенклатура выпускаемой продукции), доля интересующей нас продукции в объеме производства фирмы и отрасли.

Вторым важным принципом в выборе фирмы является ее непосредственная деловая репутация, деловое реноме. Репутация фирмы определяется тщательностью и добросовестностью выполнения обязательств, наличием опыта в определенной сфере бизнеса, стремлением учитывать предложения и пожелания контрагента и решать все возникающие сложные ситуации путем переговоров /14/.

Деловая репутация фирмы не связана  напрямую с показателями солидности и в основном определяется опытом, которым располагает та или иная фирма, ведущая коммерческую деятельность в течение длительного периода.

Успех внешнеэкономической деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, которое включает определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель решает три задачи: что, как и для кого производить. Не импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса (рисунок 1).

 


 


 

 

 



 



 





 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Место планирования в развитии предприятия

 

В числе принципов выбора фирмы-контрагента  можно назвать и учет опыта прошлых сделок. При наличии прочих равных условий коммерсанты отдают предпочтение тем фирмам, которые хорошо зарекомендовали себя в прошлом.

Определенное значение при выборе партнера может оказать и его  положение на данном рынке, является ли он посредником или самостоятельным производителем (потребителем) продукции. Коммерсанты, как правило, стремятся к устранению излишних посреднических звеньев в торговых операциях, с тем, чтобы не уступать им часть прибыли. В то же время посреднические услуги широко используются, если они являются объективной необходимостью. В этих случаях фирма столь же тщательным образом подходит к выбору посредника, с которым ей предстоит работать.

Торговые фирмы многих стран  иногда связывают закупки с одновременной продажей своих товаров. Подобная увязка импортных операций с экспортными имеет значение не только для расширения сбыта, но и для более приемлемого способа оплаты импортных товаров, тем более если для этого требуется конвертируемая валюта. Поэтому иностранному поставщику, являющемуся одновременно покупателем экспортных товаров, оказывается определенное предпочтение.

Изучение фирм-партнеров. В процессе подготовки и осуществления внешнеторговых операций участники прибегают к  детальному изучению, как потенциального круга возможных контрагентов, так  и конкретных фирм и организаций, с которыми возможно заключение контрактов. Изучение деятельности контрагента является общепринятым элементом проведения внешнеторговой операции, ему уделяют внимание все участники международной торговли. В условиях неустойчивой мировой конъюнктуры и наличия резких, неожиданных ее изменений к выбору иностранной фирмы-партнера, в особенности при операциях рассчитанных на длительный срок, подходят очень тщательно.

На зарубежных рынках имеется целый  ряд источников, содержащих информацию о фирмах. Среди них наибольший интерес и практическую ценность представляют справочники по фирмам, публикации фирм (годовые отчеты, каталоги, проспекты, рекламные издания), материалы специализированных информационных компаний и организаций, периодической прессы, справки банков. Комплексное использование различных источников информации дает возможность составить достаточно полное представление о фирмах /16/.

Особенности планирования на специализированных и диверсифицирован-ных предприятиях Японии представлены в таблице 1.

 

Таблице 1. Особенности планирования на специализированных и диверсифицированных предприятиях Японии

 

Планирование

Тип предприятия

 

Специализированное

Диверсифицированное

Назначение

Формирование стратегии и структуры

Объединение стратегий отделений

Выработка идей и разработка плана

Централизованы

Децентрализованы

Поиск

Силами планового отдела

Преимущественно в подразделениях

Ключевые вопросы

Конкуренция, совершенствование продукта и объемов производства

Разработка новых товаров, ассортимента

Контроль

Прямой

Финансовый


 

Особое место среди источников информации занимают справочники по фирмам. Они издаются информационно-справочными  агентствами, различными ассоциациями, торговыми палатами. Имеются справочники, охватывающие фирмы одной страны, т.е. национальные справочники, и содержащие сведения о фирмах разных стран — международные справочники. Из одних справочников можно узнать только координаты фирм (почтовый адрес, факс, телефон), из других — сведения о характере деятельности фирмы, экономических и финансовых показателях ее деятельности, производственной базе, руководящем составе и т.д.

Основным достоинством справочников по фирмам по сравнению с большинством других источников информации является охват большого числа фирм. Справочники  — практически единственный вид источников информации о фирмах, в которых сведения публикуются регулярно и систематизированном виде.

Информация о работе Планирование ВЭД предприятия