Планирование в здравохранении

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Указом президента Российской Федерации главной задачей в реализации государственной политики по развитию местного самоуправления является переход от стадии становления муниципальных образований к активной поддержке социально-экономического развития территорий и реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

Содержание

Вариант 3 3
1. Стратегическое планирование на уровне субъекта Российской Федерации 3
2. Методические положения при формировании штатного расписания в медицинских учреждениях государственной и муниципальной собственности 18
3.Задача 22
Cписок использованной литературы 25
Приложения 26

Работа содержит 1 файл

2453.планирование в здравохранении.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Разработка  стратегии развития региона (муниципального образования): основные подходы[4].

     При разработке стратегии социально-экономического развития (далее – Стратегия) администрация региона (муниципального образования) исходит из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития региона (муниципального образования) целям и приоритетам федерального Правительства, определенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, посланиях Прези-дента Российской Федерации, отраслевых стратегиях федеральных министерств и ведомств.

     При разработке стратегии развития муниципального образования также учитывается  стратегия развития субъекта Федерации, в который входит данное муниципальное  образование.

     Соответствие  стратегических целей развития Российской Федерации и стратегических направлений развития региона (муниципального образования) обеспечивает проекцию целей Правительства Российской Федерации на региональный (муниципальный) уровень.

     Осуществление целей федерального Правительства  на региональном и муниципальном уровнях предусматривает:

     - ориентацию на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль точек роста – общенациональных, макрорегиональных, региональных и локальных, которые выполняют функции «ведущего звена» для экономической системы региона (муниципального образования); выявление и активизация потенциала новых «точек роста»;

     - обеспечение комплексного, или системного подхода, обеспечивающего учет и максимальное использование синергетических эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, и мультипликативных эффектов, способствующих росту экономики региона (муниципального образования);

     - преемственность программных документов (федеральных, региональных и муниципальных целевых программ, отраслевых стратегий и программ различного уровня и т.д.);

     - реализацию уникального потенциала региона (муниципального образования), участвующего в социально-экономическом развитии России и выполняющего весьма значимые общероссийские функции.

     Успешное  решение проблем социально-экономического характера зависит в первую очередь от решения двух основополагающих задач регионального/муниципального управления:

     - определение миссии (стратегической цели) и направлений социально-экономического развития региона (муниципального образования) в рамках стратегического видения образа его будущего;

     -формулирование плана действий (стратегических мероприятий), осуществляемых администрацией региона (муниципального образования) и обеспечивающих реализацию постав-ленных целей.

     Участие региона (муниципального образования) в решении задач социально-экономического развития страны в целом определяется его экономико-географическим по-тенциалом  и сложившейся структурой экономики  и социальной сферы. С этих позиций объектом анализа должны стать основные отрасли и направления деятельности экономики и социальной сферы региона (муниципального образования), их значение для функционирования социально-экономической системы России (а для муниципального образования – также для функционирования социально-экономической системы региона), прямой и косвенный вклад в достижение приоритетных целей федерального Правительства и целей, определяемых администрацией региона.

     Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая[5]:

     - миссию (стратегическую цель) развития региона (муниципального образования);

     -стратегические направления развития региона (муниципального образования), сформулированные в виде целевых требований, удовлетворение которых обеспечивает достижение стратегической цели;

     -стратегические действия – комплексы программных мероприятий и отдельные мероприятия, проекты всех уровней, с помощью которых должны быть решены задачи, направленные на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений развития региона (муниципального образования).

     На  каждом уровне устанавливается соответствие между[2]:

     -стратегическими целями и направлениями развития региона (муниципального образова-ния), с одной стороны, и целями федерального Правительства (а для муниципального образования – также целями, определенным администрацией региона), с другой.

     -стратегическими целями и направлениями развития отраслей экономики и социальной сферы региона (муниципального образования), с одной стороны, и стратегиями федеральных и (для муниципального образования) региональных органов государственной власти, с другой;

     -стратегическими действиями администрации региона (муниципального образования), с одной стороны, и приоритетными национальными проектами, с другой.

     Современное положение дел и тенденции  развития отраслей экономики и социальной сферы региона (муниципального образования) оцениваются в ходе диагностики, в процессе которой осуществляется анализ факторов, препятствующих реализации регионом своих потенциальных возможностей.

     Результаты  анализа ситуации, тенденций, проблем  и ограничивающих факторов представляются в формате SWOT-анализа (сильные и  слабые стороны, возможности и угрозы). Проведенный SWOT-анализ учитывает взаимное влияние отраслей экономики и социальной сферы, а также внешних условий развития региона (муниципального образования), обусловливающих необходимость повышения его вклада в реализацию целей федерального Правительства, в выполнение общероссийских функций. Осуществляется группировка ключевых проблем социально-экономического развития региона, на решении которых необходимо сконцентрировать усилия в рамках реализации Стратегии.

     Результаты  итогового SWOT-анализа и перечень ключевых проблем используются для  формирования стратегического видения и определения миссии (стратегической цели) и стратегических направлений развития региона (муниципального образования).

     Стратегические  направления развития региона (муниципального образования) детализируются в виде стратегических мероприятий (действий), обеспечивающих устранение препятствующих факторов, достижение целей развития региона (муниципального образования) и реализацию целей федерального Правительства, а также (для муниципального образования) региональных органов государственной власти.

     Механизмы осуществления стратегических действий описываются в составе системы  управления реализацией Стратегии, которая должна обеспечивать эффективное взаимодействие региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, направленное на достижение стратегической цели. Система управления реализацией Стратегии должна ориентироваться на инновационный характер управления развитием региона (муниципального образования), основанный на лучшем опыте и своевременном выявлении проблем в нормативно-правовом регулировании и организации управления социально-экономическим развитием[2].

     Основным  инструментом реализации стратегических мероприятий выступает формирование комплексных программ социально-экономического развития региона (муниципального образования). Главный принцип формулирования комплексных программ заключается в реализации эффекта взаимодополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий.

     Для эффективного управления реализацией  Стратегии формируется система мониторинга ее реализации и оперативного управления изменениями.

     Стратегия ориентирована на максимальное развитие межрегионального сотрудничества, в  первую очередь с регионами-соседями, а также международных связей. Речь идет, в частности, о взаимных поставках продуктов и услуг, кооперации в сферах научно-технической и инновационной деятельности, промышленного производства, переработки сельхозпродукции, туризма, транспорта, строительства, сотрудничестве в сфере образования и подготовки специалистов, в оздоровительно-рекреационной и спортивной деятельности, реализации инвестиционных проектов, имеющих большое межрегиональное и международное значение, решении общих проблем социально-экономического развития и пр[5].

     Структура Стратегии в соответствии с логикой ее разработки должна включать:

  • анализ современного состояния дел и тенденций развития отраслей социальной сферы, экономики и инфраструктуры;
  • оценку потенциала развития региона (муниципального образования);
  • анализ системы управления регионом (муниципальным образованием);
  • определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз по основным блокам социально-экономической системы региона (муниципального образования) – SWOT-анализ;
  • формулирование основных проблем, на решении которых необходимо сосредоточить усилия в ходе реализации Стратегии;
  • формирование стратегического видения развития региона (муниципального образования), в том числе определение идеологии, образа будущего, миссии (стратегической цели) и стратегических направлений развития региона (муниципального образования);
  • детальное описание системы реализации Стратегии, включая набор приоритетов и систему стратегических действий по реализации каждого стратегического направления, план стратегических мероприятий, систему управления реализацией Стратегии, а также экономи-ко-математическую модель, позволяющую оценить ожидаемые результаты реализации Стратегии.

     Условия успешной разработки и реализации стратегии[5].

     Разработка  стратегий развития территорий – это не только требование, идущее от федерального уровня управления, но и внутренняя необходимость, определяемая потребностями самих регионов и муниципальных образований. Поэтому необходимыми условиями для успешной разработки и реализации Стратегии являются:

     согласование  отраслевых приоритетов Стратегии  с профильными федеральными министерствами и ведомствами;

     участие бизнеса в разработке Стратегии, в частности, руководства крупнейших предприятий и естественных монополий, работающих на территории региона (муниципального образования), для согласования с корпоративными стратегиями.

     Передовой опыт разработки стратегий развития территорий свидетельствует, что админи-страция  региона (муниципального образования), выступающая основным заказчиком Стратегии, не может ограничиться взаимодействиями только с профильными федеральными ми-нистерствами и ведомствами, естественными монополиями и крупным бизнесом. Разработка Стратегии – не кабинетный, а коммуникативный процесс, в который необходимо вовлечь все значимые субъекты, имеющие и готовые обсуждать собственную позицию по поводу стратегического развития региона или муниципального образования.

     Такими  качествами «стратегических субъектов», или «стейкхолдеров» развития российских территорий, помимо администраций регионов и муниципальных образований, соответствующих законодательных и представительных органов, федеральных министерств и ведомств, естественных монополий, также обладают:

     -бизнес-сообщество, в том числе инвесторы, промышленные предприятия и малый бизнес;

     -инновационное сообщество, в том числе организации, разрабатывающие и производящие наукоемкую продукцию,

     -малый инновационный бизнес, научная общественность;

     -население территории, выражающее свою позицию через органы территориального общественного самоуправления, общественные организации, а также посредством участия в выборах и референдумах.

     Одна  из проблем, которая возникает при  взаимодействии «стратегических субъектов» развития территории – это согласование региональных, отраслевых и корпоративных стратегий. В процедурном плане можно выделить два типа, или стиля взаимодействия при осуществлении подобных согласований:

     -лоббирование;

     -содержательное обоснование и взаимодействие, опирающееся на согласование стратегических целей и приоритетов.

     Конечно, во взаимодействии региона (муниципального образования) с федеральными министерствами и ведомствами, естественными монополиями и крупным бизнесом иногда более эффективно прямое лоббирование. Однако и здесь в большинстве случаев не обойтись без содержательной коммуникации, обосновывающей общность интересов сторон переговоров, объективно выступающих в качестве партнеров в поле региональной политики. При этом доля содержательной коммуникации возрастает в той мере, в какой к коммуникациям приходится подключать все более широкий круг «стратегических субъектов» развития территории.

Информация о работе Планирование в здравохранении