Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:39, контрольная работа
В соответствии с Указом президента Российской Федерации главной задачей в реализации государственной политики по развитию местного самоуправления является переход от стадии становления муниципальных образований к активной поддержке социально-экономического развития территорий и реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
Вариант 3 3
1. Стратегическое планирование на уровне субъекта Российской Федерации 3
2. Методические положения при формировании штатного расписания в медицинских учреждениях государственной и муниципальной собственности 18
3.Задача 22
Cписок использованной литературы 25
Приложения 26
Содержание
Вариант 3
1. Стратегическое планирование на уровне субъекта Российской Федерации
В соответствии с Указом президента Российской Федерации главной задачей в реализации государственной политики по развитию местного самоуправления является переход от стадии становления муниципальных образований к активной поддержке социально-экономического развития территорий и реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Решение этих вопросов требует не только взвешенного научно-обоснованного программно-целевого подхода, но и согласованных усилий органов местного самоуправления и государственной власти по изысканию необходимых ресурсов.
Разработка
прогнозно-аналитических
Отечественная
практика стратегического
Условия
имеющие принципиальное значение для
существенного улучшения
1)
Исследование существующих
Между
тем территориальная
2)
Формирование целостной,
3)
К проблеме оценки качества
жизни населения
4)
Территориальные органы власти
призваны, в частности, обеспечивать
финансовую поддержку
На
самом деле следует использовать
понятие не экономического, а социально–экономического
потенциала. Исследование составляющих
собственно экономического потенциала
территории неминуемо приводит к включению
в рассмотрение социального аспекта, определяемого
отношениями между людьми в процессе его
создания, поддержания и использования.
Социально–экономический потенциал административно-
5)
Среди первоочередных задач, связанных
с научным обеспечением аналитических
работ в сфере оценки территориального
социально–экономического потенциала,
следует указать на необходимость его
рациональной структуризации. Ведь только
установив основные структурные составляющие
социально–экономического потенциала
административно-
6)
Важнейшей составляющей
Главное, на что следует обратить внимание, это необходимость именно комплексного исследования территориального социально–экономического потенциала на единой теоретико-методологической основе.
7)
При анализе территориального
социально–экономического
Принципиальный подход к определению критерия такой оценки[4].
В общем случае критерий может быть представлен в виде дроби, числитель которой представляет эффект от реализации социально–экономического потенциала территории, а знаменатель – затраты, потребовавшиеся для достижения этого эффекта. В свою очередь отмеченный эффект может быть представлен как сумма двух составляющих, одна из которых характеризует прирост качества жизни населения, другая – вклад муниципального образования в решение региональных и межрегиональных проблем. Что касается затрат, связанных с достижением эффекта от реализации территориального социально–экономического потенциала, то они могут быть определены по известным в практике методикам расчетов эффективности крупных инвестиционных проектов.
8)
Оценка стартовых условий и
предпосылок стратегического
9)
Важный этап, рассматриваемых аналитических
работ, связан с исследованием
системы управления
Субъекты Российской Федерации в рамках собственных полномочий осуществляют развитие управление своими территориями, прежде всего, путем разработки и реализации стратегий и программ социально-экономического развития. При этом возможности большинства регионов финансировать, соответствующие мероприятия из собственных бюджетов крайне ограничены. Скромна и поддержка из федерального бюджета.
Эти ограничения являются следствием того, что в конце 1990-х – начале 2000-х годов XX века государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, фактически исчерпала себя. Стратегический вызов прежней государственной политике определялся, прежде всего, тем, что унаследованная Россией от СССР региональная организация вступила в период масштабной перестройки, получившей в современной литературе название «новой регионализации России». Суть данного процесса заключается в появлении новых регионов как культурных и социально-экономических образований, выстраиваемых на основе общей социальной и хозяйственной жизни вне старых административных границ под влиянием глобализации, становления постиндустриальной экономики, роста значения крупнейших городов и т.д. [5].
В этих условиях сохранение прежней политики, ориентированной на выравнивание уровней развития регионов и сокращение различий между ними стало приводить к обратному результату – росту территориальных диспропорций. В то время, как одни города и территории быстро переходят к постиндустриальному развитию, другие оказываются в ситуации деиндустриализации и частичного возврата к архаичным формам хозяйства. Данный процесс привел к возникновению целого комплекса новых социально-экономических проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны: это – низкие уровень и качество жизни населения, недостаточные темпы роста экономики и т.д.
В то же время при переходе к постиндустриальной стадии развития повышение уровня и качества жизни населения становится не только результатом, но и важным условием роста экономики и сохранения ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность экономики и качество жизни оказываются связанными через понятие «человеческий капитал». Регионы с более низкими уровнем и качеством жизни теряют население, причем в первую очередь – наиболее квалифицированные кадры, что углубляет их отставание по таким показателям, как производительность труда, инвестиционный потенциал и др.
В контексте будущего развития России наличие стратегического вызова «новой регионализации» и порожденного им комплекса проблем определяет необходимость повышения эффективности государственного управления региональным развитием и требует нового подхода, носящего комплексный характер, опирающегося на стратегическое мышление и обновленную методологию программно-целевого управления. В частности, кризис региональной политики «выравнивания» заставляет говорить о необходимости совершенствования программно-целевого метода управления и разработки нового поколения целевых программ, а также перехода к стратегическому планированию, учитывающему макрорегиональные цели и федеральные приоритеты[2].
К началу 2000-х годов были созданы предпосылки для разработки стратегий развития субъектов Российской Федерации и крупных муниципальных образований. Дополнительным фактором, способствующим запуску данного процесса, стало формирование рынка консалтинговых услуг в области стратегического управления развитием регионов и муниципальных образований.
Важную роль сыграло то, что на федеральном уровне было обеспечено государственное стимулирование формирования такого рынка. Принят ряд нормативных актов, по сути обязывающих регионы разрабатывать документы стратегического характера, разработан стандарт стратегии социально-экономического развития субъекта Федерации и т.д. Сформировался пул консалтинговых компаний, которые уже приобрели опыт разработки стратегий и программных документов развития регионов и муниципальных образований, продолжают совершенствовать подходы к разработке этих документов, участвуют в их реализации. Это обеспечило поддержание достаточно высоких требований к качеству работ и профессиональный характер их выполнения с постоянным расширением набора услуг. По-мимо разработки стратегических и программных документов в настоящее время консалтинговые компании предлагают администрациям регионов и муниципальных образований целый спектр инструментов управления развитием территорий, обеспечивающих реализацию разработанных стратегий и программ [4].