Планирование в здравохранении

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 15:39, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с Указом президента Российской Федерации главной задачей в реализации государственной политики по развитию местного самоуправления является переход от стадии становления муниципальных образований к активной поддержке социально-экономического развития территорий и реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

Содержание

Вариант 3 3
1. Стратегическое планирование на уровне субъекта Российской Федерации 3
2. Методические положения при формировании штатного расписания в медицинских учреждениях государственной и муниципальной собственности 18
3.Задача 22
Cписок использованной литературы 25
Приложения 26

Работа содержит 1 файл

2453.планирование в здравохранении.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вариант 3

     1. Стратегическое планирование  на уровне субъекта Российской Федерации

     В соответствии с Указом президента Российской Федерации главной задачей в  реализации государственной политики по развитию местного самоуправления является переход от стадии становления  муниципальных образований к  активной поддержке социально-экономического развития территорий и реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Решение этих вопросов требует не только взвешенного научно-обоснованного программно-целевого подхода, но и согласованных усилий органов местного самоуправления и государственной власти по изысканию необходимых ресурсов.

     Разработка  прогнозно-аналитических материалов, характеризующих стратегическое развитие, муниципальных образований должна опираться на результаты анализа  стартовых условий и исходных предпосылок их комплексного социально–экономического развития.

     Отечественная практика стратегического территориального планирования свидетельствует о  том, что этому важному этапу  прогнозно-аналитических работ не уделяется должного внимания.

     Условия имеющие принципиальное значение для  существенного улучшения положения  дел в рассматриваемой сфере[2].

     1) Исследование существующих муниципальных  образований свидетельствует, что  решение проблем экономического  районирования в условиях диктата  центральных властных структур и ведомственного монополизма оказало деструктивное воздействие на целостность создаваемых административно–территориальных образований, внесло дисбаланс в структуру их экономики. Продекларированная в федеральных законах бюджетная самостоятельность муниципальных образований зачастую остается лишь лозунгом, что во многом обусловлено недооценкой важности проблемы территориальной организации местного самоуправления.

     Между тем территориальная организация  местного самоуправления является одним из ключевых факторов, определяющих стратегический выбор административно–территориальных образований, их финансовую самодостаточность. Территориальная рационализация единого экономического пространства страны немыслима без радикального изменения критериев организации административно–территориальных образований. Необходимо, в частности, уточнить систему принципов и критериев рационального районирования, обосновать алгоритмы, с помощью которых можно было бы решать проблемы эффективной территориальной организации муниципального управления, разработать соответствующее правовое обеспечение.

     2) Формирование целостной, теоретически  обоснованной концепции стратегического  территориального планирования  неизбежно выдвигает проблему  оценки и анализа качества  жизни населения. Действительно, не уточнив сущность этой категории, научные и методические основы измерения качества жизни населения, практически невозможно серьезно говорить о стратегическом социальном планировании, разработке системы государственных и муниципальных стандартов качества жизни для целей социального управления, рационализации отношений между бюджетами разных уровней, организации системы регионального социально–экономического мониторинга и т.п.

     3) К проблеме оценки качества  жизни населения административно-территориального образования тесно примыкает проблема анализа складывающейся экологической ситуации. Важность ее обусловлена тем обстоятельством, что экологический фактор сегодня имеет стратегическое значение. Например, медико–экологическая обстановка является ключевым фактором, определяющим одну из важнейших составляющих качества жизни населения – состояние его здоровья. Экологические требования выступают в качестве существенных ограничений при обосновании стратегических решений в сфере экономики, градостроительства. В связи с этим практика остро нуждается в разработке научно обоснованных стандартов качества окружающей среды.

     4) Территориальные органы власти  призваны, в частности, обеспечивать  финансовую поддержку принимаемых  ими решений. В связи с этим большое значение приобретает проблема ориентации на эффективное использование собственного социально–экономического потенциала. Решение ключевых для развития муниципального образования проблем (повышение инвестиционной привлекательности территории и проведение на этой основе активной территориальной структурно–инвестиционной политики, упорядочение межбюджетных отношений и т.п.) обуславливает необходимость разработки научных основ комплексной оценки величины и эффективности использования социально–экономического потенциала территории. Большинство исследователей обсуждает в основном только экономический аспект территориального потенциала.

     На  самом деле следует использовать понятие не экономического, а социально–экономического потенциала. Исследование составляющих собственно экономического потенциала территории неминуемо приводит к включению в рассмотрение социального аспекта, определяемого отношениями между людьми в процессе его создания, поддержания и использования. Социально–экономический потенциал административно-территориального образования характеризует возможности его стратегического развития при задействовании всего комплекса территориальных ресурсов, использовании особенностей существующей и перспективной структуры его хозяйства, имеющихся резервов повышения готовности (социально–психологической, нормативно–правовой, научно–методической, профессиональной и т.п.) населения, властных структур к разработке и реализации стратегии территориального развития на инновационной основе.

     5) Среди первоочередных задач, связанных с научным обеспечением аналитических работ в сфере оценки территориального социально–экономического потенциала, следует указать на необходимость его рациональной структуризации. Ведь только установив основные структурные составляющие социально–экономического потенциала административно-территориального образования, можно обоснованно сформулировать систему соответствующих индикаторов. Сегодня имеются исследования, посвященные лишь отдельным составляющим территориального социально–экономического потенциала. Причем собрать из этой "мозаики" некую "комплексную картину" практически невозможно, ибо, во–первых, разные авторы опираются на различную теоретико-методологическую базу при исследовании "своих" составляющих комплексного потенциала; во–вторых, отдельные компоненты территориального потенциала имеют сложные причинно–следственные связи. Игнорирование последнего обстоятельства может привести к некорректным оценкам комплексного территориального социально–экономического потенциала, а, следовательно, и к ошибочным рекомендациям по его использованию.

     6) Важнейшей составляющей территориального  социально–экономического потенциала  является муниципальная собственность.  Здесь существует проблема формирования  муниципальной собственности, которая  в настоящих условиях во многом состоит в рациональном распределении собственности между Федеральным центром, субъектом РФ и местным самоуправлением, вопросы, связанные с разработкой методологических и методических основ оценки ее величины.

     Главное, на что следует обратить внимание, это необходимость именно комплексного исследования территориального социально–экономического потенциала на единой теоретико-методологической основе.

     7) При анализе территориального  социально–экономического потенциала, наряду с определением величины, важное место занимает оценка эффективности его использования. Такие оценки необходимы, например, при генерации вариантов и обосновании стратегического выбора, формировании экономически обоснованной государственной политики поддержки территориально–административных образований разного ранга и т.п.

     Принципиальный  подход к определению критерия такой оценки[4].

     В общем случае критерий может быть представлен в виде дроби, числитель  которой представляет эффект от реализации социально–экономического потенциала территории, а знаменатель – затраты, потребовавшиеся для достижения этого эффекта. В свою очередь отмеченный эффект может быть представлен как сумма двух составляющих, одна из которых характеризует прирост качества жизни населения, другая – вклад муниципального образования в решение региональных и межрегиональных проблем. Что касается затрат, связанных с достижением эффекта от реализации территориального социально–экономического потенциала, то они могут быть определены по известным в практике методикам расчетов эффективности крупных инвестиционных проектов.

     8) Оценка стартовых условий и  предпосылок стратегического развития  административно-территориального  образования предполагает комплексную  оценку сложившейся здесь экономической  ситуации, выявление основных тенденций ее изменения. Так, например, требуют исследования методологические и методические проблемы анализа регионального товарного рынка; сложившейся структуры экономики региона с целью выявления разного рода несоответствий и деформаций, определения резервов ее модернизации с учетом необходимости существенного улучшения качества жизни населения; действующего в регионе хозяйственного климата и т.п. Безусловно, по отдельным направлениям аналитических работ сегодня имеются методологические и методические предложения, однако необходима комплексная оценка сложившейся на территории экономической ситуации, проводимая на единой основе.

     9) Важный этап, рассматриваемых аналитических  работ, связан с исследованием  системы управления административно-территориальным образованием. Здесь требуется анализ всех составляющих действующей системы управления территорией с позиции выявления резервов ее совершенствования, соответствия требованиям, предъявляемым современным механизмом хозяйствования. Который подразумевает в качестве непременного этапа выявление и оценку внутренних закономерностей развития территории, а также влияние на нее внешних факторов, что, собственно, и придает стратегический характер разрабатываемым документам. Результаты отмеченных аналитических работ должны быть представлены в виде, позволяющем дать объективную интегральную оценку сложившейся на территории исходной стартовой социально–экономической ситуации, что также требует создания соответствующего научного обеспечения [5].

     Субъекты  Российской Федерации в рамках собственных полномочий осуществляют развитие управление своими территориями, прежде всего, путем разработки и реализации стратегий и программ социально-экономического развития. При этом возможности большинства регионов финансировать, соответствующие мероприятия из собственных бюджетов крайне ограничены. Скромна и поддержка из федерального бюджета.

     Эти ограничения являются следствием того, что в конце 1990-х – начале 2000-х  годов XX века государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, фактически исчерпала себя. Стратегический вызов прежней государственной политике определялся, прежде всего, тем, что унаследованная Россией от СССР региональная организация вступила в период масштабной перестройки, получившей в современной литературе название «новой регионализации России». Суть данного процесса заключается в появлении новых регионов как культурных и социально-экономических образований, выстраиваемых на основе общей социальной и хозяйственной жизни вне старых административных границ под влиянием глобализации, становления постиндустриальной экономики, роста значения крупнейших городов и т.д. [5].

     В этих условиях сохранение прежней политики, ориентированной на выравнивание уровней  развития регионов и сокращение различий между ними стало приводить к обратному результату – росту территориальных диспропорций. В то время, как одни города и территории быстро переходят к постиндустриальному развитию, другие оказываются в ситуации деиндустриализации и частичного возврата к архаичным формам хозяйства. Данный процесс привел к возникновению целого комплекса новых социально-экономических проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны: это – низкие уровень и качество жизни населения, недостаточные темпы роста экономики и т.д.

     В то же время при переходе к постиндустриальной стадии развития повышение уровня и  качества жизни населения становится не только результатом, но и важным условием роста экономики и сохранения ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность экономики и качество жизни оказываются связанными через понятие «человеческий капитал». Регионы с более низкими уровнем и качеством жизни теряют население, причем в первую очередь – наиболее квалифицированные кадры, что углубляет их отставание по таким показателям, как производительность труда, инвестиционный потенциал и др.

     В контексте будущего развития России наличие стратегического вызова «новой регионализации» и порожденного им комплекса проблем определяет необходимость повышения эффективности государственного управления региональным развитием и требует нового подхода, носящего комплексный характер, опирающегося на стратегическое мышление и обновленную методологию программно-целевого управления. В частности, кризис региональной политики «выравнивания» заставляет говорить о необходимости совершенствования программно-целевого метода управления и разработки нового поколения целевых программ, а также перехода к стратегическому планированию, учитывающему макрорегиональные цели и федеральные приоритеты[2].

     К началу 2000-х годов были созданы  предпосылки для разработки стратегий  развития субъектов Российской Федерации  и крупных муниципальных образований. Дополнительным фактором, способствующим запуску данного процесса, стало формирование рынка консалтинговых услуг в области стратегического управления развитием регионов и муниципальных образований.

     Важную  роль сыграло то, что на федеральном уровне было обеспечено государственное стимулирование формирования такого рынка. Принят ряд нормативных актов, по сути обязывающих регионы разрабатывать документы стратегического характера, разработан стандарт стратегии социально-экономического развития субъекта Федерации и т.д. Сформировался пул консалтинговых компаний, которые уже приобрели опыт разработки стратегий и программных документов развития регионов и муниципальных образований, продолжают совершенствовать подходы к разработке этих документов, участвуют в их реализации. Это обеспечило поддержание достаточно высоких требований к качеству работ и профессиональный характер их выполнения с постоянным расширением набора услуг. По-мимо разработки стратегических и программных документов в настоящее время консалтинговые компании предлагают администрациям регионов и муниципальных образований целый спектр инструментов управления развитием территорий, обеспечивающих реализацию разработанных стратегий и программ [4].

Информация о работе Планирование в здравохранении