Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:28, реферат
На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.
Ведение………………………………………………………………………………3
Планомерность и планирование….…………………………………………5
Повышение эффективности проведения экономической политики государства………………………………………………………………..….…….10
Индикативное планирование социально-экономического развития Республики Казахстан…………………………………………………………..…15
2.1 Анализ социально-экономического планирования………………...........15
Заключение………………………………………………………………………....19
Список использованной литературы……………………………………………..20
Уже в конце 40х гг. нашего века во Франции была разработана и начала реализовываться уникальная «демократическая система планирования», позволяющая органам госуправления регулировать хозяйственные пропорции таким образом, чтобы «государственная бюрократия не задавила эффективного функционирования рыночных субъектов». Планирование, утверждающееся «снизу», базировалось на принципах консультирования и согласования и включало в участие на равноправных началах представителей различных «группировок интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. Согласно рассматриваемой системе, план рождался в результате многоступенчатых итераций, и в консенсусе его реализации были заинтересованы все участники. Вместе с тем плановые показатели не являлись директивными, а выступали, прежде всего, в качестве экономических индикаторов – носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре. [9.с.47.]
Тем
не менее, роль государства в управлении
экономикой во Франции до сих пор
небезосновательно считается
Табл.2. Хронология разработки индикативных планов во Франции.
Номер плана | Период охвата, годы |
|
1947-53 |
|
54-57 |
|
57-61 |
|
62-65 |
|
66-70 |
|
70-75 |
|
76-81 |
|
81-85 |
Промежуточный | 82-83 |
|
84-89 |
|
89-92 |
|
93-97 |
Планы составлялись, как правило, на пятилетия, в них фиксировались общие черты желаемого экономического и социального развития. При этом решающую роль играет не сам план, а процесс (процедура) его составления. В результате этого процесса происходит обмен информацией и достигается консенсус между различными участниками хозяйственной деятельности и разными уровнями хозяйствования и управления. [9.с.54.]
Главное содержание плана составляло определение «актов государственного вмешательства», охватывающих: а) основные задачи государства в области экономики на плановый период; б) их детализацию применительно к инвестированию и перераспределению государственных доходов с указанием на источники финансирования капиталовложений и на соответствующие государственные мероприятия. Иными словами, французское индикативное планирование четко ориентировано на инвестиционную деятельность. Индикативный план по сути своей является активным способом государственного регулирования экономики: с его помощью государство не только прогнозирует тенденции и показатели народнохозяйственного развития, но и оказывает на них активное влияние. Индикативный план принимается и утверждается Парламентом Франции. [10.с.31.]
Самим планированием занимается Комитет по модернизации, куда входят работники министерств и органов местной власти, представители промышленников и профсоюзов, ученые и специалисты (всего около 5 т. ч.). Существенными распорядительными полномочиями располагает такой орган французской системы планирования, как Фонд экономического и социального развития, финансируемый из бюджета. Фонд обеспечивает прогнозирование, включаемое в индикативный план. Эффективность системы планирования можно оценить по двум линиям. Во – первых, сравнивая плановые показатели с фактически достигнутыми. Во – вторых, - осуществляя международные сопоставления (были ли достигнуты большие темпы экономического роста и более рациональное использование ресурсов и т. п.).
К концу 90х гг. индикативное планирование ослабило свои практические управленческие позиции. Причина видится в том, что в условиях новых технологий экономические процессы становятся более комплексными, а макроэкономика усложнилась настолько, что перестала быть «прозрачной» для централизованного управления. [10.с.69.]
В целом же французская модель «планируемого капитализма» заслуживает положительной оценки. Особенно впечатляют показатели экономического роста: в 50-60х гг. достигает в среднем 5% в год; в 1960-73 гг. – 5,6; в 1973-79 – 3,0; в 1980-88 – 1,8; а в 1989-95 – 1,7%.
В
результате Франция сегодня находится
в числе ведущих индустриальных
держав, лидирующих по производству ВВП
и уровню промышленного технологического
развития.
Заключение
В условиях тоталитарного государственного управления, по существу, парализуется рыночная система, и ликвидируются и важнейшие звенья: товарные, фондовые и валютные биржи и др. Вместо них создаются ложные подобия рыночных связей. Например, вместо рынка средств производства организуется приказная система материально-технического снабжения.
Начатый в нашей стране переход к рынку предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.
Парадоксом переходной экономики является то, что возможности государства влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли), поэтому, чтобы не говорили роль государства в управлении экономикой остается одной из приоритетных
Государственное регулирование и планирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.
Государство
всегда выступало особым экономическим
субъектом, так или иначе, участвуя
в экономической жизни
Список
использованной литературы
1. Айнабек
К.С. Диалектика рыночной
2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 34. – М.: Политиздат, 1963.
3. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. – М., 1999.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 1999.
5. Авдокушин
Е.Ф. Международные
6. Войтов А.Г. Экономика. – М., 1999.
7. Шишкин А.Ф. Экономическая теория. В 2-х кн. – Кн. 2. – М., 1996.
8. Корняков
В. Государственно-
9. Мамыров
Н.К. Менеджмент и рынок:
10. Касымов С. Посттранзитивные проблемы экономического развития // Транзитная экономика. – 2003. – № 2.
11. Карташев
А., Кайгородцев А. Планирование
как инструмент
Информация о работе Планирование в государственном регулировании экономики