Планирование в государственном регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:28, реферат

Описание работы

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………3
Планомерность и планирование….…………………………………………5
Повышение эффективности проведения экономической политики государства………………………………………………………………..….…….10
Индикативное планирование социально-экономического развития Республики Казахстан…………………………………………………………..…15
2.1 Анализ социально-экономического планирования………………...........15
Заключение………………………………………………………………………....19
Список использованной литературы……………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование экономики РК.doc

— 140.00 Кб (Скачать)
 
 

       Уже в конце 40х гг. нашего века во Франции была разработана и начала реализовываться уникальная «демократическая система планирования», позволяющая органам госуправления регулировать хозяйственные пропорции таким образом, чтобы «государственная бюрократия не задавила эффективного функционирования рыночных субъектов». Планирование, утверждающееся «снизу», базировалось на принципах консультирования и согласования и включало в участие на равноправных началах представителей различных «группировок интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. Согласно рассматриваемой системе, план рождался в результате многоступенчатых итераций, и в консенсусе его реализации были заинтересованы все участники. Вместе с тем плановые показатели не являлись директивными, а выступали, прежде всего, в качестве экономических индикаторов – носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре. [9.с.47.]

    Тем не менее, роль государства в управлении экономикой во Франции до сих пор  небезосновательно считается одной  из наиболее существенных среди промышленно развитых стран мира. Индикативное планирование остается элементом государственного управления и регулирования французской экономики. Есть сведения об 11 разрабатывавшихся среднесрочных индикативных планах, охвативших все национальное хозяйство Франции (табл.2).

    Табл.2. Хронология разработки индикативных планов во Франции.

    Номер плана                   Период охвата, годы
                                  1                         1947-53      
                                  2                             54-57
                                  3                             57-61
                                  4                             62-65
                                  5                             66-70
                                  6                             70-75
                                  7                             76-81
                                  8                             81-85
                     Промежуточный                                 82-83
                                  9                             84-89
                                 10                              89-92
                                 11                             93-97

    Планы составлялись, как правило, на пятилетия, в них фиксировались общие  черты желаемого экономического и социального развития. При этом решающую роль играет не сам план, а процесс (процедура) его составления. В результате этого процесса происходит обмен информацией и достигается консенсус между различными участниками хозяйственной деятельности и разными уровнями хозяйствования и управления. [9.с.54.]

    Главное содержание плана составляло определение  «актов государственного вмешательства», охватывающих: а) основные задачи государства  в области экономики на плановый период; б) их детализацию применительно  к инвестированию и перераспределению государственных доходов с указанием на источники финансирования капиталовложений и на соответствующие государственные мероприятия. Иными словами, французское индикативное планирование четко ориентировано на инвестиционную деятельность. Индикативный план по сути своей является активным способом государственного регулирования экономики: с его помощью государство не только прогнозирует тенденции и показатели народнохозяйственного развития, но и оказывает на них активное влияние. Индикативный  план принимается и утверждается Парламентом Франции. [10.с.31.]

    Самим планированием занимается Комитет  по модернизации, куда входят работники  министерств и органов местной  власти, представители промышленников и профсоюзов, ученые и специалисты (всего около 5 т. ч.). Существенными распорядительными полномочиями располагает такой орган французской системы планирования, как Фонд экономического и социального развития, финансируемый из бюджета. Фонд обеспечивает прогнозирование, включаемое в индикативный план. Эффективность системы планирования можно оценить по двум линиям. Во – первых, сравнивая плановые показатели с фактически достигнутыми. Во – вторых, - осуществляя международные сопоставления (были ли достигнуты большие темпы экономического роста и более рациональное использование ресурсов и т. п.).

    К концу 90х гг. индикативное планирование ослабило свои практические управленческие позиции. Причина видится в том, что в условиях новых технологий экономические процессы становятся более комплексными, а макроэкономика усложнилась настолько, что перестала быть «прозрачной» для централизованного управления. [10.с.69.]

    В целом же французская модель «планируемого  капитализма» заслуживает положительной  оценки. Особенно впечатляют показатели экономического роста: в 50-60х гг. достигает в среднем 5% в год; в 1960-73 гг. – 5,6; в 1973-79 – 3,0; в 1980-88 – 1,8; а в 1989-95 – 1,7%.

    В результате Франция сегодня находится  в числе ведущих индустриальных держав, лидирующих по производству ВВП  и уровню промышленного технологического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В условиях тоталитарного государственного управления, по существу, парализуется рыночная система, и ликвидируются  и важнейшие звенья: товарные, фондовые и валютные биржи и др. Вместо них создаются ложные подобия рыночных связей. Например, вместо рынка средств производства организуется приказная система материально-технического снабжения.

    Начатый в нашей стране переход к рынку  предполагает воссоздать в полном объёме все рыночные отношения с присущими  им регуляторами экономики. При этом государство с помощью экономических методов призвано оказывать регулирующее воздействие на сам рынок в интересах всего населения.

    Парадоксом  переходной экономики является то, что возможности государства  влиять на хозяйственные процессы в этот период уменьшаются (в силу либерализации, приватизации и др.), а потребность в государственном вмешательстве сохраняется на высоком уровне и даже возрастает в связи с общим кризисным состоянием экономики и особенно ряда его секторов (социальная сфера и трудно адаптирующиеся к рынку отрасли), поэтому, чтобы не говорили роль государства в управлении экономикой остается одной из приоритетных

    Государственное регулирование и планирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

    Государство всегда выступало особым экономическим  субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остаётся остро  дискуссионным вопросом экономической  науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Айнабек  К.С. Диалектика рыночной экономики.  – Астана: Фолиант, 2001.

2. Ленин  В.И. Полн. собр. соч. – Т. 34. –  М.: Политиздат, 1963.

3. Курс  экономики / Под ред. Б.А. Райзберга.  – М., 1999.

4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М., 1999.

5. Авдокушин  Е.Ф. Международные экономические  отношения. – М., 1999.

6. Войтов  А.Г. Экономика. – М., 1999.

7. Шишкин  А.Ф. Экономическая теория. В 2-х  кн. – Кн. 2. – М., 1996.

8. Корняков  В. Государственно-корпоративное направление развития экономики // Экономист. – 2000. – № 5.

9. Мамыров  Н.К. Менеджмент и рынок: казахстанская  модель. – Алматы: «Казахская энциклопедия», 1998.

10. Касымов  С. Посттранзитивные проблемы  экономического развития // Транзитная  экономика. – 2003. – № 2.

11. Карташев  А., Кайгородцев А. Планирование  как инструмент государственного  регулирования // Вестник предпринимателя.  – Усть-Каменогорск, 2004. – № 4. 

Информация о работе Планирование в государственном регулировании экономики