Планирование в государственном регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:28, реферат

Описание работы

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………3
Планомерность и планирование….…………………………………………5
Повышение эффективности проведения экономической политики государства………………………………………………………………..….…….10
Индикативное планирование социально-экономического развития Республики Казахстан…………………………………………………………..…15
2.1 Анализ социально-экономического планирования………………...........15
Заключение………………………………………………………………………....19
Список использованной литературы……………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование экономики РК.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

    Осознанное  согласование действий субъектов рыночной экономики должно соответствовать  объективным требованиям механизма действия системы экономических законов. Только в таком случае планомерность как экономический закон может преимущественно проявляться в непосредственной форме управления экономикой, где рыночные формы переходят в разряд второстепенных и теряют свойство регулятора экономических процессов [1, с. 145].

    «Усиливающийся  общественный характер производства, – указывает А.Ф. Шишкин, – вынуждает  капитализм видоизменяться и приспосабливаться  к новым объективным условиям. В результате появляется новая общественная форма движения капиталистической экономики – планомерная. Исторический анализ позволяет выявить тенденцию нарастания элементов планомерности при капитализме» [7, с. 191].

    Так, например, в 1954 году в Южной Корее  при участии экспертов ООН был разработан план Натана. В начале 1960-х гг. была составлена долгосрочная (на 20 лет) программа развития, включавшая четыре пятилетних плана. В 1963 г. было создано Управление экономического планирования, впоследствии преобразованное в министерство. Особое внимание в планах придается поддержке крупных финансово-промышленных групп, что способствует их превращению в транснациональные корпорации («Хендэ», «Самсунг», «Дэу» и др.).

    Первый  общегосударственный план в Японии (1956-1960 гг.) известен как пятилетний план экономического самообеспечения. В разработке планов участвовали все правительственные учреждения, имеющие отношения к экономике, многие научно-исследовательские организации, известные специалисты и эксперты.

    Координирующие  и организационно-распорядительные функции возложены на Управление экономического планирования и Экономический совет. Возглавляет Управление Экономического планирования генеральный директор в ранге министра. Экономический совет, созданный в 1952 году, подчиняется непосредственно премьер-министру и является его совещательным органом.

    Разработанный план Экономический совет представляет премьер-министру в виде доклада. Затем  он утверждается кабинетом министров  как общегосударственный экономический  план, публикуется в печати и доводится до сведения всех представительных учреждений.

    С 1946 г. общегосударственные планы  разрабатываются во Франции. Их разработку осуществляет Генеральный комиссариат  по плану. Первый государственный план, названный по имени основателя французской  системы планирования «планом Монне», действовал с 1947 г. по 1953 г. [8].

    Планомерность проявляется на макроуровне в  форме управляемых трансакций субъектов  национальной экономики. Полнота проявления планомерности зависит от познания и использования экономических законов, а также от степени приближения к объективным субъективных действий государства в вопросах регулирования национальной экономики, общественного воспроизводства.

    Количественной  характеристикой проявления содержания планомерности является пропорциональность, представляющая собой меру соотношения развития субъектов в макроэкономике.

    Пропорциональность  количественно выражает определенное состояние качественного содержания планомерности.

    Планомерность проявляется в интеграционной деятельности субъектов национальной экономики, при которой законы стоимости и конкуренции приводят к формированию определенной пропорциональности [1, с. 146].

    Планирование. Дадим определение основных понятий  системы планирования. При этом будем  исходить из того, что в ходе плановой деятельности разрабатываются стратегия развития, прогноз, долгосрочные, среднесрочные и текущие планы.

    Под стратегией следует понимать систему  замыслов, позволяющих осуществить  организацию производства (в масштабах  страны, отрасли, региона, фирмы) и достижение намеченных целей.

    Прогноз – это комплекс аргументированных, как правило, на основе ретроспективного анализа тенденций развития экономических  процессов и предположений относительно будущих параметров этих процессов.

    Прогноз имеет вероятностный характер.

    План  – это результат целенаправленной деятельности хозяйствующего субъекта по определению перспектив его социально-экономического развития и сознательного воздействия  на объект управления путем разработки и реализации системы мер, направленных на изменение траектории развития.

    Долгосрочные, среднесрочные и текущие планы  различаются по горизонту планирования, степени точности и детализации  экономических показателей.

    Мы  считаем, что инициаторы разрушения отечественной системы планирования при обосновании своей позиции часто опирались на недостаточно аргументированные положения.

    Так, отечественное планирование рассматривалось  как директивное, жесткое, статичное. Между тем уже в 20-е годы прошлого века при разработке планов учитывался фактор неопределенности.

    Тогда же сложились телеологическая (план – система целевых заданий, выраженных, как правило, в количественных показателях) и генетическая концепция планирования (план как система перспектив, реализуемых  органами хозяйственного управления). И хотя по идеологическим мотивам приоритет был отдан телеологической концепции, обе эти концепции не являются антиподами, а взаимно дополняют друг друга.

    В экономической науке сложилось  убеждение в необходимости отхода от планирования от «достигнутого», поскольку процесс планирования является не дискретным, а непрерывным, и параметры плана имеют вероятностный характер. При этом замалчивалось, что метод планирования от «достигнутого» всегда сочетался с нормативным, балансовым, экономико-математическим и другими методами планирования. А это значит, что восприятие разрабатывающихся в советское время государственных планов только как инструмента администрирования и командования является глубоким заблуждением. Они последовательно приближались и к индикативным планам.

    Индикативное  планирование представляет собой процесс  формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и  развитие хозяйствующего субъекта, соответствующее  проводимой социально-экономической  политике.

    Мы  считаем, что в условиях рыночной экономики планы хозяйствующих субъектов должны быть индикативными. Вместе с тем применительно к планированию следует отказаться от негативного толкования термина «директивность», поскольку любой утвержденный план в определенном смысле является директивным. При этом необходимо отметить, что свою координирующую, мобилизующую, организационную роль может играть только выполняемый план, что не исключает, а предопределяет необходимость его постоянной корректировки с учетом изменяющейся экономической ситуации, появления новых данных и т.п.

    Нам представляется, что перечисленными категориями достаточно точно характеризуется  система планирования. Введение других понятий лишь вносит путаницу в терминологию, а, следовательно, в восприятие предмета исследования.

    В ходе реализации функций системы  планирования обеспечивается решение  широкого круга задач, способствующих эффективному развитию экономики. Только на базе научно обоснованных планов возможно целенаправленное воздействие на экономические  процессы. Без планирования не может быть обеспечена пропорциональность развития, то есть такие соотношения между отраслями, сферами деятельности и производствами, при которых обеспечиваются наиболее быстрые темпы макроэкономического развития на длительную перспективу, достигается сбалансированность производства и потребления продукции и услуг в стране и регионах, а также развитие рынков земли, труда и капитала.

    Планирование  включает прогнозирование рыночной конъюнктуры и ее динамики, обоснование  приоритетов развития на всех уровнях хозяйствования, формирование прогрессивной структуры общественного производства.

    Совершенствование рыночных отношений требует от государства, чтобы при управлении экономикой оно использовало два регуляторов: план и рынок.

    Эволюция  рыночных отношений, роли и места рынка в мировой цивилизации рассматривается в работе академика Н.К. Мамырова [9], который отмечает, что происшедшие в мире изменения выражают тенденции, диаметрально противоположенные прорекламированному расцвету рыночной системы. Налицо процесс вытеснения рыночного регулятора экономических процессов. В настоящее время экономическое равновесие в передовых странах обеспечивается не столько регулирующими рыночными силами, сколько развитием крупных, поистине общенациональных корпораций, государственно-корпоративной экономики. [8.ст.52.]

    Рыночное  регулирование предполагает деятельность конкурирующих объектов, формирование соотношения «цена – количество товара», независимость хозяйствующих  субъектов в принятии решений. В  условиях государственно-корпоративной экономики такого регулирования нет. Внутри концернов нет равновесных рыночных цен. Цены формируются по схеме «издержки плюс», т. е. так же, как они определялись в советской экономике.

    В экономически развитых странах централизованно  организуется воспроизводство не только потребительских товаров, но и труда, капитала. Так, в США законодательно закреплена общегосударственная политика по обеспечению полной занятости. 

    1. Повышение эффективности проведения экономической политики государства
 

    В части повышения эффективности  проведения экономической политики предстоит решить ряд задач путем  реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и  денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, регулирования  деятельности естественных монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления.

    Повышение эффективности экономической политики будет осуществляться через внедрение  системы управления, ориентированной  на результаты.

    Правительство разработает и внедрит целевые  индикаторы результативности и эффективности  государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации и контроля.

    Будут приняты нормативные правовые акты, которые позволят эффективно функционировать  системе государственного планирования в условиях рыночных отношений, повысить качество государственных услуг, ориентировать  деятельность государственных органов на достижение стратегических целей.

    Правительство обеспечит условия создания благоприятного налогового и инвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по снижению административных барьеров, повышению производительности экономики. 

    Будут совершенствоваться методы государственного регулирования экономики с акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства  в вопросы развития бизнеса. Отношения  с предпринимательством будут выстроены  на принципах партнерства, честности и прозрачности. Наряду с этим, планируется принять меры по укреплению института частной собственности как основы гарантий прав и свобод граждан. [8.с.67.]

Государственное планирование будет направлено на сопровождение  и управление процессами по обеспечению роста конкурентоспособности страны.

    В связи с этим будут разработаны  Стратегия  устойчивого роста  конкурентоспособности Республики Казахстан, а также ряд нормативных  правовых актов по государственному планированию, регламентирующих вопросы  стратегического, среднесрочного и бюджетного планирования, мониторинга, контроля и ответственности всех субъектов планирования, направления деятельности органов государственного управления на конечные результаты.

    Будут  изменены  требования  к  содержанию,  процедурам  разработки  и  утверждения,  реализации  государственных, отраслевых  (секторальных),  региональных  и бюджетных программ.

    Будут приняты нормативные правовые акты по:

    • внедрению стратегического планирования в государственных органах;
    • оценке деятельности государственных органов на предмет достижения конечных результатов;
    • совершенствованию системы государственной статистики, позволяющей осуществлять мониторинг эффективности выполнения государственных, отраслевых (секторальных), региональных, бюджетных программ и прогресс в достижении стратегических целей государства, исключению дублирования государственной статистической отчетности. [9.с.21.]

Информация о работе Планирование в государственном регулировании экономики