Планирование в государственном регулировании экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:28, реферат

Описание работы

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства является его роль в экономической системе. Также стоит серьёзная проблема – развитие своего рынка и расширение экономики. Так как у нас не развита собственная промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этот вопрос. И каким образом его решить?
Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………3
Планомерность и планирование….…………………………………………5
Повышение эффективности проведения экономической политики государства………………………………………………………………..….…….10
Индикативное планирование социально-экономического развития Республики Казахстан…………………………………………………………..…15
2.1 Анализ социально-экономического планирования………………...........15
Заключение………………………………………………………………………....19
Список использованной литературы……………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование экономики РК.doc

— 140.00 Кб (Скачать)
">    Будет усовершенствована методология  разработки  экономических прогнозов. 

    Предстоит разработать специальный механизм оценки влияния предлагаемых государственными органами решений на уровень конкурентоспособности экономики.

      Совершенствование бюджетного планирования.

    Правительством  будет продолжена работа по совершенствованию  бюджетного планирования.

    Главной целью этой работы станет внедрение системы бюджетного планирования, ориентированной на результаты.

    Такая система позволит оценивать качество предоставления государственных услуг,  степень  достижения  стратегических  целей  и  задач, а также будет  использована как инструмент повышения производительности работы государственных органов.

    Это предполагает  поэтапный  переход  к  бюджету,  ориентированному на результаты,  а  также  внедрение  контрактных  обязательств по модели «заказчик-исполнитель», в первую очередь, с  администраторами  бюджетных программ.  Будут приняты меры по предоставлению большей самостоятельности администраторам бюджетных программ в использовании бюджетных средств.

    Будет  внедрена  система  отчетности,  открытая  для  общества,  а  также  налажена  система  внутреннего  и  внешнего  контроля.

    Направления расходования бюджетных средств  будут взаимоувязаны со стратегическими (программными) документами страны и иметь четкие приоритеты по диверсификации и повышению конкурентоспособности  экономики. Неэффективные расходы будут сокращены.

    Будет внедрена методика оценки и мониторинга  инвестиционных проектов, финансируемых  за счет бюджетных средств, усилены  требования к их подготовке.

    Для проведения взвешенной фискальной и  денежно-кредитной политики темпы роста расходов государственного бюджета будут взаимоувязаны с темпами роста экономики.

    В целях снижения зависимости экономики  от сырьевого сектора и сокращения ненефтяного дефицита бюджета предстоит  усовершенствовать механизм формирования и использования средств Национального фонда.

    При определении объемов бюджетных  средств на планируемый период будут  учитываться степень достижения установленных  индикаторов  и  эффективность  исполнения  бюджетных  программ.

    Внимание  будет уделено также совершенствованию межбюджетных отношений. 

    Основными  положениями  проекта  новой системы  межбюджетных отношений  в  среднесрочном  периоде  станет  определение  показателей,  позволяющих  рассчитать  объективные  потребности  регионов  в  финансировании с  учетом  предоставления  равнозначного  объема  и    качества  услуг по всей стране.

    Если  говорить об экономической и социальной роли государства, то для ее определения  наиболее существенными являются два  показателя – масштаб государственной  собственности и доля государственных расходов в ВВП страны. Так как в США государственная собственность мало связана с хозяйственной деятельностью, в экономической литературе приоритет отдается доле государственных расходов в ВВП. [9.с.43.]

    Приведем  некоторые сравнительные данные. В конце XIX века среднемировой уровень государственных расходов в ВВП составил 8,3%, в то время как в США – 4%. Но уже в 20х гг. средний показатель по развитым странам возрос до 15,4%, а в 60х гг. – до 27,9 и в начале 80х гг. – до 42,6%. Причем ни в одной из индустриальных стран эта доля не опускалась ниже 30%, в том числе и в США, где в 1993 г. удельный вес совокупных расходов федеральных властей и властей штатов в ВВП ровнялся 38,7%1. Таким образом, хотя США и отстают от европейских стран по доле государственных расходов в ВВП, они находятся в русле общемировых тенденций. Иными  словами, государство стало залогом стабильности и устойчивости всего общественного развития. По прогнозам, которые содержатся в исследовании «Будущее государства», опубликованном в лондонском журнале «Экономист», дальнейший рост государственных расходов не будет столь стремительным, а средний показатель станет колебаться вокруг 50%  ВВП  страны.2

    Анализ  структуры государственных расходов дает представление об их целевом  предназначении. Если взять расходы только федерального правительства США, то в 1996г. их доля в ВВП составляла 20,8%. При этом  больше половины – 12,8% ВВП – направлено на субсидирование социального страхования, образования, здравоохранения и т. п., 0,9% ВВП – на подержание экономической инфраструктуры, расходы на оборону поглотили 3,6%, а обслуживание государственного долга – 3,2% ВВП.3

    Мы  видим, что большая часть затрат – это затраты социального  характера, обеспечивающие стабильность в обществе. В отчете о мировом  развитии Всемирного банка «Государство в меняющемся мире» (1997 г.) отмечено, что «именно возросшее влияние государства переместило аспект с количественного аспекта государственного влияния на качественный, другими словами, внимание переместилось с размера государства как такового и объема его вмешательства на его эффективность и степень удовлетворения нужд населения»4.

    Возлагая  на себя ответственность за регулирование  неподвластной или слабо подвластной  рынку сфер, федеральное правительство  в 90е гг. внедряет сам регулирующий механизм в рыночные принципы и рыночную мотивацию, что помогает «правительству достичь целей общества»5. Как свидетельствует американский опыт, чем меньше влияние субъективного фактора на процесс принятия решений, тем выше результативность и объективность работы государственных институтов.

    По  – разному можно относится  к американской истории, но очевидным  является факт, что в США сложилась  система государственной власти, впитавшая в себя демократические  признаки рыночной экономики. В результате в экономически и политически сильном государстве заинтересованы и бизнес, которому нужны ясность и стабильность «правил игры» внутри и вне страны, и все слои населения, права которых гарантируется государством.

    Однако  было бы неправильно делать вывод о том, что в США уже найден оптимум эффективности государства вообще и его хозяйственной роли в частности. Динамизм и турбулентность современного мирового развития постоянно выдвигает все новые вызовы, на которые и должно реагировать государство.

    В заключении можно сказать, если экономическая политика государства создает благоприятные условия для раскрытия всех факторов экономического роста, то такое государство само выступает  одним из решающих элементов национальной экономики. В этой связи логичен вывод о том, что чем стабильнее экономический рост, тем эффективнее выполняет свою экономическую роль государство. [8.с.76.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Индикативное  планирование социально-экономического развития Республики Казахстан
 

Индикативное  планирование - это один из методов менеджмента (управления) на макроуровне. Оно представляет собой выработку научно обоснованных целей и приоритетов социально-экономического развития Казахстана, системы параметров (индикаторов), соответствующих этим целям и приоритетам, и способов их достижения.

 Индикативный  алан обосновывает направления  и методы реализации государственной  социально-экономической политики  в условиях рыночной экономики  при соблюдении прав и интересов  регионов, предприятий и всех  граждан республики.

 Индикативный план разрабатывается в целом по республике, министерствам, ведомствам, национальным компаниям в разрезе отраслей народного хозяйства и форм собственности. Планы названных структур управления должны содержать информацию в разрезе отраслей народ­ного хозяйства, областей и крупных городов. [9.с.32.]

 Система   индикативных   планов   включает   стратегический (долгосрочный), среднесрочный  (основной) и текущий (годовой)  планы.

 Стратегический  план разрабатывается на 10-15 лет  и определяет долгосрочные цели, задачи и приоритеты развития экономики республики, этапы достижения и необходимые изменения в социально-экономической политике.

 Среднесрочный   план  (до  5  лет)  определяет  социально-экономическую политику  и систему регуляторов, направленных  на реализацию долгосрочных целей и задач на соответствующем этапе развития обеспечивает конкретизацию параметров, заложенных в стратегическом плане и отражает в количественном выражении комплекс мероприятий в экономике и социальной сфере.

 Текущий  (годовой) план направлен на достижение текущей макро-экономической сбалансированности, уточнение системы регуляторов и конкретных мер в соответствии с направлениями экономической политики и с учетом хозяйственной ситуации.

 Стратегический  план включает следующие разделы:

- анализ  социально-экономической ситуации;

- концепция  социально-экономического развития;

- основные  макроэкономические показатели;

- национальные  программы. 

2.1 Анализ социально-экономического  планирования 

 Анализ  социально-экономической ситуации  должен раскрывать состояние производственного потенциала, внутренних и внешних тенденций развития экономики, результативности системы государственных регуляторов, качественного содержания и динамики производительных сил, а также факторов, влияющих на эти процессы, и сопоставления с развитием мировой экономики.

 В  концепции социально-экономического  развития обосновываются цели  и приоритеты государственной  социально-экономической политики, способы их достижения в виде  рекомендуемых мер прямого и  косвенного государственного регулирования.

 В  концепции социально-экономического  развития обосновывается перечень  национальных программ, направленных  на реализацию по­ставленных  целей.

 Основные  макроэкономические показатели  содержат прогнозируемые темпы  экономического роста, структуру общественного производства, основные народнохозяйственные пропорции, оценку финансовых возможностей государства, предприятий и населения. [9.с.45.]

       Система индикативного планирования опирается на высокую долю госсобственности в народном хозяйстве (такое положение сохранилось и поныне, о чем свидетельствуют данные табл.1). 

    Табл.1 Доля государственного сектора в  экономике стран ЕС в 1990г., в %. 
 

           Страны       В числ. занятых       В ВВП        В капиталовлож.     В среднем по странам
    Германия          10,1        11,1             16,8                12,6
    Италия           15,0         20,0              26,0                 20,3
    Великобритания            9,0        12,0             17,0                12,7
    Франция           17,6        19,5              34,9                 24,0
    Испания            6,0        14,0              21,0                 13,6
    Голландия            6,3        11,0              7,0                  8,1
    Бельгия            11,0         8,3              14,0                  11,1
    Люксембург            5,0         3,5               4,0                  4,2
    Португалия            12,1         21,0               35,0                        22,7
    Греция            10,0         19,0               40,6                   23,2
    Дания            8,2          6,0               20,0                   11,4
    Ирландия            10,5          14,7               20,7                   15,3

Информация о работе Планирование в государственном регулировании экономики