Планирование труда и потребности персонала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать особенности планирования труда на предприятии и его оплаты.
Для достижения цели курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
- определить общую концепцию внутрифирменного планирования;
- дать характеристику фонда оплаты труда;
- проведение исследования планирования средств на оплату труда персонала предприятия, а также изучение проблемы в области планирования оплаты труда;

Содержание

Введение:
Глава 1.Общая концепция внутрифирменного планирования
Теоретические аспекты планирования персонала предприятия
1.1 Понятия внутрифирменного планирования
1.2 Необходимость планирования в экономической организации
1.3 Пределы планирования
1.4 Принципы планирования в экономической организации
1.5 Сущность, цели и задачи планирования потребности
в кадрах на предприятии
1.6 Этапы планирования персонала
Глава 2. Фонд заработной платы, численность и мотивация труда рабочих
Особенности планирования персонала на предприятии ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика»
2.1 Инструкция по статистике численности рабочих и служащих на предприятиях
2.2 Мотивация и оплата труда
Глава 3. Состояние и пути развития оплаты труда на предприятиях России
3.1 Состояние оплаты труда на предприятиях в России
3.2 Пути развития оплаты труда на предприятии
3.3 Историческая справка
3.4 Анализ технико-экономических показателей ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика»
3.5 Анализ эффективности планирования потребности в кадрах ОАО «Астраханская сетевязальная фабрика»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc11.doc

— 338.00 Кб (Скачать)

     Контракты на основе применения высоких технологий не менее важны предприятиям в  российский экономике, чем фирмам из передовых в техническом смысле стран, так как в силу интернационализации  рынка российские предприятия вынуждены вступать в конкуренцию не только, а иногда и не столько с отечественными, сколько с западными и восточными конкурентами, а следовательно, ориентироваться на не менее низкий, чем конкурентов, уровень технологии. Из экономик, позднее других вступающих на рыночный путь развития, выживают те, которые применяют лучшие, наиболее совершенные виды технологии. Это позволяет снижать издержки до уровня конкурентных, создает более привлекательное качество товара, которым российские производители особенно не отличаются.

     В целом контрактные отношения  являются достаточно близкими, органически  присущими российским фирмам особенно государственным и приватизированным, у которых еще не разрушена  сложившаяся в предыдущий период система долговременных связей со своими поставщиками и клиентами. Причем большая часть этих связей в советское время носила неформальный, неофициальный характер, а значит, определялась реальными потребностями экономических организаций.

     Заключение  контрактов придаст отношениям российских фирм более упорядоченный характер, повысит ответственность каждой из них за выполнение условий сделки, потому что любое нарушение контракта может повлечь за собой судебные санкции.

     Но, как и другие способы увеличения пределов планирования контракты не являются абсолютным и универсальным средством, поскольку не устраняют риска, связанного с невыполнением обязательств одной из сторон. Причины невыполнения - воздействие всех факторов внешней среды, в том числе природных и политических стихий. Традиционно более надежными партнерами являются крупные фирмы.

     Первоначальной  основой для образования сети является единая технологическая или  коммерческая цепочка, объединяющая фирмы, или отношения субподряда. Сети позволяют  получить преимущества, которые дает вертикальная интеграция, и вместе с тем дают возможность сохранить выгоды гибкой, хорошо адаптирующейся к изменениям внешней среды структуры.

     Каковы  перспективы предпринимательских  сетей в российской экономике? В  течение ближайшего периода они  проблематичны, по крайней мере в  крупных масштабах. Ведь в основе существования таких сетей лежат взаимное доверие предпринимателей, их готовность к открытым действиям, обмену достоверной информацией. А в обстановке неустойчивого российского рынка довольно характерным является стремление многих предпринимателей использовать временные преимущества, предоставляемые конкретной ситуацией, в ущерб остальным партнерам.

     Однако  в условиях динамичного развития экономики создание предпринимательских  сетей в России - дело не очень  далекого будущего.

     Издержки планирования.

     Предел  планирования определен и величиной  издержек, затрачиваемых на организацию  и осуществление планирования.

     Как отмечают многие из практикующих менеджеров, одним из наиболее существенных недостатков  плановой деятельности является необходимость дополнительных затрат на:

     • исследования;

     • организацию подразделения планирования;

     • привлечение дополнительного персонала.

     Речь  идет о тех дефицитных средствах, которые могли бы быть использованы для решения других важных экономических  задач. Если говорить о не денежных издержках, планирование требует еще одной важнейшей категории затрат - затрат времени - также дефицитного и весьма ограниченного ресурса.

     Минимальным результатом планирования является недопущение грубых ошибок в экономической  деятельности, то есть приобретение способностей предвидеть неприятные обстоятельства будущего и устранять их. Если средства, которые затрачены на планирование, привели к такому результату, - этого уже почти достаточно.

     Можно сформулировать следующее правило определения издержек планирования: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут дополнительный положительный эффект. И, кроме того, не стоит браться за разработку такого плана, стоимость которого могла бы равняться стоимости создания лучшего плана.

     Таким образом, минимальными затратам на планирование являются такие, которые обеспечивают выживание экономической организации, а любые дополнительные затраты  должны обеспечивать ее развитие.

     Трудность при определении оптимальных затрат заключена в том, что доход, полученный от планирования, не может быть измерен точно при помощи количественных методов. Эффект плановой деятельности опытный менеджер может определить, используя качественные и субъективные методы оценки.

     Масштабы  деятельности фирмы.

     Масштабы  деятельности фирмы ограничивают или, наоборот, расширяют возможности  планирования в организации.

     Преимущества  в осуществлении планирования принадлежат  крупным фирмам, потому что они  обладают необходимым потенциалом  для того, чтобы предвидеть свое будущее:

     • у них выше финансовые возможности;

     • они в своем большинстве занимаются серьезными научными и проектными разработками;

     • они обладают высококвалифицированным  персоналом и в состоянии привлекать таких же высококвалифицированных специалистов со стороны и т.д.

     Крупные фирмы, как правило, имеют в своем  составе специальные плановые подразделения. Вместе с тем даже солидные экономические  организации для определения  плановых стратегий зачастую обращаются к внешним консультантам, специализирующимся на вопросах планирования. В связи с быстрым распространением в последние десятилетия стратегического планирования некоторые консультационные фирмы сделали его своей исключительной областью деятельности. Такие фирмы иногда называют "салонами стратегии".

     Небольшим экономическим организациям сложно проводить широкомасштабную плановую работу, в особенности дорогостоящее  стратегическое планирование. Однако они могут:

     - использовать некоторые формы  планирования, особенно оперативное  планирование;

     - применять уже готовые модели  стратегий, созданные известными  компаниями и исследовательскими  фирмами, и стремиться к определению  собственных стратегий по мере  роста организации.

     Несмотря  на трудности осуществления планирования в небольшой организации, оно необходимо ей, пожалуй, еще в большей мере, чем крупной. Внешняя среда у такой организации менее поддается контролю и более агрессивна, чем у крупной фирмы, следовательно, будущее мелкой фирмы более неопределенно и непредсказуемо.

     Нужно сказать, что у небольшой фирмы есть свои преимущества в организации планирования. Главное из них - внутренняя среда такой организации более проста, а потому более обозрима и предсказуема. Помимо этого в маленькой организации легче создать особый психологический и социальный климат, позволяющий сплотить людей вокруг интересов организации, ее целей.

     Сочетание формального планирования с другими  способами принятия решений.

     Формальное, то есть сознательно, при помощи особых методов организованное, планирование является только одной из форм принятия управленческих решений Помимо формального планирования практически каждый менеджер использует так называемое "интуитивное предвидение", то есть планирование, основанное на опыте руководства, его "трезвом расчете", а также на совокупности индивидуальных качеств, иногда описываемых как инстинкт, находчивость, творческие способности (креативность), особое чутье (нюх) и т.п. и ассоциирующихся с одаренными предпринимателями.

     Интуитивное планирование может успешно сочетаться с формальным планированием, а в некоторых случаях оно оказывается более эффективным, чем формальные методы. Во многих случаях действительность ограничивает возможность формального планирования и, наоборот, делает предпочтительным планирование интуитивное. Почему? Ответ на этот вопрос кроется в самой природе рынка. Каждая рыночная ситуация является сочетанием неповторимых, уникальных обстоятельств. В то же время методы формального планирования - это обобщение типичных, повторяющихся черт рыночных явлений, и поэтому они не могут стать ключиком, открывающим тайну уникальности. Здесь лучшим помощником оказывается интуитивное, или "неявное", по выражению Л Хайека, знание ситуации.

     Еще одной причиной сокращения сферы  формального рационального планирования в пользу интуитивного является то, что менеджер - это человек с характерными для него страхами, внезапными вспышками надежды и другими не полностью поддающимися контролю сознания эмоциями. И очень часто принятие решений о будущем связано с такими эмоциями. Характерным примером иррационального поведения в финансовой сфере являются действия в случаях биржевых паник или, наоборот, спекулятивных бумов, охватывающих различные биржи мира и связанных с массовыми сдвигами в психологическом состоянии участников биржевой деятельности.

     Специфика российского рынка.

     Упомянутое  в пункте о предпринимательских  сетях влияние несовершенств  российского рынка на перспективы  их использования в отечественной  экономике является общей чертой, ограничивающей широкое применение прогрессивных форм планирования в российском бизнесе.

     К факторам, ограничивающим использование  планирования в отечественных условиях, относятся:

     • чрезмерно высокая степень неопределенности на российском рынке, обусловленная  продолжающимися глобальными изменениями  и коллизиями во всех сферах общественной жизни экономической, политической, социальной, духовной и пр.(непредсказуемость таких изменений снижает масштабы и горизонты планирования и затрудняет составление плана хотя бы на три года вперед);

     • низкий уровень накопления капитала в российских экономических организациях, не позволяющий осуществлять эффективные затраты на организацию планирования;

     • отсутствие эффективных юридических  и этических норм, регулирующих поведение  предпринимателей, отсутствие культуры отечественного рынка. 

1.4 Принципы планирования в экономической организации

     Принципы  планирования определяют характер и  содержание плановой деятельности в  экономической организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной  работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия- это единство, непрерывность, гибкость, точность.

     Принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер. Понятие "система" означает: существование совокупности элементов; взаимосвязь между ними; наличие единого направления развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели. Как основные составляющие понятия "система" могут быть выражены во внутрифирменном планировании? Их можно описать, используя категории "координация" и "интеграция". Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования. Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на координации и на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отдела маркетинга, производственного отдела, финансового отдела и т.д.).

     Единое  направление плановой деятельности, общность целей всех элементов экономической  организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например: организация в целом ==> продуктовое подразделение ==> цех => бригада), их интеграции. Координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в том, что: • деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если такое планирование не связано с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня; • всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений. Таким образом, взаимосвязь и одновременность - главные черты координации планирования на предприятии. Интеграция плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных планов подразделений, то есть разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдельный план является частью плана более высокого подразделения и организации в целом. Все планы, созданные в организации, - это не просто совокупность, набор документов, это их взаимосвязанная система.

Информация о работе Планирование труда и потребности персонала предприятия