Планирование рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………..4
1. Организация планирования на предприятии……………………...5
1.1 Система планирования и планов на предприятии……………….5
1.2 Оперативно-производственное планирование………………….11
1.3 Стратегическое планирование в условиях маркетингового
управления фирмой………………………………………………….13
2. Рентабельность предприятия……………………………………...15
2.1 Понятие рентабельности…………………………………………15
2.2 Показатели рентабельности……………………………………...16
2.3 Общая рентабельность…………………………………………...17
2.4 Методика анализа общей рентабельности……………………...20
2.5 Порог рентабельности……………………………………………21
2.6 Запас финансовой прочности……………………………………25
Заключение……………………………………………………………27
Список используемых источников…………

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 45.86 Кб (Скачать)

   Рентабельность оборота  отражает зависимость  между валовой  выручкой (оборотом) предприятия и  его издержками  и исчисляется  по формуле: 

Рент. ОБ. = Приб. до нач.% *100 / Валовая Выручка 

   Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота.

   Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле: 

Число ОБ. Капитала = Валовая Вырука / Активы 

Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала.

В итоге  следует, что 

Уровень Общей Рент. = Рент ОБ. * Число ОБ. Капитала 

   Показатели рентабельности и доходности имеют общую экономическую характеристику, они отражают конечную эффективность работы предприятия и выпускаемой им продукции. Главным из показателей уровня рентабельности является отношение общей суммы прибыли к производственным фондам.

   Существует много факторов, определяющих величину прибыли и уровень рентабельности. Эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние.

Внешние - это факторы не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации  и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно - хозяйственной деятельности предприятий. Структурные сдвиги в ассортименте продукции существенно влияют на величину реализованной продукции, себестоимость и рентабельность производства.

   Задача экономического анализа по рентабельности - выявить влияние внешних факторов, определить сумму прибыли, полученную в результате действия основных внутренних факторов, отражающих трудовые вложения работников и эффективность использования производственных ресурсов.

Показатели  рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и  отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.

   Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно- хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

   Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции. Это 2-й подход к анализу рентабельности предприятия. Для такого анализа используют модифицированную формулу расчета показателя общей рентабельности, предложенную А.Д.Шереметом. 

Р = (Е / 1/УМ) + 1/К ,

где:

Р - общая  рентабельность предприятия %;

Е - общая (балансовая) прибыль, % к объему реализованной продукции;

У - удельный вес активной части в общей  стоимости основных производственных фондов, доли единицы;

М - коэффициент  фондоотдачи активной части основных производственных фондов;

К - коэффициент  оборачиваемости нормированных  средств. 

2.4 Методика анализа  общей рентабельности.

Методика  анализа общей  рентабельности:

1) по  факторам эффективности;

2) в  зависимости от размера прибыли  и величины производственных  факторов.

   Балансовая (общая) прибыль - это конечный финансовый результат производственно-финансовой деятельности. Вместо общей прибыли у предприятия может образоваться общий убыток, и такое предприятие перейдет в категорию убыточных. Общая прибыль (убыток) состоит из прибыли (убытка) от реализации продукции, работ и услуг; внереализационных прибылей и убытков. Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала.

   Задачей анализа  рентабельности являются, несколько положений: 

- оценить динамику показателя рентабельности с начала года, степень выполнения плана, определяют и оценивают факторы, влияющие на эти показатели, и их отклонения от плана;

- выявляют и изучают причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно-хозяйственной деятельности предприятия; вскрывают и подсчитывают резервы возможного увеличения прибыли или дохода предприятия.

   Рентабельность целесообразно  рассчитывать также  по отдельным направлениям  работы предприятия,  в частности: 

- рентабельность по основной деятельности;

- Рез. от реал. * 100 / Зат. на произв. Продукции рентабельность основного капитала;

- Баланс. Пр. или Уб. / Сумма соб. ср. на начало года и на конец года. 

2.5 Порог рентабельности.

   Существует определенное взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли».

   Анализ безубыточности (анализ соотношения «затраты - объем производства - прибыль», CVP-анализ) в настоящее время широко используется для определения:

- критического объема производства для безубыточной работы;

- зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения;

- запаса финансовой прочности предприятия;

- оценки производственного риска;

- целесообразности собственного производства или закупки;

- минимальной договорной цены на определенный период;

- планирования прибыли и т. д.

   Анализ безубыточности основан на ряде допущений. Во-первых, затраты можно разделить на постоянные и переменные. Ряд затрат предприятия может содержать как переменную, так и постоянную части - так называемые смешанные затраты (к ним чаще всего относятся расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию оборудования). Смешанные затраты подлежат дифференциации на постоянную и переменную части. Следует также учитывать, что сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне объемов производства.

   Во-вторых, зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции.

   Известно, что соотношение переменных издержек и объема производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату.

   В-третьих, остается неизменным ассортимент изделий.

   В-четвертых, объем производства и реализации в прогнозируемом периоде равны.

   Данные допущения соответствуют условиям массового производства с достаточно непродолжительным производственным циклом, что дает возможность широкого применения анализа безубыточности на таких предприятиях. Не могут опираться на подобный анализ в финансовом планировании предприятия авиа-, судостроения, производители уникальной продукции.

   Основной составной частью анализа безубыточности является определение «точки безубыточности» («порога рентабельности», «мертвой точки»).

   Точка безубыточности - это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.

   При расчете точки безубыточности надо учитывать, что в модели линейной зависимости точка безубыточности может быть одна, в то время как на практике функция затрат носит нелинейный характер и может пересекать линию объемов производства в нескольких местах. Поэтому анализ должен точно очерчивать границы роста объемов производства, когда допущения линейного характера зависимости оправданы производственными условиями.

   Минимальный объем реализации Qmin покрывающий затраты на производство и реализацию (EBIT = 0), т. е. точку безубыточности, в единицах продукции определяют:

Qmin = F/(P-a) , шт. или в денежном выражении: 

Bmin=F/(1-b), 

где Q -- количество единиц продукции;

Р - цена единицы продукции;

F - расходы постоянные;

V - расходы переменные;

а - величина переменных затрат в цене единицы  продукции;

b - доля  переменных затрат в базовой  выручке.

Величина  прибыли при запланированных  объемах производства и реализации будет  равна: 

EBIT=PQ - F - a * Q, 

где EBIT - прибыль до уплаты процентов и  налогов.

   Помимо рассмотренного математического метода анализа безубыточности рекомендуется рассмотреть маржинальный метод, в основе которого лежит маржинальная прибыль.

   Маржинальная прибыль представляет собой превышение выручки над величиной переменных затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

   Маржинальный подход лежит в основе управленческих решений, связанных с ассортиментной политикой, с продвижением продукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач повышения конкурентоспособности производимой продукции. Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является постоянной величиной, и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение показателей маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализации продукции или пересмотра ассортиментной политики.

   Удельная маржинальная прибыль (GMgm) - производный показатель, который характеризует величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции: 

GMgm = р  - а, 

где GMgm - удельная маржинальная прибыль;

Р - цена единицы продукции;

а - переменные затраты в единице продукции.

Коэффициент маржинальной прибыли -- это отношение  маржинальной прибыли к выручке  от реализации. Он показывает, какая  доля выручки от реализации используется на покрытие постоянных затрат в формирование прибыли.

   Коэффициент маржинальной прибыли рассчитывается как доля маржинальной прибыли в выручке от реализации (S): 

KGM = GM/S. 

2.6 Запас финансовой  прочности.

   Необходимо раскрыть содержание этого термина, определить порядок расчета его величины.

   Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков.

   В абсолютном выражении расчет представляет разницу между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности.

  1. В абсолютном выражении:
 

Зфин = Qплан – Qmin 

  1. В относительном  выражении:
 

Зфин = (Qплан - Qmin) / Qплан 

   Показатель финансовой прочности, рассчитанный в относительном выражении как доля от прогнозируемого объема реализации, используется для оценки производственного риска, т. е. потерь, связанных со структурой затрат на производство.

  1. В стоимостном выражении:
 

Зфин = Qплан * Р - Qmin* Р 

Информация о работе Планирование рентабельности