Планирование научно-технического развития предприятия (планирование инноваций)

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данного курсового проекта является изучение теоретического материала по теме «Планирование научно-технического развития предприятия (планирование инноваций)».
Задачи, решаемые в данном курсовом проекте сводятся к следующему: изучить теоретические основы инновационного процесса, роль научно-технического прогресса в развитии организации, форма плана инновационного развития, источники финансовых средств для реализации инновационного проекта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………4
Глава 1. Инновация и инновационный процесс…………….……………………………...5
Понятие «инновация»……………………………...………………………………...5
Классификация новшеств. Инновационный процесс……………………………...6
Функции и классификация инноваций……………………………………………..9
Глава 2. Научно-техническое развитие предприятия…………………………………......12
Роль научно-технического прогресса (НТП)……………………………………..12
Система планирования инноваций в организации……………………………….14
Разработка плана организационного совершенствования……………………….15
Глава 3. Финансовое обеспечение и оценка эффективности инноваций………………..21
Методы оценки стоимости инноваций……………………………………………21
Расчет экономического эффекта от внедрения организационно-технических мероприятий………………………………………………………………………..26
Финансовое обеспечение инновационной деятельности………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………………..32
Список использованных источников и литературы………………………………………33
Приложения …………………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Kursovoy_proekt_po_planirovaniyu_na_predpriatii.doc

— 347.00 Кб (Скачать)


Аннотация

Целью написания данного курсового  проекта является изучение теоретического материала по теме «Планирование  научно-технического развития предприятия (планирование инноваций)».

Задачи, решаемые в данном курсовом проекте сводятся к следующему: изучить теоретические основы инновационного процесса, роль научно-технического прогресса в развитии организации, форма плана инновационного развития, источники финансовых средств для реализации инновационного проекта.

Данный курсовой проект содержит 39 страниц машинописного текста, 6 рисунков, список литературы из 17 наименований, приложения на 4 страницах.

Ключевые слова: НОВШЕСТВО, ИННОВАЦИЯ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, ПЛАН ТЕХНИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ, ИНВЕСТИЦИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………4

Глава 1. Инновация и инновационный процесс…………….……………………………...5

    1. Понятие «инновация»……………………………...………………………………...5
    2. Классификация новшеств. Инновационный процесс……………………………...6
    3. Функции и классификация инноваций……………………………………………..9

Глава 2. Научно-техническое развитие предприятия…………………………………......12

    1. Роль научно-технического прогресса (НТП)……………………………………..12
    2. Система планирования инноваций в организации……………………………….14
    3. Разработка плана организационного совершенствования……………………….15

Глава 3. Финансовое обеспечение и оценка эффективности инноваций………………..21

    1. Методы оценки стоимости инноваций……………………………………………21
    2. Расчет экономического эффекта от внедрения организационно-технических мероприятий………………………………………………………………………..26
    3. Финансовое обеспечение инновационной деятельности………………………..28

Заключение…………………………………………………………………………………..32

Список использованных источников и литературы………………………………………33

Приложения …………………………………………………………………………………35

 

Введение

Планирование инновационной деятельности – определяющая часть перспективного развития предприятия. Она охватывает не только разработку и освоение новой продукции, но и сферу производственной и организационной деятельности, а именно: эффективное использование рабочей силы, новое оборудование, новые технологии производства, методы эффективного управления и т.д. Для чего же необходимо инновационное развитие? Конечно же для поддержания конкурентоспособности, поддержании или даже улучшении своих позиций на рынке.

В качестве объекта управления в  системе управления инновационной  деятельностью рассматриваются  инновации и процессы их внедрения  в организации для повышения  эффективности ее деятельности в  долгосрочной перспективе, т.е. система  управления инновационной деятельностью решает задачи управления как результатом, как и процессом создания инноваций.

В данной работе будут рассмотрены  основные термины инновационного процесса на предприятии, процесс разработки новшеств, основные направления плана, составление и оформления плана инновационного развития предприятия. 
 Также не менее основной частью работ являются такие разделы, как расчет эффективности внедрения инноваций как в производство, так и в виде нового продукта, а также источники финансирования инновационных проектов.

 

Глава 1. Инновация и инновационный процесс

1.1 Понятие  «инновация»

Содержание инновационной деятельности, ее характерные черты и особенности  находят отражение в таком  базисном понятии, как инновация.[11, c.7] В российской и зарубежной литературе часто это понятие определяется по-разному.

Из многих примеров трактовки инноваций  можно выделить два основных подхода к определению инновации (рис. 1.1):

Подходы к определению  «инновация»

Рис. 1.1

Понятие «инновации» произошло  от английского слова «innovation», перевод которого на русский язык дается как «нововведение», «новшество». В соответствии с этим некоторые авторы предлагают рассматривать и употреблять эти термины как синонимы. Однако, на наш взгляд, это неверно. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, новое явление. А словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества. Инновации также означают процесс использования новшества. Поэтому далее в работе термины «инновация» и «нововведение» будем употреблять как тождественные и означающие «введение новшества».

В общемировой экономической практике понятие «инновация» интерпретируется как процесс превращения потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В настоящее время применительно  к технологическим инновациям действуют  понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных  стандартах в статистике науки, техники  и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, темники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. [5, c.29].

Инновация (нововведение) — это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применяемых и способных удовлетворить определенные потребности. [11, c.9].

Следует отметить, что основными свойствами (критериями) инновации являются: новизна, практическая применимость, реализуемость, т.е. способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей.

Все существующие подходы к определению  понятия «инновация» можно разделить  на две группы. Сторонники классической теории Й. Шумпетера рассматривают инновацию как процесс, цель которого – внедрение  нового устройства или технологии. Вторая точка зрения базируется на положениях теории конкуренции М. Портера, где под инновациями понимаются изменения как в используемых технике и технологии, так и в выпускаемой продукции или методах управления.

Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

 Новшества  могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных  знаков, рационализаторских предложений,  документации на новый или  усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный  процесс организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д.

Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат.

Инновация - конечный результат внедрения  новшества с целью изменения  объекта управления и получения  экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

1.2 Классификация  новшеств. Инновационный процесс

Новшества могут разрабатываться  как для собственных нужд (для  внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для  продажи. На «входе» фирмы как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества как товары.

Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую фирмой продукцию (выполняемую услугу), т.е. превращения в форму инновации.

Схема превращения  новшеств в инновации и основную продукцию фирмы показана на рис. 1.2:

Схема превращения новшеств в инновации в основную

продукцию фирмы

Условные обозначения:

НП - новшества покупные;

НПН - новшества покупные для накопления;

НПП - новшества покупные на продажу;

НПИ - новшества покупные в инновации;

НСИ - новшества собственной разработки, реализуемые в инновациях;

НСП - новшества собственной разработки на продажу;

НСН - новшества собственной разработки для накопления;

ИПН - инновации покупных новшеств;

ИСН - инновации собственных новшеств;

ОП - основная продукции фирмы.

Рис.1.2

Удовлетворение общественных потребностей посредством нововведений способствует непрерывному внедрению в экономику новых элементов и целых отраслей, превышающих по своим технико-экономическим характеристикам существовавший уровень. Создатели инновации, с одной стороны, улучшают качество жизни людей, а с другой, являясь лидерами технологического развития, вынуждают остальных двигаться за собой, повышая тем самым общий уровень развития хозяйственной среды как отдельно взятого города, региона, страны, так и мирового сообщества в целом.

Таким образом, двойственная роль инноваций, как средства удовлетворения возвышающихся общественных потребностей и движущей силы технического развития, делает их ядром научно-технического прогресса.

Процесс разработки нововведения является более длительным и более дорогим, чем процесс создания новшеств. Стадия внедрения нередко затягивается на годы, а иногда и на десятилетия.

Стэндфордским научно-исследовательским институтом предложена следующая классификация отдельных стадий (фаз) создания и коммерциализации новшеств:

• фаза открытия — период, предшествующий изобретению, это стадия фундаментальных исследований;

• фаза творчества — период между открытием и изобретением; это стадия прикладных исследований;

• фаза воплощения — период между  изобретением и началом разработок в широких масштабах;

• фаза разработки — время, необходимое  для разработки; это стадия проведения опытно-конструкторских работ;

• циклы технологических нововведений в конкретных областях;

• деловые циклы — циклы принятия нововведения потребителем. [2, c.20].

Новшества могут разрабатываться  по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и т.д.).

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).

Таким образом, понятие «инновационный процесс» шире понятия «инновация», так как собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса. В общем виде основные составляющие инновационного процесса могут быть представлены следующим образом (рис. 1.3).

Составляющие инновационного процесса

Рис. 1.3

Вопросы о том, как появляются новые  идеи, генерируются новые знания, в  основном анализируются в такой области исследований, как методология науки, в которой за последние десятилетия построены различные модели становления научных теорий, их соотношения с эмпирическими фактами, развития научного знания, роли внутренних и внешних факторов этого процесса и т.д. Эта область требует специального рассмотрения и изучения, которое выходит за пределы инновационного менеджмента. Здесь важно подчеркнуть то, что результат научных исследований — новое знание, новация — дает начало инновационному процессу.

Инновация, будучи конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, сама является товаром. Необходимо подчеркнуть, что, когда речь идет о конечном результате разработки, который реализуется в виде нового продукта, скажем программируемого самовара, то купить эту инновацию — значит купить не сам самовар, т.е. предмет, вещь, а совокупность знаний, информации об этом продукте и его производстве. Другими словами, инновация — это интеллектуальный товар, что во многом определяет характер проблем управления инновационными процессами. [11, c.10]

Диффузия инновации - распространение уже однажды освоенной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях. Характер третьего компонента инновационного процесса — диффузии инноваций — зависит от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения и т.п.

Информация о работе Планирование научно-технического развития предприятия (планирование инноваций)