Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:56, курсовая работа
Целью написания данного курсового проекта является изучение теоретического материала по теме «Планирование научно-технического развития предприятия (планирование инноваций)».
Задачи, решаемые в данном курсовом проекте сводятся к следующему: изучить теоретические основы инновационного процесса, роль научно-технического прогресса в развитии организации, форма плана инновационного развития, источники финансовых средств для реализации инновационного проекта.
Введение………………………………………………………………………………………4
Глава 1. Инновация и инновационный процесс…………….……………………………...5
Понятие «инновация»……………………………...………………………………...5
Классификация новшеств. Инновационный процесс……………………………...6
Функции и классификация инноваций……………………………………………..9
Глава 2. Научно-техническое развитие предприятия…………………………………......12
Роль научно-технического прогресса (НТП)……………………………………..12
Система планирования инноваций в организации……………………………….14
Разработка плана организационного совершенствования……………………….15
Глава 3. Финансовое обеспечение и оценка эффективности инноваций………………..21
Методы оценки стоимости инноваций……………………………………………21
Расчет экономического эффекта от внедрения организационно-технических мероприятий………………………………………………………………………..26
Финансовое обеспечение инновационной деятельности………………………..28
Заключение…………………………………………………………………………………..32
Список использованных источников и литературы………………………………………33
Приложения …………………………………………………………………………………35
Аннотация
Целью написания данного курсового проекта является изучение теоретического материала по теме «Планирование научно-технического развития предприятия (планирование инноваций)».
Задачи, решаемые в данном курсовом проекте сводятся к следующему: изучить теоретические основы инновационного процесса, роль научно-технического прогресса в развитии организации, форма плана инновационного развития, источники финансовых средств для реализации инновационного проекта.
Данный курсовой проект содержит 39 страниц машинописного текста, 6 рисунков, список литературы из 17 наименований, приложения на 4 страницах.
Ключевые слова: НОВШЕСТВО, ИННОВАЦИЯ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, ПЛАН ТЕХНИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ, ИНВЕСТИЦИИ.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Инновация и инновационный процесс…………….……………………………...5
Глава 2. Научно-техническое развитие
предприятия…………………………………......
Глава 3. Финансовое обеспечение и оценка эффективности инноваций………………..21
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………………………33
Приложения …………………………………………………
Введение
Планирование инновационной деятельности – определяющая часть перспективного развития предприятия. Она охватывает не только разработку и освоение новой продукции, но и сферу производственной и организационной деятельности, а именно: эффективное использование рабочей силы, новое оборудование, новые технологии производства, методы эффективного управления и т.д. Для чего же необходимо инновационное развитие? Конечно же для поддержания конкурентоспособности, поддержании или даже улучшении своих позиций на рынке.
В качестве объекта управления в системе управления инновационной деятельностью рассматриваются инновации и процессы их внедрения в организации для повышения эффективности ее деятельности в долгосрочной перспективе, т.е. система управления инновационной деятельностью решает задачи управления как результатом, как и процессом создания инноваций.
В данной работе будут рассмотрены
основные термины инновационного процесса
на предприятии, процесс разработки
новшеств, основные направления плана,
составление и оформления плана
инновационного развития предприятия.
Также не менее основной частью работ
являются такие разделы, как расчет эффективности
внедрения инноваций как в производство,
так и в виде нового продукта, а также источники
финансирования инновационных проектов.
Глава 1. Инновация и инновационный процесс
1.1 Понятие «инновация»
Содержание инновационной
Из многих примеров трактовки инноваций можно выделить два основных подхода к определению инновации (рис. 1.1):
Подходы к определению «инновация»
Рис. 1.1
Понятие «инновации» произошло от английского слова «innovation», перевод которого на русский язык дается как «нововведение», «новшество». В соответствии с этим некоторые авторы предлагают рассматривать и употреблять эти термины как синонимы. Однако, на наш взгляд, это неверно. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, новое явление. А словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества. Инновации также означают процесс использования новшества. Поэтому далее в работе термины «инновация» и «нововведение» будем употреблять как тождественные и означающие «введение новшества».
В общемировой экономической
В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
Международные стандарты в статистике науки, темники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. [5, c.29].
Инновация (нововведение) — это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо технологии, практически применяемых и способных удовлетворить определенные потребности. [11, c.9].
Следует отметить, что основными свойствами (критериями) инновации являются: новизна, практическая применимость, реализуемость, т.е. способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей.
Все существующие подходы к определению
понятия «инновация» можно
Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
Новшества
могут оформляться в виде
Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат.
Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.
1.2 Классификация новшеств. Инновационный процесс
Новшества могут разрабатываться
как для собственных нужд (для
внедрения в собственном
Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в выпускаемую фирмой продукцию (выполняемую услугу), т.е. превращения в форму инновации.
Схема превращения новшеств в инновации и основную продукцию фирмы показана на рис. 1.2:
Схема превращения новшеств в инновации в основную
продукцию фирмы
Условные обозначения:
НП - новшества покупные;
НПН - новшества покупные для накопления;
НПП - новшества покупные на продажу;
НПИ - новшества покупные в инновации;
НСИ - новшества собственной разработки, реализуемые в инновациях;
НСП - новшества собственной разработки на продажу;
НСН - новшества собственной разработки для накопления;
ИПН - инновации покупных новшеств;
ИСН - инновации собственных новшеств;
ОП - основная продукции фирмы.
Рис.1.2
Удовлетворение общественных потребностей посредством нововведений способствует непрерывному внедрению в экономику новых элементов и целых отраслей, превышающих по своим технико-экономическим характеристикам существовавший уровень. Создатели инновации, с одной стороны, улучшают качество жизни людей, а с другой, являясь лидерами технологического развития, вынуждают остальных двигаться за собой, повышая тем самым общий уровень развития хозяйственной среды как отдельно взятого города, региона, страны, так и мирового сообщества в целом.
Таким образом, двойственная роль инноваций, как средства удовлетворения возвышающихся общественных потребностей и движущей силы технического развития, делает их ядром научно-технического прогресса.
Процесс разработки нововведения является более длительным и более дорогим, чем процесс создания новшеств. Стадия внедрения нередко затягивается на годы, а иногда и на десятилетия.
Стэндфордским научно-исследовательским институтом предложена следующая классификация отдельных стадий (фаз) создания и коммерциализации новшеств:
• фаза открытия — период, предшествующий изобретению, это стадия фундаментальных исследований;
• фаза творчества — период между открытием и изобретением; это стадия прикладных исследований;
• фаза воплощения — период между изобретением и началом разработок в широких масштабах;
• фаза разработки — время, необходимое для разработки; это стадия проведения опытно-конструкторских работ;
• циклы технологических
• деловые циклы — циклы принятия нововведения потребителем. [2, c.20].
Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР и т.д.).
Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций).
Таким образом, понятие «инновационный процесс» шире понятия «инновация», так как собственно инновация (нововведение) является одним из компонентов инновационного процесса. В общем виде основные составляющие инновационного процесса могут быть представлены следующим образом (рис. 1.3).
Составляющие инновационного процесса
Рис. 1.3
Вопросы о том, как появляются новые идеи, генерируются новые знания, в основном анализируются в такой области исследований, как методология науки, в которой за последние десятилетия построены различные модели становления научных теорий, их соотношения с эмпирическими фактами, развития научного знания, роли внутренних и внешних факторов этого процесса и т.д. Эта область требует специального рассмотрения и изучения, которое выходит за пределы инновационного менеджмента. Здесь важно подчеркнуть то, что результат научных исследований — новое знание, новация — дает начало инновационному процессу.
Инновация, будучи конечным результатом творческого труда, получившим реализацию в виде новой продукции либо технологического процесса, сама является товаром. Необходимо подчеркнуть, что, когда речь идет о конечном результате разработки, который реализуется в виде нового продукта, скажем программируемого самовара, то купить эту инновацию — значит купить не сам самовар, т.е. предмет, вещь, а совокупность знаний, информации об этом продукте и его производстве. Другими словами, инновация — это интеллектуальный товар, что во многом определяет характер проблем управления инновационными процессами. [11, c.10]
Диффузия инновации - распространение уже однажды освоенной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях. Характер третьего компонента инновационного процесса — диффузии инноваций — зависит от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения и т.п.
Информация о работе Планирование научно-технического развития предприятия (планирование инноваций)