Планирование и прогнозирование внешней торговли Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбора темы работы связана с тем, что от эффективного функционирования и развития внешней торговли зависит положение страны в системе мирохозяйственных связей. А построение правильных прогнозов позволит выяснить слабые и сильные стороны экспортных и импортных операций.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
 рассмотреть структуру внешней торговли на уровне теории;
 познакомиться с главными составляющими внешней торговли
 выделить проблемы и перспективы развития торговли
 изучить методы, модели, используемые при прогнозировании внешней торговли
 проанализировать важнейшие показатели внешней торговли

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты внешней торговли
Понятие и сущность внешней торговли………………………5
Основные принципы осуществления внешней торговли ……8
Сущность внешнеторговой политики РБ…………………….11
2. Методологические вопросы прогнозирования показателей внешней торговли
Основные методы и программы прогнозирования показателей внешней торговли…………………………………………………………14
Зарубежный опыт прогнозирования внешней торговли…………..18
3. Анализ динамики показателей внешней торговли и прогнозные расчеты
Анализ эффективности внешней торговли…………………21
Динамика показателей внешней торговли………………….23
Прогнозные расчеты показателей внешней торговли……..28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 712.00 Кб (Скачать)

- индивидуальные и коллективные экспертные оценки;
- экстраполяция;
- логическое и математическое моделирование.

Методы экспертных оценок (аналитический метод, Методы «Комиссий», «Дельфи», «Конференций»)

Методы экспертных оценок являются наиболее часто применяемыми, учитывая сложность и противоречивость анализируемых факторов в сфере внешнеторгового прогнозирования, Эти методы можно считать основополагающими, хотя они наряду с рядом определенных преимуществ имеют и некоторые недостатки.

Суть экспертного метода прогнозирования заключается в оценке, даваемой одним или несколькими специалистами, которая затем критически анализируется и уточняется. Если речь идет об оценках нескольких специалистов, то такие оценки суммируются, и в итоге вырабатывается общее мнение о наиболее вероятных тенденциях развития.

В мировой практике широкое применение для прогнозирования экспорта и импорта нашли следующие экономико-математические модели: трендовые модели, функции экспорта и импорта (многофакторные модели), комплексные эконометрические модели, модели межотраслевого баланса, матричные модели международной торговли, оптимизационные модели. А также в моделировании внешнеторгового оборота в условиях переходной экономики получили распространение следующие направления:

      эконометрические модели в виде систем одновременных уравнений для анализа и краткосрочного прогнозирования важнейших показателей внешней торговли Республики Беларусь.

      линейные и нелинейные модели прогнозирования импорта, экспорта и валовых выпусков Республики Беларусь на основе МОБ с учетом без учета реэкспортных операций

      регрессионные модели прогнозирования экспорта и импорта товаров (на основе рекомендаций МВФ). Составляется модель в виде линейной системы одновременных уравнений, которая учитывает взаимосвязь экспорта и импорта товаров:

                               XG(t)= c1+c2Y(t)+c3R(t)+c4D(t)+c5MG(t)+ε1                   (1)

             MG(t)=c6 + c7Y(t)+c8R(t)+c9D(t)+c10MG(t)+ε2             (2)

XG(t) – объем экспорта товаров в момент времени t

Y(t) – ВВП в сопоставимых ценах в момент времени t

R(t) – реальный курс белорусского рубля в момент времени t

MG(t) – объем импорта товаров в момент времени  t

t – заранее выбранный фиксированный момент времени, например год, квартал

      авторегрессионные модели прогнозирования важнейших показателей внешней торговли. Данная модель позволяет составлять прогнозы внешней торговли на основе анализа важнейших показателей, которыми являются: как в целом внешнеторговый оборот (V), так и по его составляющим. Экспорт товаров и услуг (X), импорт товаров и услуг (M), экспорт товаров (XG), импорт товаров (MG), экспорт услуг (XS), импорт услуг(MS) . Построение эконометрической модели каждого рассматриваемого показателя будем проводить на основе теоретической модели в виде системы одновременных уравнений:

                     Z (t)= c1+c2Z2(t-1)+c3Z3(t-1)+c4Z4(t-1)+ε1                               (3)

                      Z(t)=c5 + c6Z1(t)+c7Z3 (t-1)+c8Z4 (t-1)+ε2                                (4)

                      Z(t)=c9 + c10Z1 (t)+c11Z(t)+c12Z(t-1)+ε3                                     (5)

                      Z(t)=c13 + c14Z1 (t)+c15Z2 (t)+c16Z3 (t)+ε4                                  (6)

     Zi(t), соответственно значение некоторого показателя внешней торговли в i-ом квартале года t и года t-1

В выше представленной модели значения любого показателя внешней торговли за каждый квартал рассматриваются как отдельные факторы, и его регрессионная зависимость основывается на значениях за три предыдущих квартала.

      интегрированная система моделей прогнозирования важнейших показателей внешней торговли.

Таким образом, проблеме прогнозирования системы показателей внешней торговли, как в зарубежных странах, так и в Республике Беларусь уделяется большое внимании, т.к. экономика любой страны, независимо от ее размеров и уровня экономического развития, взаимосвязана с внешним миром посредством механизмом внешней торговли. В основу планирования и прогнозирования внешней торговли ложится оценка ее результатов, полученных при помощи экономического анализа. Правильный выбор методики дает возможность, при помощи аналитических исследований, спрогнозировать важнейшие показатели внешней торговли.

 

 

 

 

 

2.2. Зарубежный опыт прогнозирования внешней торговли

 

 

            Прогнозы развития внешней торговли разрабатывают, в частности, ВТО, ЮНКТАД, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР и другие. Среди национальных организаций длительный опыт по прогнозированию имеют, например, германский Институт мировой экономики при Кильском университете и Национальный институт экономических и социальных исследований в Лондоне. В ряде случаев национальные институты, в частности западноевропейские, разрабатывают совместные прогнозы экономического развития, включающие разделы по внешней торговле. Прогнозирование развития международной торговли применительно к интересующим мировым товарным рынкам осуществляют в широких масштабах ТНК (транснациональные корпорации) в специально созданных для этих целей исследовательских центрах. Экономическим прогнозированием занимаются также объединения предпринимателей - общенациональные и отраслевые.
Множественность методов прогнозирования свидетельствует о недостаточно выверенной системе показателей. Это отрицательно сказывается на достоверности составляемых прогнозов. Прогнозирование внешней торговли сопряжено с рядом трудностей, которые обусловлены не только объективными причинами, в частности влиянием стихийных бедствий, которые наносят катастрофический ущерб производству некоторых важных товаров. Порой они также являются следствием непредсказуемых торгово-политических действий правительств в условиях меняющейся ситуации в международных отношениях и резкого обострения противоречий на мировом рынке в период проведения предвыборных кампаний в той или иной крупной стране. Осложняют прогнозирование торговли и некоторые чисто методологические причины, например многообразие и разнохарактерность воздействующих на нее факторов, включая такие многоплановые явления, как научно-технический прогресс, углубление экономической интеграции, расширение внутрикорпорационного международного обмена ТНК.
К особой категории трудностей прогнозирования можно отнести неразработанность вопросов о степени зависимости развития внешней торговли от состояния национального хозяйства, политики ее реформирования и процесса структурной перестройки, от мероприятий правительства в области форсирования национального экспорта и от происходящей крупномасштабной либерализации международной торговли в рамках ВТО

Прогнозирование внешней торговли в Калмыкии. Внешняя торговля для Калмыкии служит не только основным источником получения иностранной валюты, но и необходимым стимулом для производства продукции на экспорт. Прогнозирование является ключевым звеном в эффективном развитии внешней торговли. Экономико-статистический анализ и моделирование внешней торговли региона является мало разработанной темой. В настоящее время успешное регулирование и прогнозирование стоимостных объемов внешней торговли, с целью более эффективного управления ими, требует одновременного учета разнообразных закономерностей и тенденций, определяющих ее развитие. Информационной базой, полно и объективно отражающей динамику и структуру внешнеторговых потоков, с 1994 года является только таможенная статистика внешней торговли, в частности, база данных на основе первичных документов - грузовых таможенных деклараций (ГТД). С учетом качества исходной статистической информации и некоторых особенностей внешней торговли региона, моделирование и прогнозирование внешней торговли Калмыкии следует осуществлять в рамках комплексного подхода, учитывающего как общие закономерности развития внешней торговли региона, так и законы роста составляющих ее частей. Разрабатываемая комплексная модель имеет цель оценить направления и интенсивность развития внешнеторговых потоков региона. Модель позволит сформулировать концепцию торговли региона и определить стратегию и тактику управления внешнеторговыми потоками, дать оценку налогооблагаемой базы для начисления таможенных платежей. В этой связи представляется перспективным применение комплексной статистической модели внешней торговли региона для более глубокого анализа тенденций развития внешней торговли и прогнозирования ожидаемых последствий управляющих воздействий. А также прогнозировать показатели внешней торговли с применением методов анализа и диагностики временных рядов, адаптивных методов прогнозирования, методов экспертных оценок и метода обобщения частных моделей прогнозирования.

Прогнозирование внешней торговли в России. Крайне актуальной задачей является разработка ориентированной на опережающее развитие стратегии внешнеэкономической деятельности, опирающейся на глубокий, всесторонний анализ тенденций развития как мировой, так и российской экономик, вариативное прогнозирование развития системы мирохозяйственных связей, внешней торговли страны.

При разработке прогнозных значений внешней торговли используются методы экономических исследований: экономико-статистический, абстрактно-логический, экспертных оценок, системно-структурный анализ и другие. Методы экспертной оценки являются наиболее часто применяемыми, учитывая сложность и противоречивость анализируемых факторов в сфере внешнеторгового прогнозирования, Эти методы можно считать основополагающими, хотя они наряду с рядом определенных преимуществ имеют и некоторые недостатки.

Для прогнозирования и отражения текущей тенденции изменения показателей внешней торговли в большинстве случаев наиболее адекватно и точно представляли исходные ряды модели авторегрессии и скользящих средних. При этом модели "кривых роста" значительно уступают адаптивным по причине сильной колеблемости значений рядов динамики относительно тренда.
   Как уже отмечалось, конечной целью моделирования динамики является разработка прогнозов на основе построенных моделей. Прогноз может быть точечным (одно наиболее вероятное число) или интервальным (отклонение в результате случайного воздействия определяется границами доверительных интервалов).
   Несмотря на то, что моделирование и построение прогнозов позволяют сделать достаточно полный анализ внешнеэкономической деятельности по отдельным ее показателям, заниматься построением прогнозов на данном этапе развития внешней торговли в России не является целесообразным. Причиной тому служит нестабильная ситуация на внутреннем рыке страны, которая делает Россию чувствительной к малейшим колебаниям, происходящим на внешнем рынке. Но при этом в практике таможенных органов на данном этапе нашли свое применение лишь показатели динамики: приросты, темпы роста и темпы прироста.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3           Анализ динамики показателей внешней торговли

3.1. Анализ эффективности внешней торговли

 

 

  Анализ итогов внешней торговли позволяет сделать вывод о том, обладает ли наша страна достаточными резервами для развития той или иной отрасли, а также показывает недостатки хозяйственных механизмов. Подход к оценке и анализу внешней торговли может быть многообразен, но главным ее критерием выступает прибыльность от внешнеторговых операций.

        Эффективность внешней торговли, как экономическая категория, определяет целесообразность ее осуществления и направления развития всего внешнеэкономического комплекса страны.

Внешняя торговля на современном этапе ее развития в Республике Беларусь приобретает все большую значимость в качестве объекта  исследования экономического анализа. Анализ внешней торговли, возможно, проводить как в целом по объекту, так и отдельно по его составляющим (элементам), что и определяет уровень исследования: макроэкономический или микроэкономический.

Современные методологические подходы к оценке эффективности внешней торговли основываются на системе реальных показателей, характеризующих фактическое состояние внешнеторгового баланса страны.  К данным показателям относятся: экспорт, импорт, внешнеторговое сальдо и товарооборот. Именно они лежат в основе формирования системы показателей эффективности внешней торговли.

Для того, чтобы проанализировать эффективность внешней торговли в Республики Беларусь необходимо рассмотреть данные следующей таблицы.

Данные таблицы показывают, что на протяжении всего рассматриваемого периода республика имеет отрицательное внешнеторговое сальдо, что говорит о ежегодном превышении объемов импортных поставок над экспортными.  Наименьшее значение внешнеторгового сальдо республика имеет в 2005 г. , а наибольшее – в 1998 г. Ежегодно происходит сближение объемов экспортных и импортных операций за счет развития экспортной деятельности, за счет выпуска более конкурентоспособной продукции и  завоевание новых рынков сбыта.

 

Таблица 1. Основные показатели внешней торговли [1]

Показатели внешней торговли

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Объем внешней торговли Р Б

10367

12591

15990

15619

12583

15972

15737

17113

21504

30265

32687

экспорт товаров

4803

5652

7301

7070

5909

7326

7451

8021

9946

13774

15979

импорт товаров

5564

6939

8689

8549

6674

8646

8286

9092

11558

16491

16708

сальдо

-761

-1287

-1388

-1479

-765

-1320

-835

-1071

-1612

-2717

-729

Информация о работе Планирование и прогнозирование внешней торговли Республики Беларусь