Планирование и прогнозирование внешней торговли Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбора темы работы связана с тем, что от эффективного функционирования и развития внешней торговли зависит положение страны в системе мирохозяйственных связей. А построение правильных прогнозов позволит выяснить слабые и сильные стороны экспортных и импортных операций.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
 рассмотреть структуру внешней торговли на уровне теории;
 познакомиться с главными составляющими внешней торговли
 выделить проблемы и перспективы развития торговли
 изучить методы, модели, используемые при прогнозировании внешней торговли
 проанализировать важнейшие показатели внешней торговли

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты внешней торговли
Понятие и сущность внешней торговли………………………5
Основные принципы осуществления внешней торговли ……8
Сущность внешнеторговой политики РБ…………………….11
2. Методологические вопросы прогнозирования показателей внешней торговли
Основные методы и программы прогнозирования показателей внешней торговли…………………………………………………………14
Зарубежный опыт прогнозирования внешней торговли…………..18
3. Анализ динамики показателей внешней торговли и прогнозные расчеты
Анализ эффективности внешней торговли…………………21
Динамика показателей внешней торговли………………….23
Прогнозные расчеты показателей внешней торговли……..28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 712.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение ………………………………………………………………………..3

1.           Теоретические аспекты внешней торговли

Понятие и сущность внешней торговли………………………5

Основные принципы осуществления внешней торговли ……8

Сущность внешнеторговой политики РБ…………………….11

2.      Методологические вопросы прогнозирования показателей внешней торговли

Основные методы и программы прогнозирования показателей внешней торговли…………………………………………………………14

Зарубежный опыт прогнозирования внешней торговли…………..18

3.           Анализ динамики показателей внешней торговли и прогнозные расчеты

Анализ эффективности внешней торговли…………………21

Динамика показателей внешней торговли………………….23

Прогнозные расчеты показателей внешней торговли……..28

Заключение……………………………………………………………………35

Список использованных источников……………………………………...37

Приложения…………………………………………………………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема данной курсовой работы –   «Планирование и прогнозирование внешней торговли Республики Беларусь». Эта тема была выбрана не случайно, т.к. экономика любой страны, независимо от ее размеров и уровня экономического развития, взаимосвязана с внешним миром посредством механизмов внешней торговли.

Внешняя торговля, являясь составной частью внешнеэкономического комплекса Республики Беларусь, считается одним из приоритетных направлений, способствующих становлению и стабилизации экономики страны, а также росту благосостояния нации.

Обеспечивая концентрацию и перелив финансовых ресурсов, внешняя торговля питает и стимулирует разви­тие экономики государства. От ее работы во многом зави­сит результатив­ность проводимой экономической, внешнеторговой  полити­ки, а в ко­нечном итоге - экономиче­ское положение госу­дарства в целом. Повышение производства конкурентоспособной продукции, наращивание экспорта - задача пер­востепенной важности.

Все это непростые экономи­ческие во­просы и на них необходимо найти практи­ческие ответы, т.к. от стабильной и эффективной внешнеторговой политики  зависит приток денежных средств в экономику государства, повышение дохода населения, уровня и качества жизни.

Целью данной курсовой работы и  исследований является  выявить тенденции, специфику и проблемы развития внешней торговли страны, построение научно обоснованных прогнозов показателей  внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, при помощи различных  методов и программ.

Актуальность  выбора  темы работы  связана  с тем, что от эффективного функционирования и развития внешней торговли зависит положение страны в системе мирохозяйственных связей. А построение правильных  прогнозов позволит выяснить слабые и сильные стороны экспортных и импортных операций.

  Задачи, поставленные в курсовой работе:

      рассмотреть структуру внешней торговли на уровне теории;

      познакомиться с главными составляющими внешней торговли

      выделить проблемы и перспективы развития торговли

      изучить методы, модели, используемые при прогнозировании внешней торговли

      проанализировать важнейшие показатели внешней торговли

      спрогнозировать важнейшие показатели внешней торговли

Таким образом, на современном этапе развития экономики проблема оценки эффективности и прогнозирования показателей внешней торговли приняла многовекторный характер. Многовекторный характер оценки эффективности внешней торговли характеризуется дифференцированными подходами в зависимости от ситуации, складывающейся на внешнем рынке. Эффективность внешней торговли, как экономическая категория, определяет целесообразность ее осуществления и направления развития всего внешнеэкономического комплекса страны.

Внешняя торговля способствует расширению и углублению специализации и концентрации производства, интегрированию в мирохозяйственную систему, что, безусловно, дает преимущества для экономического развития страны в целом. Внешняя торговля, являясь главным фактором, создающим положительную динамику экономического роста, содействуют повышению эффективности производства с целью обеспечения благосостояния белорусского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

1.1. Понятие и сущность внешней торговли

 

 

Внешняя торговля, являясь составной частью внешнеэкономического комплекса Республики Беларусь, считается одним из приоритетных направлений, способствующих становлению и стабилизации экономики страны, а также росту нации. Развитие внешней торговли в странах с переходной экономикой невозможно без сопутствующего развития механизма валютного регулирования, представляющего комплекс экономических и политических мер воздействия на систему экономических преобразований республики.

Внешняя торговля, как целостный социально-экономический процесс, оказывающий влияние на жизненность государства, представляет собой взаимодействие разнообразных и противоположных тенденций, одна из которых, как правило, преобладает. При определении конкретных форм и объемов внешней торговли будет происходить наложение следующих типов интересов: общественных (интересов государства в целом); социально-классовых (интересов наиболее агрегированных и сформированных социально-экономических групп); частно-групповых; индивидуальных. Кроме этого, на конкретные формы и объемы внешней торговли любого государства будут оказывать влияние интересы других стран и определенных международных групп.

Следует отметить, что основная цель внешней торговли двояка: во-первых, она должна способствовать упрочнению жизненности государства, во-вторых, она направлена на максимизацию реализации интересов господствующих социально-классовых групп. Двойственность и внутренняя противоречивость основной цели внешней торговли может приводить к ущемлению общественных интересов за счет преимущественной реализации интересов каких-либо социальных групп и классов.

Внешняя торговля на современном этапе ее развития в Республике Беларусь приобретает все большую значимость в качестве объекта исследования экономического анализа.

В основе формирования системы показателей эффективности внешней торговли лежат следующие показатели: экспорт, импорт, внешнеторговое сальдо и товарооборот.

Объем внешней торговли представляет собой сумму оборотов по экспорту и импорту.

Экспорт – это продажа и вывоз товаров за границу для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

Реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, без их переработки.

Импорт – закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации на внутреннем рынке страны-импортера.

Реимпорт – ввоз из-за границы отечественных товаров, не проданных на аукционе, забракованных и т.д., которые не подвергались там переработке.

Наибольшее влияние на характер внешней торговли оказывают такие факторы, как уровень экономического развития торгующих стран и расстояние между ними. В соответствие с ними выделяется несколько групп государств, с которыми развиваются торговые отношения. Среди них:

1) Россия

2) Страны СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина)

3) Страны Центральной и Восточной Европы

4) государства Западной Европы

5) развитые государства Америки и Азии

6) страны с развивающими рынками (например, Бразилия, Китай)

7) страны третьего мира (Африка, Азия)

Товарная структура внешней торговли стабильна и характеризуется высоким удельным весом минеральных продуктов в структуре импорта, преобладанием в структуре экспорта готовой продукции (машины, оборудование, продукция химической промышленности), увеличением экспорта услуг.

К числу важнейших экспортных товаров относятся грузовые автомобили, тракторы, калийные удобрения, нефтепродукты, холодильники  и морозильники, телевизоры, химические волокна и нити.

Таким образом, для развития внешней торговли товарами характерны следующие тенденции:

      формирование групп товаров, образующих «стратегический экспорт» Беларуси (нефтепродукты, калийные удобрения, тракторы, холодильники, молоко и молочные продукты, текстиль) и «экономически важный экспорт» (запасные части, мебель, нефть, сахар, лесоматериалы, мясо)

      совпадение удельного веса импорта инвестиционных товаров (машины, оборудование), минеральных продуктов с удельным весом экспорта аналогичной продукции, что свидетельствует о диверсифицированности внутреннего рынка, участие страны в МРТ в соответствии с мировыми тенденциями

      сохранение основных торговых партнеров Беларуси – России и стран ЕС, наличие положительной динамики роста товарооборота с Российской Федерацией и активизация торговли с европейскими странами

      рост экспорта в США за счет наращивания поставок сталелитейной продукции, калийных удобрений, льняных тканей, оптики, нефтепродуктов, возобновление поставок тракторов

Внешняя торговля способствует расширению и углублению специализации и концентрации производства, интегрированию в мирохозяйственную систему, что, безусловно, дает преимущества для экономического развития страны в целом. Внешняя торговля, являясь главным фактором, создающим положительную динамику экономического роста, содействуют повышению эффективности производства с целью обеспечения благосостояния белорусского народа.

В настоящее время главными задачами регулирования внешней торговли Республики Беларусь являются: постепенное снижение таможенных пошлин и замораживание их на согласованном уровне, отмена нетарифных барьеров, не соответствующих нормам ВТО, создание эффективного механизма противодействия недобросовестной иностранной конкуренции, обеспечение выполнения программ производства новых видов товаров и защита отраслей белорусской экономики, претерпевающих структурную перестройку.

Таким образом, исторически и логически внешняя торговля выступает исходным моментом в формировании международных экономических отношений и , в создании мирового экономического порядка, т.е. системы международных экономических отношений

 

 

 

 

 

Основные принципы осуществления внешней торговли.

 

Принципиальные положения во внешнеторговой политике каждая из стран, давно и плодотворно участвующая в международной торговле, уже выработала. Но тем не менее, есть главные принципиальные положения, без следования которым невозможна успешная внешнеторговая политика. К числу основных принципов внешней торговли можно отнести: эффективность экспорта; рыночное хозяйствование; способность конкурировать; макроэкономическое равновесие; информационность внешней торговли; страхование; соединение внешнеторговой политики с внутриструктурными преобразованиями, ее питающими; национальный режим.

Самым главным и самым важным принципом является эффективность экспорта. Экспорт не всегда делает страну богаче, только в том случае если экспорт эффективен. Девальвация валюты – слишком большая цена за возрастание экспорта. Вследствие роста цен в стране первоначальный выигрыш в конкуренции  и экспорте может быть моментально потерян, оборачиваясь снижением благосостояния народа.

Эффективность внешнеторговой политики правительствами всех стран напрямую связывается с ростом реальных доходов населения. Рост реальной заработной платы входит в число параметров, измеряющих  мирохозяйственную конкурентоспособность экономики наряду с торговым и платежным балансами, долей страны в мировой торговле и др.

Принцип эффективного экспорта базируется на  принципе рыночного хозяйствования. Сочетание этих принципов обеспечивает одной или группе стран конкурентные преимущества, в то время как другие страны, включая Республику Беларусь, находятся либо на периферии мирового рынка, либо вообще не могут проникнуть в него. Основная проблема подобного положения состоит в том, что экономический потенциал национальной экономики конкретной страны определяется в материально-вещественных показателях, тогда как его рыночная оценка осуществляется в мировой валюте – главным образом в американских долларах, над курсом которого громадное большинство стран не только не имеющего контроля, но даже и влияния на него, и прежде всего – в силу неконвертируемости собственной денежной единицы.

Внешнеторговая политика основывается не только на чисто торгово-промышленных, сколько на денежно-кредитных, финансовых и валютных отношениях между субъектами национальных хозяйств. Необходима свободная конвертация валют,  единый денежно-расчетный центр и прочие атрибуты.

Информация о работе Планирование и прогнозирование внешней торговли Республики Беларусь