Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа
Актуальность выбора темы работы связана с тем, что от эффективного функционирования и развития внешней торговли зависит положение страны в системе мирохозяйственных связей. А построение правильных прогнозов позволит выяснить слабые и сильные стороны экспортных и импортных операций.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
рассмотреть структуру внешней торговли на уровне теории;
познакомиться с главными составляющими внешней торговли
выделить проблемы и перспективы развития торговли
изучить методы, модели, используемые при прогнозировании внешней торговли
проанализировать важнейшие показатели внешней торговли
Введение ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты внешней торговли
Понятие и сущность внешней торговли………………………5
Основные принципы осуществления внешней торговли ……8
Сущность внешнеторговой политики РБ…………………….11
2. Методологические вопросы прогнозирования показателей внешней торговли
Основные методы и программы прогнозирования показателей внешней торговли…………………………………………………………14
Зарубежный опыт прогнозирования внешней торговли…………..18
3. Анализ динамики показателей внешней торговли и прогнозные расчеты
Анализ эффективности внешней торговли…………………21
Динамика показателей внешней торговли………………….23
Прогнозные расчеты показателей внешней торговли……..28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованных источников………………
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты внешней торговли
Понятие и сущность внешней торговли………………………5
Основные принципы осуществления внешней торговли ……8
Сущность внешнеторговой политики РБ…………………….11
2. Методологические вопросы прогнозирования показателей внешней торговли
Основные методы и программы прогнозирования показателей внешней торговли…………………………………………………………
Зарубежный опыт прогнозирования внешней торговли…………..18
3. Анализ динамики показателей внешней торговли и прогнозные расчеты
Анализ эффективности внешней торговли…………………21
Динамика показателей внешней торговли………………….23
Прогнозные расчеты показателей внешней торговли……..28
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...37
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы – «Планирование и прогнозирование внешней торговли Республики Беларусь». Эта тема была выбрана не случайно, т.к. экономика любой страны, независимо от ее размеров и уровня экономического развития, взаимосвязана с внешним миром посредством механизмов внешней торговли.
Внешняя торговля, являясь составной частью внешнеэкономического комплекса Республики Беларусь, считается одним из приоритетных направлений, способствующих становлению и стабилизации экономики страны, а также росту благосостояния нации.
Обеспечивая концентрацию и перелив финансовых ресурсов, внешняя торговля питает и стимулирует развитие экономики государства. От ее работы во многом зависит результативность проводимой экономической, внешнеторговой политики, а в конечном итоге - экономическое положение государства в целом. Повышение производства конкурентоспособной продукции, наращивание экспорта - задача первостепенной важности.
Все это непростые экономические вопросы и на них необходимо найти практические ответы, т.к. от стабильной и эффективной внешнеторговой политики зависит приток денежных средств в экономику государства, повышение дохода населения, уровня и качества жизни.
Целью данной курсовой работы и исследований является выявить тенденции, специфику и проблемы развития внешней торговли страны, построение научно обоснованных прогнозов показателей внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, при помощи различных методов и программ.
Актуальность выбора темы работы связана с тем, что от эффективного функционирования и развития внешней торговли зависит положение страны в системе мирохозяйственных связей. А построение правильных прогнозов позволит выяснить слабые и сильные стороны экспортных и импортных операций.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
рассмотреть структуру внешней торговли на уровне теории;
познакомиться с главными составляющими внешней торговли
выделить проблемы и перспективы развития торговли
изучить методы, модели, используемые при прогнозировании внешней торговли
проанализировать важнейшие показатели внешней торговли
спрогнозировать важнейшие показатели внешней торговли
Таким образом, на современном этапе развития экономики проблема оценки эффективности и прогнозирования показателей внешней торговли приняла многовекторный характер. Многовекторный характер оценки эффективности внешней торговли характеризуется дифференцированными подходами в зависимости от ситуации, складывающейся на внешнем рынке. Эффективность внешней торговли, как экономическая категория, определяет целесообразность ее осуществления и направления развития всего внешнеэкономического комплекса страны.
Внешняя торговля способствует расширению и углублению специализации и концентрации производства, интегрированию в мирохозяйственную систему, что, безусловно, дает преимущества для экономического развития страны в целом. Внешняя торговля, являясь главным фактором, создающим положительную динамику экономического роста, содействуют повышению эффективности производства с целью обеспечения благосостояния белорусского народа.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Понятие и сущность внешней торговли
Внешняя торговля, являясь составной частью внешнеэкономического комплекса Республики Беларусь, считается одним из приоритетных направлений, способствующих становлению и стабилизации экономики страны, а также росту нации. Развитие внешней торговли в странах с переходной экономикой невозможно без сопутствующего развития механизма валютного регулирования, представляющего комплекс экономических и политических мер воздействия на систему экономических преобразований республики.
Внешняя торговля, как целостный социально-экономический процесс, оказывающий влияние на жизненность государства, представляет собой взаимодействие разнообразных и противоположных тенденций, одна из которых, как правило, преобладает. При определении конкретных форм и объемов внешней торговли будет происходить наложение следующих типов интересов: общественных (интересов государства в целом); социально-классовых (интересов наиболее агрегированных и сформированных социально-экономических групп); частно-групповых; индивидуальных. Кроме этого, на конкретные формы и объемы внешней торговли любого государства будут оказывать влияние интересы других стран и определенных международных групп.
Следует отметить, что основная цель внешней торговли двояка: во-первых, она должна способствовать упрочнению жизненности государства, во-вторых, она направлена на максимизацию реализации интересов господствующих социально-классовых групп. Двойственность и внутренняя противоречивость основной цели внешней торговли может приводить к ущемлению общественных интересов за счет преимущественной реализации интересов каких-либо социальных групп и классов.
Внешняя торговля на современном этапе ее развития в Республике Беларусь приобретает все большую значимость в качестве объекта исследования экономического анализа.
В основе формирования системы показателей эффективности внешней торговли лежат следующие показатели: экспорт, импорт, внешнеторговое сальдо и товарооборот.
Объем внешней торговли представляет собой сумму оборотов по экспорту и импорту.
Экспорт – это продажа и вывоз товаров за границу для передачи их в собственность иностранному контрагенту.
Реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, без их переработки.
Импорт – закупка и ввоз иностранных товаров для последующей реализации на внутреннем рынке страны-импортера.
Реимпорт – ввоз из-за границы отечественных товаров, не проданных на аукционе, забракованных и т.д., которые не подвергались там переработке.
Наибольшее влияние на характер внешней торговли оказывают такие факторы, как уровень экономического развития торгующих стран и расстояние между ними. В соответствие с ними выделяется несколько групп государств, с которыми развиваются торговые отношения. Среди них:
1) Россия
2) Страны СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина)
3) Страны Центральной и Восточной Европы
4) государства Западной Европы
5) развитые государства Америки и Азии
6) страны с развивающими рынками (например, Бразилия, Китай)
7) страны третьего мира (Африка, Азия)
Товарная структура внешней торговли стабильна и характеризуется высоким удельным весом минеральных продуктов в структуре импорта, преобладанием в структуре экспорта готовой продукции (машины, оборудование, продукция химической промышленности), увеличением экспорта услуг.
К числу важнейших экспортных товаров относятся грузовые автомобили, тракторы, калийные удобрения, нефтепродукты, холодильники и морозильники, телевизоры, химические волокна и нити.
Таким образом, для развития внешней торговли товарами характерны следующие тенденции:
формирование групп товаров, образующих «стратегический экспорт» Беларуси (нефтепродукты, калийные удобрения, тракторы, холодильники, молоко и молочные продукты, текстиль) и «экономически важный экспорт» (запасные части, мебель, нефть, сахар, лесоматериалы, мясо)
совпадение удельного веса импорта инвестиционных товаров (машины, оборудование), минеральных продуктов с удельным весом экспорта аналогичной продукции, что свидетельствует о диверсифицированности внутреннего рынка, участие страны в МРТ в соответствии с мировыми тенденциями
сохранение основных торговых партнеров Беларуси – России и стран ЕС, наличие положительной динамики роста товарооборота с Российской Федерацией и активизация торговли с европейскими странами
рост экспорта в США за счет наращивания поставок сталелитейной продукции, калийных удобрений, льняных тканей, оптики, нефтепродуктов, возобновление поставок тракторов
Внешняя торговля способствует расширению и углублению специализации и концентрации производства, интегрированию в мирохозяйственную систему, что, безусловно, дает преимущества для экономического развития страны в целом. Внешняя торговля, являясь главным фактором, создающим положительную динамику экономического роста, содействуют повышению эффективности производства с целью обеспечения благосостояния белорусского народа.
В настоящее время главными задачами регулирования внешней торговли Республики Беларусь являются: постепенное снижение таможенных пошлин и замораживание их на согласованном уровне, отмена нетарифных барьеров, не соответствующих нормам ВТО, создание эффективного механизма противодействия недобросовестной иностранной конкуренции, обеспечение выполнения программ производства новых видов товаров и защита отраслей белорусской экономики, претерпевающих структурную перестройку.
Таким образом, исторически и логически внешняя торговля выступает исходным моментом в формировании международных экономических отношений и , в создании мирового экономического порядка, т.е. системы международных экономических отношений
Основные принципы осуществления внешней торговли.
Принципиальные положения во внешнеторговой политике каждая из стран, давно и плодотворно участвующая в международной торговле, уже выработала. Но тем не менее, есть главные принципиальные положения, без следования которым невозможна успешная внешнеторговая политика. К числу основных принципов внешней торговли можно отнести: эффективность экспорта; рыночное хозяйствование; способность конкурировать; макроэкономическое равновесие; информационность внешней торговли; страхование; соединение внешнеторговой политики с внутриструктурными преобразованиями, ее питающими; национальный режим.
Самым главным и самым важным принципом является эффективность экспорта. Экспорт не всегда делает страну богаче, только в том случае если экспорт эффективен. Девальвация валюты – слишком большая цена за возрастание экспорта. Вследствие роста цен в стране первоначальный выигрыш в конкуренции и экспорте может быть моментально потерян, оборачиваясь снижением благосостояния народа.
Эффективность внешнеторговой политики правительствами всех стран напрямую связывается с ростом реальных доходов населения. Рост реальной заработной платы входит в число параметров, измеряющих мирохозяйственную конкурентоспособность экономики наряду с торговым и платежным балансами, долей страны в мировой торговле и др.
Принцип эффективного экспорта базируется на принципе рыночного хозяйствования. Сочетание этих принципов обеспечивает одной или группе стран конкурентные преимущества, в то время как другие страны, включая Республику Беларусь, находятся либо на периферии мирового рынка, либо вообще не могут проникнуть в него. Основная проблема подобного положения состоит в том, что экономический потенциал национальной экономики конкретной страны определяется в материально-вещественных показателях, тогда как его рыночная оценка осуществляется в мировой валюте – главным образом в американских долларах, над курсом которого громадное большинство стран не только не имеющего контроля, но даже и влияния на него, и прежде всего – в силу неконвертируемости собственной денежной единицы.
Внешнеторговая политика основывается не только на чисто торгово-промышленных, сколько на денежно-кредитных, финансовых и валютных отношениях между субъектами национальных хозяйств. Необходима свободная конвертация валют, единый денежно-расчетный центр и прочие атрибуты.
Информация о работе Планирование и прогнозирование внешней торговли Республики Беларусь