Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:43, курсовая работа
Актуальность выбора темы работы связана с тем, что от эффективного функционирования и развития внешней торговли зависит положение страны в системе мирохозяйственных связей. А построение правильных прогнозов позволит выяснить слабые и сильные стороны экспортных и импортных операций.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
рассмотреть структуру внешней торговли на уровне теории;
познакомиться с главными составляющими внешней торговли
выделить проблемы и перспективы развития торговли
изучить методы, модели, используемые при прогнозировании внешней торговли
проанализировать важнейшие показатели внешней торговли
Введение ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты внешней торговли
Понятие и сущность внешней торговли………………………5
Основные принципы осуществления внешней торговли ……8
Сущность внешнеторговой политики РБ…………………….11
2. Методологические вопросы прогнозирования показателей внешней торговли
Основные методы и программы прогнозирования показателей внешней торговли…………………………………………………………14
Зарубежный опыт прогнозирования внешней торговли…………..18
3. Анализ динамики показателей внешней торговли и прогнозные расчеты
Анализ эффективности внешней торговли…………………21
Динамика показателей внешней торговли………………….23
Прогнозные расчеты показателей внешней торговли……..28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованных источников………………
Значительная часть проблем, с которыми сталкивается Республика Беларусь в ходе интеграции в мировое хозяйство, предопределена тем, что реформирование ее экономики началось не с создания полноценного (т.е. конкурентоспособного) рыночного хозяйства, а с простой либерализации цен.
Одним из принципиальных положений внешнеторговой деятельности является способность конкурировать с другими продавцами, т.е. конкурентоспособность отдельной страны, фирм, товара.
Конкурентоспособность страны – это ее представительство на мировом рынке и постоянное увеличение своей доли.
Следующий важный принцип – принцип макроэкономического равновесия, можно назвать принципом равновесия внешней торговли. Условия равновесия внешней торговли – это соотношение объема импорта и экспорта одной страны, показывающее, сколько импортной продукции она может приобрести в обмен на конкретный объем экспорта. Установлено, что цены на сырье повышаются не так быстро, как на готовую продукцию. Поэтому специализация на экспорте готовой продукции считается предпочтительной. Ухудшение условий равновесия объясняется очень часто отставанием в применении ресурсосберегающих технологий, неразвитостью экспортных традиций, низкой конкурентоспособностью товаров и услуг и т.д.
Рынок сам по себе является информационной структурой и его адекватное исследование требует использование принципа информационности внешней торговли. Участникам рынка нужна обзорная, прогнозная, рекомендательная информация о спросе, предложении, цене, времени реализации и доставки товара. Экспортный рынок в значительной степени становится также рынком информационных товаров и услуг. Информатизация позволяет вести мониторинг хозяйственной деятельности своих партнеров, собирать сведения о финансовом состоянии партнеров и конкурентов, осуществлять оперативный контроль за соблюдением договорных обязательств, принятых партнерами, и вообще иметь оперативные и достоверные данные о мировых рынках и ожиданиях.
Одним из принципов внешнеторговой деятельности является наличие государственного страхования. Риски платежей за поставку товаров и за оказание услуг в кредит при сделках международной купли-продажи особенно велики, что резко сужает круг претендентов на роль соответствующих страховщиков.
Наличие страхования позволяет вести внешнюю торговлю на условиях открытого счета, что повышает конкурентоспособность товаров и услуг на мировых рынках.
Глубокая модернизация экспортных и сопряженных с ними отраслей часто осуществляется за счет доходов от экспорта. Здесь присутствует кругооборот: одно способствует развитию другого. В этом кругообороте немалая роль принадлежит внутриотраслевой промышленной кооперации, роль которой неуклонно растет. Поэтому экспортное производство, цены, прибыль и зарабатываемая валюта должны моделироваться, подсчитываться и делится на основе субконтрактов, развивающих мотивационные аспекты сотрудничества и совместной экспортной стратегии, т.е. должен соблюдаться принцип соединения политики с внутриструктурными преобразованиями, ее питающими. Соблюдение этого принципа приводит к тому, что экспортный сектор способствует модернизации всей экономики страны. Несоблюдение его формы формирует обратный результат. В Беларуси экспортный сектор тормозит развитие национальной экономики, т.к. обслуживающие его отрасли попадают в сложное финансовое положение.
Принцип режима наибольшего благоприятствования представляется одной страной другой или союзом – странам, в него входящим. Данный режим заключается в снижении всех тарифных ставок в течение конкретного периода, в отмене квотирования и лицензирования и т.д.
Принцип национального режима – это отражение двух доктрин: либерализма и протекционизма. Его действие выражается в степени развития тарифных и нетарифных преград. Он в основном направлен на развитие протекционизма в различных формах со всеми вытекающими от степени его углубления положительными или отрицательными последствиями.
Таким образом, эффективность внешнеторговой политики напрямую связывается с соблюдением и выполнением основных принципов осуществления внешней торговли.
Внешнеторговая политика РБ
В Республике Беларусь внешнеторговая политика строится на основе сочетания принципов свободной торговли и протекционизма, что позволяет реализовать стратегию формирования экспортоориентированного и импортозамещающего производства и соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики и идет по пути догоняющего развития. Внешнеторговая политика включает экспортную и импортную политику.
Экспортная политика – это мероприятия правительства, направленные на максимальное наращивание конкурентоспособного экспорта товаров и услуг, диверсификацию географической структуры экспорта, освоение новых при условии сохранения традиционных рынков сбыта, стимулирование и поддержку развития экспорта и экспортного производства продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой, обеспечение благоприятных условий для доступа товаров на внешний рынок, развитие экспортной инфраструктуры и информационного сопровождения внешней торговли, улучшение параметров платежного баланса.
Концептуальной основой экспортной политики является Национальная программа развития экспорта на 2006-2010 гг.
Организационными принципами построения экспортной политики являются следующие:
суверенитет при открытости экономики и интеграции республики Беларусь
многовекторность и экономическая целесообразность внешней торговли
перевод внешней торговли РБ на систему принципов и механизмов ВТО
преобладание экономических методов и механизмов над административными в области внешнеторгового регулирования
сохранение и наращивание в экспорте доли промышленной продукции и услуг
повышение удельного веса в экспорте наукоемких и инновационных товаров
повышение роли регионов в развитии экспортного производства и прямого товарооборота с регионами различных государств
С целью реализации экспортной политики правительство принимает меры по стимулированию, производителей экспортной продукции и экспортеров, соответствующие принципам и механизмам ВТО. Среди методов: налоговые льготы; экспортные кредиты; страхование экспортных сделок; бюджетное финансирование приоритетных экспортоориентированных проектов; организация выставок, презентаций; использование лизинга при экспорте; приведение республиканских стандартов в соответствие международным; совершенствование инфраструктуры экспорта; упрощение процедуры лицензирования; гармонизация и унификация таможенных пошлин и др.
Экспортоориентированными отраслями белорусской промышленности являются машиностроение, металлообработка, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. Отраслями экспортоориентированных услуг – транспортные и деловые услуги.
Импортная политика – это мероприятия правительства, направленные на стимулирование развития отраслей и производств, способных заменить своей продукцией импорт аналогичных товаров, защитить внутренний рынок и товаропроизводителей в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и удорожания сырьевых ресурсов, рационализировать импорт по товарным группам и странам происхождения, уменьшить дефицит торгового баланса.
Политика импортозамещения состоит:
1) из организации собственного производства продукции взамен импортируемой
2) рационализации и сокращения ввоза, потребления импортируемых товаров в результате структурной перестройки экономики, модернизации производства, внедрения ресурсосберегающей технологии и др.
Концептуальной основой импортной политики выступает «Программа импортозамещения», в соответствии с которой с 1997 г. реализуются государственная, отраслевые и региональные программы импортозамещения.
Главной целью импортной политики является развитие, поддержка, стимулирование эффективного замещения импорта отечественным производством, позволяющие более полно использовать производственные мощности имеющихся отраслей, создавать рабочие места, выравнивать торговый и платежный балансы, увеличивать валютные резервы банковской системы, снижать затраты на производство и реализацию товаров, увеличивать доходы государства, а также проведение активной работы по повышению конкурентоспособности импортозамещающей продукции и продвижению ее на внешние рынки.
Особое значение для реализации внешнеторговой политики приобретает формирование и функционирование инфраструктуры внешней торговли, которая оказывает содействие предприятиям при выходе на внешние рынки, создает благоприятные условия для сбыта продукции на мировых и региональных рынках, оказывает организационное и финансовое содействие, предоставляет своевременную информацию о состоянии зарубежных рынков и возможностях участия в международных инвестиционных проектах.
Актуальным является также создание единой национальной системы внешнеэкономической информации, позволяющей осуществить выбор рынка, ознакомиться с ним, получить информацию о состоянии конъюнктуры на продукцию, партнерах, конкурентах, правилах проведения экспортно-импортных операций, особенностях налогообложения и пр.
Учитывая важность для Республики Беларусь как малой индустриальной страны проведения эффективной внешнеторговой политики, следует усилить внимание ко всем ее аспектам. Для обеспечения инновационной базы работы в данном направлении, прежде всего, необходимы:
сведения о конкурентоспособности предназначенной к вывозу продукции по цене и качественным параметрам (в сравнении с аналогичной продукцией, пользующей спросом за рубежом)
информация о рентабельности или убыточности внешнеторговых операций
сведения о возможностях расширения и развития производства конкретной продукции в Республике Беларусь (простаивающие мощности, пополнение оборотных средств и др.)
Последовательность и согласованность реализации выбранной торгово-экономической политики в значительной степени может быть обеспечена за счет тесной межведомственной координации правительственных органов, которые должны иметь в своей структуре соответствующие подразделения.
Таким образом, качественное преобразование внешнеторговой деятельности с целью перехода на современную производственно-инвестиционную модель всего народнохозяйственного комплекса республики должно стать стратегической целью внешнеэкономической политики Беларусь
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Основные методы и программы прогнозирования внешней торговли
Республика Беларусь, как страна, имеющая свои особенности развития и богатый экономический потенциал, осуществляет свои подходы к планированию и прогнозированию экономки, опираясь на опыт зарубежных стран. Система прогнозирования, планирования и программирования, действующая в республике, предполагает разработку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов, которые выполняют одновременно ориентировочные и стабилизирующие функции воздействия на экономику. При этом долгосрочные прогнозы связаны с определением стратегических направлений развития экономики, а краткосрочные – с ее оперативным управлением.
На современном этапе развития экономики проблема оценки эффективности внешней торговли приняла многовекторный характер. Направление, определенное вектором, характеризует анализ прогнозируемой ситуации, основанной на едином подходе. При этом многовекторный характер оценки эффективности внешней торговли характеризуется дифференцированными подходами в зависимости от ситуации, складывающем на внешнем рынке. Эффективность внешней торговли, как экономическая категория, определяет целесообразность ее осуществления и направления развития всего внешнеэкономического комплекса страны. Анализ внешней торговли, возможно, проводить как в целом по объекту, так и отдельно по его составляющим, что определяет уровень исследования: макроэкономический и микроэкономический.
Прогнозирование внешней торговли сопряжено с рядом трудностей, которые обусловлены не только объективными причинами, в частности влиянием стихийных бедствий, которые наносят катастрофический ущерб производству некоторых важных товаров. Порой они также являются следствием непредсказуемых торгово-политических действий правительств в условиях меняющейся ситуации в международных отношениях и резкого обострения противоречий на мировом рынке в период проведения предвыборных кампаний в той или иной крупной стране. Осложняют прогнозирование торговли и некоторые, чисто методологические причины, например многообразие и разнохарактерность воздействующих на нее факторов, включая такие многоплановые явления, как научно-технический прогресс, углубление экономической интеграции, расширение внутрикорпорационного международного обмена ТНК.
К особой категории трудностей прогнозирования можно отнести неразработанность вопросов о степени зависимости развития внешней торговли от состояния национального хозяйства, политики ее реформирования и процесса структурной перестройки, от мероприятий правительства в области форсирования национального экспорта и от происходящей крупномасштабной либерализации международной торговли в рамках ВТО.
Множественность методов прогнозирования свидетельствует о недостаточно выверенной системе показателей. Это отрицательно сказывается на достоверности составляемых прогнозов.
Обобщая существующую практику прогнозирования внешней торговли, можно прийти к заключению, что прогнозирование состоит из трех основных частей, являющихся одновременно и последовательными этапами прогнозирования. Во-первых, определяется наиболее подходящий метод прогнозирования в зависимости от наличия исходных данных, возможностей и целей прогнозирования. Во-вторых, производятся необходимые расчеты полученных первичных данных и их корректировка с учетом определенных факторов. В-третьих, по истечении некоторого времени делаются сопоставления прогноза с реальным развитием объекта прогнозирования, выявляются расхождения, анализируются их причины и вносятся уточнения в прогноз. В соответствии с приведенной схемой строится работа по общим методологическим подходам к прогнозированию внешней торговли и совершенствованию прогнозов. При всем многообразии применяемых в настоящее время методов прогнозирования внешней торговли специалисты делят их на три основные группы:
Информация о работе Планирование и прогнозирование внешней торговли Республики Беларусь