Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа
Цель работы: проведение всестороннего анализа процесса планирования деятельности организации и разработка рекомендаций по совершенствованию системы планирования на примере кафе " Серебряный кот ".
Задачи работы:
провести анализ литературы по теме исследования;
рассмотреть сущность, цели, классификацию, основные принципы, этапы, методы планирования;
выделить виды плана;
проанализировать систему планирования в кафе "Серебряный кот ", в том числе, осуществить анализ факторов внутренней и внешней среды, провести SWOT-анализ;
Введение………………………………………………………………………. 1
Глава 1. Теоретические аспекты системы планирования деятельности организации…………………………………………………………………… 3
1.1 Сущность и цели планирования………………………………………… 3
1.2 Классификация планирования…………………………………………. 3
1.3 Основные принципы планирования…………………………………… .5
1.4 Основные этапы процесса планирования в организации……………5
1.5 Понятие и виды плана……………………………………………………. 9
1.6 Методы планирования……………………………………………………10
Выводы по первой главе……………………………………………………... 11
Глава 2. Анализ системы планирования в кафе "Серебряный кот"...……12
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………. 12
2.2 Характеристика системы планирования кафе " Серебряный кот "…..15
2.3 Анализ факторов внутренней среды кафе " Серебряный кот "………..15
2.4 Изучение факторов внешней среды кафе " Серебряный кот "…………17
2.5 SWOT-анализ как основа стратегического планирования…………..18
Выводы по второй главе………………………………………………………21
Глава 3. Совершенствование системы планирования кафе " Серебряный кот "………………………………………………………………………….….. 22
3.1 Формулирование миссий и целей…………………………………….… 22
3.2 Разработка стратегии кафе « Серебряный кот»………………………...23
3.3 Рекомендации по совершенствованию системы планирования…...24
Выводы по третьей главе……………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………27
Хозяйственно-финансовая деятельность кафе " Серебряный кот" характеризуется следующими данными:
Размер товарооборота предприятия достиг в 2010 г.3105,2 млн. руб. и увеличился по сравнению с 2009 г. на 18,5%. В товарообороте предприятия преобладающую долю занимают продовольственные товары. Так, в 2010 г. их удельный вес в товарообороте предприятия составил более 90%, на долю непродовольственных товаров (табачные изделия, печатная продукция) приходится только 6% от общей суммы товарооборота. Среди продовольственных товаров больше всего реализуется мясопродуктов, салатов, ликероводочной продукции и др.
Кафе " Серебряный кот" имеет хозяйственные связи со многими поставщиками, в частности, с Пермским, Березниковским и Кунгурским мясокомбинатами, хлебозаводами, ОАО "Пермский молочный завод", ОАО "Пермский комбинат пищевых продуктов" и др. Всего от этих и других предприятий в 2010 году поступило в предприятие товаров на 3170 млн. руб. Объем товарных ресурсов увеличился по сравнению с 2009 годом на 19,3% или на 513,0 млн. руб.
За 2010 год было закуплено сельскохозяйственных продуктов на 510 млн. руб., что составило 15% к общему товарообороту предприятия, в том числе закуплено мяса - 25 тонн, овощей - 7 тонн, муки - 146 тонн.
Средний срок реализации товаров в 2010 году составил 32 дня. По сравнению с 2009 годом оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, замедлилась на один день (2009 год - 31 день). Это повлияло на ухудшение финансового состояния предприятия, так как замедление оборачиваемости товаров влечет за собой нерациональные расходы и снижение прибыли.
На замедление оборачиваемости товаров повлиял рост остатков товаров в предприятии на начало и конец 2010 года. Если на начало года сумма остатков возросла на 33,8 млн. руб., то на конец года - на 63,1 млн. руб. Увеличение остатков товаров в предприятии снижает обеспеченность розничного товарооборота товарными ресурсами.
Упрощенный
список продуктов, реализуемых
предприятием приведен
в таблице 1. Номенклатура
продуктов по каждому
типу составляет от 5
до 15 наименований. В
кафе " Серебряный
кот" традиционно
осуществляется торговля
элитными сортами товаров.
Таблица 1
Ассортимент продуктов, реализуемых кафе " Серебряный кот"
Наименование продукта | Единицы измерения продуктов. | Цены
(в рублях) | |
Кофе | Чашка | 60 | |
Кофе из свежемолотых зерен | Чашка | 80 | |
Кофе "капуччино" | Чашка | 250 | |
Мороженое | Порция | От 80 | |
Коктейли молочные | 250г | От 55 | |
Пирожные | шт. | От 20 | |
Бутерброды | шт. | От 25 | |
Горячие блюда | порция | От 150 | |
Десертные блюда | порция | От 120 | |
Вино | бутылка | От 700 | |
Пиво | бутылка | От 65 | |
Окорочка гриль | порция | 350 | |
Салаты | порция | От 150 | |
Фрукты | 250г. | От 90 | |
Пельмени | Порция | От 140 | |
Позы | Порция (3 шт) | 500 | |
Пицца | порция | От 240 | |
Суп | 250г. | От 90 | |
Борщ | 250г. | 100 | |
Шампанское | бутылка | От 650 |
Большое влияние на развитие товарооборота кафе " Серебряный кот " оказывают состояние, развитие и использование материально-технической базы предприятия. В 2010 году была проведена реконструкция обеденного зала. В результате сокращения подсобных и складских помещений, перепланировке обеденного зала удалось получить дополнительно 20 кв. м. полезной площади. В 2010 году общая полезная площадь составила 420 кв. м., в том числе площадь обеденного зала - 250 кв. м. Обеденный зал и складские помещения предприятия оснащены современными видами оборудования, кассовыми аппаратами, электронными весами и др.
Эффективность
использования материально-
Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работы предприятия и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерыва, выходными и санитарными днями. Предприятие работает с 8 до 24 часов.
В предприятии работает 28 человек, из них 21 являются официантами. Удельный вес официантов в общей численности работников предприятия составляет 75%, По сравнению с прошлым годом соотношение между численностью официантов и административных работников изменилось в пользу официантов (в 2001 году - 74%). Растет эффективность труда официантов. Если в 2009 году на одного официанта приходилось 131,0 млн. руб. товарооборота, то в 2010 году - 142,0 млн. руб. За счет роста эффективности труда получено 73,3% прироста общей суммы товарооборота, а за счет увеличения численности официантов (экстенсивный фактор) - 26,7%.
Предприятие уделяет особое внимание осуществлению режима экономии. Уровень издержек обращения составил в 2010 г.16,75% к товарообороту. По сравнению с прошлым годом он снизился на 0,22% к обороту (2009 г. - 16,97%), что позволило за счёт этого получить больше прибыли на 7,0 млн. руб. Издержки обращения (расходы на продажу) распределяются на остаток товаров и реализацию пропорционально покупной стоимости товаров.
Доходы предприятия от реализованных торговых надбавок и прочих внереализационных доходов составили 19,88% к обороту. При сложившемся уровне издержек обращения (16,75% к обороту) это обеспечило предприятию рентабельность 2,85% к обороту. За 2010 г. предприятие получило прибыли 88,5 млн. руб. На её увеличение оказали влияние рост объёма товарооборота, рост доходности предприятия и снижение уровня издержек обращения по предприятию.
По данным бухгалтерского баланса предприятия на 1 января 2010 г., активы кафе " Серебряный кот" составили на конец года 442,9 млн. руб. За год они возросли на 140,9 млн. руб.
Увеличение валюты баланса свидетельствует о расширении хозяйственного оборота, объёмов торговой деятельности. Это увеличение произошло, в основном, за счёт прироста оборотных активов на 108,6 млн. руб. Недвижимое имущество возросло за год на 32,3 млн. руб.
По состоянию на 1 января 2010 г. у кафе " Серебряный кот" отсутствуют убытки (раздел III актива баланса). В кафе " Серебряный кот разработана наценочная политика: для детских дошкольных учреждений наценка 20%, столовым общеобразовательных школ до 45%. На основании полученного товарооборота и среднего % наценки определяется доход предприятия, который и является выручкой от продажи.
На начало года кафе " Серебряный кот " испытывало недостаток собственных оборотных средств, но в результате предпринятых мер по привлечению средств достигнут излишек средств в обороте и 39,4 млн. руб. Это создало условия для досрочного погашения банковских кредитов. Способность кафе " Серебряный кот " своевременно погашать свои обязательства характеризуется его ликвидностью. По данным предприятия можно сказать, что баланс на конец года является ликвидным, так как каждая группа актива покрывает сопоставимую с ней группу пассивных обязательств предприятия. Предприятие является платежеспособным и кредитоспособным.
Кафе "Серебряный кот" занимается розничной торговлей и организацией общественного питания. В кафе " Серебряный кот " планы составляются каждый год.
Таким образом, основное внимание уделяется краткосрочному планированию, и незначительное внимание уделяется долгосрочному и среднесрочному планированию. Вопросы планирования на предприятии решаются коллегиально, на собрании всех структурных подразделений во главе с директором кафе " Серебряный кот ".
Решением основных стратегических задач на предприятии занимается бывший директор кафе " Серебряный кот ". До этого в его ведении находилось управление оперативными вопросами.
Но как таковое стратегическое планирование в кафе " Серебряный кот " отсутствует, хотя и чувствуется необходимость в нем, поскольку во внешней среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для дальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для кафе " Серебряный кот ". К числу слабых сторон кафе, о которых будет говориться чуть позже, относиться отсутствие маркетинговых исследований, и слабая программа продвижения продукции, а именно стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен.
К тому же, учитывая прошлый опыт кафе " Серебряный кот ", организация уже сталкивалась с множеством непредсказуемых факторов, что вызывает необходимость отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути возможна с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем.
Изучение факторов внутренней среды.
Внутренняя среда - это та часть общей среды, которая находится в поле интересов любой организации. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы.
Для полного анализа внутренней среды кафе " Серебряный кот " необходимо исследовать пять функциональных зон [23, c.98]:
1. Финансовый - использование и движение финансовых средств внутри компании, обеспечение прибыльности.
2. Производственный - охватывает оказываемые услуги, исследования и разработки новых программ.
3. Персонал - охватывает процессы: взаимодействие менеджеров и рабочих, найм, обучение, продвижение по службе, оценка результатов труда, стимулирование труда.
4. Маркетинг - оценивает работы маркетингового отдела, анализирует программу продвижения услуг компании.
5. Имидж и культура фирмы - это обычаи и нравы, правила поведения в компании. Забота об имидже фирмы в глазах посторонних создают ее услуги, многолетняя работа и качество обслуживания клиентов.
Финансы.
В 2010 г. было принято решение об увеличении уставного капитала кафе "Золотая рыбка" до 30 млн. руб.
Кафе " Серебряный кот " уже сейчас привлекательна для инвестиций. У компании есть недвижимость, ценные бумаги. А самые весомые аргументы - перспективы кафе " Серебряный кот " на рынке предоставления услуг общественного питания.