Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа
Таким образом, для топливно-энергетического комплекса стран Центральной Азии характерно следующее состояние:
несогласованность объемов производства и взаимопоставок энергоресурсов;
отсутствие оптимального топливно-энергетического баланса;
наличие противоречия в использовании водных и водно-энергетических ресурсов;
недостаток финансовых средств в отраслях ТЭК.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1. Мировой опыт экономической интеграции……………………………..7
1.2.Теоретические положения интеграции топливно-энергетического комплекса……………………………………………………………………….12
1.3. Международные стратегические альянсы как инструмент межгосударственного управления…………………………………………….19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В СТРАНАХ ЕВРАЗИИ
2.1. Анализ состояния топливно-энергетического комплекса в странах Евразии…………………………………………………………………………25
2.2. Анализ современного состояния топливно-энергетического комплекса в государствах Центральной Азии……………………………………………….29
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ЕВРАЗИИ……..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..48
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………..50
Угольная промышленность в Узбекистане представлена Ангренским разрезом открытой добычи и двумя шахтами: Шаргунь и №9. За счет реконструкции Ангренского разреза предполагается увеличение добычи к 2010г. 4,0-4,5 млн.т. против 2,5 млн.т в 2000 году.
Следует отметить, что проекты в отрасли энергетики стран Центральной Азии будут иметь высокую стоимость. Проекты строительства и реабилитации трубопроводов, ЛЭП и нефтехранилищ являются очень дорогими. Финансирование потребует комбинации частного и международного общественного капитала ввиду необходимости очень крупных капиталовложений.
В тоже время, страны, обладающие возможностями успешного покрытия собственных нужд за счет внутренних ресурсов, предпочитают ориентироваться на энергетическую независимость, вместо энергетического сотрудничества с другими странами региона. Так, Узбекистан ставит задачу достижения полной нефтяной независимости. Казахстан рассматривает возможности производства синтетической нефти из углей, во избежание зависимости от Узбекистана в поставках нефти в Южный Казахстан. Кыргызская Республика и Таджикистан в силу энергетической зависимости также вынуждены рассматривать альтернативные варианты развития национальной энергетики.
Одним
из серьезных препятствий к
Существуют железнодорожные пути, связывающие регион с Китаем (требующие реконструкции колеи) и через Иран, дороги идут к побережью Бандар-Абас и через Китай. Перевозка нефти и газа железнодорожным транспортом, значительно более дорогостоящая,' чем по трубопроводам, кроме того, объемы возможных перевозок ограничены.
Таким образом, для топливно-энергетического комплекса стран Центральной Азии характерно следующее состояние:
1. тенденция к возобновлению взаимопоставок энергоресурсов;
2.
реструктуризация отраслей
3. несогласованное
использование Единой
4. недостаток финансовых средств в отрасли;
5.
отсутствие Единой концепции развития
топливно-энергетического комплекса.
ГЛАВА
3.СТРАТЕГИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ
КОМПЛЕКСОМ
ЕВРАЗИИ
Современное развитие
Следует отметить, что экономика европейских стран находится относительно на более высоком уровне развития по сравнению со странами Азии. Однако, экономика стран Азии развивается более высокими темпами, чем в других регионах, что предполагает их ключевую роль в мировой экономике в будущем.
В то же время, именно на стыке континентов Европы и Азии имеются значительные резервы экономического сотрудничества между странами. Рынки Европы и рынки Азии находятся относительно в изолированном состоянии, что предполагает целесообразность объединения этих рынков.
На Евразийском пространстве имеются определенные «белые пятна», когда сопредельные и близко расположенные страны не имеют тесного экономического сотрудничества. Так, нет четкой координации стратегий экспорта энергоресурсов в Дальнее Зарубежье у стран Центральной Азии и России. Между странами Центральной Азии наблюдается несогласованность по совместному использованию энергетических ресурсов. Такое положение показывает, что имеются значительные резервы по расширению рынка и оптимизации региональной кооперации и схем экспорта на Евразийском пространстве.
Региональное
сотрудничество стран на Евразийском
пространстве в области топливно-
1.
поставка энергоносителей в
2. обеспечить более экономичное и эффективное снабжение в регионе, даже если подобные ресурсы присутствуют;
3.
транспортировка
Следует отметить, что одним из серьезных препятствий к расширению торговли энергоресурсами между странами Центральной Азии и СУАР (КНР) является отсутствие транспортной инфраструктуры (трубопроводов, ЛЭП). Существуют железнодорожные пути, связывающие регион с Китаем (требующие реконструкции колеи). Однако, перевозка нефти и газа железнодорожным транспортом, значительно дороже, чем по трубопроводам, кроме того, объемы возможных перевозок ограничены.
На наш взгляд, значительный интерес представляет идея участия Российской Федерации в капитальных вложениях в развитие энергетической системы Центральной Азии, в частности, гидроэнергосооружений Кыргызстана и Таджикистана. Это позволит реализовывать дешевую гидроэлектронергию Казахстану с условием компенсации и обеспечения электроэнергией северных территорий Российской Федерации, граничащих с Казахстаном. В этом плане, осуществляется проект передачи гидроэлектроэнергии (порядка 500 млн.кВт.ч) из Токтогульской ГЭС (Кыргызская Республика) по линиям электропередач Казахстана в северные части Российской Федерации. В дальнейшем планируется увеличение поставок свыше 1 млрд.кВт.ч.
Следует отметить, что страны Центральной Азии не задействованы в экономической интеграции со странами Азиатско-тихоокеанского региона. Россия, часть территории которой расположена в Азии, не имеет стратегии экономического сотрудничества в этом регионе. В то же время значительный потенциал экономических отношений определяется в этом направлении. Так, доля стран азиатско-тихоокеанского региона составляет около 60% от мирового ВВП и целесообразно интегрироваться в этот рынок.
Страны Азиатско-тихоокеанского региона через интеграционные объединения АСЕАН и АТЭС динамично развиваются. Китай активно увеличивает внешний товарооборот. Япония и Южная Корея являются локомотивами экономического развития в мировой экономике. В то же время высокие темпы развития экономик стран региона и ограниченные ресурсы предполагает высокую потребность в энергоносителях.
В этом плане, имеется значительный экспортный потенциал энергоресурсов (нефть и природный газ) Восточной Сибири и Дальнего Востока России, Казахстана (нефть) и Кыргызской Республики (гидроэлектроэнергия), Туркменистана и Узбекистана (природный газ), на которые имеется спрос.
Существуют два фактора, увеличивающих вероятность начала процессов регионального экономического сотрудничества КНР с Российской Федерацией и странами Центральной Азии, а именно:
1.
заинтересованность КНР в
2.
снижение ожидаемых запасов
Россия может извлекать определенные экономические выгоды задействовав «азиатскую» часть своей территории. В стратегическом плане Восточная Азия является перспективным рынком поставок энергоносителей. Представляется целесообразным рассмотрение проекта строительства нефтепровода из Восточной Сибири России в Северо-Восточную часть Китая. Имеются перспективы поставок природного газа. Это будет способствовать формированию транспортной инфраструктуры Сибири России и позволит оживить экономику в регионе.
В
настоящее время имеются
Следует отметить, что выгоды экономического сотрудничества в области топливно-энергетического комплекса на Евразийском пространстве для Российской Федерации и стран Центральной Азии значительны и включают следующие возможности:
1.
появление новых транспортных
маршрутов поставок
2.
обеспечение экономического
3.
демонстрация состоятельности
Таким
образом, осмысление и оценка геоэкономического
положения и возможностей стран, находящихся
в Евразийском пространстве предполагает
образование нового стратегического вектора
экспортных возможностей энергоносителей,
ориентированные на страны Азии.
Основой заключения соглашений в области энергетики между хозяйствующими субъектами стран Евразии является реализация, корпоративных и национальных интересов используя комплексный региональный и отраслевой подход. Для решения общих проблем, нами предлагается для рассмотрения стратегическим энергетическим альянсом Евразии следующие стратегические направления деятельности:
1.
координация национальных
2.
согласование и разработка
3.
согласование и разработка
4.
переход к крупным проектам
совместного развития
5.
проведение согласованной
6. координация странами освоения месторождений углеводородного сырья, природного газа в регионе;
7.
строительство новых схем
8.
обеспечение топливно-
9.
проведение инвестиционной
Условием обеспечения сбалансированного развития топливно-энергетического комплекса региона является рациональное, комплексное использование водных и топливно-энергетических ресурсов. Это предполагает решение следующих задач:
1. разработка единой концепции комплексного развития водных и топливно-энергетических ресурсов региона;
2.
разработка баланса водных и
энергетических ресурсов и
3.
гармонизация национальных
Особо следует отметить необходимость совершенствования баланса производства и потребления энергоносителей региона на долгосрочную перспективу. Это предполагает учет следующих направлений деятельности:
1.
увеличение использования
2.
развитие электрификации как
наиболее дешевого
3.
обеспечение глубокой
4.
развитие маршрутов
5. оптимизация схемы межгосударственных потоков нефти и газа, перетока и транзита электрической энергии;
Информация о работе Перспективы развития рынка электроэнергии в странах Евразии