Перспективы развития рынка электроэнергии в странах Евразии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, для топливно-энергетического комплекса стран Центральной Азии характерно следующее состояние:
несогласованность объемов производства и взаимопоставок энергоресурсов;
отсутствие оптимального топливно-энергетического баланса;
наличие противоречия в использовании водных и водно-энергетических ресурсов;
недостаток финансовых средств в отраслях ТЭК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1. Мировой опыт экономической интеграции……………………………..7
1.2.Теоретические положения интеграции топливно-энергетического комплекса……………………………………………………………………….12
1.3. Международные стратегические альянсы как инструмент межгосударственного управления…………………………………………….19

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В СТРАНАХ ЕВРАЗИИ
2.1. Анализ состояния топливно-энергетического комплекса в странах Евразии…………………………………………………………………………25
2.2. Анализ современного состояния топливно-энергетического комплекса в государствах Центральной Азии……………………………………………….29


ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ЕВРАЗИИ……..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..48




ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………..50

Работа содержит 1 файл

КУРСОАВЯ.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

      Угольная  промышленность в Узбекистане представлена Ангренским разрезом открытой добычи и двумя шахтами: Шаргунь и №9. За счет реконструкции Ангренского разреза предполагается увеличение добычи к 2010г. 4,0-4,5 млн.т. против 2,5 млн.т в 2000 году.

      Следует отметить, что проекты в отрасли  энергетики стран Центральной Азии будут иметь высокую стоимость. Проекты строительства и реабилитации трубопроводов, ЛЭП и нефтехранилищ являются очень дорогими. Финансирование потребует      комбинации      частного      и      международного общественного капитала ввиду необходимости очень крупных капиталовложений.

      В тоже время, страны, обладающие возможностями  успешного покрытия собственных нужд за счет внутренних ресурсов, предпочитают ориентироваться на энергетическую независимость, вместо энергетического сотрудничества с другими странами региона. Так, Узбекистан ставит задачу достижения полной нефтяной независимости. Казахстан рассматривает возможности производства синтетической нефти из углей, во избежание зависимости от Узбекистана в поставках нефти в Южный Казахстан. Кыргызская Республика и Таджикистан в силу энергетической зависимости также вынуждены рассматривать альтернативные варианты развития национальной энергетики.

      Одним из серьезных препятствий к расширению торговли энергоносителями в Центральной Азии и СУАР (КНР) является отсутствие достаточной инфраструктуры по транспортировке и передаче этого продукта между рынками.

      Существуют  железнодорожные пути, связывающие  регион с Китаем (требующие реконструкции  колеи) и через Иран, дороги идут к побережью Бандар-Абас и через  Китай. Перевозка нефти и газа железнодорожным транспортом, значительно более дорогостоящая,' чем по трубопроводам, кроме того, объемы возможных перевозок ограничены.

Таким образом, для топливно-энергетического  комплекса стран Центральной  Азии характерно следующее состояние:

    1.       тенденция к возобновлению взаимопоставок энергоресурсов;

    2.   реструктуризация отраслей топливно-энергетического  комплекса;

    3. несогласованное  использование Единой Энергетической  Системы;

      4. недостаток финансовых средств  в отрасли;              

      5. отсутствие Единой концепции развития топливно-энергетического комплекса.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3.СТРАТЕГИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ    КОМПЛЕКСОМ ЕВРАЗИИ 
 

        Современное развитие мирохозяйственных  связей характеризуется, с одной  стороны, сложившейся схемой международных  экономических отношений, ориентированные преимущественно на страны Запада и Северной Америки, с другой стороны, тенденцией формирования новых векторов экономических отношений, центром которых являются страны Азиатского континента.

      Следует отметить, что экономика европейских  стран находится относительно на более высоком уровне развития по сравнению со странами Азии. Однако, экономика стран Азии развивается более высокими темпами, чем в других регионах, что предполагает их ключевую роль в мировой экономике в будущем.

      В то же время, именно на стыке континентов  Европы и Азии имеются значительные резервы экономического сотрудничества между странами. Рынки Европы и рынки Азии находятся относительно в изолированном состоянии, что предполагает целесообразность объединения этих рынков.

      На  Евразийском пространстве имеются  определенные «белые пятна», когда  сопредельные и близко расположенные  страны не имеют тесного экономического сотрудничества. Так, нет четкой координации стратегий экспорта энергоресурсов в Дальнее Зарубежье у стран Центральной Азии и России. Между странами Центральной Азии наблюдается несогласованность по совместному использованию энергетических ресурсов. Такое положение показывает, что имеются значительные резервы по расширению рынка и оптимизации региональной кооперации и схем экспорта на Евразийском пространстве.

      Региональное  сотрудничество стран на Евразийском  пространстве в области топливно-энергетического комплекса имеет три основные задачи:

      1.   поставка энергоносителей в страны  и регионы, где подобные энергоносители отсутствуют геологически;

      2.     обеспечить более экономичное  и эффективное снабжение в  регионе, даже если подобные ресурсы присутствуют;

      3.   транспортировка энергоносителей  через территории разных стран  для выхода на внешние рынки.

      Следует отметить, что одним из серьезных  препятствий к расширению торговли энергоресурсами между странами Центральной Азии и СУАР (КНР) является отсутствие транспортной инфраструктуры (трубопроводов, ЛЭП). Существуют железнодорожные пути, связывающие регион с Китаем (требующие реконструкции колеи). Однако, перевозка нефти и газа железнодорожным транспортом, значительно дороже, чем по трубопроводам, кроме того, объемы возможных перевозок ограничены.

На наш  взгляд, значительный интерес представляет идея участия Российской Федерации  в капитальных вложениях в  развитие энергетической системы Центральной  Азии, в частности, гидроэнергосооружений  Кыргызстана и Таджикистана. Это позволит реализовывать дешевую гидроэлектронергию Казахстану с условием компенсации и обеспечения электроэнергией северных территорий Российской Федерации, граничащих с Казахстаном. В этом плане, осуществляется проект передачи гидроэлектроэнергии (порядка 500 млн.кВт.ч) из Токтогульской ГЭС (Кыргызская Республика) по линиям электропередач Казахстана в северные части Российской Федерации. В дальнейшем планируется увеличение поставок свыше 1 млрд.кВт.ч.

      Следует отметить, что страны Центральной Азии не задействованы в экономической интеграции со странами Азиатско-тихоокеанского региона. Россия, часть территории которой расположена в Азии, не имеет стратегии экономического сотрудничества в этом регионе. В то же время значительный потенциал экономических отношений определяется в этом направлении. Так, доля стран азиатско-тихоокеанского региона составляет около 60% от мирового ВВП и целесообразно интегрироваться в этот рынок.

      Страны  Азиатско-тихоокеанского региона через  интеграционные объединения АСЕАН и АТЭС динамично развиваются. Китай активно увеличивает внешний товарооборот. Япония и Южная Корея являются локомотивами экономического развития в мировой экономике. В то же время высокие темпы развития экономик стран региона и ограниченные ресурсы предполагает высокую потребность в энергоносителях.

      В этом плане, имеется значительный экспортный потенциал энергоресурсов (нефть и природный газ) Восточной Сибири и Дальнего Востока России, Казахстана (нефть) и Кыргызской Республики (гидроэлектроэнергия), Туркменистана и Узбекистана (природный газ), на которые имеется спрос.

      Существуют  два фактора, увеличивающих вероятность  начала процессов регионального экономического сотрудничества КНР с Российской Федерацией и странами Центральной Азии, а именно:

      1.  заинтересованность КНР в дополнительных  поставках энергоресурсов для покрытия прогнозируемого дефицита энергии;

      2. снижение ожидаемых запасов Таримского  бассейна.

      Россия   может   извлекать   определенные   экономические выгоды задействовав «азиатскую» часть своей территории. В стратегическом плане Восточная Азия является перспективным рынком поставок энергоносителей. Представляется целесообразным рассмотрение проекта строительства нефтепровода из Восточной Сибири России в Северо-Восточную часть Китая. Имеются перспективы поставок природного газа. Это будет способствовать формированию транспортной инфраструктуры Сибири России и позволит оживить экономику в регионе.

      В настоящее время имеются различные  проекты по поставкам энергоносителей в Китай из России, Казахстана. Представляется, что Китай предполагает диверсифицировать поставки энергоносителей по странам. При такой позиции, все поставщики будут иметь свои сегменты рынка. В этом случае, Россия и Казахстан могут выступать стратегическими партнерами по поставкам углеводородного сырья в КНР. В свою очередь,   Кыргызская   Республика   также   имеет  перспективы поставок   гидроэлектроэнергии   в   СУАР   Китая   и   северные территории России.

      Следует отметить, что выгоды экономического сотрудничества в области топливно-энергетического комплекса на Евразийском пространстве для Российской Федерации и стран Центральной Азии значительны и включают следующие возможности:

      1. появление новых транспортных  маршрутов поставок энергоносителей и увеличение товарооборота между странами;

      2. обеспечение экономического развития, как для участвующих стран, так и на уровне региона;

      3.   демонстрация состоятельности проведения  крупных новых проектов в регионе, что приведет к повышению заинтересованности со стороны инвесторов.

     Таким образом, осмысление и оценка геоэкономического положения и возможностей стран, находящихся в Евразийском пространстве предполагает образование нового стратегического вектора экспортных возможностей энергоносителей, ориентированные на страны Азии.     

      Основой заключения соглашений в области  энергетики между хозяйствующими субъектами стран Евразии является реализация, корпоративных и национальных интересов используя комплексный региональный и отраслевой подход. Для решения общих проблем, нами предлагается для рассмотрения стратегическим энергетическим альянсом Евразии следующие стратегические направления деятельности:

      1. координация национальных программ  перспективного развития топливно-энергетического комплекса;

      2. согласование и разработка единой стратегии развития топливно-энергетического комплекса;

      3. согласование и разработка единой  стратегии экспорта энергоносителей в страны Дальнего Зарубежья;

      4. переход к крупным проектам  совместного развития производства (добычи, переработки и транспортировки);

      5.     проведение согласованной политики  в области производственной кооперации  и специализации предприятий  топливно-энергетического комплекса; формирование транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп;

      6.     координация странами освоения месторождений углеводородного сырья, природного газа в регионе;

      7.   строительство новых схем топливно-энергетических  коммуникаций, связывающих страны как между собой, так и с другими регионами мира;

      8.     обеспечение топливно-энергетического  баланса в регионе на основе оптимизации взаимопоставок энергоносителей между странами;

      9. проведение инвестиционной политики, направленной на повышение технического  уровня и модернизацию действующих  производственных мощностей.

      Условием  обеспечения сбалансированного развития топливно-энергетического      комплекса      региона      является рациональное, комплексное использование водных и топливно-энергетических ресурсов. Это предполагает решение следующих задач:

      1.  разработка единой концепции  комплексного развития водных и топливно-энергетических ресурсов региона;

      2. разработка баланса водных и  энергетических ресурсов и оптимизация его структуры;

      3.  гармонизация национальных законодательств  в области природопользования и охраны окружающей среды.

      Особо следует отметить необходимость совершенствования баланса производства и потребления энергоносителей региона на долгосрочную перспективу. Это предполагает учет следующих направлений деятельности:

      1.    увеличение использования природного  газа как экологически чистого продукта;

      2.    развитие электрификации как  наиболее дешевого энергетического  продукта;

      3.   обеспечение глубокой переработки  и использования углеводородного сырья;

      4.   развитие маршрутов трубопроводного  транспорта на новые рынки  (Дальнего Зарубежья);

      5. оптимизация схемы межгосударственных потоков нефти и газа, перетока и транзита электрической энергии;

Информация о работе Перспективы развития рынка электроэнергии в странах Евразии