Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа
Таким образом, для топливно-энергетического комплекса стран Центральной Азии характерно следующее состояние:
несогласованность объемов производства и взаимопоставок энергоресурсов;
отсутствие оптимального топливно-энергетического баланса;
наличие противоречия в использовании водных и водно-энергетических ресурсов;
недостаток финансовых средств в отраслях ТЭК.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1. Мировой опыт экономической интеграции……………………………..7
1.2.Теоретические положения интеграции топливно-энергетического комплекса……………………………………………………………………….12
1.3. Международные стратегические альянсы как инструмент межгосударственного управления…………………………………………….19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В СТРАНАХ ЕВРАЗИИ
2.1. Анализ состояния топливно-энергетического комплекса в странах Евразии…………………………………………………………………………25
2.2. Анализ современного состояния топливно-энергетического комплекса в государствах Центральной Азии……………………………………………….29
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ЕВРАЗИИ……..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..48
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………..50
1.
ГАТТ или Всемирная торговая
организация подтверждают
2. Региональные блоки определяют политику в сфере мировой торговли, вследствие чего цель глобальной свободной торговли остается недостижимой.
3. Через региональные ассоциации постепенно обеспечивается выход на режим глобальной свободной торговли.
Особую роль в теоретических дискуссиях о региональной интеграции всегда играли вопросы определения и учета различных степеней интеграции. На основе первых шагов и общих целеустановок западноевропейской интеграции Бела Баласса разработал модель, предусматривающую пять разных степеней интеграции в зависимости от достигнутого уровня интеграционного процесса:
1. зона свободной торговли;
2. таможенный союз;
3. общий
рынок;
4. валютно-экономический союз;
5. политический
союз.
В зоне свободной торговли упразднены внутренние таможенные пошлины, но страны- члены оставляют за собой право установления различающихся таможенных пошлин на внешней границе. В рамках таможенного союза дополнительно к упразднению внутренних таможенных пошлин устанавливается единый режим таможенного обложения на внешних границах.
У общего рынка обеспечивается возможность свободного передвижения экономических факторов, услуг, капиталов и рабочей силы.
Целью валютно-экономического союза является внедрение единой валюты на основе тесного согласования экономической политики в государствах- членах союза.
Наконец,
в политическом союзе центральные
сферы национального
Следует отметить, что этой ступенчатой моделью определяется не только понятийный аппарат. Одновременно этой моделью непреднамеренно были сформулированы некоторые целеустановки для многочисленных интеграционных попыток в развивающихся странах, которые оказались весьма труднодостижимыми даже в процессе европейской интеграции. При этом ступенчатая модель Балассы обнаруживает некоторые неточности даже при описании европейской интеграции.
В то же время, многие интеграционные шаги в рамках ЕС достаточно хорошо согласуются со ступенчатой теорией, что свидетельствует о хорошей прогностической достоверности этой модели, составленной в ранние 60-годы.
Вместе с тем в ЕС существовали и существуют сферы, которые не вписываются в общую схему. Так, например, металлургическая промышленность или аграрный сектор свидетельствуют о возможности интеграции с мощными наднациональными элементами также в отраслевом разрезе, без включения в этот процесс всей экономики.
Кроме того, бросается в глаза, что для разграничения отдельных ступеней, в основном, пользуются торгово-политическими критериями, в то время как чисто политические критерии приобретают решающий вес только на завершающей стадии интеграции. На самом же деле, согласие на формирование зоны свободной торговли является узловым политическим вопросом, так как постепенно развивающаяся интеграция всегда сопровождается нарастающей потерей национально-государственной автономии.
Центральную
модельно-экспериментальную
Еще в конце 40-х, в начале 50-х годов, задолго до всех других попыток интеграции, здесь приступили к первым конкретным шагам интеграции. С учетом сложного исторического наследия этого региона можно было сделать вывод о том, что достигнутые тут бесспорные экономически успехи интеграции должны быть возможными также в других условиях, в других регионах.
Соответственно, многие интеграционные ассоциации во всем мире ссылались на модель ЕЭС, в официальных стратегиях ориентировались на пять ступеней интеграции. Однако, во многих случаях такой подход заслонил собой самокритическое рассмотрение вопроса о том, насколько, в какой степени Европейский опыт интеграции вообще может быть перенесен на интеграционные устремления в других регионах с их совершенно иными историческими, экономическими и политическими условиями.
Таким
образом, мировой опыт показывает, что
каждый регион имеет свою специфику
становления экономической
1.2.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ИНТЕГРАЦИИ ТОПЛИВНО-
Игнорирование на практике основных положений международного разделения труда между странами приводит к высоким удельным затратам. В то же время, имеющиеся тенденции в развитых и некоторых развивающихся странах свидетельствуют постепенное сближение национальных экономик, обусловленное определенными выгодами. Это обусловлено теоретическим обоснованием экономической эффективности интеграции для национальных экономик стран, ориентированных на взаимодействие.
Следует
отметить, что все страны в интересах
своих товаропроизводителей стремятся
расширить свои рынки и в первую очередь
за счет сопредельных стран. В определенный
момент национальные товаропроизводители
испытывают ограничения в административно-
Неравномерное обеспечение стран природными ресурсами (в т.ч. энергоносителями), трудовыми ресурсами и капиталом предполагает стремление этих факторов производства в сторону, обеспечивающую повышенную норму рентабельности. Такая направленность является выгодной для обеих и множества сторон (стран).
Страны выражая интересы национальных хозяйствующих субъектов по расширению рынков и поступлению импортных товаров, отсутствующих на национальных рынках создают условия путем подписания соответствующих двух- или многосторонних соглашений.
В узком смысле слова, первоначально эти соглашения могут носить разрешительное значение в каких либо областях деятельности. В широком смысле, на определенном этапе возникает потребность в расширении экономического взаимодействия и соответственно в гармонизации национальных законодательств.
Следует отметить, что на национальные рынки стран стремятся и высоко конкурентные хозяйствующие субъекты развитых стран, которые практически являются монополистами в мировом хозяйстве. Такое положение неоднозначно и не всегда положительно влияет на национальную экономику. В таких случаях, как правило, сопредельные страны в большей мере стремятся к региональной интеграции. Таким образом, противоречие между глобализацией и региональной интеграцией в большинстве случаев решается в пользу последней.
В условиях глобализации и мировой конкуренции борьба за рынки приобретает особое значение. В этих условиях страны больше мотивированы развивать региональное экономическое сотрудничество, создавая режимы наибольшего благоприятствования путем создания льготных таможенных и торговых режимов.
Крупные хозяйствующие субъекты и монополисты рассчитывают свои объемы производства исходя из максимально возможного объема рынка с учетом сопредельных стран. Государства заинтересованы создавать определенные условия для таких хозяйствующих субъектов путем заключения соответствующих соглашений, в свою очередь, предоставляя определенные льготы и преференции для других стран. Такие взаимные компромиссы являются взаимовыгодными, обеспечивают баланс спроса и предложения на национальных рынках, и способствуют оптимизации структуры региональной экономики.
Нами предлагается следующая классификация этапов становления региональной интеграции топливно-энергетического комплекса:
1. торговля энергоносителями;
2. развитие кооперации;
3. формирование энергетических альянсов;
4. формирование ТНК, ФПГ, Энергобанка.
Неравномерность
размещения энергоносителей по странам
предполагает неравнозначные выгоды для
стран от их использования. Согласно оценке,
наиболее затратными видами энергоресурсов
являются уголь, мазут топочный, что в
10 раз менее эффективны, чем гидроэлектроэнергия
(Таблице 1.1). Это объясняется различными
затратами на добычу и транспортировку
различных видов энергоносителей. Такое
положение предполагает целесообразность
регионального сотрудничества сопредельных
стран по максимально возможному освоению
гидроэнергетических ресурсов страны-обладателя.
Таблица 1.1.
Экономическая эффективность использования различных
видов
энергоносителей (1 ед.
усл. топлива)
№ | НАИМЕНОВАНИЕ | УСЛОВНЫЕ ЗАТРАТЫ, КОЭФФИЦИЕНТ |
1. | уголь | 1 |
2. | мазут топочный | 0,9 |
3. | газ природный | 0,8 |
4. | гидроэлектроэнергия | 0,1 |
Это предполагает целесообразность строительства гидроэлектростанций регионального значения, что является выгоднее, чем тепловые электростанции (Таблица 1.2.).
Неравномерное
размещение различных видов
Таблица 1.2.
Экономическая
деятельность гидроэлектростанций
и тепловых электростанций
№ | НАИМЕНОВАНИЕ | УСЛОВНЫЕ ЗАТРАТЫ, КОЭФФИЦИЕНТ |
1 | тепловые электростанции | 1,0 |
2. | гидроэлектростанции | 0,1 |
Сравнительный анализ затрат национальных экономик до и после интеграции показывает снижение удельных затрат после интеграции и еще большее увеличение в условиях дезинтеграции (Таблица 1.2.). Последнее объясняется фактором роста цен, обуславливаемое трудоемкостью освоения новых месторождений энергоносителей, удорожанием новой техники.
Таблица 1.3.
Сравнительные затраты интеграции и
дезинтеграции в области ТЭК
|
Информация о работе Перспективы развития рынка электроэнергии в странах Евразии