Перспективы развития рынка электроэнергии в странах Евразии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, для топливно-энергетического комплекса стран Центральной Азии характерно следующее состояние:
несогласованность объемов производства и взаимопоставок энергоресурсов;
отсутствие оптимального топливно-энергетического баланса;
наличие противоречия в использовании водных и водно-энергетических ресурсов;
недостаток финансовых средств в отраслях ТЭК.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1. Мировой опыт экономической интеграции……………………………..7
1.2.Теоретические положения интеграции топливно-энергетического комплекса……………………………………………………………………….12
1.3. Международные стратегические альянсы как инструмент межгосударственного управления…………………………………………….19

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В СТРАНАХ ЕВРАЗИИ
2.1. Анализ состояния топливно-энергетического комплекса в странах Евразии…………………………………………………………………………25
2.2. Анализ современного состояния топливно-энергетического комплекса в государствах Центральной Азии……………………………………………….29


ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ЕВРАЗИИ……..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..48




ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………..50

Работа содержит 1 файл

КУРСОАВЯ.doc

— 282.50 Кб (Скачать)
 

      Где X,Y,Z- виды энергоносителей; цифровые значения-затраты на добычу энергоносителей, в т.ч. капитальные вложения и текущие затраты.

      Автономное  формирование в национальной экономике объектов ТЭК предполагает строительство и формирование всего комплекса производственной инфраструктуры, что увеличивает совокупные затраты для национальной экономики.

      В то же время, региональное использование  странами на сопредельных территориях  наиболее дешевых видов энергоносителей способствуют снижению кроме капитальных вложений, также текущих затрат. Оптимизация взаимопоставок энергоносителей с учетом минимизации текущих затрат и совместное строительство энергетических объектов, основанных на минимальных издержках приводит к снижению суммарных и удельных затрат. Так, страна, потребляющая поставляемую из другой страны гидроэлектроэнергию, экономит на текущих затратах на твердое топливо порядка не менее 25%.

      В условиях дезинтеграции, увеличиваются  объемы строительства национальных энергетических объектов, что приводит к увеличению удельных затрат на единицу вырабатываемой электроэнергии. Следует отметить, что затраты в сопоставимых ценах в условиях дезинтеграции выше, чем до интеграции. Это объясняется с осложнением условий добычи энергоносителей и соответственно увеличением финансовых затрат.

      Таким образом, интеграция в сфере топливно-энергетического  комплекса сопредельных стран позволяет иметь экономический эффект за счет сокращения совокупных и удельных затрат на капитальных вложениях и текущих затратах.

         Имеются      определенные      предпосылки      и      условия  экономического   роста   на   Евразийском   пространстве.   Это связано с устойчивой тенденцией спроса на энергоносители в регионе и возможностью соответствующего предложения.

      Динамичное      развитие      азиатского      континента      и сравнительно   низкие   темпы   развития   Европы   предполагает повышенный спрос на энергоносители азиатских стран. В то же время страны, территориально расположенные в европейской части   Евразийского   пространства,   развивая   экономическое сотрудничество с азиатским континентом, имеет возможность быть    втянутым    в    орбиту    экономического    роста.    Такие перспективы     имеет      Российская     Федерация,      азиатская (восточная)   часть   которой,   как   экономический   потенциал является    не    разработанным.    Страны    Центральной    Азии,   экономический и ресурсный потенциал, которых ориентирован в  большей мере на Европейский континент, имеют перспективы развития со странами Азии.

           Однако,   неподготовленность   экспортных   возможностей  энергоносителей стран Евразии, а именно, стран Центральной Азии, Российской Федерации на новые рынки Азии, отсутствие  капитальных вложений, низкий технический уровень и уровень организации и управления отраслями топливно-энергетического комплекса  предполагает  поиск   возможных  путей  адаптации одного континента к другому на основе рыночного механизма спроса и предложения.

      Основой   развития   экономических   отношений    между странами,   расположенными   на   Евразийском    пространстве является определение  нового вектора взаимообмена и экспорта энергоносителей. Следует отметить, что ТЭК является не только градообразующим     фактором     развития      неосвоенных     и малоосвоенных территорий, но и фактором формирования и развития    международной    экономики    и    в    последующем

региональной  экономики.

      Новые схемы транспортировок энергоносителей  является важным индикатором направления международного  бизнеса, обеспечивающие финансовые потоки разработки нефтяных и газовых месторождении, соответствующей производственной и социальной инфраструктуры.

      На  наш взгляд, становление межстрановой интеграции в топливно-энергетической         сфере         предполагает        пять этапов (Таблица1.4). На первом этапе подтверждается экономическая целесообразность о сотрудничестве в топливно-энергетической сфере, и заключаются межправительственные соглашения.

      На  втором этапе формируются международные альянсы хозяйствующими субъектами на основе стратегических интересов. Третий этап сопровождается формированием транснациональных компаний в сфере добычи, переработки и транспортировки. Четвертый и пятый этапы предполагает привлечение финансовых ресурсов в сферу энергетики путем формирования         финансово-промышленных         групп        и энергетического банка

Таблица 1.4.

Этапы межстрановой (региональной) интеграции в

топливно-энергетической сфере

                 

ЭТАПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Заключение  межправительственных соглашений о сотрудничестве в топливно-энергетической сфере Разработка  международных проектов
2. Формирование  международных альянсов Развитие кооперации
3. Формирование  транснациональных компаний Совместные  производства
4.

 

Формирование  финансово-промышленных групп Развитие межотраслевых  производств
5. Формирование  энергобанка Финансирование  проектов в области ТЭК
 

      Развитие  энергетики предполагает развитие таких  отраслей как строительство, перевозка промышленных грузов, промышленность строительных материалов, производство железобетонных изделий, производство металлического проката и др. (Таблица 1.5).

Таблица 1.5.

Отрасли, сопутствующие развитию энергетики 

НАИМЕНОВАНИЕ  ОТРАСЛЕЙ ОТРАСЛИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
 
 
добыча
переработка транспортировка
1. Строительство (в т. ч. дорожное, промышленное) + + +
2. Перевозка промышленных грузов + + +
3. Промышленность  строительных материалов + + +
4. Производство  железобетонных изделий + + +
5. Производство  металлопроката + + +
 

      Таким образом, Евразийский вектор регионального  развития ТЭК является перспективным направлением экономической интеграции Российской Федерации, стран Центральной Азии со странами Дальнего Зарубежья: Китайской Народной Республикой, Южной Кореей, Японией и другими странами Юго-Восточной Азии. Это позволит открыть новые рынки, возможности привлечения иностранного капитала, освоения трудно осваиваемых территорий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ  АЛЬЯНСЫ

КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ 

      Одной из значимых тенденций мировой экономики  является нарастание процессов интеграции, углубления взаимодействия воспроизводственных структур разных стран на различных уровнях и в различных формах, чему особенно активно способствует деятельность международных стратегических альянсов.

      Стратегический  альянс (Strategic Alliance) - это соглашение о кооперации двух и более независимых хозяйствующих субъектов для достижения определенных коммерческих целей путем получения синергетического эффекта объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.

      В широком смысле к международным  стратегическим альянсам (МСА) относятся  функциональные соглашения (например, по совместным НИОКР, расширению рынка, развитию производства, совершенствованию продукции, и др.), соглашения об участии в активах с созданием новой организации (например, совместные предприятия) и без образования новой организации (обмен акциями, приобретение доли участия).

В стратегических альянсах существует ряд особенностей:

      -  это соглашения о сотрудничестве  между компаниями, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем;

      -    этот тип хозяйственного объединения  основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений;

    -   в стратегический альянс могут  вступать не только поставщики  и клиенты;                           

      -    в рамках стратегических союзов  осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника;

стратегические  альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также  между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;

      -   альянс, как правило, не является  самостоятельным юридическим лицом;

компании  могут быть участниками множества  стратегических альянсов;

      - стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг;

      -     альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;

альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга;

      -  это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке способы проникновения на рынок.

      В стратегических альянсах так же можно  выделить четыре разновидности:

      -   альянсы с акционерным участием  в существующих предприятиях;

      -   стратегические альянсы с созданием  новых компаний (совместных предприятий);

      - консорциумы для реализации инвестиционных  проектов;     

       - альянсы со слабой кооперацией.

        Организации, которые вступают в международные стратегические альянсы, имеют определенные цели и мотивы. «Этими мотивами являются:

      - достижение экономии на масштабах  производства;

      - совместное использование производственных  мощностей;

      -  объединение усилий в производстве  компонентов или сборке конечной продукции;

      -   снижение неопределенности и  усиление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяется их опыт и ресурсы;

      - снижение рисков в деятельности;

      -   получение доступа на рынок,  где уже существуют сложившиеся  рыночные структуры и определенный  менталитет, продвижение на рынок  продукции друг друга;

      -   передача технологий, знаний и  ноу-хау, проведение совместных  исследований, обучение персонала;

Информация о работе Перспективы развития рынка электроэнергии в странах Евразии