Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа
Таким образом, для топливно-энергетического комплекса стран Центральной Азии характерно следующее состояние:
несогласованность объемов производства и взаимопоставок энергоресурсов;
отсутствие оптимального топливно-энергетического баланса;
наличие противоречия в использовании водных и водно-энергетических ресурсов;
недостаток финансовых средств в отраслях ТЭК.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
1.1. Мировой опыт экономической интеграции……………………………..7
1.2.Теоретические положения интеграции топливно-энергетического комплекса……………………………………………………………………….12
1.3. Международные стратегические альянсы как инструмент межгосударственного управления…………………………………………….19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В СТРАНАХ ЕВРАЗИИ
2.1. Анализ состояния топливно-энергетического комплекса в странах Евразии…………………………………………………………………………25
2.2. Анализ современного состояния топливно-энергетического комплекса в государствах Центральной Азии……………………………………………….29
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ЕВРАЗИИ……..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..48
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………..50
Где X,Y,Z- виды энергоносителей; цифровые значения-затраты на добычу энергоносителей, в т.ч. капитальные вложения и текущие затраты.
Автономное формирование в национальной экономике объектов ТЭК предполагает строительство и формирование всего комплекса производственной инфраструктуры, что увеличивает совокупные затраты для национальной экономики.
В то же время, региональное использование странами на сопредельных территориях наиболее дешевых видов энергоносителей способствуют снижению кроме капитальных вложений, также текущих затрат. Оптимизация взаимопоставок энергоносителей с учетом минимизации текущих затрат и совместное строительство энергетических объектов, основанных на минимальных издержках приводит к снижению суммарных и удельных затрат. Так, страна, потребляющая поставляемую из другой страны гидроэлектроэнергию, экономит на текущих затратах на твердое топливо порядка не менее 25%.
В условиях дезинтеграции, увеличиваются объемы строительства национальных энергетических объектов, что приводит к увеличению удельных затрат на единицу вырабатываемой электроэнергии. Следует отметить, что затраты в сопоставимых ценах в условиях дезинтеграции выше, чем до интеграции. Это объясняется с осложнением условий добычи энергоносителей и соответственно увеличением финансовых затрат.
Таким
образом, интеграция в сфере топливно-
Имеются определенные предпосылки и условия экономического роста на Евразийском пространстве. Это связано с устойчивой тенденцией спроса на энергоносители в регионе и возможностью соответствующего предложения.
Динамичное развитие азиатского континента и сравнительно низкие темпы развития Европы предполагает повышенный спрос на энергоносители азиатских стран. В то же время страны, территориально расположенные в европейской части Евразийского пространства, развивая экономическое сотрудничество с азиатским континентом, имеет возможность быть втянутым в орбиту экономического роста. Такие перспективы имеет Российская Федерация, азиатская (восточная) часть которой, как экономический потенциал является не разработанным. Страны Центральной Азии, экономический и ресурсный потенциал, которых ориентирован в большей мере на Европейский континент, имеют перспективы развития со странами Азии.
Однако, неподготовленность экспортных возможностей энергоносителей стран Евразии, а именно, стран Центральной Азии, Российской Федерации на новые рынки Азии, отсутствие капитальных вложений, низкий технический уровень и уровень организации и управления отраслями топливно-энергетического комплекса предполагает поиск возможных путей адаптации одного континента к другому на основе рыночного механизма спроса и предложения.
Основой развития экономических отношений между странами, расположенными на Евразийском пространстве является определение нового вектора взаимообмена и экспорта энергоносителей. Следует отметить, что ТЭК является не только градообразующим фактором развития неосвоенных и малоосвоенных территорий, но и фактором формирования и развития международной экономики и в последующем
региональной экономики.
Новые
схемы транспортировок
На
наш взгляд, становление межстрановой
интеграции в топливно-энергетической
На втором этапе формируются международные альянсы хозяйствующими субъектами на основе стратегических интересов. Третий этап сопровождается формированием транснациональных компаний в сфере добычи, переработки и транспортировки. Четвертый и пятый этапы предполагает привлечение финансовых ресурсов в сферу энергетики путем формирования финансово-промышленных групп и энергетического банка
Таблица 1.4.
Этапы межстрановой (региональной) интеграции в
топливно-энергетической сфере
№ | ЭТАПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. | Заключение межправительственных соглашений о сотрудничестве в топливно-энергетической сфере | Разработка международных проектов |
2. | Формирование международных альянсов | Развитие кооперации |
3. | Формирование транснациональных компаний | Совместные производства |
4.
|
Формирование финансово-промышленных групп | Развитие межотраслевых производств |
5. | Формирование энергобанка | Финансирование проектов в области ТЭК |
Развитие энергетики предполагает развитие таких отраслей как строительство, перевозка промышленных грузов, промышленность строительных материалов, производство железобетонных изделий, производство металлического проката и др. (Таблица 1.5).
Таблица 1.5.
Отрасли,
сопутствующие развитию
энергетики
|
Таким
образом, Евразийский вектор регионального
развития ТЭК является перспективным
направлением экономической интеграции
Российской Федерации, стран Центральной
Азии со странами Дальнего Зарубежья:
Китайской Народной Республикой, Южной
Кореей, Японией и другими странами Юго-Восточной
Азии. Это позволит открыть новые рынки,
возможности привлечения иностранного
капитала, освоения трудно осваиваемых
территорий.
1.3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ
КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
Одной из значимых тенденций мировой экономики является нарастание процессов интеграции, углубления взаимодействия воспроизводственных структур разных стран на различных уровнях и в различных формах, чему особенно активно способствует деятельность международных стратегических альянсов.
Стратегический альянс (Strategic Alliance) - это соглашение о кооперации двух и более независимых хозяйствующих субъектов для достижения определенных коммерческих целей путем получения синергетического эффекта объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.
В широком смысле к международным стратегическим альянсам (МСА) относятся функциональные соглашения (например, по совместным НИОКР, расширению рынка, развитию производства, совершенствованию продукции, и др.), соглашения об участии в активах с созданием новой организации (например, совместные предприятия) и без образования новой организации (обмен акциями, приобретение доли участия).
В стратегических альянсах существует ряд особенностей:
-
это соглашения о
-
этот тип хозяйственного
-
в стратегический альянс могут
вступать не только поставщики
и клиенты;
-
в рамках стратегических
стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;
-
альянс, как правило, не является
самостоятельным юридическим
компании могут быть участниками множества стратегических альянсов;
- стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг;
- альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;
альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга;
- это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке способы проникновения на рынок.
В стратегических альянсах так же можно выделить четыре разновидности:
-
альянсы с акционерным
-
стратегические альянсы с
-
консорциумы для реализации
- альянсы со слабой кооперацией.
Организации, которые вступают в международные стратегические альянсы, имеют определенные цели и мотивы. «Этими мотивами являются:
-
достижение экономии на
-
совместное использование
-
объединение усилий в
-
снижение неопределенности и
усиление стабильности
-
снижение рисков в
-
получение доступа на рынок,
где уже существуют
-
передача технологий, знаний и
ноу-хау, проведение
Информация о работе Перспективы развития рынка электроэнергии в странах Евразии