Перспективы развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
Раскрыть и охарактеризовать правовые основы малого бизнеса в РФ.
Проанализировать основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.
Исследовать и охарактеризовать развитие малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….…..3
Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике…………………………………………………………………….……….6
1.1 Сущность, понятие, функции малого предпринимательства в экономике государства…………………………………………………………...........................6
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике……………………….….….10
1.3 Правовые основы малого предпринимательства в РФ………………..……...13
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России………………………………………………………………………………..20
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России…………………………………………….………20
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в условиях мирового кризиса………………………………………….……….…….24
Глава 3.Перспективы развития малого предпринимательства ……………....….36
3.1 Перспективы развития малого предпринимательства…………….………….36
Заключение……………………………………………………………………...…...43
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

1КУРСОВИК-МИКРО.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

     Существенным  преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.

     Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую  управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

     Наконец, нужно отметить, что для организации  малого бизнеса, как правило, не требуется  крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

     Однако  наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель  работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит  не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

     Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сера его деятельности ограничена.

     У предприятия нет возможности  покупать сырье со значительными  оптовыми скидками, так как закупки  ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.

     Ограниченная  номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

     Таковы  основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм – ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Малый бизнес играет в экономике любой  страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

     Функционирование  малых предприятий демонстрирует  хорошую адаптацию к внешним  условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

     Цивилизованное  развитие малого предпринимательства  возможно только при наличии концептуально-стройной системы государственно-правовых мер, направленных на экономическую, социальную, информационную, обучающую и другие виды поддержки малого предпринимательства. Без государственно-правовой политики в этой области становление малого предпринимательства невозможно, эффективность его деятельности резко снижается, цели и назначение деформируются.

     В реформировании российской экономики  еще со времен перестройки и перехода отечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели  взяли на себя роль создателя почвы  для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

     Между тем в условиях рынка малые  предприятия испытывают серьезные  трудности, характерные для малого бизнеса во всех странах, но в России значительно усугубившиеся в условиях переходного периода. Экономическая нестабильность, кризисное состояние производственных отраслей, неразвитость инфраструктуры, давление со стороны более крупных конкурентов (в том числе иностранных), усложненные процедуры регистрации и лицензирования, кризис неплатежей и недобросовестное поведение предприятий-потребителей, отсутствие внутренних стимулов для долгосрочных инвестиций и развития технологий в условиях инфляции, спросовые ограничения, неравноправное положение на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов, недостаток управленческих навыков, криминализация экономики - все эти факторы оказывали и оказывают по настоящее время негативное воздействие на развитие малого предпринимательства в России.

     В выше рассмотренных условиях абсолютный и относительный рост малого бизнеса на фоне общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий, в том числе монопольных, демонстрирует его большой внутренний потенциал, возможность для достаточно широких слоев населения обеспечить собственными силами свою экономическую самостоятельность и благосостояние.

     Новые проблемы и возможности оптимизации  малого бизнеса в настоящее время  связаны с влиянием мирового финансового  кризиса.

     Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности.

     Так финансовый кризис в Российской Федерации  существенно повлиял на доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения, что также негативно сказывается на малом бизнесе.

     Ряд специалистов, особенно в банковской сфере, считают, что в условиях кризиса поддерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Однако заметим, что в условиях кризиса даже эффективно работающие предприятия могут дать сбой. В современных российских условиях ориентация только на эффективно работающие малые предприятия может окончательно развалить сектор малого бизнеса.

     Учитывая  значимость малого бизнеса и его  проблемы в условиях мирового финансового  кризиса на федеральном уровне Правительственной  комиссией РФ по повышению устойчивости развития российской экономики к концу 2008 г. сформирована система мониторинга за состоянием малого российского бизнеса.

     Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты  за поставленную продукцию (факторинг).

     Государственный спрос на продукцию и услуги, российских, малых предприятий будет также поддерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов. В 2009 году была радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса. Была усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной Палаты. 
 

 

Список  литературы 

1. Вайль  П. Положение малого бизнеса  в экономике России и других  стран // Эксперт, 2005. № 4. С. 11.

2. Динамика  развития малого предпринимательства  в регионах России в январе-марте  2009 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым  и А.М. Шестоперовым. – М., 2009.

3. Егишянец  С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. С. 21-23.

4. Егишянец С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – С.18-24.

5. Жигулина  Т.А. Малый бизнес – важное  звено развития экономики в  России // Управляющий директор, 2004. № 5. С. 22-24.

6. Иванова  М. Ситуация в российской экономике:  оценки и прогнозы // Белый мир, 2008. № 11. С.7-8.

7. Информационно-аналитический  обзор. № 019 от 26.02.2008 г. Влияние  финансового кризиса на малый  и средний бизнес / Департамент  аналитики и мониторингов группы  компаний «Интегрум» (Эл. адрес: www.integrum.ru)

8. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2009. № 1. С. 11-13.

9. Костин  А.С. Государство нуждается в  предпринимателях // Гражданское Общество, 2005. №15.-С. 13-14.

10. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. С. 11.

11. Кудрин  Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2008. №10. С. 21.

12. Мытарев  В. Что еще ждать России от  мирового финансового кризиса  //РИА Новости, 2008. 12.11.

13. Нагих  В.Н., Карпухин А.И., Ширабон Н.В.  Оценка состояния малого бизнеса  региона: проблемы и пути решения  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nisse.ru/presentations/pr.35.ppt

Программа антикризисных мер Правительства  Российской Федерации на 2009 год // Регионы, 2009. от 23 марта.

14. Щетинин  О. Развитие малого бизнеса  в России. М.: Сфера, 2005.

15. Энциклопедия  предпринимательства / Под ред. М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006.

16. Юрков  С. Предпринимательство и нововведения  в современных фирмах // Мировая  экономика и международные отношения  в современных фирмах, 2005. №9. С.109.

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства