Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: исследовать проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
Раскрыть и охарактеризовать правовые основы малого бизнеса в РФ.
Проанализировать основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.
Исследовать и охарактеризовать развитие малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса.
Введение………………………………………………………………….……….…..3
Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике…………………………………………………………………….……….6
1.1 Сущность, понятие, функции малого предпринимательства в экономике государства…………………………………………………………...........................6
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике……………………….….….10
1.3 Правовые основы малого предпринимательства в РФ………………..……...13
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России………………………………………………………………………………..20
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России…………………………………………….………20
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в условиях мирового кризиса………………………………………….……….…….24
Глава 3.Перспективы развития малого предпринимательства ……………....….36
3.1 Перспективы развития малого предпринимательства…………….………….36
Заключение……………………………………………………………………...…...43
Список литературы…………
Существенным
преимуществом малой фирмы
Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.
Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сера его деятельности ограничена.
У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.
Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.
Таковы
основные недостатки малого бизнеса. Задача
руководителей малых фирм – ослабить
их негативное влияние на результаты
деятельности предприятия.
Заключение
Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Функционирование
малых предприятий
Цивилизованное
развитие малого предпринимательства
возможно только при наличии концептуально-
В
реформировании российской экономики
еще со времен перестройки и перехода
отечественной экономики в
Между тем в условиях рынка малые предприятия испытывают серьезные трудности, характерные для малого бизнеса во всех странах, но в России значительно усугубившиеся в условиях переходного периода. Экономическая нестабильность, кризисное состояние производственных отраслей, неразвитость инфраструктуры, давление со стороны более крупных конкурентов (в том числе иностранных), усложненные процедуры регистрации и лицензирования, кризис неплатежей и недобросовестное поведение предприятий-потребителей, отсутствие внутренних стимулов для долгосрочных инвестиций и развития технологий в условиях инфляции, спросовые ограничения, неравноправное положение на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов, недостаток управленческих навыков, криминализация экономики - все эти факторы оказывали и оказывают по настоящее время негативное воздействие на развитие малого предпринимательства в России.
В выше рассмотренных условиях абсолютный и относительный рост малого бизнеса на фоне общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий, в том числе монопольных, демонстрирует его большой внутренний потенциал, возможность для достаточно широких слоев населения обеспечить собственными силами свою экономическую самостоятельность и благосостояние.
Новые проблемы и возможности оптимизации малого бизнеса в настоящее время связаны с влиянием мирового финансового кризиса.
Общемировой финансово-экономический кризис не мог не отразиться на деятельности малых предприятий в Российской Федерации: в условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности.
Так финансовый кризис в Российской Федерации существенно повлиял на доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения, что также негативно сказывается на малом бизнесе.
Ряд специалистов, особенно в банковской сфере, считают, что в условиях кризиса поддерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Однако заметим, что в условиях кризиса даже эффективно работающие предприятия могут дать сбой. В современных российских условиях ориентация только на эффективно работающие малые предприятия может окончательно развалить сектор малого бизнеса.
Учитывая значимость малого бизнеса и его проблемы в условиях мирового финансового кризиса на федеральном уровне Правительственной комиссией РФ по повышению устойчивости развития российской экономики к концу 2008 г. сформирована система мониторинга за состоянием малого российского бизнеса.
Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг).
Государственный
спрос на продукцию и услуги, российских,
малых предприятий будет также поддерживаться
через реализацию запланированных инвестиционных
проектов. В 2009 году была радикально усилена
деятельность по предотвращению и пресечению
действий чиновников, направленных на
коррупционное вмешательство в дела бизнеса.
Была усилена борьба с этими явлениями
со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной
службы, Счетной Палаты.
Список
литературы
1. Вайль П. Положение малого бизнеса в экономике России и других стран // Эксперт, 2005. № 4. С. 11.
2. Динамика
развития малого
3. Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. С. 21-23.
4. Егишянец С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2008. -№ 34 (269). – С.18-24.
5. Жигулина Т.А. Малый бизнес – важное звено развития экономики в России // Управляющий директор, 2004. № 5. С. 22-24.
6. Иванова
М. Ситуация в российской
7. Информационно-аналитический
обзор. № 019 от 26.02.2008 г. Влияние
финансового кризиса на малый
и средний бизнес / Департамент
аналитики и мониторингов
8. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2009. № 1. С. 11-13.
9. Костин А.С. Государство нуждается в предпринимателях // Гражданское Общество, 2005. №15.-С. 13-14.
10. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2007. № 6. С. 11.
11. Кудрин
Л.А. Финансовый кризис в
12. Мытарев В. Что еще ждать России от мирового финансового кризиса //РИА Новости, 2008. 12.11.
13. Нагих
В.Н., Карпухин А.И., Ширабон Н.В.
Оценка состояния малого
Программа
антикризисных мер
14. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2005.
15. Энциклопедия предпринимательства / Под ред. М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006.
16. Юрков
С. Предпринимательство и
Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства