Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: исследовать проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
Раскрыть и охарактеризовать правовые основы малого бизнеса в РФ.
Проанализировать основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.
Исследовать и охарактеризовать развитие малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса.
Введение………………………………………………………………….……….…..3
Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике…………………………………………………………………….……….6
1.1 Сущность, понятие, функции малого предпринимательства в экономике государства…………………………………………………………...........................6
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике……………………….….….10
1.3 Правовые основы малого предпринимательства в РФ………………..……...13
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России………………………………………………………………………………..20
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России…………………………………………….………20
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в условиях мирового кризиса………………………………………….……….…….24
Глава 3.Перспективы развития малого предпринимательства ……………....….36
3.1 Перспективы развития малого предпринимательства…………….………….36
Заключение……………………………………………………………………...…...43
Список литературы…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Малое
предпринимательство в
1.1 Сущность, понятие,
функции малого предпринимательства в
экономике государства…………………………………………………
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике……………………….….….10
1.3 Правовые основы малого предпринимательства в РФ………………..……...13
Глава 2. Анализ
проблем и перспектив развития малого
бизнеса в современной России……
2.1 Основные тенденции,
проблемы и перспективы
2.2 Исследование
развития и оптимизации малого
предпринимательства в
Глава 3.Перспективы развития малого предпринимательства ……………....….36
3.1 Перспективы
развития малого
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Данная тема особенно актуальна для России на сегодняшний день. Малое предпринимательство играет весьма большую роль в национальной экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт развитых стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.
Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Однако процесс становления малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно и болезненно. Нередко его сущность деформируется, обретает бюрократический или криминальный характер и не только не дает той отдачи, на которую можно рассчитывать, но и порождает новые трудности в хозяйственной и общественной жизни, создает новые хозяйственные и общественные аномалии. На протяжении рыночной трансформации национальной экономики РФ не отработан правовой механизм становления и развития малого бизнеса, не созданы технологии реконструкции и обновления основных фондов этого сектора экономики, нет благоприятного финансово-кредитного и мотивационного фона для внедрения новой техники и инновационной деятельности, научного обеспечения, консультирования, подготовки и повышения квалификации кадров. Также отсутствует приемлемая для России концепция, модель и система мер государственно-правовой поддержки в области становления малого предпринимательства.
В целом, решение теоретических и практических проблем в системе цивилизованного регулирования отношений в сфере малого предпринимательства находится пока на этапе становления.1 Этим определяется теоретическая и практическая значимость данного исследования.
Цель данной курсовой работы: исследовать проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: Малое предпринимательство в России, проблемы и перспективы.
Возрастание роли малого бизнеса является необходимым условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых социальных и экономических проблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса в экономической литературе достаточно объемное.
Наиболее
актуальными источниками для
написания работы стали периодические
издания, в которых даны самые свежие данные
по исследуемой проблеме, среди них: Эксперт,
Русский предприниматель, Вопросы экономики,
Гражданское Общество, Бизнес-адвокат,
Мировая экономика и международные отношения
в современных фирмах, Менеджмент в России
и за рубежом, и др.
Глава
1. Малое предпринимательство
в современной рыночной
экономике
1.1 Сущность, понятие, функции малого предпринимательства в экономике государства
Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес», как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. 2
Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.3
Малое предпринимательство – с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).4
Так
предпринимательская
Хотя «лицо» любого
развитого государства
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.
Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.
Велика роль предпринимательства и в решении проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 50-60% всех занятых и до 70-80% новых рабочих мест. Нет нужды доказывать особую значимость этого аспекта развития предпринимательства для нашей современной экономики.
Опыт
многих стран свидетельствует об
эффективном использовании
Так малое предпринимательство - сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства.
Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.
В целом государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), - везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.
Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Малый бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений, малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий. 5
В
настоящее время в создании малых
предприятий большую
Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства