Перспективы развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
Раскрыть и охарактеризовать правовые основы малого бизнеса в РФ.
Проанализировать основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.
Исследовать и охарактеризовать развитие малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….…..3
Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике…………………………………………………………………….……….6
1.1 Сущность, понятие, функции малого предпринимательства в экономике государства…………………………………………………………...........................6
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике……………………….….….10
1.3 Правовые основы малого предпринимательства в РФ………………..……...13
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России………………………………………………………………………………..20
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России…………………………………………….………20
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в условиях мирового кризиса………………………………………….……….…….24
Глава 3.Перспективы развития малого предпринимательства ……………....….36
3.1 Перспективы развития малого предпринимательства…………….………….36
Заключение……………………………………………………………………...…...43
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

1КУРСОВИК-МИКРО.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

     Условия, дающие субъектам малого предпринимательства право на дополнительную поддержку и льготы:

     - Субъект малого предпринимательства  должен стать участником выполнения  программы развития и поддержки  малого предпринимательства на  территории муниципального образования (города, области, края) РФ.

     - Основное направление деятельности  должно соответствовать одному  из приоритетных видов деятельности  муниципального образования (города, области, края) РФ либо субъект  малого предпринимательства должен  осуществлять работы по выполнению областного заказа или участвовать в реализации (городских, краевых, областных) программ социально-экономического развития. 9

     В настоящее время на территории РФ для регулирования и поддержки  малого бизнеса в стране действуют:

     - Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

     - Указ Президента Российской Федерации  от 15 мая 2008 года №797 «О неотложных  мерах по ликвидации административных  ограничений при осуществлении  предпринимательской деятельности»;

     - Федеральный закон от 22 июля 2008 №159-ФЗ  «Об особенностях отчуждения  недвижимого имущества, находящегося  в государственной собственности  субъектов Российской Федерации  или в муниципальной собственности  и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

     С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный  закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

     Согласно  нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.10

     Таким образом, цивилизованное развитие малого предпринимательства возможно только при наличии концептуально-стройной системы государственно-правовых мер, направленных на экономическую, социальную, информационную, обучающую и другие виды поддержки малого предпринимательства. Без государственно-правовой политики в этой области становление малого предпринимательства невозможно, эффективность его деятельности резко снижается, цели и назначение деформируются.

 

Глава 2. Анализ проблем  и перспектив развития малого бизнеса в  современной России 

2.1 Основные тенденции,  проблемы и перспективы  развития малого  предпринимательства  в России 

     В реформировании российской экономики еще со времен перестройки и перехода отечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

     Между тем к 2008 г. в России имелось менее  трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест.11

     Ниже  на рис 1. дается процентное соотношение  присутствия малого бизнеса в  той или иной отрасли экономики  РФ (данные на начало 2008 г.)

Рисунок 1. Процентное соотношение присутствия малого бизнеса в той или иной отрасли экономики РФ (данные на начало 2008. г.)12

     В последние десятилетия малое  предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших  секторов экономики. По данным главы  Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае - более 60%, в России - пока не превышает 17%.13

     В условиях рынка малые предприятия  испытывают серьезные трудности, характерные для малого бизнеса во всех странах, но в России значительно усугубившиеся в условиях переходного периода. Экономическая нестабильность, кризисное состояние производственных отраслей, неразвитость инфраструктуры, давление со стороны более крупных конкурентов (в том числе иностранных), усложненные процедуры регистрации и лицензирования, кризис неплатежей и недобросовестное поведение предприятий-потребителей, отсутствие внутренних стимулов для долгосрочных инвестиций и развития технологий в условиях инфляции, ограничения спроса, неравноправное положение на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов, недостаток управленческих навыков, криминализация экономики - все эти факторы оказывали и оказывают по настоящее время негативное воздействие на развитие малого предпринимательства в России.

     Несмотря  на широкомасштабную подготовку кадров для сферы малого бизнеса на протяжении нахождения России в условиях рынка, проблема кадрового обеспечения  остается актуальной. Связано это, прежде всего с тем, что в целом  формирование системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности в России носит в значительной мере стихийный характер. По мнению экспертов, этот процесс находится не только вне государственного влияния и поддержки, но и общественные предпринимательские структуры в этой сфере действуют разрозненно, не имея согласованной стратегии, как ее развития, так и использования.

     Особенностью  российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального  оборота субъектов малого предпринимательства укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.

     В целом в российских условиях становление малого бизнеса как сектора экономики идет достаточно медленно. Это проявляется в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий утратила свои рыночные позиции, часть - перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась на сферу торговли и обслуживания, а часть – перестала вообще функционировать.

     Между тем переход российской экономики  на траекторию динамичного роста  требует изменения пропорций  в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие российской экономике характеристики.

     Это необходимо, так как малый бизнес способен при относительно небольших  инвестициях стать хорошим «мотором»  на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.

     Успешное  развитие малого бизнеса в значительной степени зависит от взаимодействия с кредитными институтами. Несмотря на то, что в названиях многих банков и специализированных фондов формально присутствуют декларации о содействии малому бизнесу, в реальности большинство субъектов малого бизнеса не имеет доступа к финансово-кредитным ресурсам. Это связано с отсутствием механизмов, учитывающих специфику российского малого бизнеса.

     В выше рассмотренных условиях абсолютный и относительный рост малого бизнеса  на фоне общего спада производства и кризисного состояния многих крупных  предприятий, в том числе монопольных, демонстрирует его большой внутренний потенциал, возможность для достаточно широких слоев населения обеспечить собственными силами свою экономическую самостоятельность и благосостояние.

     Новые проблемы и возможности оптимизации  малого бизнеса в настоящее время  связаны с влиянием мирового финансового  кризиса, что подробно рассматривается и анализируется в следующей части курсовой работы. 

2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса 

     Все, что происходит на наших глазах, уже сравнивают с глобальной экономической  катастрофой конца 20-х - середины 30-тых годов 20 века. Большинство экспертов причинами этого кризиса называют проблемы в американской экономике, возникшие вследствие резкого сокращения сбережений, рост дешевых кредитов, неадекватного потребления и формирования как большого пузыря очередь на рынке рискованных ипотечных ценных бумаг.14

     Так американская экономическая модель в значительной мере развивается  благодаря потребителям, поскольку  потребительские расходы формируют  порядка 2 / 3 ВВП Соединенных Штатов. Именно постоянный рост потребления создавали в течение последних тридцати лет прирост ВВП, доходов населения и государственного бюджета США. Главным источником финансирования избыточных расходов на протяжении последних 30 лет в Соединенных Штатах является кредитование. С середины 80-х американцы фактически не только не возвращали кредиты, а наоборот, наращивали их темпами, которые значительно опережали как темпы роста их доходов, так и темпы роста ВВП.

     С тех пор долговые обязательства  основной массы американцев начали расти не просто с ускорением, а вообще в арифметической прогрессии относительно роста доходов. На сегодня объем финансовых обязательств основной массы американских граждан перевалив уже за 140% их годового дохода. Только выплаты по процентам превысили 10% дохода населения - что уж говорить о возврате основных сумм. Очевидно, что это не могло не привести к ситуации, когда большинство простых американцев уже не могли брать новые кредиты. Они вынуждены прекратить наращивать объемы потребления и начать заниматься исключительно возвратом накопленных долгов. Многие и этого уже делать не могли и начали отказываться от приобретенных в кредит домов, автомобилей и т.п. Это, в свою очередь, начало обваливать рынки автомобилей, недвижимости и по цепочке другие секторы американской экономики. И это не могло не привести к резкому падению курса большинства ценных бумаг на американском фондовом рынке.15

     Еще одна причина современного мирового финансового кризиса, заключается  в том, что послевоенная мировая  экономическая система базировалась на выполнении Соединенными Штатами функции центрального банка мира. Именно доллар был и остается сейчас главной расчетной валютой в международной торговле. И пока доля США в общем объеме мирового ВВП доминировала, а размер международной торговли был относительно незначительным, доллар уверенно выполнял функцию средства платежа.

     Статус  центрального банка мира позволял США  получать доход. Выпуская в обращение  ничем не обеспеченные денежные знаки, американское правительство и все  физические и юридические лица Соединённых Штатов могли приобретать товары и услуги практически в любой стране мира.

     На  сегодня долг правительства США  превысил 9,5 триллиона долларов, а  после реализаций так называемого  плана спасения экономики министра финансов США Полсона, этот долг превысит 10,5 триллиона долларов.16

     Уменьшение  надежности доллара США как средства платежа и средства сбережения неизбежно  ведет к параличу всей системе  международных расчетов. Возможно существенное сокращение объемов международной  торговли - как следствие падения спроса на основные виды ресурсов и рост экономического кризиса в большом количестве стран, экономика которых в большей степени зависит от экспорта сырьевых ресурсов. Это во многом касается и России, с ее бюджетом основанном на цене за баррель нефти.

     Так, по мнению аналитиков, России, как и  другим развивающимся рынкам, еще  предстоит «новая волна» мирового финансового  кризиса.

     При этом делается упор на то, что выйти  из кризиса в одиночку невозможно, только совместные усилия помогут преодолеть скопившиеся проблемы. Не случайно еженедельно в мире собираются представители разных стран, то в формате «восьмерки», то «двадцатки», то 27 стран ЕС для обсуждения совместных действий.17

     Не  смотря на всю серьезность ситуации, если говорить о России, то сравнивать нынешнюю ситуацию с дефолтом 1998 года нельзя, за прошедшие десять лет многое изменилось. Тогда Россия была практически нищей, обремененной долгами и невозможностью их возвращения. Сегодня страна признана примерным заемщиком, поскольку она расплатилась с внешними долгами, создала огромные золотовалютные резервы и стабфонд. С другой стороны, за десять лет российский бизнес стал более открытым, а финансовая система страны - либеральной. Капиталы спокойно перемещаются через границу в обоих направлениях, на фондовые биржи страны приходят иностранцы, российский бизнес привычно берет кредиты на Западе. Причем, привык это делать в таком количестве, что сейчас, когда западные банки оказались некредитоспособными, российский бизнес испытывает острый дефицит ликвидности. Между тем в условиях мирового финансового кризиса западные инвесторы стали выводить свои средства из России. Такая же ситуация сейчас - на всех развивающихся рынках.18

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства