Перспективы развития малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: исследовать проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
Раскрыть и охарактеризовать правовые основы малого бизнеса в РФ.
Проанализировать основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.
Исследовать и охарактеризовать развитие малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….…..3
Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике…………………………………………………………………….……….6
1.1 Сущность, понятие, функции малого предпринимательства в экономике государства…………………………………………………………...........................6
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике……………………….….….10
1.3 Правовые основы малого предпринимательства в РФ………………..……...13
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России………………………………………………………………………………..20
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России…………………………………………….………20
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в условиях мирового кризиса………………………………………….……….…….24
Глава 3.Перспективы развития малого предпринимательства ……………....….36
3.1 Перспективы развития малого предпринимательства…………….………….36
Заключение……………………………………………………………………...…...43
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

1КУРСОВИК-МИКРО.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

1.2 Роль малого предпринимательства в экономике

     Говоря  о роли малого предпринимательства, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

     Помимо  того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие  места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.

     Роль  малого бизнеса в рыночной экономике  велика. Без него рыночная экономика  ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

     Малый бизнес не противостоит крупным и  средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

     Малое предпринимательство – необходимый  элемент рыночной экономики, позволяющий  решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

     Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

     Аналогичная картина наблюдается также в  Германии, Канаде, Великобритании, где  доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным является также участие МБ в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США и Японии – 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.

     Роль  малого бизнеса в России нельзя оценивать  традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

     Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

     Рациональное  соотношение между крупным и  малым предпринимательством различно для разных экономических условий  и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним относятся  культурно-исторические традиции и  менталитет общества (в странах с  населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономический реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. 
 
 
 

1.3 Правовые основы малого предпринимательства в РФ 

     Переход России к рынку сопровождается быстрым  изменением системы ее законодательства. Без знания и соблюдения его основ успешная предпринимательская деятельность невозможна. Для успешной деятельности предпринимателю необходимо накапливать нормативную базу, отслеживать основные изменения, обеспечивать знания специалистами разделов законов, регламентирующих деятельность предприятия, в первую очередь, налоговое, трудовое и гражданское законодательство.

     Гражданский кодекс РФ, часть I образует юридическую  базу малого предпринимательства России. Основные понятия, которые используются в правовом урегулировании малого предпринимательства: юридическое лицо, собственность, обязательство, договор, учредительные документы и др.

     Малым бизнесом в России считается предпринимательская  деятельность физических лиц - индивидуальных предпринимателей, а также деятельность коммерческих организаций - малых предприятий.

     Согласно  статье 3 Закона «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» коммерческая организация является малым предприятием, если одновременно выполнены следующие условия: доля участия РФ, субъектов РФ, фондов, общественных и религиозных организаций в уставном капитале организации составляет не более 25%, доля в уставном капитале, принадлежащая юридическим лицам, которые не являются субъектами малого бизнеса, составляет не более 25%, средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек - в промышленности, строительстве, на транспорте; 60 человек - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере; 30 человек - в розничной торговле и бытовом обслуживании; 50 человек - в оптовой торговле и при осуществлении иных видов деятельности.

     При этом средняя численность определяется с учетом всех работников организации (включая работающих по договорам  гражданско-правового характера, по совместительству, а также работников представительств и филиалов). 6

     Первым  шагом в организации малого бизнеса  является государственная регистрация. Обратим внимание, что в настоящее  время в законодательном регулировании  государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и малых предприятий нет единства. Для малых предприятий вопрос государственной регистрации решается Законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». А для индивидуальных предпринимателей - Законом РСФСР от 7 декабря 1991 года № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», а также Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации».

     Индивидуальные  предприниматели для государственной  регистрации должны представить  в регистрирующий орган по месту  постоянного жительства заявление, составленное по установленной форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Размер регистрационного сбора устанавливается городским (районным) органом законодательной власти. При этом он не может превышать размера минимальной месячной оплаты труда. Заявление о регистрации должно рассматриваться не более 15 дней. В течение 10 дней после государственной регистрации в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя необходимо подать заявление о постановке на учет. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет бесплатно, в течение 5 дней со дня подачи всех необходимых документов.

     Для регистрации малого предприятия  в регистрирующий орган по месту  нахождения органа или лица, имеющих  право действовать без доверенности от имени предприятия, представляются: заявление по установленной форме, решение о создании предприятия, учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины (образцы учредительных документов, а также форму заявления можно получить, например, в справочной правовой системе ГАРАНТ). Государственная регистрация производится в территориальных налоговых органах, в срок не более 5 рабочих дней. Одновременно в налоговых органах осуществляется постановка на учет (малым предприятиям, в отличие от индивидуальных предпринимателей, дополнительно подавать заявление в налоговый орган о постановке на учет не требуется).

     Согласно  статье 288 Гражданского кодекса РФ предприятия, учреждения, организации не должны размещаться в жилых помещениях. В связи с этим во многих регионах России регистрация предприятий, указывающих  своим юридическим адресом или местонахождением жилые помещения, производится с ограничением. Так в соответствии с п. 5.6 ст. 5 Закона города Москвы от 28.06.95 г. N 14 в Москве не допускается регистрация субъектов малого предпринимательства, указывающих в качестве своего местонахождения или юридического адреса жилые помещения, за исключением индивидуальных предпринимателей, регистрирующихся по месту жительства, и юридических лиц, регистрирующихся по месту жительства учредителей, если они учреждены физическими лицами без участия юридических лиц, иностранных партнеров, а также созданы не на основе аренды и выкупа государственного (муниципального) имущества. Также не допускается непосредственное использование жилого помещения для осуществления деятельности в сфере материального производства, за исключением установленных форм надомного труда. Аналогичные правила действуют и в других субъектах Российской Федерации. 7

     В соответствии с законодательством  Российской Федерации на осуществление  определенных видов деятельности требуется  специальное разрешение - лицензия. Перечень таких видов деятельности определен Законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В него, в частности, включаются: медицинская, фармацевтическая, ветеринарная деятельность; организация и содержание тотализаторов и игорных заведений; перевозки (за исключением некоторых видов), турагентская деятельность; частная охранная деятельность; изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм; аудиторская деятельность и др. Всего перечень насчитывает более 100 лицензируемых видов деятельности.

     Кроме того, реализовывать некоторые виды товаров, работ и услуг можно  лишь при наличии сертификата. Перечень подлежащих обязательной сертификации товаров, работ и услуг утвержден  постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013. В него входят: товары для детей, продукты, парфюмерия и косметика, текстиль, швейные, трикотажные и меховые изделия, обувь, хозяйственные и другие товары. Также сертификат обязателен для услуг розничной торговли продуктами, общественного питания, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

     Одним из преимуществ малого бизнеса является возможность применения упрощенных процедур и форм отчетности. Для  малых предприятий Минфином РФ разработаны типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета (утверждены приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н), предусматривающие применение различных форм бухгалтерского учета в зависимости от объемов производства и хозяйственных операций.

     Правильность исчисления и уплаты налогов предпринимателями, а также выполнения ими других налоговых обязательств устанавливается в ходе налоговых проверок. НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Камеральные налоговые проверки проводятся инспекцией по месту своего нахождения на основе документов, представленных налогоплательщиками, выездные - непосредственно на предприятии, по решению руководителя налоговой инспекции. К сожалению, налоговые проверки нередко проводятся с нарушением законодательства. За 2002 год федеральными арбитражными судами округов было рассмотрено свыше полутысячи споров, связанных только с проведением выездных проверок. При этом наиболее часто предметом споров в суде становились: проведение дополнительных мероприятий налогового контроля; результаты проверок, охвативших более трех календарных лет деятельности налогоплательщика; сроки проведения проверок; неправомерное истребование тех или иных документов. Предпринимателям необходимо учитывать, что законодательством о налогах и сборах определены конкретные требования к проведению как выездных, так и камеральных проверок. А несоблюдение должностными лицами налоговых органов этих требований является основанием для отмены судами решений налоговых органов.8

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства