Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 21:48, курсовая работа
Целью работы является анализ специфики региональных целевых программ на примере Кавказских Минеральных Вод.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные моменты региональных целевых программ.
2. Детально изучить механизм работы и реализации целевых программ в регионе.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 5
1. СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ............... 7
1.1. Региональные целевые программы как метод регионального
управления............................................................................................. 7
1.2. Основные моменты : цели и задачи региональных целевых
программ................................................................................................ 9
2. МЕТОДИКА И СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ....................................................................... 14
2.1. Процедура разработки региональных целевых программ.............. 14
2.2. Механизм реализации региональных целевых программ............... 19
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ
МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД......................................................................... 26
3.1. Основные направления развития региона Кавказских Минеральных
Вод....................................................................................................... 26
3.2. Перспективы развития и приоритетные направления региона
Кавказские Минеральные Воды, механизм и ожидаемые
результаты реализации стратегии развития региона....................... 30
3.3. Разработка бизнес концепции комплексной программы развития
КМВ до 2025 года.............................................................................. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....... 42
Нестабильность экономической ситуации в России, криминогенная обстановка во многих регионах, в том числе в соседних с Ставропольским краем - все это не способствует развитию туризма в регионе. Перспективы развития туризма во многом зависят от процесса стабилизации социально-политической обстановки в регионе.
Тем не менее, перспективы развития туризма в регионе Кавказские Минеральные Воды имеются. Необходимо только правильно и четко определить по каким направлениям регион Кавказских Минеральных Вод обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с другими туристскими регионами, чтобы развивать данные направления.
Ставрополье - внутренняя территория, поэтому говорить о приморских пляжных вариантах бесперспективно. Зато в силу географического, геоклиматического и экономического положения, историко-культурного наследия, имеющейся базы, кадров и опыта требуется развивать прежде всего въездной и внутренний туризм: санаторно-курортный, спортивный и социальный.17
Также в регионе Кавказских Минеральных Вод можно развивать экологический туризм, включающий охоту и рыбалку. В крае два аэропорта международного значения. А это при условии их нормального функционирования определяет перспективы организации обслуживания и российских, и зарубежных граждан, едущих в регион, транзитных туристов, направляющихся за границу или на туристские объекты соседних субъектов РФ. Есть все необходимое для развития конгрессного туризма, создания пакетов предложения по бизнес-туризму. Поэтому необходимо принять все меры для возвращения в большой рентабельный и быстроокупаемый туризм.18
Туристическое деятельностью на территории Кавказских Минеральных Вод занято 150 предприятий, из них большинство специализируются на оказании санаторно-оздоровительных услуг (санатории, профилактории, пансионаты). Познавательно-развлекательному туризму как внутреннему, так и въездному внимание уделяется очень мало. При этом материально-техническая база туристического комплекса не соответствует современным требованиям комфортности, качества и разнообразия услуг, нуждается в глубокой реконструкции.
Также одной из важнейших для курорта проблем является недоразвитость сфер общественного питания, коммунального обслуживания, индустрии развлечений, проблемы загрязнения городской и природной среды, чтобы решить эти проблемы требуются большие инвестиции.
Однако, ситуация постепенно меняется к лучшему, экономическое положение России постепенно улучшается. Таким образом, Россия медленно, но основательно вступает в период экономической стабилизации, что является важнейшим условием долгосрочного инвестирования.
Для функционирования Кавказских Минеральных Вод, как особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации необходимо проведение на его территории эффективной государственной политики в области сохранения и рационального использования природных лечебных факторов, регулирования градостроительной деятельности, ведение продуманной инвестиционной политики, решение вопросов размещения производительных сил и обеспечения организации экологически чистого сельскохозяйственного производства.
Выделяется 5 целевых направлений деятельности по сохранению уникального природно-ресурсного комплекса КМВ:19
1. Обеспечение законодательно-
Анализ ситуации показал, что законотворчество в сфере муниципального устройства шагнуло далеко вперед, тогда как природоохранное законодательство безнадежно устарело, не соответствует изменившимся экономическим и социально-политическим условиям и не дает возможности учитывать специфику и уникальность региона КМВ. Земельное законодательство в отношении разграничения форм собственности и землеустройства применяется без поправок на особенности и статус региона. 20Особо охраняемый эколого-курортный регион относится к особо охраняемым природным территориям, 21однако официально в этом статусе не оформлен. Решение проблем природопользования и охраны окружающей среды требует больших финансовых вложений, которых ни у региона, ни у края, к сожалению, нет.
Для успешного развития региона КМВ необходима, прежде всего, четкая законодательная база и действенная федеральная поддержка. Государственная поддержка региону должна носить системный характер и включать в себя меры, реализуемые на федеральном, региональном и местном уровнях.
2. Сохранение природно-
Для сохранения лечебных минеральных ресурсов, прежде всего, необходимо расширение сети мониторинга качества ресурсов (государственная сеть наблюдательных скважин), а также объемов добычи (ежедневная добыча не должна превышать утвержденных запасов). Для ограничения хозяйственной деятельности в округе горно-санитарной охраны должны быть специально разработаны научно обоснованные регламенты, внедрена единая технологическая схема разработки месторождений.
Самая острая проблема, требующая незамедлительного и кардинального решения - обращение с отходами производства и потребления.22 Для этого в регионе КМВ должна быть разработана Концепция обращения с отходами и организован единый комплекс по утилизации отходов. Параллельно с этим необходимо внедрять в регионе систему селективного сбора отходов.
Необходимо принятие неотложных мер по поддержке лесного хозяйства региона: инвентаризация лесов, передача управления лесами региона КМВ единому органу федерального управления лесным хозяйством с сохранением существующей структуры лесхозов и обеспечением их целевым финансированием. Необходимо разработать программу поэтапного расширения площади лесных насаждений и создания особо охраняемых природных территорий.
Необходимо создание системы размещения мест захоронений, крематория и колумбария, а также поддержка экологически чистого сельского хозяйства.
3. Организация системы единого комплексного экологического мониторинга.
Для непрерывного контроля экологического состояния природной среды, управления природопользованием и охраной окружающей среды необходимо создание в регионе КМВ единой региональной государственной системы комплексного экологического мониторинга (РГСКЭМ).
4. Разработка методической
базы экологического
В настоящее время в России не существует нормативов качества окружающей среды для курортных регионов. Учитывая специфику уникальной территории КМВ и наличие здесь научного потенциала, целесообразно разработать систему нормативов, регламентирующих допустимые нагрузки на окружающую среду для курортных регионов в целом и для КМВ, в частности. Для эколого-курортного региона необходима методика расчета ущерба, нанесенного окружающей среде, а также создание механизма взыскания возмещения такого ущерба. В связи с планами по расширению привлечения зарубежных клиентов необходима разработка и постепенное внедрение в сферу курортно-рекреационного дела системы экологического аудита.
5. Внедрение экономических
механизмов для организации
Создание экономических "рычагов" управления природопользованием и охраной окружающей среды для курортных районов федерального значения.
Вышеперечисленное включает в себя развитие и сохранение региона как географического объекта территории Российской Федерации, важно также выделить и основные направления развития в других сферах.
Основные направления развития санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса КМВ:23
1.Реконструкция и
2.Строительство новых
санаторно-курортных и
3.Эффективное использование
существующих, разработка и внедрение
новых лечебно-оздоровительных
4.Развитие новых типов
предоставляемых услуг, нацеленных
на профилактику, восстановление
и укрепление здоровья, усиление
туристско-рекреационного
5.Внедрение и развитие популярных SPA-технологий, использование мирового опыта организации SPA-курортов.
6.Обеспечение продвижения
санаторно-курортных и
7.Повышение качества работы
всей социально-бытовой и
8.Расширение культурно-
9.Организация системы
подготовки квалифицированных
Увеличение лечебно-оздоровительной емкости курортов региона КМВ потребует реализации комплекса мероприятий и совершенствования нормативно-правовой базы функционирования курортно-рекреационного комплекса. Основные направления деятельности для решения поставленных задач:
1.Произвести выбор наиболее
пригодных земельных участков
для организации новых
2.Формирование перечня
основных инфраструктурных
3.Определение основных
мероприятий и объёмов
4. Формирование укрупненного
сетевого графика развития
5.Создание в регионе
КМВ особой экономической зоны
туристско-рекреационного типа
6.Разработка мероприятий
по обеспечению инвестиционной
привлекательности региона КМВ
с использованием современных
методов привлечения частных
инвестиций. Ввести в практику
проведение аукционов, где в качестве
лотов будут выступать
7.Нормативно-правовое
8.Организация системы
подготовки кадров для
Согласованные действия государства и частных инвесторов позволят реализовать программу возрождения и создания высокоэффективного отвечающего мировым стандартам курортно-туристического комплекса.
Реализация системы мер государственной поддержки и других задач, определенных Стратегией, к 2020 г. преобразит регион КМВ, сделает его соответствующим сформулированной миссии.
Курорт КМВ имеет благоприятные предпосылки для дальнейшего развития. Емкость санаторно-курортного и туристического комплекса КМВ не удовлетворяет спрос на санаторно-курортные и туристические услуги. Санатории и пансионаты КМВ в сезон работают при загрузке более 100%. В то же время природно-ресурсный потенциал позволяет увеличить емкость курортов. Таким образом потенциальное развитие региона КМВ не вызывает сомнений.
3.3. Разработка бизнес концепции комплексной программы развития КМВ до 2025 года
Регион-агломерация Кавказские Минеральные Воды является одним из локомотивов социально-экономического развития СКФО, сообщили в министерстве экономического развития Ставропольского края. Принимая во внимание его стратегическую значимость, правительство РФ поручило Минэкономразвития РФ, Минрегиону РФ, Минфину РФ и Внешэкономбанку совместно с заинтересованными ведомствами разработать проект концепции комплексной программы развития КМВ в целях ускоренного развития региона. К разработке проекта концепции привлечена специализированная организация – компания McKiney&Company – один из мировых лидеров стратегического и управленческого консалтинга.
В городе Пятигорске под руководством заместителя председателя правительства РФ – полномочного представителя президента РФ в СКФО Александра Хлопонина состоялось совещание по разработке бизнес концепции комплексной программы развития КМВ до 2025 года, участие в котором приняли представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов СКФО, Корпорации развития Северного Кавказа и Внешэкономбанка, а также представители компании McKiney&Company, которая в результате проведенного конкурса была отобрана подрядчиком по разработке бизнес концепции. От Ставропольского края участие в совещании приняли вице-премьер краевого правительства Виктор Шурупов и министр экономического развития Андрей Бурзак.25