Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 21:48, курсовая работа
Целью работы является анализ специфики региональных целевых программ на примере Кавказских Минеральных Вод.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные моменты региональных целевых программ.
2. Детально изучить механизм работы и реализации целевых программ в регионе.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 5
1. СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ............... 7
1.1. Региональные целевые программы как метод регионального
управления............................................................................................. 7
1.2. Основные моменты : цели и задачи региональных целевых
программ................................................................................................ 9
2. МЕТОДИКА И СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ....................................................................... 14
2.1. Процедура разработки региональных целевых программ.............. 14
2.2. Механизм реализации региональных целевых программ............... 19
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ
МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД......................................................................... 26
3.1. Основные направления развития региона Кавказских Минеральных
Вод....................................................................................................... 26
3.2. Перспективы развития и приоритетные направления региона
Кавказские Минеральные Воды, механизм и ожидаемые
результаты реализации стратегии развития региона....................... 30
3.3. Разработка бизнес концепции комплексной программы развития
КМВ до 2025 года.............................................................................. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....... 42
Мероприятия должны быть реальны для выполнения и по срокам, и по планируемым результатам. Определение этих показателей требует от разработчиков программы определенной доли ответственности и соответствующих расчетов. Однако только в случае их реальности эти показатели будут выполнять свою организующую и контролирующую функцию.
Все количественные показатели системы целей и реализующих их мероприятий должны быть согласованы между собой. Достижение определенных целей или показателей по ряду мероприятий требует некоторых дополнительных условий. Таким условием может быть привлечение других служб и ведомств.
Отдельные мероприятия могут потребовать дополнительного технического обеспечения или целенаправленного финансирования. Все эти условия должны быть указаны в перечне мероприятий, иметь соответствующие обоснования и расчеты.
Важнейшим разделом программы является описание механизма ее осуществления. 10Этот раздел включает:
• стимулирование (перечень льгот) выполнения заказов на поставку продукции и выполнения работ (услуг) для государственных нужд;
• перечень мер по организации управления реализацией программы (выбор головного заказчика и ответственного разработчика программы, назначение руководителя программы, выбор членов координационного совета, осуществляющего контроль за ходом реализации программы в соответствии с сетевым графиком);
• контроль за ходом выполнения программы в соответствии с утвержденным планом, этапами и финансированием реализации региональных программ в промышленности;
• увязка сроков поступления средств на финансирование программы из различных источников (федеральный бюджет, внебюджетный фонд, иностранные и частные отечественные инвестиции, взносы участников программы — министерств, ведомств, территориальных образований, городов, предприятий, государств — членов СНГ (на основе долевого участия), кредитов и отчислений от прибыли предприятий);
• оценка ожидаемых социально-экономических и экологических последствий задержки хода реализации программы и выработка своевременных рекомендаций по предотвращению нарушения сроков решения проблемы.
Несмотря на важность этого раздела, часто раздел о механизме реализации программы заменяется перечнем мероприятий, нацеленных на достижение намеченных результатов, или сводится к перечислению функций органа управления программой. Программы, в которых находят отражение конкретные экономические регуляторы, встречаются редко. И практически нет программ, где эти регуляторы увязывались бы с целевыми установками. Это обстоятельство является одной из причин, по которой большинство программ реализуется с нарушением сроков.
Поэтому рекомендуемые в ходе реализации программы экономические регуляторы должны быть предварительно оценены с точки зрения их совместимости с уже действующими на конкретной территории экономическими регуляторами. В противном случае несовместимые наборы экономических регуляторов могут изменить цель и сферу применения предусмотренного в программе метода регулирования и привести к неожиданному для разработчиков программы результату.
Увязка рекомендуемого механизма реализации программы и организационно-экономических мер по стимулированию реализации программы должна последовательно охватывать следующие этапы:
I — выбор приоритетных проблем (целей), требующих программного решения;
II — разработка методов
регулирования и
III — оценка социально-
IV — оценка результатов
решения проблем в
Из этого следует, что кроме увязки целей, сроков, объемов финансирования, мероприятий и организационных мер на каждом этапе реализации целевой комплексной программы, целесообразно под каждую цель, подцель и задачу предложить конкретный административный или экономический регулятор, который стимулирует реализацию того или иного задания. В противном случае невыполнение какой-либо цели или подцели ставит под сомнение достижение намеченного эффекта. В результате от одного этапа реализации программы к другому будет нарастать показатель упущенной выгоды, что в конечном итоге повлияет на сроки выполнения программы. Игнорирование этого фактора (наряду с недофинансированием принятых программ) дискредитирует программный метод.
Другой причиной нарушения сроков реализации программ является нехватка финансирования. Опыт разработки и реализации целевых программ свидетельствует, что ни одна официально принятая программа никогда не финансировалась в объеме, первоначально предусмотренном соответствующими законодательными и правительственными документами.
Разработка комплексных целевых программ направлена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетание отраслевого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров при обеспечении развития территорий региона.
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ
3.1. Основные направления развития региона Кавказских Минеральных Вод
Уникальный курортный регион — Кавказские Минеральные Воды, являющийся старейшей здравницей страны, обладает большой инвестиционной привлекательностью и потенциалом становления как курорта международного уровня, с разнообразными видами отдыха.
Для региона санаторно-курортный комплекс является градообразующим. Он обеспечивает занятость значительного числа населения и определяет социально-экономическое развитие региона.
Промышленный розлив минеральной воды обеспечивают в регионе 34 завода. Ежегодно поставляется 370 млн литров воды различного состава и назначения. Минеральные воды марок «Ессентуки», «Славяновская», «Смирновская», «Машук» и «Нарзан» на сегодняшний день приобрели статус национального бренда, который широко известен и за пределами России.
Однако при развитии региона очень важно обеспечивать соблюдение экологического равновесия окружающей среды. Строгие природоохранные ограничения не позволяют развивать на данной территории высокодоходные отрасли, которые смогли бы достойно наполнять местные бюджеты. С учетом этого администрация проводит на территории Кавминвод единую последовательную инвестиционную политику, позитивной чертой которой является стабильность и растущий интерес инвесторов.12
Инвестиционная деятельность на территории края регулируется рядом краевых законов: «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае», «О привлечении иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края» и др. Законы и ряд нормативных актов правительства Ставропольского края позволили определить меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, разработать систему льгот и гарантий и тем самым значительно снизить возникающие инвестиционные риски.
Среди основных форм государственной поддержки следует выделить:
- предоставление налоговых льгот;
- предоставление государственных гарантий;
- установление льготных ставок арендной платы;
- предоставление за счет средств краевого бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам.13
Важным позитивным фактором гарантий надежности инвестиций является то, что в крае и регионе Кавминвод разработаны основные документы, определяющие концепцию устойчивого функционирования и поступательного развития региона. В 2009 г. завершается разработка «Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 г.». В 2006 г. была разработана «Стратегия социально-экономического развития Кавминвод до 2020 г.». В 2008 г. завершена разработка «Схемы территориального планирования Кавминвод», «Концепция и Комплексная схема санитарной очистки региона».
В «Стратегии социально-экономического развития Кавказских Минеральных Вод до 2020 г.»,14 где Кавминводы рассматриваются как целостное территориальное образование, представлен анализ состояния основных отраслей экономики, социальной сферы и природно-ресурсного потенциала, определены сравнительные достоинства и слабые стороны курорта, его инфраструктуры, показаны основные направления комплексного развития. Стратегия обосновывает развитие Кавминвод на перспективу как курортной и особо охраняемой рекреационной территории федерального значения. Благодаря убедительному обоснованию, в числе 7 субъектов РФ Ставропольский край стал победителем конкурса на право размещения на своей территории особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, которая и была образована в 2007 г.
Сегодня Кавказские Минеральные Воды переживают строительный подъем. За период с 2000 по 2014 гг. в регион было привлечено более 90,0 млрд руб. из бюджетных и внебюджетных источников. Уровень инвестиционной активности в последние годы значительно увеличился. В 2006 г. в регион было привлечено 15,6 млрд руб., в 2010 г. — 17,5 млрд руб., а в 2013 г. объемы вложений увеличились до 20 млрд руб.
Уровень государственной поддержки Кавминвод с каждым годом растет. Если в 2006 г. на капитальные вложения из краевого и федерального бюджета в регион поступило 2,4 млрд руб., то в 20010 г. — 7,5 млрд руб. Постоянно растущие объемы госинвестиций позволяют нам решать ряд важных социально-экономических и экологических проблем.
За счет госбюджетных ассигнований в регионе активно ведется реконструкция автомобильных дорог. Только за два последних года на объекты дорожного строительства было направлено более 2,4 млрд руб. бюджетных средств (в 2012 г. — 803,3 млн руб., в 2013 г. — 1574,1 млн руб).15
Последовательно решаются проблемы инженерной инфраструктуры, ведется реконструкция и расширение региональных магистральных сетей водоснабжения и водоотведения. Увеличена почти вдвое мощность источников водоснабжения, что позволяет обеспечить бесперебойную подачу питьевой воды в города-курорты и многие сельские населенные пункты.
С каждым годом совершенствуется материально-техническая база курортного комплекса, устанавливается новое медицинское оборудование, повышается качество предоставляемых услуг. В санаториях сооружаются собственные питьевые галереи и мини-грязелечебницы. Проводится реконструкция спальных и лечебных корпусов, блоков питания.
Кроме того, отечественные и зарубежные инвесторы все больше проявляют интерес к Кавминводам и готовы вкладывать средства в развитие туристско-рекреационного комплекса региона. За последние годы здесь построены и реконструированы 14 санаториев и пансионатов, 16 гостиниц и туристских комплексов. На сегодняшний день в регионе одновременно ведется реконструкция и строительство 34 объектов санаторно-курортного и туристического комплекса.
Очень популярными становятся мини-отели. Они представляют собой оригинальный ансамбль построек, хорошо вписываются в городскую среду и повышают привлекательность наших курортов. За последние 2–3 года построено более десяти мини-гостиниц. Это направление только набирает силу и ждет своих инвесторов.
В ближайшие десятилетия регион будет развиваться с опорой на уникальные конкурентные преимущества в лечебно-курортной сфере. К 2020 г. произойдет увеличение емкости санаторно-курортного комплекса КМВ в 1,5 - 2 раза за счет реконструкции и модернизации существующих, строительства новых санаторно-курортных (детских, семейных, специализированных, элитных) и туристических объектов путем привлечения частного капитала, освоения новых курортных площадок и недоиспользуемых месторождений минеральных вод.
Для этого необходимо:
- сохранение и соблюдение природоохранных ограничений, улучшение эколого-санитарной обстановки в регионе;
- соединение уникального санаторно-курортного опыта КМВ с современными мировыми тенденциями;
- расширение и модернизация общей и курортной инфраструктуры.
В регионе уже существует и будет поддерживаться благоприятный хозяйственный климат, обеспечивающий развитие малого бизнеса и приток частных инвестиций во все отрасли.
Целевые установки верхнего уровня для развития региона заданы единством миссии ("цель для других") и главной цели ("цель для себя").
Если миссия ориентирует на выполнение внешней функции по укреплению здоровья россиян, то главная цель - на улучшение качества жизни населения самого региона.
Для достижения этой цели необходимо реализовать 6 стратегий:
1. Сохранение уникального природно-ресурсного комплекса.
2. Развитие санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса.
3. Развитие экономики и хозяйственного климата.
4. Развитие личности и общества.
5. Инфраструктурное и
пространственное развитие
6. Совершенствование системы управления.16
Имея такой широкий спектр направлений развития региона Кавказских Минеральных вод, актуально рассмотреть возможные направления и дальнейшие перспективы развития данного региона, но так как в настоящее время в виду нестабильной экономической ситуации, Стратегия отходит на второй план, то стоило бы затронуть и аспекты развития Бизнес - концепции региона.
3.2. Перспективы развития и приоритетные направления региона Кавказские Минеральные Воды, механизм и ожидаемые результаты реализации стратегии развития региона