Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 21:48, курсовая работа
Целью работы является анализ специфики региональных целевых программ на примере Кавказских Минеральных Вод.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные моменты региональных целевых программ.
2. Детально изучить механизм работы и реализации целевых программ в регионе.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 5
1. СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ............... 7
1.1. Региональные целевые программы как метод регионального
управления............................................................................................. 7
1.2. Основные моменты : цели и задачи региональных целевых
программ................................................................................................ 9
2. МЕТОДИКА И СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ....................................................................... 14
2.1. Процедура разработки региональных целевых программ.............. 14
2.2. Механизм реализации региональных целевых программ............... 19
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ
МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД......................................................................... 26
3.1. Основные направления развития региона Кавказских Минеральных
Вод....................................................................................................... 26
3.2. Перспективы развития и приоритетные направления региона
Кавказские Минеральные Воды, механизм и ожидаемые
результаты реализации стратегии развития региона....................... 30
3.3. Разработка бизнес концепции комплексной программы развития
КМВ до 2025 года.............................................................................. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....... 42
Стратегическими целями федеральной целевой государственной политики регионального развития являются:
1) повышение качества
управления и использования
2) реформирование
социальной и экономической
3) создание благоприятной
экологической ситуации в
4) повышение
5) концентрация экономических
ресурсов регионов для
6) развитие человеческих
ресурсов на уровне региона
для создания условий
Рассмотрев цели и задачи региональных программ, а также выделив основные моменты, целесообразно рассмотреть и детально изучить методику и специфику региональных целевых программ, а именно - процедуру разработки и механизм их реализации.
2. МЕТОДИКА И СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
2.1. Процедура разработки региональных целевых программ
Программная разработка решения проблем на уровне региональных программ производится в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.
В региональных программах учитываются цели социально-экономического развития соответствующего региона, направления структурной и научно-технической политики, законодательных и институциональных преобразований, прогнозы развития региональных и общегосударственных потребностей, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния субъекта Российской Федерации и страны в целом, а также международные договоренности.
При отборе конкретных производственных объектов и проектов основным фактором является не нарушение равных конкурентных условий и возможность обеспечить максимальную экономическую и бюджетную эффективность.
Приоритет имеют те проекты и производственные объекты, где предоставление бюджетных средств предполагается в основном на возвратной основе и может повлечь наибольший приток внебюджетных средств, в том числе иностранных инвесторов.
Можно выделить следующие основные этапы разработки целевых программ:
1. Выбор объекта программы. Это важнейшая стадия, предшествующая разработке программы и во многом предопределяющая ее успех. Нужно исходить из нескольких критериев при выборе объекта: он должен представлять стратегический приоритет, обеспечивать перелом траектории движения данного объекта; программа не должна носить слишком широкий характер, охватывая план развития целой отрасли, но и не быть чрезмерно узкой, не обеспечивая прорыва.
2. Построение «дерева целей». По каждой отобранной программе определяются генеральная цель, конкретизирующие ее цели первого, второго, а если потребуется, то и третьего уровней. Нужен строгий экономико-логический анализ, чтобы совокупность целей нижестоящего уровня обеспечивала достижение целей более высокого уровня. Цели следует формулировать максимально конкретно, избегать формулировок типа «повысить уровень», «расширить» и т.п., выполнение которых невозможно проверить.
3. Обоснование системы мероприятий, необходимых для достижения целей программы, адресность этих мероприятий (кто и когда должен их выполнить), построение в случае необходимости сетевого графика реализации программы, определение критического пути.
4. Структуризация программы, определение подпрограмм, блоков проектов и отдельных проектов. Проект – это основной кирпичик, из которого строится программа. Он должен обеспечить определенный программный результат. При этом определяется набор первоочередных проектов, их выполнение распределяется по годам реализации программы с учетом значимости для конечного результата имеющихся ресурсов.
5. Оценка ресурсов (прежде всего на НИОКР и инвестиций), необходимых для выполнения проектов, подпрограмм и программы в целом, возможных источников финансирования и условий их поступления (собственные средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная поддержка и т.п.). Недостаток ресурсов может потребовать уточнения состава проектов, мероприятий и целей программы.
6. Маркетинговые исследования, определение возможного объема выпуска, цен и эффективности программных продуктов, сроков окупаемости проектов, подсистем и программы в целом. Заведомо убыточные проекты и программы исключаются. Может возникнуть ситуация, когда по результатам расчетов придется решать вопрос, стоит ли браться за неэффективную программу.
7. Создание целевых оргструктур для выполнения программы, подготовка кадров. Обычно создается целевая оргструктура для реализации программ (консорциум, холдинг, финансово-промышленная группа и т.п.). По каждой подпрограмме, а также по каждому проекту определяются заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и директор. Целесообразно организовать обучение менеджеров проектов, подпрограмм, программы.
8. Контроль и приемка работ. Необходимо осуществлять внепрограммный контроль за ходом и результатом выполнения программы, с тем чтобы своевременно внести в нее коррективы, проводить приемку каждого законченного проекта, подсистемы, каждой очереди программы, сопоставляя полученные результаты с заданными целями и проектом. Это усилит ответственность за эффективность использования выделенных на программу ресурсов.
Разработка и реализация целевых программ осуществляется на основании «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 26.06.95 № 594.6
Организатором разработки федеральных целевых программ выступают федеральные органы исполнительной власти. Правительство Российской Федерации определяет порядок разработки и реализации федеральных целевых программ. Разработка федеральных целевых программ в первую очередь должна предусматривать:
• решение приоритетных социально-экономических, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;
• согласование ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;
• комплексность и экономическую безопасность разрабатываемых мероприятий;
• согласованность решения федеральных и региональных задач;
• достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.
Выход программ регламентируется Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Перечень региональных целевых программ, намеченных к финансированию из средств федерального бюджета на предстоящий год, вносится Правительством Российской Федерации в Государственную Думу с одновременным представлением проекта федерального бюджета, разработанного с учетом основных социально-экономических проблем, на решение которых будет направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году.
Разработка региональных целевых программ осуществляется в определенной последовательности.
1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.
2. Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разбивается на подцели.
3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.
4. Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы.
5. Заключительный этап. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.7
Важное условие разработки целевых программ — правильное определение приоритетов для каждого периода времени и объектов управления разного уровня. На уровне отраслей и регионов, например, важно определить приоритеты, обеспечивающие достижение основных задач государства (они должны быть основными и для этого уровня), и приоритеты, не связанные с ними. Приоритеты можно разделить на группы:
• структурные приоритеты — развитие отдельных отраслей региона;
• приоритеты научно-технического прогресса;
• социальные приоритеты;
• приоритеты в области совершенствования управления и хозяйственного механизма.
Особо выделяются чрезвычайные программы, разрабатываемые для экстремальных ситуаций, например, для ликвидации последствий стихийных бедствий, смягчения надвигающегося социального взрыва, восстановления разрушенного войной хозяйства и др. Особенность таких программ — высокая доля административных методов в механизме их реализации.
2.2. Механизм реализации региональных целевых программ
В целевой программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с планируемыми объемами финансовых ресурсов, а также список и согласованность между собой отраслевых и региональных задач, которые необходимо решить. На ближайшие один – два года должны быть конкретизированы программные мероприятия, их финансирование, бизнес - план с социально - экономическими и технико-экономическими обоснованиями.8
Концепция решения программной проблемы должна определять варианты ее решения, формировать основные цели и задачи соответствующей целевой программы, обосновывать этапы и наиболее эффективные направления ее реализации и необходимые для этого объемы ресурсов.
Согласованный проект целевой программы с пояснительной запиской, бизнес - планом и социально - экономическими и технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой, положительным заключением государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающими финансирование программы за счет внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственный заказчик целевой программы направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а по целевым программам, которые содержат разделы научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ (НИОКР) гражданского назначения, - также в Министерство образования и науки Российской Федерации. Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля над ходом ее выполнения.
На региональном уровне проекты целевых программ утверждаются правительством республики либо администрацией области.
Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом бюджетом, и ответственны за реализацию целевых программ.
Взаимодействие нескольких государственных заказчиков по одной программе осуществляет государственный заказчик - координатор, определяемый Администрацией региона или Правительством Российской Федерации.
После утверждения целевой программы государственный заказчик на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год заключает с исполнителями программы государственные контракты на финансирование целевой программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации.9
Государственный заказчик целевой программы может на договорной основе передавать предприятиям, организациям и учреждениям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых исполнительными органами власти. Также на конкурсной основе проводит отбор исполнителей работ или услуг, организует конкурс среди поставщиков продукции по каждому конкретному мероприятию.
Участники программы и заинтересованные организации согласовывают сроки выполнения мероприятий, объемы закупаемой продукции и оборудования, источники финансирования. В условиях, когда остро ощущается дефицит финансовых средств, при разработке программы возникает необходимость ограничить перечень мероприятий только теми, которые непосредственно направлены на достижение сформулированной цели программы выбранным путем, т.е. направлены на решение данных конкретных задач.
При разработке программы, как правило, может быть сформулирован другой подход, другой набор реализующих цель задач, в решении которых подобные мероприятия будут иметь важное значение, и они должны быть включены в такую программу.
Важность мероприятий определяется либо на основании сравнения количественных показателей эффективности, либо по вкладу в достижение показателей вышестоящей цели. В тех случаях, когда для мероприятий не могут быть определены количественные характеристики, то важность таких мероприятий определяется экспертным путем. В результате все мероприятия оказываются ранжированными по важности относительно конкретных целей. При распределении ресурсов в первую очередь обеспечиваются ими наиболее важные мероприятия, а остальные – по мере нахождения дополнительных средств.
Каждое мероприятие должно иметь указание на ожидаемый от его проведения результат. Этот результат также может служить критерием сравнения эффективности конкретных действий.