Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 21:48, курсовая работа
Целью работы является анализ специфики региональных целевых программ на примере Кавказских Минеральных Вод.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные моменты региональных целевых программ.
2. Детально изучить механизм работы и реализации целевых программ в регионе.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 5
1. СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ............... 7
1.1. Региональные целевые программы как метод регионального
управления............................................................................................. 7
1.2. Основные моменты : цели и задачи региональных целевых
программ................................................................................................ 9
2. МЕТОДИКА И СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ....................................................................... 14
2.1. Процедура разработки региональных целевых программ.............. 14
2.2. Механизм реализации региональных целевых программ............... 19
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ
МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД......................................................................... 26
3.1. Основные направления развития региона Кавказских Минеральных
Вод....................................................................................................... 26
3.2. Перспективы развития и приоритетные направления региона
Кавказские Минеральные Воды, механизм и ожидаемые
результаты реализации стратегии развития региона....................... 30
3.3. Разработка бизнес концепции комплексной программы развития
КМВ до 2025 года.............................................................................. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....... 42
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ............... 7
1.1. Региональные целевые
программы как метод
управления....................
1.2. Основные моменты : цели и задачи региональных целевых
программ......................
2. МЕТОДИКА И СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ..............
2.1. Процедура разработки
региональных целевых программ.
2.2. Механизм реализации
региональных целевых программ.
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ
МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД...............
3.1. Основные направления развития региона Кавказских Минеральных
Вод...........................
3.2. Перспективы развития
и приоритетные направления
Кавказские Минеральные Воды, механизм и ожидаемые
результаты реализации стратегии развития региона....................... 30
3.3. Разработка бизнес концепции комплексной программы развития
КМВ до 2025 года..........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....... 42
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современной мировой экономики характеризуется усилением ее организованности и планомерности. Рыночные отношения не отменяют необходимости планомерного управления развитием экономики, которое становится практически невозможным без стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования и координации из единого центра. Планомерность как способ преодоления рыночной стихии и порождаемых ею социальных конфликтов приобретает принципиально новую ценность и качество, становится средством преодоления экономической угрозы и обеспечения планетарной безопасности. Подтверждением этому служит то обстоятельство, что в настоящее время прогнозирование, планирование и программирование становятся широко принятой практикой почти во всех странах мира.
Актуальность работы определяется несовершенством существующей системы регионального управления.
Практика показывает, что региональное экономическое и социальное развитие можно стимулировать разнообразными взаимосвязанными воздействиями в различных областях, со многими целями, самыми различными участниками. Одновременно проявляется тенденция изменения содержания, задач и функций планирования.
Объектом изучения данной работы является изучение целей и задач регионального опыта целевого программирования.
Предмет – целевые региональные программы на примере региона Кавказских Минеральных Вод.
Целью работы является анализ специфики региональных целевых программ на примере Кавказских Минеральных Вод.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные моменты региональных целевых программ.
2. Детально изучить механизм работы и реализации целевых программ в регионе.
3. Рассмотреть пример
применения регионального
Методическую и теоретическую
основу исследования составили работы
ученых и исследователей, постановления
Правительства РФ, материалы Интернет-ресурсов,
а также другой методический материал
по изучаемым вопросам.
1. СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
1.1. Региональные целевые
программы как метод
Разработка региональных программ – целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных уровней.
Одним из основных способов вывода региона из кризисного состояния и увеличения темпов экономического роста являются региональные целевые программы. Это связано с тем, что рыночная экономика не всегда благоприятствует мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для регионального экономического роста – это берут на себя региональные целевые программы.
Методология программного
целевого управления развитием
регионов широко
Метод программно-целевого планирования показал свою эффективность при управлении региональной экономикой. Это связано с тем, что этот метод являются действенным инструментом по реализации государственной социальной и экономической политики. Например, их активно используют Япония, США, ЕЭС. В России же эффективность реализации и совокупный эффект от реализации региональных целевых программ невелики, так как повсеместно наблюдаются недоработки на всех этапах программно-целевого планирования. Одновременно с этим целевые программы являются действенным механизмом для создания условий системного и комплексного развития регионов, решения насущных проблем региональной экономики. Они представляют собой гибкий инструментарий обеспечения эффективной и долгосрочной региональной экономической политики, на основании рационального управления региональными экономическими процессами.
Разработка и реализация целевых программ осуществляется на основании «Порядка разработки и реализации региональных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 26.06.95 № 594.2
Организатором разработки региональных целевых программ выступают региональные органы исполнительной власти. В этом процессе существует и ряд проблемных сторон, например недостаточно проработан механизм выбора проблем, на решение которых будут направлены данные программы, и чаще всего присутствует формальный характер проработки необходимости использования финансовых ресурсов. В результате наблюдается общая неэффективность программно-целевого метода.
Программно-целевой
метод сегодня широко
Начиная с 2005 г. в
России взят четкий курс на
повсеместное внедрение
1.2. Основные моменты : цели и задачи региональных целевых программ
Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.
Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы) в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации. 4Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с п. «г» п. 2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.
Программная разработка решения проблем на уровне региональных программ производится в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.
В региональных программах учитываются цели социально-экономического развития соответствующего региона, направления структурной и научно-технической политики, законодательных и институциональных преобразований, прогнозы развития региональных и общегосударственных потребностей, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния субъекта Российской Федерации и страны в целом, а также международные договоренности.
Региональные программы любого типа немыслимы без определенной системы задач и целей. При этом следует учитывать, что все цели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому при составлении и реализации программ следует стремиться к определенной совместимости целей, и, кроме того, требуется обстоятельный учет всех видов ресурсов, необходимых для достижения той или иной цели.
Для современных экономических систем важно соблюдение следующих основных условий. Во-первых, обязательное достижение соответствия между спросом и предложением на все виды ресурсов, товаров и услуг и создание условий и предпосылок для достижения подобного равновесия.
Внешним проявлением достижения подобной сбалансированности в рыночной экономике выступает отсутствие излишков и в меньшей степени дефицитов. Во – вторых, составление системы целей программ и затем их конкретная реализация на основе достижений научно – технического прогресса и научно – технической революции. В – третьих, соблюдения соответствия между факторами производства на всех уровнях, от спецификации каждого зависит и оптимальная их комбинация.
В важную задачу программирования входит выявление и исследование потребностей всех экономических объектов и субъектов с последующим адекватным их отражением в системах программ различного уровня и детализацией. При этом следует учитывать, что уровень структура частных, коллективных и общественных потребностей находится в непрерывном развитии и должны соответствовать реальным условиям воспроизводственных процессов и требованиям экономических законов рыночных отношений. Научно разработанные и обоснованные программы, объективно необходимые в рыночной экономике, позволяют оптимально достичь цели общественного развития в каждый конкретный промежуток времени, служат основной для создания эффективной сбалансированности экономических систем.
Общие программы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных программах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется программа государственного сектора экономики, включающая характеристики ее функционирования, получения и использование доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащая оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т.д.
Региональные власти руководят деятельностью по программному регулированию развития своих территорий. Вопросы регулирования касаются прежде всего социально-экономических аспектов развития. Для этого области, края и республики страны разрабатывают целевые программы развития, которые могут включать следующие основные направления:
• создание благоприятных условий для эффективной работы предприятий, находящихся в регионе;
• внедрение мер по стимулированию инвестиций в реальный сектор экономики;
• оздоровление финансового состояния действующих на территории фирм;
• обеспечение стабильного поступления налоговых сборов в бюджет;
• меры по приоритетному развитию местных товаропроизводителей;
• проведение социально-ориентированной тарифной и ценовой политики;
• обеспечение защиты социально-экономических интересов региона на федеральном уровне и др.5
Нормативно-правовая база регионального планирования находится пока в стадии формирования. Лишь в третьей части регионов страны уже определены правовые основы плановой работы. В половине регионов страны имеются законы или нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку региональных целевых программ. Однако во многих регионах по-прежнему отсутствуют правила разработок прогнозов и планов, не сформулированы требования к перечню, структуре и содержанию плановых документов, которые определяются регионами самостоятельно исходя из своих нужд и интересов.
В каждом регионе в рамках исполнительных органов власти выделяются структурные подразделения, занимающиеся плановой и прогнозной работой. Они разрабатывают концепции, прогнозы, программы и планы. Составлением бюджетных планов занимаются специалисты самих региональных властей. Для обоснования проектов стратегических планов, целевых программ, индикативных планов иногда привлекаются участники из других учреждений и организаций, в том числе находящиеся вовне территории. Созданные в регионе прогнозы в дальнейшем могут использоваться при принятии решений по вопросам развития территории.