Перспективы развития и приоритетные направления региона Кавказские Минеральные Воды, механизм и ожидаемые результаты реализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ специфики региональных целевых программ на примере Кавказских Минеральных Вод.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные моменты региональных целевых программ.
2. Детально изучить механизм работы и реализации целевых программ в регионе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 5
1. СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ............... 7
1.1. Региональные целевые программы как метод регионального
управления............................................................................................. 7
1.2. Основные моменты : цели и задачи региональных целевых
программ................................................................................................ 9
2. МЕТОДИКА И СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ....................................................................... 14
2.1. Процедура разработки региональных целевых программ.............. 14
2.2. Механизм реализации региональных целевых программ............... 19
3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ
МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД......................................................................... 26
3.1. Основные направления развития региона Кавказских Минеральных
Вод....................................................................................................... 26
3.2. Перспективы развития и приоритетные направления региона
Кавказские Минеральные Воды, механизм и ожидаемые
результаты реализации стратегии развития региона....................... 30
3.3. Разработка бизнес концепции комплексной программы развития
КМВ до 2025 года.............................................................................. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....... 42

Работа содержит 1 файл

управление программами.docx

— 68.92 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. 5

1. СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ............... 7

1.1. Региональные целевые  программы как метод регионального

      управления............................................................................................. 7

1.2. Основные моменты : цели и задачи региональных целевых

       программ................................................................................................ 9

2. МЕТОДИКА И СПЕЦИФИКА  РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ

    ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ....................................................................... 14

2.1. Процедура разработки  региональных целевых программ.............. 14

2.2. Механизм реализации  региональных целевых программ............... 19

3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ  РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ 

    МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД......................................................................... 26

3.1. Основные направления  развития региона Кавказских  Минеральных 

        Вод....................................................................................................... 26

3.2. Перспективы развития  и приоритетные направления региона 

       Кавказские  Минеральные Воды, механизм и  ожидаемые 

       результаты  реализации стратегии развития  региона....................... 30

3.3.  Разработка бизнес концепции комплексной программы развития

         КМВ до 2025 года.............................................................................. 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....... 42

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие современной мировой экономики характеризуется усилением ее организованности и планомерности. Рыночные отношения не отменяют необходимости планомерного управления развитием экономики, которое становится практически невозможным без стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования и координации из единого центра. Планомерность как способ преодоления рыночной стихии и порождаемых ею социальных конфликтов приобретает принципиально новую ценность и качество, становится средством преодоления экономической угрозы и обеспечения планетарной безопасности. Подтверждением этому служит то обстоятельство, что в настоящее время прогнозирование, планирование и программирование становятся широко принятой практикой почти во всех странах мира.

Актуальность работы определяется несовершенством существующей системы регионального управления.

Практика показывает, что региональное экономическое и социальное развитие можно стимулировать разнообразными взаимосвязанными воздействиями в различных областях, со многими целями, самыми различными участниками. Одновременно проявляется тенденция изменения содержания, задач и функций планирования.

Объектом изучения данной работы является изучение целей и задач регионального опыта целевого программирования.

Предмет – целевые региональные программы на примере региона Кавказских Минеральных Вод.

Целью работы является анализ специфики региональных целевых программ на примере Кавказских Минеральных Вод.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные  моменты региональных целевых  программ.

2. Детально изучить механизм  работы и реализации целевых  программ в регионе.

3. Рассмотреть пример  применения регионального целевого  программирования в конкретном  регионе Кавказских Минеральных  Вод.

Методическую и теоретическую основу исследования составили работы ученых и исследователей, постановления Правительства РФ, материалы Интернет-ресурсов, а также другой методический материал по изучаемым вопросам. 
1. СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

 

1.1. Региональные целевые  программы как метод регионального  управления

 

Разработка региональных программ – целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных уровней.

Одним из основных способов вывода региона из кризисного состояния и увеличения темпов экономического роста являются региональные целевые программы. Это связано с тем, что рыночная экономика не всегда благоприятствует мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для регионального экономического роста – это берут на себя региональные целевые программы.

   Методология программного  целевого управления развитием  регионов широко распространена  в экономически развитых странах, где показала свою эффективность  и результативность. Основу этого  метода составляет формирование  целей, соответствующих ресурсам, необходимым  для их реализации, в рамках  определенной программы. Отдельная  программа представляет собой  взаимосвязанные мероприятия, направленные  на реализацию одной или нескольких  целей. В результате достигается  максимальная эффективность планирования  и управления региональным экономическим  развитием. Основу этого метода  составляет программа – совокупность  мероприятий, необходимых для реализации  определенной цели.1

   Метод программно-целевого  планирования показал свою эффективность при управлении региональной экономикой. Это связано с тем, что этот метод являются действенным инструментом по реализации государственной социальной и экономической политики. Например, их активно используют Япония, США, ЕЭС. В России же эффективность реализации и совокупный эффект от реализации региональных целевых программ невелики, так как повсеместно наблюдаются недоработки на всех этапах программно-целевого планирования. Одновременно с этим целевые программы являются действенным механизмом для создания условий системного и комплексного развития регионов, решения насущных проблем региональной экономики. Они представляют собой гибкий инструментарий обеспечения эффективной и долгосрочной региональной экономической политики, на основании рационального управления региональными экономическими процессами.

Разработка и реализация целевых программ осуществляется на основании «Порядка разработки и реализации региональных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 26.06.95 № 594.2

Организатором разработки региональных целевых программ выступают региональные органы исполнительной власти. В этом процессе существует и ряд проблемных сторон, например недостаточно проработан механизм выбора проблем, на решение которых будут направлены данные программы, и чаще всего присутствует формальный характер проработки необходимости использования финансовых ресурсов. В результате наблюдается общая неэффективность программно-целевого метода.

   Программно-целевой  метод сегодня широко используется  для активизации экономического  роста регионов как в форме  отраслевых региональных программ (направленных только на одну или несколько отраслей), так и комплексных, связанных со всеми сферами региональной экономики. Вместе с тем на уровне субъектов РФ присутствует повсеместно неверная интерпретация программно-целевого метода управления региональной экономикой. Они рассматриваются исключительно как средство привлечения бюджетных средств, а не как инструментарий активизации экономического роста и мобилизации собственных экономических ресурсов региона. Часто органы государственной власти субъектов РФ обозначают региональные целевые программы как часть действий местных властей, что в корне противоречит программно-целевому методу.

   Начиная с 2005 г. в  России взят четкий курс на  повсеместное внедрение программно-целевого  метода управления, что также  было обозначено и в Послании  Президента 2007 г.3 Инициаторы перехода к этой методологи считают, что она позволит региональной экономической политике перейти от ресурсного прогнозирования к результативному планированию, так как это всецело обеспечит достижение целей и стратегических задач региональных целевых программ.

 

 

1.2. Основные моменты : цели  и задачи региональных целевых  программ

 

 

Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.

Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы) в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации. 4Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с п. «г» п. 2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.

Программная разработка решения проблем на уровне региональных программ производится в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

В региональных программах учитываются цели социально-экономического развития соответствующего региона, направления структурной и научно-технической политики, законодательных и институциональных преобразований, прогнозы развития региональных и общегосударственных потребностей, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния субъекта Российской Федерации и страны в целом, а также международные договоренности.

Региональные программы любого типа немыслимы без определенной системы задач и целей. При этом следует учитывать, что все цели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому при составлении и реализации программ следует стремиться к определенной совместимости целей, и, кроме того, требуется обстоятельный учет всех видов ресурсов, необходимых для достижения той или иной цели.

Для современных экономических систем важно соблюдение следующих основных условий. Во-первых, обязательное достижение соответствия между спросом и предложением на все виды ресурсов, товаров и услуг и создание условий и предпосылок для достижения подобного равновесия.

Внешним проявлением достижения подобной сбалансированности в рыночной экономике выступает отсутствие излишков и в меньшей степени дефицитов. Во – вторых, составление системы целей программ и затем их конкретная реализация на основе достижений научно – технического прогресса и научно – технической революции. В – третьих, соблюдения соответствия между факторами производства на всех уровнях, от спецификации каждого зависит и оптимальная их комбинация.

В важную задачу программирования входит выявление и исследование потребностей всех экономических объектов и субъектов с последующим адекватным их отражением в системах программ различного уровня и детализацией. При этом следует учитывать, что уровень структура частных, коллективных и общественных потребностей находится в непрерывном развитии и должны соответствовать реальным условиям воспроизводственных процессов и требованиям экономических законов рыночных отношений. Научно разработанные и обоснованные программы, объективно необходимые в рыночной экономике, позволяют оптимально достичь цели общественного развития в каждый конкретный промежуток времени, служат основной для создания эффективной сбалансированности экономических систем.

Общие программы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных программах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется программа государственного сектора экономики, включающая характеристики ее функционирования, получения и использование доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащая оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т.д.

Региональные власти руководят деятельностью по программному регулированию развития своих территорий. Вопросы регулирования касаются прежде всего социально-экономических аспектов развития. Для этого области, края и республики страны разрабатывают целевые программы развития, которые могут включать следующие основные направления:

• создание благоприятных условий для эффективной работы предприятий, находящихся в регионе;

• внедрение мер по стимулированию инвестиций в реальный сектор экономики;

• оздоровление финансового состояния действующих на территории фирм;

• обеспечение стабильного поступления налоговых сборов в бюджет;

• меры по приоритетному развитию местных товаропроизводителей;

• проведение социально-ориентированной тарифной и ценовой политики;

• обеспечение защиты социально-экономических интересов региона на федеральном уровне и др.5

Нормативно-правовая база регионального планирования находится пока в стадии формирования. Лишь в третьей части регионов страны уже определены правовые основы плановой работы. В половине регионов страны имеются законы или нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку региональных целевых программ. Однако во многих регионах по-прежнему отсутствуют правила разработок прогнозов и планов, не сформулированы требования к перечню, структуре и содержанию плановых документов, которые определяются регионами самостоятельно исходя из своих нужд и интересов.

В каждом регионе в рамках исполнительных органов власти выделяются структурные подразделения, занимающиеся плановой и прогнозной работой. Они разрабатывают концепции, прогнозы, программы и планы. Составлением бюджетных планов занимаются специалисты самих региональных властей. Для обоснования проектов стратегических планов, целевых программ, индикативных планов иногда привлекаются участники из других учреждений и организаций, в том числе находящиеся вовне территории. Созданные в регионе прогнозы в дальнейшем могут использоваться при принятии решений по вопросам развития территории.

Информация о работе Перспективы развития и приоритетные направления региона Кавказские Минеральные Воды, механизм и ожидаемые результаты реализ