Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 06:07, реферат
Необходимо отметить, что в силу своей геополитической и геоэкономической зависимости страны центрально-азиатского региона склонны к интеграции друг с другом, главным образом на экономической основе. Их взаимодействие осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках совместного участия в различных межгосударственных объединениях и соглашениях на постсоветском пространстве. Одним из таких объединений является созданное в сентябре 1993 года Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), куда входят Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан.
Целью данного исследования является анализ перспектив дальнейшего развития центрально-азиатского экономического сообщества.
Объектом исследования являются межгосударственные отношения в Центральной Азии.
Введение 3
1. Общее состояние межгосударственных отношений в Центральной Азии 4
2. Центрально-азиатское экономическое сообщество 13
3. Потенциал и перспективы развития центральноазиатского транспортного коридора 17
Заключение 28
Список использованной литературы 30
3. Потенциал и перспективы
Транспортные коммуникации, уровень их качества и диверсификации представляют собой один из ключевых индикаторов развития экономики страны, ее вовлеченности в региональные и глобальные хозяйственные связи. Разветвленная сеть железных и автомобильных дорог, трубопроводов и линий электропередач позволяют экономически связать различные регионы внутри государства, создавая основу для их сбалансированного функционирования. Это также дает возможность государству повысить свой интеграционный потенциал в рамках межгосударственного сотрудничества и международных экономических организаций [1].
С этой точки зрения вопрос модернизации и развития транспортных коммуникаций представляет весьма актуальную проблему для государств Центральной Азии, от решения которой во многом будет зависеть их будущая экономическая и геополитическая значимость, а также значимость всего региона в целом[1].
Международное сообщество транспортников интенсивно заинтересовано, но по-разному обсуждает проблемы эффективности функционирования транспортных систем по видам (железнодорожный, авиационный, автомобильный, трубопроводный), а также по внутригосударственным и межгосударственным стратегиям развития транспортных систем. Особую политическую остроту эти обсуждения приобретают тогда, когда предметом его становятся трансконтинентальные транспортные коридоры и магистральные трубопроводы. В этом случае все начинают обостренно, с политическим подтекстом, говорить о своих национально-государственных интересах, считая целесообразным строить новые транспортно-экономические системы по диверсификационному варианту [1].
Парадигма диверсификации, конечно же, имеет смысл, если перспектива международного и межгосударственного сотрудничества планируется на основе взаимоисключающих интересов, а, следовательно, конфликтов в будущем [1].
Эту
парадигму можно сделать более
приемлемой, если идти по пути межгосударственной,
межрегиональной и
Парадигма интеграции, как нам кажется, все-таки предпочтительней для международного сообщества транспортников.
Оставляя разрешение противоречивых проблем политикам, профессионалы по транспортным коммуникациям и системам транспортных инфраструктур сейчас имеют все возможности обсудить и затем предложить стратегию создания новой системы взаимодействия государств в рамках данной отрасли экономики [1].
Однако в сообществе транспортников, как Вам известно, нет единства взглядов по основному вопросу – какова должна быть модель взаимодействия. Определенная часть специалистов считает, что надо действовать, опираясь только на транспортные возможности стран-«локомотивов», другая часть специалистов считает, что надо действовать в направлении поиска рентальбельной ниши для каждого государства-субъекта транспортно-экономического процесса.
Доводы сторонников опоры на «локомотивы» имеют, конечно же, определенный и достаточно убедительный смысл, т.к. они опираются на технические возможности вплоть до такого состояния, когда отрасль будет иметь новые виды транспортировки.
Вторая модель развития транспортных сетей основывается на выстраивании системы в виде трансконтинентальных транспортных коридоров и магистральных трубопроводов на Евразийском континенте. Предполагается, что таких коридоров может быть три: Восток-Запад; Север-Юг и вновь возрожденный «Великий шелковый путь».
В контексте вопроса реализации транспортного потенциала Центральной Азии условно можно выделить два взаимосвязанных направления. Первое - это нахождение возможностей для ускорения транспортной интеграции центральноазиатских государств, вывод ее на качественно новый уровень. Второе – разработка и реализация мер по налаживанию транспортного партнерства с ведущими экономическими центрами Евразийского континента, которые одновременно выступают как крупнейшие грузоотправители и грузополучатели [1].
В рамках первого из указанных направлений, а именно, ускорения внутрирегиональной транспортной интеграции, хотелось бы отметить необходимость реализации целого ряда мер экономического и политического характера. На наш взгляд, первоочередным условием фундаментального свойства должно стать контролируемое форсирование мероприятий, направленных на экономическую и промышленную интеграцию стран ЦА, преодоление внутренних диспропорций, дальнейшее развитие торговых связей и создание условий для взаимного инвестирования. Без данного базиса обеспечить полноценное развитие внутрирегиональных транспортных коммуникаций невозможно. Именно разветвленные хозяйственные связи могут подтолкнуть к реальному, а не декларативному сотрудничеству в коммуникационной сфере [1].
В настоящее время подобные усилия предпринимаются в рамках таких региональных интеграционных объединений как ЕврАзЭС и ШОС, однако, они не так эффективны, как хотелось бы. Да, принимаются многочисленные решения, в том числе и на двустороннем уровне, но их практическая реализация пока оставляет желать лучшего. Слабым пунктом является, прежде всего, создание и обеспечение функционирования механизмов реализации принимаемых решений. Кроме того, имеет место наличие скрытого недоверия у сторон, что создает определенные риски для инвесторов. Вместе с тем, потенциал для углубления сотрудничества в экономической сфере очень значителен. Так, согласно последнему прогнозу Азиатского банка развития (АБР), экономика стран Центральной Азии в 2007-2008гг. будет уверенно расти. В 2007 году рост ВВП государств региона будет в диапазоне 7,4-8,6%.
Вторым условием, являющимся во многом технической производной от первого, является реализация мер по повышению качества эксплуатируемых транспортных коммуникаций и предоставляемых услуг, гармонизация законодательно-правовых баз. Необходимо отметить, что в транспортных стратегиях всех государств Центральной Азии создание благоприятной среды для национальных и иностранных грузоперевозчиков присутствуют в качестве ключевого пункта. Важность этого условия осознается всеми, что создает благоприятные предпосылки для активизации диалога на официальном уровне по вопросу гармонизации законодательных и правовых баз, в частности, в сфере тарифов и налогообложения.
Третьим условием развития интеграционных процессов в сфере транспортных коммуникаций является диверсификация доступов к мировым рынкам посредством развития новых маршрутов и коридоров[1].
Развитие
новых маршрутов
К примеру, поставщик из Узбекистана при экспорте продукции в Европу может в идеале воспользоваться пятью вариантами доставки грузов. Первые два варианта представляют собой порты на Каспии – туркменский Туркменбаши и казахский Актау и далее через или Астрахань или страны Южного Кавказа. Третий вариант – железнодорожный и автомобильный маршруты через Казахстан и Россию. Четвертый – через Туркменистан и Северный Иран. Пятый – вариант доставки по воздушным путям сообщения.
Непосредственным следствием диверсификации станет также рост доверия иностранных партнеров и повышение имиджа центральноазиатской коммуникационной системы.
Появление
диверсифицированной, но в то же время,
тесно интегрированной
При рассмотрении этого вопроса главное - избежать его чрезмерной политизации. Диверсификация должна содержать в себе чисто конкурентное экономическое ядро, а не конфронтационное. При этом не стоит бояться рыночной конкуренции, т.к. она является неотъемлемым элементом прогресса, и на определенном этапе траектории развития она может привести к тенденциям налаживания координационных связей, как это часто бывает в бизнесе. Хотелось бы отметить, что сотрудничество в транспортной сфере региона неизбежно, учитывая то, что ни одна из стран Центральной Азии не является полностью самодостаточной в коммуникационном плане [1].
Вторым ключевым направлением по максимальной реализации транспортного и транзитного потенциала Центральной Азии является необходимость налаживания партнерства с ведущими экономическими центрами Евразийского континента, которые одновременно выступают как крупнейшие грузоотправители и грузополучатели. Это в первую очередь Европейский Союз и страны Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего и Ближнего Востока, СНГ. В настоящее время товарооборот между этими ведущими континентальными рынками оценивается в более чем 600 млрд. долларов в год. В виду довольно слабого развития внутриконтинентальных коммуникаций, наличия высоких рисков и более высоких цен на транспортировку львиная доля перевозок осуществляется морским транспортом, в частности, по коммуникациям Индийского океана. Сегодня эти коммуникации являются третьими по значимости в мире, уступая Атлантическому и Тихому океанам. На Индийский океан приходится более 30% мирового грузооборота [1].
Вместе
с тем, принимая во внимание прогнозы
о том, что товарооборот между
Азией и Европой продолжит
в будущем демонстрировать
То, что это может стать проблемой, показывает пример турецких проливов Босфор и Дарданеллы, которые испытывают серьезные трудности с обеспечением транзита увеличивающихся объемов танкерных перевозок российской и казахской нефти [1].
Таким образом, перед Центральной Азией высвечиваются две перспективы: а) перспектива перетягивания на себя части уже идущих сегодня по южному океанскому пути грузопотоков и б) перспектива участия в перевозках будущих дополнительных объемов грузов, которые пойдут по линии Запад-Восток и Север-Юг. Естественным преимуществом Центральной Азии является то, что она занимает географически срединное положение между Западной Европой и Китаем, а также Северной Европой и Ближним Востоком, Южной Азией. Это значительно сокращает время транспортировки грузов по сравнению с океанскими маршрутами, которые с юга вынуждены огибать Евразию.
К примеру, если традиционным морским путем грузы из Азии в Европу доставляются в среднем за 30-35 дней, то по такому маршруту как «Север-Юг», который включает в себя морские и железнодорожные коммуникации Центральной Азии, это можно сделать на 10-12 дней быстрее.
В
этой связи для государств Центральной
Азии актуальной задачей становится
совмещение выгод по временному и
географическому фактору с
Однако
коммуникации Центральной Азии пока
не могут обеспечить абсолютную четкость
работы без сбоев и по надлежащим
ценам в транспортировке
Значительные финансовые выгоды получили бы и сами страны-транзитеры. Как отметил недавно генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота, через государства Организации проходит всего 1% грузов, идущих из Восточной Азии в Западную Европу. В случае если государства-члены ЕврАзЭС возьмут курс на развитие своего транспортного потенциала, то грузопоток может вырасти до 10%, что в денежном исчислении составит миллиарды долларов.
Рассматривая транзитный потенциал Центральной Азии, нельзя не коснуться энергетической сферы с ее трубопроводным и электроэнергетическим сектором. Через Центральную Азию сегодня проходит несколько мощных газо- и нефтепроводов, региональных ЛЭП. Среди них газопроводная сеть «Средняя Азия - Центр» и «Бухара-Урал», нефтепроводы «Атырау-Самара», «Каспийского трубопроводного консорциума» и «Атасу-Алашанькоу».
Информация о работе Перспективы развития Центрально-азиатского экономического сообщества