Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 06:07, реферат
Необходимо отметить, что в силу своей геополитической и геоэкономической зависимости страны центрально-азиатского региона склонны к интеграции друг с другом, главным образом на экономической основе. Их взаимодействие осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках совместного участия в различных межгосударственных объединениях и соглашениях на постсоветском пространстве. Одним из таких объединений является созданное в сентябре 1993 года Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), куда входят Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан.
Целью данного исследования является анализ перспектив дальнейшего развития центрально-азиатского экономического сообщества.
Объектом исследования являются межгосударственные отношения в Центральной Азии.
Введение 3
1. Общее состояние межгосударственных отношений в Центральной Азии 4
2. Центрально-азиатское экономическое сообщество 13
3. Потенциал и перспективы развития центральноазиатского транспортного коридора 17
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ОЦЕНКА РАБОТЫ
РУКОВОДИТЕЛЬ
Хейфец В.Л. | ||||
должность, уч. степень, звание | подпись, дата | инициалы, фамилия |
Курсовая работа |
Перспективы развития Центрально-азиатского экономического сообщества |
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА ГР. | 8731 | Подцыкина И.Г. | |||
подпись, дата | инициалы, фамилия |
Cанкт-Петербург
2011
Содержание
Введение
Необходимо отметить, что в силу своей геополитической и геоэкономической зависимости страны центрально-азиатского региона склонны к интеграции друг с другом, главным образом на экономической основе. Их взаимодействие осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках совместного участия в различных межгосударственных объединениях и соглашениях на постсоветском пространстве. Одним из таких объединений является созданное в сентябре 1993 года Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), куда входят Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан.
Целью данного исследования является анализ перспектив дальнейшего развития центрально-азиатского экономического сообщества.
Объектом исследования являются межгосударственные отношения в Центральной Азии.
Предметом исследования перспективы развития центрально-азиатского экономического сообщества.
Задачи исследования:
-изучение
общего состояния
-
исследование особенностей
- анализ перспектив Центрально-
Работа
строго структурирована и состоит
из введения, трех глав, заключения и
списка использованной литературы.
1. Общее состояние
Почти одновременно с развитием интеграции стран ЦАР между ними выявились серьезные противоречия и разногласия. Это обусловлено следующими моментами [5, С. 88]:
-
усиливающаяся
-
различия в уровнях
- неоднородность стран ЦАР по темпам и методам перехода к демократии и рыночной экономике;
-
политическая нестабильность в
отдельных стран ЦАР,
Можно выделить следующие группы факторов, препятствующих углублению интеграционных процессов в Центральной Азии:
1.Экономические [9, С.90]:
1)
экономический дисбаланс.
Страны | ВВП | Объем про- -о-мышленной
продукции |
Валовая продук-
ция сельского хозяйства |
Объем ин-
вестиций |
Розничный
товарооборот |
Узбекистан | 90,7 | 113 | 91 | 79 | 84,2 |
Казахстан | 61,2 | 49 | 42 | 17 | 14,3 |
Кыргызстан | 60,7 | 58 | 83 | 36 | 41,1 |
Таджикистан | 51,5 | 35 | 76 | - | 0,9 |
Такое
положение приводит к тому, что
вместо взаимодополняемости экономик
этих стран, что имело место в
рамках народнохозяйственного
2)
наличие у четырех республик
ЦАР сходных однобоких
3)
отсутствие у стран ЦАР четких
механизмов осуществления
4) в силу своей экономической и технологической отсталости и острого дефицита финансовых ресурсов страны ЦАР в своей внешнеэкономической политике предпочитают больше взаимодействовать со странами дальнего и ближнего зарубежья, нежели друг с другом. Эту тенденцию, к примеру, выражает сокращение товарооборота между странами ЦАР. Так в 1996 году при устойчивом росте поставок товаров из Казахстана в Узбекистан одновременно почти в два раза уменьшился объем поставок узбекских товаров на внутренний рынок Казахстана. Узбекистан также фактически отказался от импорта некоторых казахстанских товаров, в частности, зерна. Помимо этого участники ЦАЭС ведут довольно острую незримую борьбу за привлечение зарубежных инвестиций.
2. Политические [8, С.111]:
1)
претензии на лидерство в
2)
разногласия по вопросам
Также не получило должного развития и военное сотрудничество между странами ЦАР. Совместное участие военных соединений трех центрально-азиатских государств и России в составе Коллективных миротворческих сил в Таджикистане выявило здесь расхождение интересов. Если Казахстан направил свой миротворческий батальон в Таджикистан для поддержания военного сотрудничества и как некую гарантию получения помощи в случае возникновения угрозы его суверенитета, то Узбекистан использовал присутствие своих воинских частей для углубления своей экспансии. В 1998 году Узбекистан без согласования с другими участниками КМС вывел свой батальон из Таджикистана. Помимо этого некоторые договоренности стран ЦАР типа создания единой системы ПВО не получили своей реализации ввиду отсутствия материальных средств и квалифицированных военных кадров. Создание же единого оборонного пространства осложняется различиями в подходах этих стран к военному строительству. Большим ударом по интеграции в СНГ стало заявление Узбекистана в январе 1999 года о своем выходе из Договора о коллективной безопасности.
3. Геополитические [9, С. 96]:
1)
наличие спорных территорий. Установленные
между странами ЦАР еще в
советское время границы
2) проблемы использования водных ресурсов. Ситуацию в регионе характеризует острый дефицит водных ресурсов, который может привести к конфликтам между государствами, расположенными в верховьях (Киргизии, Таджикистан) и низовьях (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Известно, что время встречи в январе 1997 года глав государств-участников Центрально-азиатского союза была высказана претензия Кыргызстану о том, что он не осуществил сброс воды Нарынского каскада для улучшения водоснабжения аграрных районов Узбекистана. Одной из наиболее «взрывоопасных» зон в Ферганской долине продолжают оставаться граничащие между собой 7 сел Баткенской области Киргизии и 3 кишлака Ходжентской области Таджикистана, жители которых пользуются водой из одного канала. Следует вспомнить, что конфликт здесь имел место в 1989 году [7, С. 101].
В то же время, несмотря на все эти моменты, серьезных конфликтов, ведущих к разрыву отношений и военному противостоянию, между странами Центральной Азии не наблюдается. Более того, в последнее время их отношения значительно нормализовались. Важную роль в этом сыграл фактор угрозы региональной безопасности, вызванной нарастанием терроризма и исламского экстремизма, и необходимости противодействия ей совместными усилиями. Не случайно, что данная проблема была вынесена на повестку дня саммитов глав государств-членов ЦАЭС, прошедших 20-21 апреля этого года в Ташкенте и 14 июня в Душанбе. С другой стороны, на этой волне внутри ЦАЭС значительно наметился приоритет политических отношений над экономическими, причем в ущерб последним. Это нарушает основные принципы ЦАЭС, способствует нарастанию конфликта интересов между странами Центральной Азии и может рано или поздно привести к постепенному распаду данного объединения.
Таким образом, сегодня основным интегрирующим фактором в Центральной Азии является обеспечение региональной и национальной безопасности. Именно он сдерживает участников ЦАЭС от обострения отношений друг с другом. Хотя, не исключено, что по мере снижения уровня угрозы региональной безопасности все имеющиеся между странами ЦАР противоречия так или иначе будут проявляться [9, С. 88].
В геополитическом отношении ЦАР испытывает серьезное воздействие со стороны России, Китая и стран Среднего Востока (Афганистан, Иран, Пакистан, Турция), так или иначе определяющее внутреннюю и внешнюю политику его государств. Во многом необходимость вхождения в мировое сообщество и привлечения иностранных инвестиций для развития национальной экономики предопределили многовекторный внешнеполитический курс стран ЦА. Исключение здесь составили только Туркменистан, занявший позицию изоляции от внешнего мира, и Таджикистан, ориентированный на Россию в силу присутствия на его территории военных частей РФ.
Информация о работе Перспективы развития Центрально-азиатского экономического сообщества