Перспективы развития Центрально-азиатского экономического сообщества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 06:07, реферат

Описание работы

Необходимо отметить, что в силу своей геополитической и геоэкономической зависимости страны центрально-азиатского региона склонны к интеграции друг с другом, главным образом на экономической основе. Их взаимодействие осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках совместного участия в различных межгосударственных объединениях и соглашениях на постсоветском пространстве. Одним из таких объединений является созданное в сентябре 1993 года Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), куда входят Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан.
Целью данного исследования является анализ перспектив дальнейшего развития центрально-азиатского экономического сообщества.
Объектом исследования являются межгосударственные отношения в Центральной Азии.

Содержание

Введение 3
1. Общее состояние межгосударственных отношений в Центральной Азии 4
2. Центрально-азиатское экономическое сообщество 13
3. Потенциал и перспективы развития центральноазиатского транспортного коридора 17
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Перспективы развития Центрально-азиатского экономического сообщества.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 
ОЦЕНКА РАБОТЫ

РУКОВОДИТЕЛЬ

        Хейфец В.Л.
должность, уч. степень, звание   подпись, дата   инициалы, фамилия
 
Курсовая  работа
Перспективы развития Центрально-азиатского экономического сообщества
 
 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА

СТУДЕНТКА ГР. 8731       Подцыкина И.Г.
      подпись, дата   инициалы, фамилия
 
 
 

Cанкт-Петербург

2011

 

Содержание

 

Введение 

    Необходимо  отметить, что в силу своей геополитической  и геоэкономической зависимости  страны центрально-азиатского региона  склонны к интеграции друг с другом, главным образом на экономической  основе. Их взаимодействие осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках совместного участия в различных межгосударственных объединениях и соглашениях на постсоветском пространстве. Одним из таких объединений является созданное в сентябре 1993 года Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), куда входят Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан.

    Целью данного исследования является анализ перспектив дальнейшего развития центрально-азиатского экономического сообщества.

    Объектом  исследования являются межгосударственные отношения в Центральной Азии.

    Предметом исследования перспективы развития центрально-азиатского экономического сообщества.

    Задачи  исследования:

    -изучение  общего состояния межгосударственных  отношений в Центральной Азии;

    - исследование особенностей Центрально-азиатского экономического сообщества;

     - анализ перспектив Центрально-азиатского  экономического сообщества.

    Работа  строго структурирована и состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы. 

 

1. Общее состояние межгосударственных  отношений в Центральной Азии 

    Почти одновременно с развитием интеграции стран ЦАР между ними выявились серьезные противоречия и разногласия. Это обусловлено следующими моментами [5, С. 88]:

    - усиливающаяся разнонаправленность  и несовместимость экономических,  политических и военно-стратегических интересов стран Центральной Азии;

    - различия в уровнях экономического  развития государств ЦАР, их  торгово-экономических связей, обеспеченности  сырьем, продовольствием и т.д.;

    - неоднородность стран ЦАР по  темпам и методам перехода к демократии и рыночной экономике;

    - политическая нестабильность в  отдельных стран ЦАР, создающая  предпосылки для  военно-политической  конфронтация между некоторыми  из них.

    Можно выделить следующие группы факторов, препятствующих углублению интеграционных процессов в Центральной Азии:

    1.Экономические [9, С.90]:

    1) экономический дисбаланс. Страны-участницы  ЦАЭС заметно отличаются друг  от друга по методам, темпам  и направлениям экономического  развития. Существенные различия  между ними имеются и по  экономическим показателям. Об этом в частности свидетельствуют данные Статистического комитета СНГ  (в %) на 1998 год : 
 
 
 
 
 

Страны   ВВП Объем про-  -о-мышленной 

продукции 

Валовая продук-

ция сельского 

хозяйства

Объем ин-

вестиций

Розничный

товарооборот

Узбекистан    90,7         113           91        79        84,2
Казахстан    61,2         49           42        17        14,3
Кыргызстан    60,7         58           83        36        41,1
Таджикистан    51,5         35           76         -        0,9
 

    Такое положение приводит к тому, что  вместо взаимодополняемости экономик этих стран, что имело место в  рамках народнохозяйственного комплекса  СССР, зачастую наблюдается экономический  диктат одних республик над другими. Так, Узбекистан, используя свое монопольное положение по добыче и разработке природного газа в регионе, поставляет Казахстану и Киргизии газ по ценам выше мировых;

    2) наличие у четырех республик  ЦАР сходных однобоких экономик, отличающихся сырьевой направленностью,  также не позволяет им взаимно дополнять друг друга. Кроме того, данное обстоятельство создает  между этими странами соперничество за рынки сбыта своей продукции;

    3) отсутствие у стран ЦАР четких  механизмов осуществления взаиморасчетов  между хозяйственными субъектами, режима свободной торговли в их торгово-экономических отношениях, а также наличие существенных расхождений в валютной, налоговой и таможенной политике. Подобное обстоятельство привело, например, к частому возникновению между данными странами «таможенных» войн. Так, в начале 1999 года правительство Казахстана установило 200% пошлины на импорт некоторых видов товаров из Кыргызстана и Узбекистана, обосновав эту меру необходимостью поддержки отечественных товаропроизводителей. В январе текущего года правительство Узбекистана постановило, что все грузовые автомобили, следующие через территорию республики, должны вносить пошлину в размере 300 долларов США;

    4) в силу своей экономической  и технологической отсталости  и острого дефицита финансовых  ресурсов страны ЦАР в своей внешнеэкономической политике предпочитают больше взаимодействовать со странами дальнего и ближнего зарубежья, нежели друг с другом. Эту тенденцию, к примеру, выражает сокращение товарооборота между странами ЦАР. Так в 1996 году при устойчивом росте поставок товаров из Казахстана в Узбекистан одновременно почти в два раза уменьшился объем поставок узбекских товаров на внутренний рынок Казахстана. Узбекистан также фактически отказался от импорта некоторых казахстанских товаров, в частности, зерна. Помимо этого участники ЦАЭС ведут довольно острую незримую борьбу за привлечение зарубежных инвестиций.

    2. Политические [8, С.111]:

    1) претензии на лидерство в регионе.  Особенно в этом направлении  преуспел Узбекистан, превосходящий  другие страны ЦАР по своему  экономическому и оборонному потенциалу. Хотя некоторые проявления в этом плане не чужды и лидерам других государств;

    2) разногласия по вопросам интеграции  в СНГ. Если Казахстан и Кыргызстан  заинтересованы в углублении  интеграции с другими станами  СНГ, в первую очередь с Россией, то Узбекистан одно время придерживался политики региональной изоляции. В связи с этим президент Узбекистана Ислам Каримов негативно встретил подписание 29 марта 1996 года Россией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном  Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и создании Таможенного союза. С другой стороны, судя потому, что Казахстан и Кыргызстан пошли на этот союз, они были явно неудовлетворены работой и перспективой Центрально-азиатского союза. Таджикистан, хотя и входит в ЦАЭС, все же больше ориентирован на Россию. Полную дистанциированность от интеграционных процессов как в СНГ, так и ЦАР проявляет Туркменистан.

    Также не получило должного развития и военное  сотрудничество между странами ЦАР. Совместное участие военных соединений трех центрально-азиатских государств и России в составе Коллективных миротворческих сил в Таджикистане выявило здесь расхождение интересов. Если Казахстан направил свой миротворческий батальон в Таджикистан для поддержания военного сотрудничества и как некую гарантию получения помощи в случае возникновения угрозы его суверенитета, то Узбекистан использовал присутствие своих воинских частей для углубления своей экспансии. В 1998 году Узбекистан без согласования с другими участниками КМС вывел свой батальон из Таджикистана. Помимо этого некоторые договоренности стран ЦАР типа создания единой системы ПВО не получили своей реализации ввиду отсутствия материальных средств и квалифицированных военных кадров. Создание же единого оборонного пространства осложняется различиями в подходах этих стран к военному строительству. Большим ударом по интеграции в СНГ стало заявление Узбекистана в январе 1999 года о своем выходе из Договора о коллективной безопасности.

      3. Геополитические [9, С. 96]:

    1) наличие спорных территорий. Установленные  между странами ЦАР еще в  советское время границы определялись  исходя из административных и  экономических факторов и без  учета реального национально-культурного  положения. Данное обстоятельство  содержит потенциальную опасность возникновения территориальных споров. Прецедент в этом плане проявился во время начавшегося в январе этого года конфликте между Узбекистаном и Казахстаном относительно территории прохождения линии границы между ними;

    2) проблемы использования водных ресурсов. Ситуацию в регионе характеризует острый дефицит водных ресурсов, который может привести к конфликтам между государствами, расположенными в верховьях  (Киргизии, Таджикистан) и низовьях (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Известно, что время встречи в январе 1997 года глав государств-участников Центрально-азиатского союза была высказана претензия Кыргызстану о том, что он не осуществил сброс воды Нарынского каскада для улучшения водоснабжения аграрных районов Узбекистана. Одной из наиболее «взрывоопасных» зон в Ферганской долине продолжают оставаться граничащие между собой 7 сел Баткенской области Киргизии и 3 кишлака Ходжентской области Таджикистана, жители которых пользуются водой из одного канала. Следует вспомнить, что конфликт здесь имел место в 1989 году [7, С. 101].

    В то же время, несмотря на все эти  моменты, серьезных конфликтов, ведущих  к разрыву отношений и военному противостоянию, между странами Центральной  Азии не наблюдается. Более того, в  последнее время их отношения  значительно  нормализовались. Важную роль в этом сыграл фактор угрозы региональной безопасности, вызванной нарастанием терроризма и исламского экстремизма, и необходимости противодействия ей совместными усилиями. Не случайно, что данная проблема была вынесена на повестку дня саммитов глав государств-членов ЦАЭС, прошедших 20-21 апреля этого года в Ташкенте и 14 июня в Душанбе. С другой стороны, на этой волне внутри ЦАЭС значительно наметился приоритет политических отношений над экономическими, причем в ущерб последним. Это нарушает основные принципы ЦАЭС, способствует нарастанию конфликта интересов между странами Центральной Азии и может рано или поздно привести к постепенному распаду данного объединения.

    Таким образом, сегодня основным интегрирующим  фактором в Центральной Азии является обеспечение региональной и национальной безопасности. Именно он сдерживает участников ЦАЭС от обострения отношений друг с другом. Хотя, не исключено, что по мере снижения уровня угрозы региональной безопасности все имеющиеся между странами ЦАР противоречия так или иначе будут проявляться [9, С. 88].

    В геополитическом отношении ЦАР  испытывает серьезное воздействие  со стороны России, Китая и стран  Среднего Востока (Афганистан, Иран, Пакистан, Турция), так или иначе определяющее внутреннюю и внешнюю политику его государств. Во многом необходимость вхождения в мировое сообщество и привлечения иностранных инвестиций для развития национальной экономики предопределили многовекторный внешнеполитический курс стран ЦА. Исключение здесь составили только Туркменистан, занявший позицию изоляции от внешнего мира, и Таджикистан, ориентированный на Россию в силу присутствия на его территории военных частей РФ.

Информация о работе Перспективы развития Центрально-азиатского экономического сообщества