Перспективы развития Центрально-азиатского экономического сообщества

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 06:07, реферат

Описание работы

Необходимо отметить, что в силу своей геополитической и геоэкономической зависимости страны центрально-азиатского региона склонны к интеграции друг с другом, главным образом на экономической основе. Их взаимодействие осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках совместного участия в различных межгосударственных объединениях и соглашениях на постсоветском пространстве. Одним из таких объединений является созданное в сентябре 1993 года Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), куда входят Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан.
Целью данного исследования является анализ перспектив дальнейшего развития центрально-азиатского экономического сообщества.
Объектом исследования являются межгосударственные отношения в Центральной Азии.

Содержание

Введение 3
1. Общее состояние межгосударственных отношений в Центральной Азии 4
2. Центрально-азиатское экономическое сообщество 13
3. Потенциал и перспективы развития центральноазиатского транспортного коридора 17
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

Перспективы развития Центрально-азиатского экономического сообщества.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

    В то же время ряд факторов сдерживает развитие стран ЦАР на пути к демократии и экономическому прогрессу. В политическом отношении во всех центрально-азиатских республиках установился режим сильного президентского правления с ярко выраженным авторитарным характером. Во многом этому способствовало сохранение здесь власти прежней советской партийно-государственной элиты. Кроме того, в странах ЦАР недостаточно развиты гражданское общество и его институты. В обществе сохраняются традиционные пережитки: патернализм населения, общинность, влияние фактора родоплеменного деления и т.д. В экономическом отношении у республик ЦАР наблюдается сырьевая направленность экономики, отсутствие необходимых материально-технических средств, соперничество между собой за рынки сбыта своей продукции и привлечение зарубежных инвестиций, дефицит земельных и водных ресурсов.

    С учетом развития ситуации в мире, в  ближайшем геополитическом окружении  и внутри самих стран Центральной  Азии можно предположить следующий  сценарий развития региона в обозримом  будущем.

    Очевидно, что определенное воздействие на страны ЦАР окажут события в ряде зарубежных государств, ознаменовавшиеся сменой власти (США, Россия, ФРГ, Пакистан, Турция, Сирия, Индонезия и др.). Здесь наблюдается не просто смена руководящих лиц, а замена настроенной консервативно и несоответствующей современным реалиям элиты новой генерацией политиков, отличающихся прагматизмом и государственностью. Скорее всего, по примеру этих государств, а главное под влиянием некоторых из них, особенно России, произойдет смена элит и в странах ЦАР.

    Правящая  же ныне элита показала себя не способной за все годы независимости вытащить свои страны из затяжного кризиса, приблизиться к международным стандартам в области экономики и политики, а также безболезненно для себя и общества принять новые условия развития. Решению этих вопросов она предпочла проведение различных мероприятий (референдумы по продлению полномочий, сфальсифицированные и безальтернативные выборы, частые изменения Конституции и т.д.), направленных на сохранение и расширение полномочий своей власти. В результате такой политики практически во всех странах ЦАР наблюдаются реальные угрозы возникновения жесткого противостояния власти и оппозиции, острых столкновений внутри самой правящей элиты, социальных конфликтов и проявлений политико-религиозного экстремизма. Противопоставить нарастанию такой тенденции дестабилизации общества и государства в ЦАР можно только смену элит [9, С. 95].

    Судя  по всему, на грани такой ситуации сегодня находятся Киргизия. Внутри страны происходит жесткое противостояние власти и оппозиции. Сильное давление республика испытывает и со стороны Запада, что может сказаться на снижении уровня кредитов и инвестиций. В этих условиях, не исключено, что либо Президент Акаев уйдет с политической сцены, объявив о досрочных президентских выборах, при этом обеспечив предоставление себе необходимых условий и гарантий для дальнейшего существования, либо постарается передать власть по российскому образцу.

      Контроль  России за ситуацией в Таджикистане может привести и здесь к смене  власти, но уже под прямым воздействием внешнего - российского - фактора. Здесь можно предположить, что под давлением России президент Эмомали Рахмонов уходит в отставку, передав власть ставленнику РФ.

    В Туркменистане также вряд ли долго  будет сохраняться власть Сапармурата  Ниязова. Поскольку внутри страны нет оснований, угрожающих действующей власти, то ее изменения могут быть вызваны только давлением из вне. Основным влияющим здесь фактором является расширение в последнее время отношений Туркменистана с Россией, что свидетельствует о частичном отказе Туркменбаши от своего изоляционистского внешнеполитического курса - одного из важных условий сохранения власти в тоталитарных и авторитарных режимах. По мере нарастания экономической зависимости Туркменистана от РФ неизбежно будет происходить и корректировка его политического курса. Не исключено также, что со временем Туркменистан подвергнется угрозам из Афганистана, что побудит его окончательно снять свой «железный занавес». В этих условиях Туркменбаши вполне может под воздействием России передать власть, ссылаясь на возраст, здоровье и т.п., потенциальному ставленнику РФ. Хотя, с другой стороны, пока что он  устраивает Россию своим предпочтением поддерживать с ней отношений на двусторонней основе, а не в рамках межгосударственных объединений, чем больше сближается с ней.

    Дольше  всех в ЦАР может продержаться у власти президент Узбекистана  Ислам Каримов, который очень  быстро уловил изменения политического  порядка в мире и СНГ и сумел  адаптироваться к ним с определенными  выгодами для себя. Но рано или поздно и ему в силу хотя бы личностно-физических обстоятельств придется искать себе преемника и передавать власть ему [6, С.111].

    С приходом к власти в странах ЦАР  новой элиты, очевидно, произойдет существенная либерализация политических и социально-экономических отношений. Новой власти как некогда будет необходимо приобрести легитимный статус в глазах населения своих стран и международного сообщества. Поэтому от нее следует ожидать проведение радикального курса экономических реформ, направленного на решение наиболее острых социально-экономических проблем и подъем благосостояния населения. В политическом же плане здесь не стоит ожидать мгновенного перехода к демократии по западному образцу вследствие азиатской ментальности общества в ЦАР. Скорее всего, это будет правление на уровне Турции или Южной Кореи в сочетании с элементами политической системы России. Возможно, что процессы, связанные со сменой элит в станах Центральной Азии, произойдут до 2010 года.

    С достижением внутриполитической стабильности в странах ЦАР, связанного с приходом к власти здесь политиков новой формации, дальнейшее развитие региона, так или иначе будет зависеть уже от внешних факторов.

 

2. Центрально-азиатское экономическое сообщество 

    Международное сообщество Центральная Азия привлекает не только богатыми сырьевыми запасами, но и своим ключевым положением в сердце Евразийского континента, что дает возможность реализовать новые трансконтинентальные транспортные коридоры по маршрутам Запад-Восток, Север-Юг и сформирует новую геополитическую реальность ХХ1 века. Разрушение экономических связей в рамках СНГ, стимулировало двустороннее и многостороннее сотрудничество между странами Центральной Азии. Был сформирован Центрально-азиатский союз (ЦАС), преобразованный позже в Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), членами которого стали Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан [2, С.99]

    Центральноазиатское экономическое сообщество (до июля 1998 г. именовалось Центральноазиатским  союзом) образовано на основе Договоров  между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном о создании экономического союза ( 1993 г.) и единого экономического пространства (1994 г.). В марте 1998 г. к этому объединению присоединился Таджикистан.

    Координирующим  органом ЦАЭС является Межгосударственный Совет (на уровне президентов), функционируют советы премьер-министров, министров иностранных дел и обороны, а также Исполнительный комитет как постоянно действующий рабочий орган Межгоссовета. Председательство в Межгоссовете и его органах осуществляется на ротационной основе.

    Странами-участницами  Сообщества учреждены: Центральноазиатский  банк сотрудничества и развития, Межгосударственный совет по проблемам Аральского моря, а также комиссии по проблематике ЦАЭС.

    В рамках ЦАЭС подписано более 160 многосторонних документов о сотрудничестве, принято свыше 50 экономических проектов. Рассматриваются возможности создания ряда транснациональных компаний и финансово-промышленных групп, единого аграрного рынка, введения полной взаимной конвертируемости национальных валют.

    Основными целями и задачами ЦАЭС являются [3, С.101]:

    - осуществление эффективного сотрудничества  в политической, экономической, научно-технической, природоохранной, культурно- гуманитарной сферах, а также в деле обеспечения региональной безопасности и стабильности;

    - оказание взаимной поддержки  в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности государств-членов; - борьба с региональной и транснациональной преступностью,

    особенно  с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, незаконной миграцией и терроризмом;

    - осуществление согласованных усилий  в поэтапном формировании единого экономического пространства;

    - взаимодействие по созданию общей  инфраструктуры объединенных транспортно-коммуникационных и энергетических систем;

    - проведение согласованной политики  в области пограничного и таможенного контроля;

    - осуществление сотрудничества в  области тарифной политики;

    - проведение скоординированных и  согласованных действий в области рационального и взаимовыгодного использования водных объектов, водно-энергетических ресурсов и водохозяйственных сооружений;

    - содействие росту духовного потенциала  народов государств-членов ЦАЭС через развитие сотрудничества в области культуры, науки и техники, образования, спорта и туризма;

    - развитие сотрудничества по другим представляющим взаимный интерес. направлениям,

    Создана в 2002 году. Заявленные цели — взаимодействие в политической, экономической, научно-технической, природоохранной, культурно-гуманитарной сферах, оказание взаимной поддержки в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности государств-членов ЦАС, проведение согласованной политики в области пограничного и таможенного контроля, осуществление согласованных усилий в поэтапном формировании единого экономического пространства.

    Первоначальные  члены ЦАЭС — Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан [7, С.112].

    18 октября 2004 года в Душанбе на  саммите ЦАЭС Владимир Путин  подписал протокол о присоединении  России к этой организации. На саммите была подтверждена безусловно главенствующая роль, которая будет принадлежать России как инвестиционному донору и посреднику в разрешении конфликтных ситуаций. Россию пригласили в ЦАЭС по инициативе президента Узбекистана Ислама Каримова.

    6 октября 2005 в Санкт-Петербурге на саммите ЦАЭС было принято решение объединить ЦАЭС с ЕврАзЭС.

    По  мнению некоторых наблюдателей[источник не указан 923 дня], ЦАЭС фактически никак  себя не проявило и не реализовало  ни одной из намеченных целей.

    Таким образом, развитие ситуации в Центрально-азиатском регионе хотя бы в первой половине текущего столетия будут определяться двумя основными моментами [9, С.98]:

    1) сменой прежних консервативных  правящих элит в странах ЦАР  и их заменой политиками новой  формации, отличающихся прагматизмом и умением адаптации к меняющемуся миру.

    2) установлением новых правил геополитической  игры внутри и вокруг Центральной  Азии, определенных кардинальными  изменениями внутри- и внешнеполитического  курса тех или иных государств.

    В силу влияния этих двух тенденций на политические, экономические, социальные процессы в ЦАР вероятно, что в течении XXI века произойдут следующие важные для стран данного региона изменения:

    1. Под воздействием интеграционных  процессов в Европе (ЕС), СНГ (Россия-Беларусь) и Азии (Северная и Южная Корея, Китай-Монголия, Китай-Тайвань) аналогичные настроения охватят и страны ЦАР. Вполне можно ожидать расширение двусторонних отношений Казахстана и Киргизии. Возможно, что основа этого объединения уже заложена, причем в силу не только прежних и нынешних политических, хозяйственных и культурных связей и геополитической близости двух государств, но и родственных отношений их президентов.

    2. Роль России в ЦАР будет  доминирующей. В основном эта  зависимость будет носить военно-политический характер. Не исключается вероятность того, что посредством влияния на всевозможные интриги и противоречия внутри правящих элит этих стран России удастся установить здесь полностью подконтрольные марионеточные режимы.

    3. России так или иначе придется  разделить сферы влияния в  ЦАР с Китаем, который станет  ведущим участником международных  отношений в условиях нового  мирового порядка.  

        4. Роль США в развитии общественно-политических  процессов в Центральной Азии  будет сильно ограничена доминирующим положением России и присутствием Китая в регионе. Наибольшие возможности экономического сотрудничества со странами ЦАР будут иметь европейские страны, у которых есть шанс использовать соперничество между РФ и США в свою пользу.

Информация о работе Перспективы развития Центрально-азиатского экономического сообщества