Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:44, курсовая работа
Экономическая теория прежде всего отражает закономерности функционирования экономики. Через категории, к примеру, равновесной цены, предельных издержек, моделей роста и другие она характеризует определенные устойчивые связи, свойственные рыночной экономической системе. Однако рыночная экономика со всеми ее чертами существовала не всегда. Как и всякая другая система, она прошла известный путь развития, который экономическая теория также должна иметь в виду.
1. Этапы развития экономической системы……………………………………….…...4
2. Объективные предпосылки переходных состояний………………………………...…4
3. Переходность как состояние современного мирового сообщества………………..5
4. О понятии «переходная экономика»………………………………………………….6
5. Плановая экономика — одна из альтернатив XX в……………………………………..7
6. Теория «Рыночного социализма» и теория Д. М. Кейнса………………………….….8
6.1. Теория «Рыночного социализма»…………………………………………....8
6.2. Теория Д. М. Кейнса………………………………………………………….9
7. История социалистической идеи…………………………………………….………11
8. Экономическая теория Карла Маркса…………………………………………….…12
9. Плановая экономика как воплощение социалистической идеи……………………....14
10. Основные характерные черты плановой экономики……………………………....16
11. Советская экономика до начала «перестройки»…………………………………...17
12. Кризис плановой экономики и необходимость перехода к другой системе…….23
13. Крах советской экономики на рубеже 80 — 90-х годов…………………………..24
13.1. «Перестройка» экономики………………………………………………….24
14. Уроки советского опыта…………………………………………………………….25
15. Сущность переходного периода…………………………………………………….28
16. Специфика переходного процесса в российской экономике………………………...29
17. Институциональные преобразования………………………………………………30
18. Условия характеризующие завершение переходного процесса………………….32
19. Концепции переходной экономики………………………………………………...34
19.1. Концепция градуализма или эволюционный путь к рыночной экономике....34
19.2. «Рыночный социализм» как разновидность эволюционного пути перехода к рынку………………………………………………………………………………………….35
19.3. «Шоковая терапия» или вариант радикального перехода к рынку……...36
19.4. «Шоковая терапия» в России и постсоциалистических странах……………….37
20. Цели постсоциалистической трансформации……………………………………...38
21. Российская модель социальной рыночной экономики……………………………40
22. Главные задачи рыночных преобразований……………………………………….…….42
23. Либерализация экономики………………………………………………………….43
23.1. Внутриэкономическая либерализация……………………………………....43
23.2. Внутриэкономическая либерализация в России и в других странах с переходной экономикой…………………………………………………………………44
23.3. Противоречия внутриэкономической либерализации………………………….45
23.4. Противоречия внутриэкономической либерализации и в России и в других странах с переходной экономикой……………………………………………………...45
23.5. Либерализация внешнеэкономических отношений……………………………….46
23.6. Либерализация внешнеэкономических отношений в России…………………….46
24. Изменение структуры собственности в переходной экономике……….……..47
24.1. Разгосударствление — основное содержание преобразований собственности……………………………………………………………………………47
24.2. Самоуправление…………………………………………………….…...….48
24.3. Приватизация и демонополизация……………………………………...…49
24.4. Формы и методы приватизации………………………………………….52
24.5. Приватизация в постсоциалистических странах………………………..55
24.6. Приватизация в России…………………………………………………...58
24.7. Необходимость реформирования предприятий………………………...63
24.8. Реформа предприятий в России………………………………………….63
24.9. Аграрная реформа в России……………………………………………...65
25. Макроэкономическое неравновесие и пути его преодоления………………..67
25.1. Содержание макронеравновесия и его особенности в переходной экономике……………………………………………………………………………...67
25.2. Основные формы макронеравновесия в переходной экономике………....68
26. Макроэкономическая (финансовая) стабилизация……………………………………69
27. Интеграция в мировую экономику……………………………………………….71
28. Трансформационный спад – его сущность и природа…………………………..72
29. Транформационный спад в российской переходной экономике…………………75
30. Отличие трансформационного спада от циклического кризиса………………..75
31. «Негативная» адаптация и «депрессивная» стабилизация……………………...76
32. Экономическая динамика в период трансформации в России и в других постсоциалистических странах……………………………………………………….78
33. Специфика Российской ситуации применения стабилизационных программ. Характеристики кризиса в России конца 80-х — начало 90-х годов XX столетия и мероприятия, предпринимаемые для выхода из него……………………………….80
34. Роль государства в переходной экономике………………………………………...84
34.1. Роль государственного регулирования экономики…………………………....84
34.2. Функции государственного регулирования экономики……………...…85
34.3. Средства государственного регулирования экономики………………...86
34.4. Институты государственного регулирования переходной экономики……….87
35. Итоги, проблемы, перспективы развития России и стран СНГ………………………..87
35.1. Выбор модели развития России…………………………………………..87
35.2. Перспективы СНГ…………………………………………………………90
36. Список используемой литературы………………………………………………..94
Следует подчеркнуть и то, что о переходной экономике возможно говорить при любой классификации общественной эволюции: будь то три ступени (традиционная, рыночная и будущая экономика), рассматриваемые нами, или способы производства по критерию формационного подхода, или общественные формации по социально-политическому критерию и т. п. При любом выделении ступеней сохраняется цикличность их развития, а следовательно, и конституирование особых переходных состояний.
3. Переходность как состояние современного мирового сообщества
Рубеж тысячелетий обнаруживает переходное состояние на новом уровне. С точки зрения смены доминирующего фактора, на первый план выдвигается человек (труд). Если прежде человек выступал как элемент, подчиненный природе, а в индустриально-рыночной системе — вещественному богатству, то в будущем обществе творческая деятельность человека на основе научного знания превращается в определяющий элемент функционирования и развития общества. Сегодня подобные признаки проявляются в повышении роли, ответственности работника за эффект его деятельности, контроля за ходом производственного процесса, значения квалификации работников. Возрастает роль вложений в «человеческий капитал», развиваются новые формы мотивации в труде и т.д. С точки зрения изменения характера связи заметна тенденция к возрастанию роли прямых информационных связей в отличие от рыночного хозяйства, где информационную функцию выполняют связи косвенные (рыночные). Не случайно будущее общество получило название информационного.
Вышеуказанное характеризует тенденции, ярко проявляющиеся в наиболее развитых странах современного мира. В целом же, в силу неодинакового уровня развития различных стран, переходность в современном мировом сообществе оказывается более сложной, многогранной. Во-первых, это вышеназванные «постиндустриальные» тенденции. Во-вторых, усилившиеся интеграционные процессы, проявляющиеся во все более разветвленных мировых связях; создание различного рода объединений континентального и межконтинентального масштаба; ускорение развития относительно «слабых» стран. В-третьих, растущее преодоление «разноуровневости» в развитии стран, происходящее на основе ускоренного индустриального развития «отставших» стран и глобализации рыночных отношений.
Эти черты характеризуют сегодня развитие всех стран мирового сообщества, в рамках которого, однако, выделяется несколько разнородных групп. Одна — это страны-лидеры, демонстрирующие в наибольшей степени тенденции движения к постиндустриальному (информационному) обществу. Другая — это страны, называемые в недавнем прошлом «развивающимися». Наконец, в 90-е годы сформировалась особая группа (бывших социалистических) стран, «стартом» переходных процессов в которых стал «уход» от плановой экономики.
4. О понятии «переходная экономика»
Сложность, многогранность переходного состояния в современном мире обусловливает и неоднозначность термина «переходная экономика». Как отмечалось, все страны мирового сообщества находятся в известном переходном состоянии и в подобном широком смысле вся мировая экономика сегодня — это «переходная экономика». Однако внутри нее есть несколько разновидностей переходных экономик. Практически, когда речь идет о переходной экономике, она понимается в таком, более узком смысле. В подобном смысле «переходная экономика» есть экономика и страновая: мы говорим о переходной экономике России, Украины, Литвы, Польши, Чехии и т.д. Важно при этом помнить, что страновая переходная экономика (так она будет пониматься в дальнейшем изложении) — частица глобального переходного состояния мирового сообщества. Это означает, что, например, переходная экономика России заключает в себе, во-первых, черты своей индивидуальной страновой специфики; во-вторых, черты, общие с однородными процессами в других бывших социалистических странах; в-третьих, некоторые общие черты с переходными процессами в развивающихся странах (преобразование государственной собственности, глобализация рыночных отношений и др.); в-четвертых, — что очень важно, — и глобальные черты переходности к постиндустриальному обществу.
Игнорирование последнего момента означало бы фактически как бы исключение российской экономики из единого потока мирового развития, что вряд ли правомерно.
5. Плановая экономика — одна из альтернатив XX в.
Рубеж XIX—XX вв. обнаружил кризис рыночной экономики. Смысл его состоял в том, что рыночный механизм, вопреки представлениям о его роли и А. Смита, и А. Маршалла, оказался неспособен обеспечить саморегулирование развития общества. Глобальным проявлением этого кризиса явилась первая мировая война.
Недостаточность рыночного саморегулирования на основе «невидимой руки»1 потребовала обратиться к помощи «руки» достаточно видимой и осязаемой — государственному регулированию. В теории в связи с этим сложились три версии. Первая — государственное регулирование самих рыночных отношений — уходила корнями к концепции В. Парето и развивалась его учеником Э. Баронэ, О. Ланге и др. Эта версия получила наименование «рыночного социализма». Вторая — государственное регулирование как известное дополнение к рыночному механизму. Подобная концепция была выдвинута Д. Кейнсом. Третья — государственное управление хозяйством без использования рыночных отношений. Такая концепция была подробно обоснована в теории К. Маркса, тип принудительно направляемого хозяйства рассматривался в трудах П. Струве, В. Ойкена. Все эти три альтернативные модели получили то или иное применение в различных странах в XX в.
Универсальное распространение социалистической доктрины именно в XIX—XX вв. имеет глубокие корни. Во-первых, социализм явился реакцией на угнетение, нищету и бесправие большей части населения, которые сопровождали становление современного промышленного общества. Например, из классической русской и западноевропейской литературы нам известно, какие бедствия переживали простые люди в ту эпоху. Помимо угнетения населения в западных странах, капитализм нес еще более жестокое порабощение жителям колониальных государств. Во-вторых, начиная примерно с середины XIX в. и вплоть до последних десятилетий развитые страны благодаря невиданному в мировой истории взлету научного знания переживали духовный феномен безграничной веры в человеческий разум.
1Адам Смит (1723–1790) был глубоко убеждён, что экономика будет функционировать наилучшим образом, если исключить любые формы государственного вмешательства, предоставив рыночному механизму возможность саморегулирования по принципу «невидимой руки» в условиях достаточно острой конкуренции. «Невидимой рукой» А. Смит называл те экономические силы, которые мы сегодня называем спросом и предложением. Принцип «невидимой руки» — классический принцип экономического поведения участников рыночного процесса по обмену результатами своего труда на взаимовыгодных, эквивалентных началах. Участники этого процесса, преследуя личные экономические интересы, при этом более действенным образом служат интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремятся служить им.
Модель «рыночного социализма» — теоретическая концепция и экономическая политика, направленная на переход от административно-командной системы к рыночной при сохранении господствующего положения государственной собственности и плановых механизмов управления экономикой.
В соответствии со своим идейно-теоретическим содержанием «рыночный социализм» предполагает построение социалистической экономики путём модификации традиционной схемы свободной рыночной конкуренции за счёт её дополнения отдельными элементами планового хозяйства. Теория «Рыночного социализма» направлена на дальнейшее развитие моделей «конкурентного социализма», рассматривает социалистическую экономику как вид товарно-денежного хозяйства, функционирующего по законам рыночной конкуренции, содержит отказ от революционного перехода от капитализма к социализму и планового ведения хозяйства.
Важнейшее положение теории «рыночного социализма» представляет собой отождествление рациональных пропорций производства и распределения с теми пропорциями, которые стихийно складываются под воздействием свободной игры спроса и предложения и неконтролируемых колебаний цен, критерии рынка возводятся в ранг единственно возможных объективных критериев экономической деятельности. В этой теории основой хозяйственного механизма является стихийный рынок, дополненный государственным воздействием на экономику в форме долгосрочного экономического программирования или индикативного планирования, используются традиционные для теории и практики государственно-
Высшей формой государственного регулирования является капиталистическая экономическая интеграция — процесс хозяйственно-экономического объединения капиталистических стран, принимающий форму межгосударственных соглашений, направленных прежде всего на удовлетворение интересов крупных и крупнейших монополий. Капиталистическая экономическая интеграция может принимать различные формы: 1) создание зоны свободной торговли, где отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего снимаются таможенные пошлины; 2) таможенный союз — предусматривает наряду с отменой внешнеторговых ограничений установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран; 3) более сложная форма — экономический союз, дополняющий таможенную интеграцию соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики — наиболее полно эта форма воплотилась в создании Европейского экономического союза.
Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) — основатель теории эффективного спроса (кейнсианство, теория регулируемого капитализма) — её идея состоит в том, чтобы через стимулирование спроса воздействовать на производство и предложение товаров, сократить безработицу. Центральная проблема кейнсианства — факторы определяющие уровень и динамику национального дохода. Эти факторы рассматриваются прежде всего с точки зрения реализации продукции, определяющей условия формирования эффективного спроса. Эффективный спрос — это совокупный платёжеспособный спрос, определяющий объём занятости. В условиях кризиса необходимо предложить и осуществить меры по активизации и стимулированию совокупного спроса (т.е. общей покупательной способности), что должно положительно воздействовать на расширение производства и предложение товаров, а следовательно, способствовать уменьшению безработицы. Ведущая роль спроса в этом вопросе определяется тем, что в коротком периоде (а именно им и ограничил свой анализ Кейнс) предложение остаётся неизменным и вывести экономику из состояния низких темпов производства с высоким уровнем незанятости можно только путём воздействия на другую сторону рынка — спрос.
Главными составляющими эффективного спроса выступают две части дохода — потребление и инвестиции (капиталовложения), только в том случае, считал Кейнс, когда эти составляющие находятся в определённом соотношении, может наступить состояние полной занятости (т. е. отсутствие недобровольной безработицы). Решающим фактором эффективного спроса, по мнению Кейнса, является размер инвестиций, ибо рост инвестиций способствует увеличению национального дохода и привлечению в производство дополнительных работников, т. е. ликвидации безработицы.
Следовательно, обеспечить нормальный размер инвестиций — это значит перевести все сбережения в реальные капиталовложения. Отсюда следует формула:
J (инвестиции) = S (сбережения),
т. е. инвестиции должны быть равны сбережениям. Обеспечить такое равенство, считал Кейнс, можно только при низкой норме процента.
Если сбережения зависят от доходов, то инвестиции — от цены денег, банковских процентных ставок на кредиты. Чем более дороги деньги, т. е. чем выше процентные ставки, тем меньше предприниматели инвестируют средства. И наоборот, чем кредитные деньги дешевле, тем больше их вкладывают в экономику. Следовательно, могут быть ситуации когда сумма сбережений не равна сумме инвестиций. Если объём инвестиций превышает объём сбережений (вследствие «разводнения денег»), в экономике возникает инфляция, если сбережений больше, чем инвестиций (вследствие складывания денег «в кубышку»), возникает безработица.
В отличие от неоклассиков, предполагающих, что рыночный механизм способен к саморегулированию и выравниванию возникающих диспропорций между спросом и предложением, Д. М. Кейнс был убеждён в необходимости государственного вмешательства в экономику, считая основными методами регулирования эффективного спроса денежно-кредитную и бюджетную политику государства. Главную причину необходимости государственного вмешательства Д. М. Кейнс видел в том, что цены становятся негибкими из-за процесса монополизации экономики, происходившего в XX веке, а ведь именно абсолютная гибкость цен, как утверждала неоклассическая теория, является гарантом автоматического восстановления равновесия. Отсюда Кейнс сделал один из главных выводов своей теории — рыночная экономика может весьма длительное времяРнаходится в состоянии равновесия совокупного спроса и совокупного предложения при очень высоком уровне безработицы.
Из теории Кейнса вытекли весьма практические выводы. Главная задача государства состоит в сохранении так называемого макроэкономического равновесия через воздействие на совокупный спрос. Если в стране начинается инфляция, это означает, что совокупный спрос излишен и он должен быть сокращён. Ужесточая налоговый режим, проводя политику «дорогих» денег (повышение ставки процента за кредит) правительство должно сократить платёжеспособный спрос и инфляция прекратится. Наоборот, если главная проблема — безработица, правительство должно ослабить налоговый режим, сделать кредиты лёгкодоступными для предпринимателя (политика «дешёвых» денег — снижение ставки процента за кредит). Это приводит к росту совокупного спроса, созданию новых рабочих мест и снижению безработицы. Смысл денежной политики государства состоит в том, чтобы в случае необходимости увеличить расходы государства, и тем самым стимулировать инвестиции фирм. Например, представлять фирмам за счёт бюджета налоговые льготы и субсидии, которые позволят им вкладывать больше средств в развитие производства. Кроме того, государство должно само осуществлять капитальные вложения посредством организации общественных работ, расширения государственного сектора строительства дорог, создания общественных систем связи и т. п. Такая политика управления государством получила название — концепция регулируемого капитализма или политика управления спросом. Таким образом, кейнсианство стало теоретической основой ставшей традиционной на Западе системы государственного антициклического регулирования.