Переходная экономика как особый тип экономической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Кыргызской Республике.
Выбранная мной тема достаточно актуальна, т.к. процесс перехода к рынку в Кыргызстане еще не завершен. Можно с уверенностью сказать, что определенная часть экономики уже является рыночной, но в целом экономика еще не рыночная.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 900.62 Кб (Скачать)

Мы с  самого начала осознанно пошли на разработку среднесрочной программы  реформ в социально-экономической  сфере совместно с МВФ, ВМБ, АБРР и странами-донорами, чтобы обеспечить доверие и эффективное сотрудничество. Обязательные условия МВФ, на которых  предоставляются займы и кредиты  со стороны МВФ, ВМБ, АБР и странами-донорами, были скорректированы с учетом специфики, в которых проходили реформы  в Кыргызстане. Со всей ответственностью можно утверждать, что они не мешали успешному проведению реформ, а напротив помогали, поскольку дисциплинировали наше правительство, стимулировали  поиск разумных и эффективных  решений для рационального использования  предоставляемых кредитов. Поэтому, после успешной реализации монетарной программы «стэнд-бай» уже в середине 1994 года было подписано соглашение о кредитах в рамках механизма расширенного финансирования структурной перестройки – ЕСАФ.

Кыргызстан  был первым среди стран СНГ, получивший финансовую поддержку МВФ в рамках ECAF и приступивший к осуществлению программы структурной перестройки. Основной целью программы макроэкономической стабилизации и структурной перестройки в 1994-1997 годах было создание экономических условий, способствующих устойчивому росту на основе расширяющегося динамичного частного сектора. Это дало толчок к успешному привлечению кредитов других международных организаций и стран-доноров, которые были эффективны, поскольку поступали синхронно с программой стабилизации и роста.

Заслуга международных финансовых организаций (МВФ, ВМБ, АБР, ЕБРР, ИБР и др.), а  также стран-доноров в гарантированном  и льготном обеспечении средствами, необходимыми для успешной реализации выбранного правильного курса экономических  преобразований в переходный период может быть оценена только как  исключительно выдающаяся.

Внешняя помощь в первые годы в основном была направлена на поддержку бюджета  и платежного баланса, стабилизацию национальной валюты, укреплению международных  валютных резервов, закупку критического импорта. В последние годы внешняя  помощь имеет уже инвестиционный характер. Инвестиционная помощь, представленная в виде льготных займов и грантов, в значительной мере способствовала реабилитации и развитию энергетики и инфраструктуры, реконструкции транспортных коммуникаций, техническому переоснащению объектов здравоохранения и образования.

В 1991-1998 годах фактически получено внешней  помощи в объеме 1 млрд. 82 млн. долларов США. Из этой суммы 59% направлены на реализацию инвестиционных проектов, а остальные 41% - на программную помощь, идущую на поддержку бюджета и платежного баланса, стабилизацию национальной валюты и укреплению международных валютных резервов.

Одной из важнейших задач в этот период для нас была работа по разъяснению  политики реформ для широких слоев  населения, чтобы обеспечить доверие  людей и их поддержку реформам. Иной ключевой элемент перехода в  этот период – институциональные  реформы, т.е. приведение в действие основных законов и инструментов рыночной экономики. Здесь главными были три аспекта: утверждение новых  прав собственности; установление и  соблюдение юридических правил и  договорных обязательств; способность  правительства эффективно предоставлять  услуги.

Все вышеперечисленные  аспекты и меры по обеспечению  подъема экономики и укреплению рыночных отношений вошли в качестве основных составляющих среднесрочной  программы структурной перестройки  экономики на 1994-1997 годы, финансирование которой осуществлялось международными финансовыми организациями с  участием стран-доноров. Программа  была в целом реализована успешно. Последовательная политика либерализации  способствовала скорейшему оздоровлению экономики, создавая условия для  роста частного предпринимательства  и бурного развития сферы услуг. Кыргызстан, по мнению экспертов Всемирного Банка [1.6], уже к началу 1996 года стал страной высокой степени рыночных преобразований, высокой степени  либерализации экономики среди  стран с переходной экономикой, наряду с такими странами как Словения, Хорватия, Словакия, Литва и Латвия, уступая только Польше, Чехии, Венгрии  и Эстонии. Благодаря созданию самого либерального режима внутренней и внешней  торговли среди стран СНГ, Кыргызстан стал первой страной из числа ННГ  наряду с Латвией, принятой в 1998 году во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Радикальные и последовательные реформы, проведенные  в Кыргызстане в 1992-1997 годах, дали сравнительно хорошие экономические  результаты среди стран СНГ к  концу 1998 года, когда начались реформы  второго поколения (см.табл.1.8 и 1.9). Данные таблицы представлены в виде графиков 1.2-1.4, которые наглядно и убедительно демонстрируют успехи реформ в Кыргызстане в сравнении со средними показателями по странам СНГ, а также с экономическими показателями Молдовы. Молдова для сравнения была взята по двум причинам. Во-первых, Кыргызстан и Молдова - равновеликие страны с примерно равной численностью населения и примерно одинаковой структурой экономики. Правда, в Молдове был передовой и мощный, образцовый по меркам СССР, агропромышленный комплекс. Во-вторых, как в Кыргызстане, так и в Молдове реформы проводились параллельно по одной и той же модели при финансовой поддержке МВФ, Всемирного Банка и стран-доноров. Результативность реформ в Кыргызстане особенно выделяется в аграрном секторе, где были проведены наиболее решительные и глубокие преобразования. И все это несмотря на гораздо более высокий уровень капиталовложений в Молдове (см.табл.1.7). Это свидетельствует о том, что капиталовложения без структурных преобразований не дают много эффекта.

Одним из нежелательных изменений в структуре  использования ВВП в эти годы явилось резкое снижение доли инвестиций, что затрудняло процесс оживления  экономики. Однако уже в 1996 году наметилось оживление инвестиционного процесса, связанного как с притоком прямых иностранных инвестиций, так и  поступлением финансовых ресурсов международных  финансовых организаций на реализацию государственных инвестиционных проектов.

 

Таблица 1.8. Рост ВВП в реальном выражении в странах СНГ9

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 1.2. Индексы физического объема ВВП (Кыргызстан, СНГ в среднем и Молдова).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 1.3. Индексы объема продукции промышленности (Кыргызстан, СНГ в среднем и Молдова).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.9. Индексы основных экономических показателей в среднем по СНГ, Кыргызстану и Молдове (в процентах к 1991г.)10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание:

1Торгующие организации

2 Оценка

 

График 1.4. Индексы объема продукции сельского хозяйства (Кыргызстан, СНГ в среднем и Молдова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа государственных инвестиций на 1996-2000 годы, которая финансируется исключительно  за счет льготных кредитов Всемирного Банка, АБРР, ЕБРР и ИБР, а также  стран-доноров – Японии, Германии, Швейцарии и др., выглядит следующим образом:

 

Таблица 2.1.


 

 

 

 

 

Как видно  из данной таблицы 2.1., Кыргызстан, благодаря  международной помощи покрывает  тот объем ежегодных субсидий, который он получал из Москвы в  советский период на цели развития.

Для сравнения  отметим, что ежегодные внутренние капиталовложения в 1995-1997 годах составили  около 4,5% ВВП, что крайне недостаточно для оживления экономики. Если учесть, что Кыргызстану для устойчивого экономического роста с ежегодным темпом в 7-8% необходимы инвестиции в экономику в объеме 25% ВВП и более, то становится очевидным насколько важно благоприятствование притоку прямых иностранных инвестиций. Их ежегодный объем должен составить порядка 10% ВВП!

Итак уже в 1995 году наметился подъем в экономике, который перешел в заметный экономический рост в 1996 году – 7,1% роста реального ВВП и 9,9% в 1997 году! (см.гр. 1.2.). Потребительский рынок быстро насытился товарными ресурсами, что наряду с ростом реальных доходов населения обеспечивало рост реальных объемов розничного товарооборота. В 1996 году насыщенность торговли потребительскими товарами в среднем составляла 90-95%, продовольственными – 95%. Причем определяющим в развитии торговли в Кыргызстане стал неформальный рынок, который с самого начала развивался гораздо более динамично по сравнению с организованной торговой сетью. К концу реализации программы начала улучшаться занятость населения. Впервые за годы экономического спада в 1996 году наметилась тенденция к увеличению численности занятых в экономике, а уже в 1997 году безработица значительно сократилась и составила около 3%, что находится в пределах естественного уровня безработицы. Численность официально зарегистрированных безработных к экономически активному населению в пиковый период 1996 года составила около 5 процентов.

С 1996 года также началось создание новой пенсионной системы, непосредственно увязывающей  размер пенсии с реальным уровнем  трудового дохода работника через  персонифицированный учет. На конец 1999 года из 1,6 млн. занятых граждан  Кыргызстана охвачены 1 млн. 200 тыс. человек, а страховые взносы платят около 900 тыс.человек.

Таким образом, в результате выполнения программы  структурных преобразований в 1994-1997 годах удалось добиться главной  цели – экономического роста, при  поддержании темпов инфляции ниже критического значения. Вследствие этого было также  остановлено падение жизненного уровня населения.

 

 

2.2.     Модели переходной экономики на примере зарубежных стран

Каждая страна уникальна и своеобразна. Тем не менее, в теории и на практике проведения рыночных реформ можно выделить две концепции, выражающие противоположные подходы к проведению реформ. Одна из них называется «градуализм» (в буквальном переводе с английского – «постепенный»), а вторая получила название «шоковой терапии». Это выражение заимствовано из медицины и не является строгим научным термином для обозначения экономических процессов. Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономической литературе.

  Концепция градуализма

Она предполагает проведение реформ медленно и последовательно, шаг за шагом. Но не только это отличает данную концепцию. Двигателем рыночных преобразований эта теория считает государство. Именно оно, руководствуясь долгосрочной стратегической программой реформ, должно заменять командную экономику рыночной. Градуалистский подход предполагает смягчение экономических и социальных последствий реформ, стремится избежать резкого снижения жизненного уровня населения. Это переход не революционного, а эволюционного характера. Его основные черты:

- рыночные отношения начинаются с насыщения потребительского рынка товарами и услугами путем развития частного сектора производства и сбыта;

- только после достижения равновесия на потребительском рынке проводится медленная либерализация цен. При этом сохраняется государственный контроль над ценами в монополизированных отраслях;

- проводится жесткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции.

Практика показала, что эволюционный путь целесообразно применять в тех странах, где:

- имеется довольно развитые сельское хозяйство и кустарное производство, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства. Это дает возможность быстро увеличивать предложение на рынке.

- сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно ВПК;

- стабильна финансовая система;

- среди политической и хозяйственной элиты преобладают люди, заинтересованные в проведении реформ.

 

К преимуществам градуализма по сравнению с «шоковой терапией» можно отнести то, что он снижает риск возникновения тупиковой ситуации вследствие неудачного проведения реформ. Если на каком-либо этапе реформа не принесет успеха, можно вернуться на предыдущий этап, закрепиться и затем попробовать снова. Градуализм также снижает возможность чрезмерного обострения социально-экономической ситуации в стране как реакции общества на перемены во всех сферах жизни.

Основной недостаток градуализма по сравнению с «шоковой терапией» состоит в том, что он предполагает наличие большого запаса прочности в экономике и обществе, который позволил бы им функционировать на протяжении длительного периода времени перемен.

Примерами успешной реализации градуалистского подхода являются Венгрия и Китай.

В Венгрии рыночные преобразования начались в конце 60-х годов прошлого века. Тогда они не предполагали смены политического строя. В течение 20 лет, вплоть до конца 80-х годов венгерское руководство постепенно расширяло поле для свободного ценообразования и частного предпринимательства. Коммерческие условия деятельности шаг за шагом вводились и в государственном секторе. В течение последующих десяти лет преобразования были ускорены путем платной приватизации и создания сильного банковского сектора. В последние годы в Венгрии успешно проводятся программы реформирования предприятий и привлечения иностранного капитала.

Однако следует отметить, что медленные реформы обусловили длительный период застоя в венгерской экономике. Так, экономический рост здесь прекратился еще в 1986г. и возобновился только почти десять лет спустя – в середине 1990-х годов. Венгерское государство несет высокие социальные расходы, которые часто превышают финансовые возможности бюджета. Поэтому Янош Корнаи назвал Венгрию «преждевременно родившимся государством всеобщего благоденствия». Бремя высоких социальных расходов провоцирует инфляцию и заставляет венгерское правительство периодически принимать программы жесткой экономии.

Удачным считается градуалистский опыт Китая. Действительно, с начала 1980-х годов Китаю удается поддерживать высокие темпы развития и одновременно проводить экономические реформы. Благодаря быстрому росту экономики- до 10% в год – Китай вошел в десятку ведущих государств мира и в ближайшие годы догонит передовые страны Запада. Принцип китайских реформ можно охарактеризовать словом «прагматизм». Китайское руководство не препятствует рыночным отношениям там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым.

Информация о работе Переходная экономика как особый тип экономической системы