Переходная экономика как особый тип экономической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Кыргызской Республике.
Выбранная мной тема достаточно актуальна, т.к. процесс перехода к рынку в Кыргызстане еще не завершен. Можно с уверенностью сказать, что определенная часть экономики уже является рыночной, но в целом экономика еще не рыночная.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 900.62 Кб (Скачать)

 

Создание рыночной экономической системы - это целевая установка переходного периода. Для ее реализации необходимо в переходный период решение следующих задач:

 

  1. Либерализация экономической деятельности (свобода торговли, внешнеэкономической деятельности, отказ от централизованного планирования).
  2. Ликвидация механизмов воспроизводства дефицита - фиксированных цен (на первых этапах - инфляцит (Пол Колодко, Макмахон); т.е. ценовая (открытая и скрытая) инфляция при усилении дефицита).
  3. Ликвидация мягких бюджетных ограничений (Я. Корнаи) - финансовой поддержки предприятий, невозврата кредитов, т.е. введение жестких бюджетных ограничений.
  4. Борьба с монополизмом, создание рыночной конкуренции.

 

  1. Структурная перестройка, повышение удельного веса второго подразделения, достижение конкурентоспособности продукции.
  2. Формирование новой мотивации труда (собственнической, хозяйской).

К числу методов решения задач переходного периода относятся:

 

1. Стабилизация - экономическая политика, направленная на ограничение инфляции и насыщение рынка, которая включает:

 

    • либерализацию цен;
    • минимизацию госбюджета через коммерциализацию деятельности госпредприятий;
    • удорожание кредита;
    • введение внутренней конвертируемости национальной валюты
    • сдерживание роста доходов.

 

2. Преобразование форм собственности:

 

• приватизация и реституция - возвращение бывшим собственникам в ряде европейских стран;

 

• снятие ограничений для развития частного сектора.

 

3. Изменение структуры экономики:

 

• антимонопольная политика;

• конверсия;

• механизм банкротства;

• интеграция в мировой рынок.

 

Роль экономической теории в процессе трансформационных преобразований и процедура использования ее результатов определяются следующим:

 

1. Введение системы национальных счетов с использованием всего конструктивного, что накоплено в материальных балансах, т.е. создание новой интегрированной системы информации.

 

2. Разработка не стохастической, а детерминированной модели экономического роста на основе принятия за основу не сложившихся тенденций, а того состояния российской экономики, к которому она придет в результате переходного периода.

 

3. Использование метода межотраслевого анализа для выявления структурных изменений: исходная структура - на основе межотраслевого баланса за последние годы, конечная - соответствующая представлениям о структуре рыночной экономики.

 

4. Траектории движения от одного состояния экономики к другому описываются с помощью аппарата имитации с различными сценариями альтернативных вариантов правительственной политики

 

Глава II. Мировые тенденции и развитие переходной экономики.

2.1. Тенденции развития национальной экономики в переходный период

 

Переход к рыночной экономике— это преодоление самоизоляции, которая была свойственна бывшему Союзу, вхождение в мирохозяйственные связи, в русло общецивилизационного прогресса. Поэтому выявление внутренней связи нашего переходного периода с глобальными тенденциями мирового развития, а также их определяющего влияния на этот период составляет непременное методологическое условие его глубокого познания.

Современный мир, мировая экономика  характеризуются переходом от индустриальной стадии, господствовавшей почти два  века, к новой, высшей стадии прогресса  человеческого общества — постиндустриальной. Эта глобальная тенденция, обусловленная  становлением нового технологического способа производства, дальнейшим углублением  общественного разделения труда  и интернационализацией хозяйственной  жизни, ведет к глубоким сдвигам  в уровне и структуре общественного  производства, в характере общественного  развития.

С начала реформ в постсоциалистических странах  прошло ровно десять лет, если за точку  отсчета переходного периода  взять 1989 год, когда в Польше была принята радикальная программа  реформ, началом реализации которой  стал январь 1990 года.

Учитывая  опыт реформ в странах Восточной  Европы, мы в Кыргызстане с самого начала ставили перед собой четкую цель – осуществить переход от плана к рынку, а не модернизировать  социалистическую экономику. Наша цель состояла в преобразовании государственных  предприятий в частные и акционерные  путем широкомасштабной приватизации. Возникновение элементов гражданского общества и частной инициативы, основанной на интересах отдельных граждан, было главной целью начального этапа  перехода от централизованной плановой экономики к свободной рыночной экономике. Поэтому, прежде всего, были приняты законы, которые способствовали свободе слова и печати, становлению  политических партий и общественных движений, защиты прав человека, развитию частной инициативы и частного предпринимательства, а также свободным выборам.

Мы считали, что программа реформ должна проводиться  исключительно демократическими методами при поддержке всего населения, путем широкого обсуждения в парламенте, в общенародных дискуссиях и объединения людей вокруг согласованной программы реформ. Это сыграло важную роль особенно в деле выработки и реализации земельной реформы, а также проведении массовой приватизации.

В процессе практической реализации реформ мы широко использовали бесценный опыт, накопленный  за десятилетие в КНР, а также  свежий опыт реформ в странах Восточной  Европы, в особенности опыт стран  Вышеградской группы – Польши, Чехословакии и Венгрии, которые опережали наши на 3-4 года.

 

Начало  реформ в Кыргызстане пришлось на 1991 год. Поскольку тогда мы еще  находились в составе СССР, то о  радикальных реформах не могло быть и речи. Все, что было возможно в  той ситуации – это максимально  способствовать развитию нарождающегося частного предпринимательства и  начать создавать единоличные фермерские и крестьянские хозяйства на селе.

В 1992 г., вслед за правительством Е.Гайдара в России, мы в Кыргызстане также осуществили либерализацию цен. Либерализация цен и торговли дали мощный импульс для движения к рыночной экономике. Эффект свободных цен и свободной торговли трудно переоценить. Однако ценовой шок сопровождался огромными инфляционными всплесками, переходящими в гиперинфляцию. Три ценовые волны глобального масштаба прошли одна за другой по СНГ: в 1992 г. – около 30 раз; в 1993 г. – 10 раз; в 1994 г. – около 3 раз. Инфляция к концу 1992 г. составила 1259 %.

В мае 1993 г. мы первыми среди стран СНГ  провели радикальную денежную реформу  с введением национальной валюты – сома, что окончательно освободило путь для формирования подлинного рыночного  экономического порядка в Кыргызстане. Денежная реформа позволила снять  опасный «навес» огромной рублевой денежной массы и успешно обуздать гиперинфляцию.

Это был  год пика инфляции для Кыргызстана  – 1365,6 %. Инфляция уже через год  составила 187,2 процента, а в 1995 г.- 131,9 %. Кыргызстан получил крепкую национальную валюту – сом.

Денежная  реформа 1993 года была центральной частью стабилизационной программы, начатой  при поддержке МВФ. Причем Кыргызстан был первой страной в мире, получившей кредит для системных преобразований в новой форме заимствования, созданной для поддержки реформ в странах бывшего социалистического  лагеря.

Процесс организованной массовой приватизации начался с мая 1994 года, хотя «спонтанная  приватизация» шла активно уже  с 1990г. В результате массовой приватизации большинство граждан Кыргызстана  стали владельцами собственности  в виде акций приватизированных  предприятий. Кыргызская модель массовой приватизации разрабатывалась по образцу  чехословацкой, только вместо ваучеров использовались купоны. Особую роль в  успехе этого процесса сыграли специализированные инвестиционные фонды (СИФ), которые  аккумулировали купоны граждан для  обмена их на акции, посредством участия  на купонных аукционах. Программа массовой приватизации была успешно завершена  в 1998г.

Главным результатом массовой приватизации явилось формирование значительного  негосударственного сектора, многообразия форм собственности. Поэтому основная цель следующего этапа состоит в  создании реальной конкурентной среды  в экономике. Хорошие основы для  этого были созданы в результате реализации проекта PESAС в 1994-1996 годах, который финансировался Всемирным банком. В рамках проекта PESAC была осуществлена     показательная     приватизация     и     структурная перестройка 27 крупных промышленных предприятий, многие из которых стали рентабельными и конкурентоспособными на рынках СНГ, а ряд были ликвидированы и на их основе появились новые средние и малые предприятия. После введения национальной валюты – сома в 1993 г. шло непрерывное совершенствование инструментов денежно-кредитной политики. Решающую роль в этом процессе сыграл проект FINSAC по реорганизации финансового и банковского секторов и развития конкуренции, реализованный в 1996-1998 годах при поддержке Всемирного Банка. В рамках данного проекта ряд бывших государственных банков были ликвидированы, а другие рекапитилизированы, начали свою работу ряд новых частных банков. В результате успешного выполнения проекта FINSAC Кыргызстан сегодня имеет достаточно надежно функционирующую банковскую систему, включающую более 20 коммерческих банков. Осуществлен переход на международные стандарты бухгалтерского учета. Однако создание сильной банковской системы, способной мобилизовать все финансовые средства, включая сбережения населения и эффективно их перераспределять в целях экономического роста, задача ближайшего будущего.

В 1996 году в Кыргызстане был введен в  действие самый прогрессивный в  СНГ Налоговый кодекс, что явилось  значительным шагом в налоговой  политике. Новый Налоговый кодекс стал прочной основой для стабильной налоговой политики и эффективного налогового администрирования. В нем  удалось реализовать основные принципы, нацеленные на учет открытости нового экономического порядка Кыргызстана  и его рыночную ориентацию. Благодаря  реформе налоговой системы, в  последние годы удалось стабилизировать  сбор налогов и обеспечить надежное поступление доходов в бюджет, что, несомненно, будет способствовать снижению дефицита бюджета.

Успешно идут реформы в социальной сфере  Кыргызстана: реформы в системе  образования и здравоохранения, реформа пенсионной системы, создание надежной и эффективной системы  социальной защиты по специальным программам, поддерживаемым Азиатским Банком Развития и Всемирным Банком. Все эти  программы координируются комплексной  программой по Устойчивому Человеческому  Развитию, принятой под эгидой и  при содействии ПРООН.

Получив в декабре 1991 г. независимость и  суверенитет, бывшие республики Советского Союза и новые независимые  государства (ННГ) далее развивались  по различным траекториям трансформации, что было обусловлено стартовыми социально-экономическими условиями, национальными особенностями и  политическими целями и убеждениями  лидеров.

 

 Таблица 1.1

 

Кыргызстан  избрал путь подлинных демократических  преобразований и радикальных рыночных реформ с целью перехода от планово-командной  экономики к свободной рыночной экономике.

Перед нами стояла задача создания жизнеспособного  национального рыночного хозяйства  и обеспечения занятости населения.

Какие шаги необходимо было предпринять, чтобы ускорить выход из состояния  хаоса и переход к рыночной экономике?

В первые годы, как среди политиков, так  и экономистов превалировало  ошибочное мнение, что рынок образуется спонтанно, стихийно само собой, если только устранить центральное планирование, разрушить административно-командную  систему и ввести частную собственность.

В процессе перехода уже многим стало ясно, что рынок необходимо формировать  целенаправленными мерами, как институционального характера, так и специальными стимулами, не полагаясь только на стихийные  и спонтанные силы. Это и создание благоприятных социально-экономических  условий внутри страны и положительного имиджа в международном аспекте. Только активная политика, направленная на успешное формирование и функционирование рыночных механизмов могла позволить  преобразовать действующую планово-командную  экономику в демократию свободного рынка. Мы исходили из этого принципа, реализуя его «шаг за шагом» во всех основных направлениях реформ, причем, чтобы каждый шаг приносил уверенность  в успехе реформ, укреплял надежду  на достижение позитивных результатов.

Задача  состояла в том, чтобы сформировать такую социально-экономическую среду, которая бы способствовала реформам. Это потребовало реализации обширной программы законотворческой работы по созданию правовой основы, что во многом способствовала возникновению  рыночного мышления, правовой среды для развития частного предпринимательства.

В Кыргызстане  в 1991-1998 годах была проведена широкомасштабная приватизация государственной собственности.

Массовая  приватизация была начата в мае 1994 года, как только были установлены цели и рамки. Правовая база создавалась  по ходу приватизации.

Приватизация  мелких государственных и кооперативных  предприятий, особенно в сфере розничной  торговли, общественного питания  и предоставления различных услуг  прошла весьма быстро и успешно. Уже  к началу 1996 года в этой сфере  было приватизировано 95 % всех объектов.

Информация о работе Переходная экономика как особый тип экономической системы