Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:43, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Кыргызской Республике.
Выбранная мной тема достаточно актуальна, т.к. процесс перехода к рынку в Кыргызстане еще не завершен. Можно с уверенностью сказать, что определенная часть экономики уже является рыночной, но в целом экономика еще не рыночная.
К концу 1998 года число приватизированных предприятий и объектов достигло 7492 (без аграрного сектора), что составило около 75% всех предприятий и объектов бывшего государственного сектора.
В результате процесса массовой приватизации в 1994-1998 годах почти четверть населения Кыргызстана стали акционерами, то есть владельцами собственности в виде акций приватизированных предприятий.
Одним из
важнейших компонентов перехода
к рынку, вызванных к жизни
приватизацией, стало появление
новых коммерческих предприятий
в результате создания благоприятных
условий и соответствующей
В итоге частный сектор в 1992-1997 годах переживал сильный рост, смягчая воздействие депрессии на экономику. В сельском хозяйстве Кыргызстана еще в начале 1991 года успешно стартовала земельная реформа, целью которой была деколлективизация колхозов и совхозов и предоставление каждому крестьянину, а также всем сельским жителям, определенного земельного участка с правом пользования, которое после Конституционного референдума 1998 года трансформировалось в право частной собственности. Одновременно были приватизированы весь скот и сельхозтехника.
В 1996 году коллективные и частные хозяйства уже имели одинаковую посевную площадь сельскохозяйственных культур, соответственно 600 и 593тыс. гектаров. Однако крестьянские, фермерские и личные хозяйства по сравнению с коллективными и государственными хозяйствами производили больше зерна на 18,7тыс.т., картофеля – в 13 раз, овощей – в 11 раз, молока – в 13 раз, шерсти – в 8 раз. Объем валовой продукции сельского хозяйства в личных, фермерских и крестьянских хозяйствах в 1996г. составил 80% всей продукции аграрного сектора.
На 1 июля
1996 года было создано 28 тыс. крестьянских
и фермерских хозяйств, в которых
трудилось 474,2 тыс. человек при активной
части населения в 1 млн. 600 тыс. человек.
На одно крестьянское и фермерское
хозяйство в среднем
Находясь в рублевой зоне, мы не могли проводить одновременно с либерализацией макроэкономическую стабилизацию. Этим объясняется тот факт, что программа стабилизации в Кыргызстане была начата только после введения национальной валюты в мае 1993 года. Синхронизация этих двух важнейших мер, к сожалению, была невозможна, что привело к затяжной высокой инфляции в 1992-1994 годах.
В 1992 году, находясь в рублевой зоне, мы в Кыргызстане пытались проводить экономическую политику, направленную на стабилизацию:
- путем значительного сокращения субсидий предприятиям (с 10% ВВП до 2% ВВП);
- ужесточением кредитной политики, через повышение процентной ставки;
-сдерживанием неоправданного роста заработной платы, с помощью налоговых мер, препятствующих росту фондов заработной платы.
Либерализация внешней торговли и использование конкуренции со стороны импортных товаров в качестве способа для сдерживания цен на отечественные товары также дало определенные подвижные результаты. Однако все эти меры не дали ощутимых результатов по сдерживанию инфляции. Обуздать инфляцию не удалось.
Был только один, но ответственный путь – путь денежной реформы. Она была разработана и тщательно готовилась в течение всего 1992 года и первом квартале 1993 года. Реформа прошла успешно: 10 мая 1993 года Кыргызстан ввел свою национальную валюту первой среди стран СНГ. Реформа готовилась к марту, но парламент принял это историческое решение в мае при повторном рассмотрении.
Денежная реформа окончательно освободила путь для формирования рыночного экономического порядка в Кыргызстане. Введение национальной валюты стало первым шагом в проведении Кыргызстаном самостоятельной экономической политики.
Решение о введении национальной валюты сома явилось стратегически важным и смелым шагом в дальнейшем продвижении радикальных рыночных реформ. Это решение далось нелегко и не сразу получило понимание и поддержку населения страны. Но вскоре национальная валюта стала символом независимости.
Переход
к национальной валюте сому вначале
также сопровождался высокими темпами
инфляции и понижением обменного
курса, но затем положение
Девальвация сома в 1993 году составила 93,7% при инфляции в 1366% годовых. Сильная девальвация в 1993 и 1994 годах объясняется внутренними причинами и, в первую очередь, фактом первоначального недостатка доверия к национальной валюте, как со стороны населения, так и предприятий. В 1995 году уже наблюдался рост доверия к сому, увеличение спроса на него как на средство сохранения стоимости, в связи с чем скорость обращения денежной массы снизилась с 7,9 оборотов в начале года до 6,7 в конце года.
Таблица 1.2. Страны Балтии, Россия и другие государства бывшего Советского Союза. Инфляция потребительских цен4 (в процентах)
В конце
1993 года инфляция во многих странах
СНГ возросла в силу экзогенного
увеличения цен на импорт энергоносителей.
Инфляция естественно реагировала
на изменения в денежно-кредитной
политике с некоторым запаздыванием,
особенно в тех странах, где скорость
обращения денег была изменчива.
В Кыргызстане инфляция в течение
трех кварталов значительно
Таким образом,
опыт реализации стабилизационных программ,
осуществлявшихся при поддержке
МВФ, показывает, что успешная борьба
с инфляцией должна включать в
себя не только замедление денежной и
кредитной эмиссии, но и установление
положительных реальных процентных
ставок, способствующих стабилизации
обменного курса и
Таблица 1.3. Скорость обращения денег (раз)
Вследствие этого в 1995-1996 годах наметились первые признаки стабилизации экономики, выразившиеся в замедлении темпов снижения, которые уже в 1996 году перешли в значительный рост ВВП (7,1%). Необходимо особо отметить, что спад производства в предыдущие годы никак не был связан с проводившейся стратегией стабилизации и реформ.
Поддержание достигнутого в результате стабилизации макроэкономического равновесия – это наиболее ответственная и важнейшая задача, требующая мер как денежно-кредитной, так и налогово-бюджетной политики и представляющая особую сложность в условиях продолжающегося спада производства. Макроэкономическое равновесие ассоциируется с устойчивостью, поэтому стремление удержать систему в равновесии выглядит вполне естественным. Что касается жесткой ограничительной денежно-кредитной политики – она должна быть продолжена в целях недопущения дестабилизации.
Итак, монетаристская денежная политика, направленная на сдерживание прироста денежной массы после введения в мае 1993 года национальной валюты сома, позволила обуздать инфляцию и снизила ее до уровня в 32% годовых уже к началу 1996 года (см. табл.1.6.и рис.1.3).
Таблица 1.4. Страны Балтии, Россия и другие государства бывшего СССР. Реальный объем ден5ежной массы в национальных валютах6 (среднее за 1988 год = 100)
В итоге реализации стабилизационных программ произошло резкое сжатие денежной массы, а реальный объем денежной массы в ННГ снизился в среднем в десять раз! (см.табл.1.5.).
Таблица 1.5. Коэффициент монетизации (в %)
Таблица 1.6. Инфляция в СНГ (динамика уровней розничных/потребительских цен на конец года в %)7
Примечания
Данные за 1989 -1997 гг представляют собой самые последние официальные оценки достигнутых показателей согласно публикациям госведомств, МВФ, Всемирного банка, ОЭСР, ПланЭкон и Международного финансового института. Данные за 1998 г являются предварительными и в основном официальными оценками правительств. Данные за 1999 г являются прогнозами ЕБРР.
Сторонники монетаризма считают, что основной причиной роста денежной массы является увеличение бюджетных расходов и дефицит бюджета [1.6]. Для переходных экономик это также справедливо [1.7]. Поэтому первостепенное значение должно придаваться сокращению государственных расходов и в целом бюджетного дефицита. Однако эта задача осложняется налогово-бюджетным кризисом, характерным для переходных экономик. Но, несмотря на это, бюджетный дефицит в 1996-1997 годах удерживался на уровне 5,4-5,2% ВВП по сравнению с более чем 11,5% ВВП в 1995 году, благодаря ограничению расходов, совершенствованию налоговой системы и реформе бюджетного процесса. В 1998 году дефицит был снижен уже до 3% ВВП.
График 1.1. Общие расходы государственного бюджета (в процентах к ВВП)
Переходная экономика – это экономика смешанного типа, обладающая асимметричным характером:
- государственный
сектор – это эпицентр кризиса,
-частный
сектор (новые фирмы, а также
приватизированные предприятия)
Объем производства
упал быстрее всего в госсекторе,
откуда поступала основная часть
налогов, что было лишь незначительно
скомпенсировано возросшей
В этом состояло одно из проявлений двойственности смешанной экономики: кризис налоговой системы зависит от падения производства в госсекторе, но он по-прежнему облагается высокими налогами, так как обеспечивает значительную часть бюджетных поступлений, что еще больше ухудшает его состояние.
Государственные расходы, наоборот, снижались существенно медленнее. В результате социальные расходы сократились именно тогда, когда потребность в социальной защите напротив резко возросла. Отправной точкой в решении этого важнейшего вопроса является концепция адресности как в выплатах социальных пособий по бедности, безработице, так и предоставлении медицинских услуг, профессиональной подготовке специалистов.
Наиболее значительным достижением в переломный период было снижение уровня государственных расходов с 27,8% ВВП в 1995 году до 20,5% ВВП в 1997 году (см. гр.1.1). Это снижение расходов было достигнуто главным образом за счет уменьшения потребительских дотаций, субсидий и займов государственным предприятиям. Со снижением расходов стало возможным контролировать дефицит бюджета. Большая часть дефицита бюджета покрывается за счет внешних источников, главным образом на льготных условиях. Поэтому задача сокращения государственных расходов - одна из важнейших. Государство призвано финансировать только производство тех благ, которые потребляются всем обществом, а не его отдельными группами.
Самый важный фактор, который необходимо было учитывать на начальном этапе реформ – это фискальная стабилизация. Здесь также обсуждались два подхода: надо ли ставить повышение собираемости налогов как главную задачу или целесообразно достижение макроэкономической стабилизации при умеренном уровне дефицита бюджета, но более жесткой денежной политике и финансировании бюджетного дефицита за счет внешней финансовой помощи. Мы, в Кыргызстане, избрали второй путь - ограничения дефицита путем сокращения расходов и покрытия за счет льготных займов МВФ. При этом мы постоянно работали над улучшением сбора налогов, добиваясь фискальной стабильности. Это оказалось верным тактическим ходом, поскольку достаточную собираемость налогов удалось окончательно наладить только в 1997 году, после введения нового Налогового Кодекса в 1996 году.
Поскольку все меры по подъему экономики требуют значительных объемов финансирования, основной мерой успеха на этой стадии является рост чистых инвестиций. Стабильный экономический рост, как правило, связан с высокими уровнями сбережений и инвестиций. В условиях переходной экономики в Кыргызстане скорость накопления капитала и эффективность капиталовложений оказались крайне низкими для быстрого экономического подъема, что иллюстрируется данными таблицы [1.7]. Данные таблицы показывают, что Кыргызстан намного уступает в этом отношении другим ННГ. Известно, что в периоды бурного развития экономики сбережения составляют не менее 25% ВВП, а инвестиции – 30%. Итак, перед началом стабилизации и подъема экономики, средние темпы роста сбережений и инвестиций в ННГ составляли 20%, тогда как в Кыргызстане – только 6%, что было крайне недостаточно для подъема экономики.
Таблица 1.7. Страны Балтии, Россия и другие государства бывшего СССР. Валовой объем капиталовложений8
(в процентах ВВП)
Поскольку собственных средств за счет внутренних накоплений было недостаточно для того, чтобы изменить структуру производства и качество товаров, а также обеспечить конвертируемость валюты, необходимо было привлекать кредиты международных финансовых организаций и стран доноров на льготных условиях. Так как для экономики Кыргызстана еще с советской эпохи был характерен дефицит платежного баланса, который значительно возрос в переходный период, требовалась компенсация за счет иностранной помощи. Конвертируемость же валюты играет ключевую роль в привлечении иностранных капиталов, а без притока прямых иностранных инвестиций невозможно использование новых технологий и «ноу-хау», которые необходимы для оживления и подъема производства.
У Кыргызстана
для развития экономики был единственный
путь – мобилизовать ресурсы с
помощью международных
Информация о работе Переходная экономика как особый тип экономической системы