Отраслевая структура современной промышленности и динамика её развития на рубеже ХХ-ХХI вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать отраслевую структуру современной промышленности.
Задачи данной работы заключаются в выявлении структурных сдвигов в отраслях промышленности мира на рубеже XX- XXI вв. методами статистического анализа, путем теоретического осмысления процессов, ведущих к формированию современных промышленных структур, и выявлении пространственно-временных закономерностей реструктуризации промышленности мира при переходе к постиндустриальному этапу общественного развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1 4
1.1. Структура общественного производства 5
1.2. Классификация отраслей промышленности и её отраслевая структура в современном мировом хозяйстве 7
Глава 2 14
2.1. Оценка современного состояния промышленности в мировом хозяйстве 14
2.2. Динамика показателей мировой промышленности 15
Глава 3 Ошибка! Закладка не определена.
Перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой промышленности 20
Заключение 30
Список литературы

Работа содержит 1 файл

мой.doc

— 659.00 Кб (Скачать)

       На  мировом рынке сельскохозяйственной продукции крупнейшими экспортерами продовольствия являются США, страны ЕС,  Канада, Австралия,  Бразилия, КНР, а крупнейшими импортерами – Япония, США, страны ЕС, Россия. Однако следует упомянуть, что по данным Международной службы по агробиотехнологии  площади под трансгенными культурами в США составляют 72%, в Аргентине – 17%, в Канаде – 10% от всей площади, занятой сельскохозяйственными культурами.

       Состояние продовольственного рынка России в  последние 10 лет, определявшееся продолжающимся кризисом сельского хозяйства и  пищевой промышленности,  на этом фоне характеризуется ростом объемов и стоимости импорта продуктов питания и сырья для их выпуска (это особенно характерно для европейской части РФ).

       Транспортный  комплекс

       Транспортный  комплекс – одна из основных отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему, в рамках которой взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны и региона.

       Мировая транспортная система неоднородна. Прежде всего в ней можно выделить транспортные системы развитых и развивающихся стран.

       Транспортные  системы развитых стран составляют 78% общей протяженности мировой транспортной сети, 74% мирового грузооборота; характеризуется высоким техническим уровнем, тесным взаимодействием всех видов транспорта, сложной конфигурацией транспортной сети, высокой «подвижностью» населения. Транспортные системы развивающихся стран составляют 22% общей протяженности мировой транспортной сети, 26% мирового грузооборота;  характеризуется невысоким техническим уровнем, преобладанием одного-двух видов (железнодорожного, трубопроводного) транспорта, преобладанием транспортных линий, соединяющих главный центр (порт, столицу) с районами экспортной специализации, низкой «подвижностью» населения.

       Существенно различаются между собой и  региональные транспортные системы – транспортные системы Западной Европы, Северной Америки, Латинской Америки, Южной Азии, Юго-Западной Азии, Северной Африки и др.[5, c. 71]

       Наиболее  развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Западной Европы. Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта. Западная Европа лидирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. При этом и в Северной Америке, и в Западной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту.

       По  структуре мирового грузо- и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный – 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный – 11% грузооборота, на морской – 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной – 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный – менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота).

       Автомобильный транспорт зародился в начале XX в. и является наиболее дорогим видом транспорта, обладающим большой маневренностью, скоростью движения и возможностью доставлять грузы непосредственно потребителям. Общая протяженность автомобильных дорог – 24 млн. км (70% общей длины всех путей сообщения). Плотность автодорог в мире – 180 км на 100 км2 территории.[10, c. 78]

       Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог – в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.

       В развитых странах наблюдается тенденция  к сокращению железнодорожной сети, в развивающихся, напротив, – к  расширению.

       Трубопроводный  транспорт. Первые нефтепроводы были построены в США в конце XIX в. Эта страна в настоящее время лидирует по протяженности нефте- и газопроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»).

       Морской транспорт – важная часть мировой транспортной системы, выполняющая межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.

       Морской транспорт имеет самую низкую себестоимость. Первое место по судоходности занимает Атлантический океан, где сформировались три главных направления перевозок:

    • Европа – Северная Америка;
    • Европа – Южная Америка;
    • Африка – Европа.

       Важным  звеном транспортной системы являются морские порты: универсальные (характерные для развитых стран) и специализированные (характерные для развивающихся стран).[10, c.80]

       Воздушный транспорт самый молодой и динамичный, он обеспечивает перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии.

       Крупнейшие  аэропорты мира расположены в  Чикаго, Далласе, Лос-Анджелесе, Атланте, Лондоне. Всего в мире 34 крупных  аэропорта, причем половина из них –  в США, 8 – в Европе.

       Функционирование  транспорта в значительной степени  зависит от природных условий. Однако сам транспорт оказывает на природную  среду резко отрицательное воздействие.

       Автомобильный транспорт – главный загрязнитель атмосферы, на него приходится 60% всех вредных выбросов (окислы азота, углеводорода, соединения свинца). Ежегодно в атмосферу только автомобили выбрасывают 4,5 млрд. т углекислого газа.

       Воздушный транспорт загрязняет атмосферу содержащими вредные для окружающей среды выбросами двигателей, а железнодорожный – твердыми частицами.

       Морские перевозки нефти привели к  значительному «нефтяному загрязнению» Мирового океана. Трубопроводный транспорт  оказывает негативное влияние на литосферу.

       Основные  пути решения экологических проблем:

    • разработка новых видов транспортных средств;
    • совершенствование видов топлива;
    • контроль за превышением норм выбросов вредных веществ.[2,c.69]

       Финансирование  транспортного комплекса в промышленно  развитых странах традиционно является одной из приоритетных функций государства, поскольку транспорт, наряду с энергетикой и связью, является важнейшей основой нормальной деятельности производства и социальной сферы в государстве.[

       В долгосрочной перспективе  в странах  с рыночной экономикой ожидается  дальнейшее развитие НТП на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения. Протяженность малодеятельных и нерентабельных железнодорожных линий и участков будет сокращаться. В то же время предполагается сооружение ряда новых, в основном  скоростных, линий.  Увеличатся работы по электрификации железных дорог. Увеличится длина автомобильных дорог с твердым покрытием. Увеличится количество аэропортов, возрастет протяженность газо- и нефтепроводов.  На речном и морском транспорте предстоят гидротехнические работы, ожидается реконструкция портов.

       Мировая торговля формирует большие потоки товарных масс между странами, регионами, континентами.  И именно транспорт  обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между  двумя и более странами.

       Наиболее  универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния по праву считается морской транспорт. Он обеспечивает более 60% объема международной торговли. Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последние десятилетия стал воздушный  транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используется в основном во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках  экспортных и импортных грузов по территории стран-продавцов и стран-покупателей. Важную роль играют трубопроводные системы в международной торговле нефтью и газом. Кроме того, воздушный транспорт прочно занял лидирующее положение в международном пассажирском сообщении.[13, c. 94] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Промышленность  – важная составная часть единого  комплекса мирового хозяйства, первая ведущая отрасль материального  производства. От успехов в её развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества в жизненно необходимой  для всех отраслей и для всех людей продукции, обеспечения технического перевооружения и интенсификации производства. Именно промышленные изделия гарантируют удовлетворение основных современных материальных общественных потребностей. В мировой промышленности занято около 400 млн. человек. Промышленные товары составляют 70% мирового товарооборота.

       Подводя итог вышеизложенному материалу, можно  определенно сделать вывод о  том, что современная промышленность характеризуется высокой степенью специализации. В мировом хозяйстве наблюдается тенденция снижения удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, техническая модернизация промышленности и быстрый рост отраслей сферы услуг. Это подтверждается тем, что уменьшение численности занятых происходит в основном за счет традиционных отраслей с высокой трудоемкостью производства (пищевой, текстильной, швейной, кожевенной), а также за счет капиталоемких отраслей (в частности, металлургии), а подъем численности занятых – в электротехнической промышленности и приборостроении.

       При ускоренном росте промышленности происходит перераспределение мировых промышленных мощностей, однако по-прежнему развитые страны специализируются на технически сложных и наукоемких производствах  при опоре на качество продукции  и высокую квалификацию работников. Преимущества же в производстве наиболее простых трудоемких изделий, сельского хозяйства и поставке сырья удается сохранить странам с невысоким уровнем научно-технического прогресса и дешевой рабочей силой – развивающимся и экономически отсталым странам. Хотя следует учитывать, что развивающиеся страны все в большей мере начинают специализироваться на высокотехнологичной продукции. Поэтому в настоящий момент наблюдается прямо выраженная тенденция активного перемещения трудоемких производств из более развитых в менее развитые государства, и наоборот, техноемких производств – из менее развитых в более развитые.

 

       Список  литературы

  1. Абрамов В. Л. Мировая экономика. Учебное пособие. – М.: Дашков и К", 2006.
  2. Глобализация мирового хозяйства: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук,   проф.   М.Н. Осьмовой,  канд. экон. наук,  доц. А.В.   Бойченко.  -   М.:  ИНФРА-М,  2006.
  3. Ломакин В.К. Мировая экономика – М.: ЮНИТИ, 2007.
  4. Географическая картина мира. Книга 1. Общая характеристика мира / Максаковский В.П. – М.: Дрофа, 2008.
  5. Международные экономические отношения: Учебник/ Под. ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ, 2002.
  6. Международные экономические отношения. Учебник для вузов / Под ред. Б. М. Смитиенко. – М: ИНФА-М, 2005.
  7. Мировая экономика: Учебное пособие по курсам «Мировая экономика» «Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе». – М.: Юриспруденция, 1999.
  8. Мировая экономика / Под ред. Булатова. – М.: БЕК, 2001.
  9. Мировая экономика. /Под ред. Хасбулатова Р. И. – М.: ЮНИТИ, 2001.
  10. Мировая экономика. Учебник для вузов. /Под ред. Б. М. Маклярского – М.: Международные отношения, 2004.
  11. Мировая экономика: учеб. / Л. С. Падалкина, В. В. Клочков, С. В. Тарасова [и др.]; под ред. И. П. Николаевой. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
  12. Мировая экономика. Учебник для вузов. /Под ред. Ю. А. Шербанина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  13. Россия и страны мира. 2009.: Стат.сб. / Росстат. - M., 2009.
  14. Стрыгин А.В. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / А.В. Стрыгин. — 2-е  изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  15. Черников Г. П., Черникова Д. А. Мировая экономика. – М.: Дрофа, 2006.
  16. Безруков В., Матросова Е. Структурные преобразования промышленности.// Экономист. – 1997. - №2.
  17. Кузнецова Е.В. Экономическое развитие России и стран Восточной Европы в конце ХХ-начале XXI века.// Вопросы статистики. – 2004. - №4
  18. Семёнова А., «Развитие машиностроения – основа структурной модернизации», экономический портал, http://www. http://institutiones.com/industry/1105
  19. Юркова Т.И. «Отраслевая структура промышленности», экономический портал,

Информация о работе Отраслевая структура современной промышленности и динамика её развития на рубеже ХХ-ХХI вв