Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать отраслевую структуру современной промышленности.
Задачи данной работы заключаются в выявлении структурных сдвигов в отраслях промышленности мира на рубеже XX- XXI вв. методами статистического анализа, путем теоретического осмысления процессов, ведущих к формированию современных промышленных структур, и выявлении пространственно-временных закономерностей реструктуризации промышленности мира при переходе к постиндустриальному этапу общественного развития.
Введение 3
Глава 1 4
1.1. Структура общественного производства 5
1.2. Классификация отраслей промышленности и её отраслевая структура в современном мировом хозяйстве 7
Глава 2 14
2.1. Оценка современного состояния промышленности в мировом хозяйстве 14
2.2. Динамика показателей мировой промышленности 15
Глава 3 Ошибка! Закладка не определена.
Перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой промышленности 20
Заключение 30
Список литературы
Агропромышленный комплекс (АПК) характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики: система сельского хозяйства, отрасли перерабатывающей промышленности, комбикормовая и микробиологическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Аграрно-промышленный комплекс можно рассматривать как совокупность технологически и экономически связанных звеньев народного хозяйства, конечным результатом деятельности которых является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и непродовольственных товарах, производимых из сельскохозяйственного сырья. [9, c.134]
Снижение доли добывающих отраслей в большинстве развитых стран было достигнуто за счёт увеличения добычи сырья в странах с переходной экономикой и развивающихся странах. Так, в развитых странах удельный вес добывающих отраслей в промышленности составляет 2%, в развивающихся странах – 14%, а в России – около 30%.
В обрабатывающей промышленности развитых стран происходит перемещение центра тяжести с капиталоемких и металлоемких отраслей (металлургия, нефтепереработка, производство строительных материалов и др.) к наукоемким (электроника, фармацевтика, малотоннажная химия, авиационная и ракетно-космическая). Доля продукции машиностроения и металлообработки растет постоянно, и на нее в последние годы приходится около 40% производства всей продукции обрабатывающей промышленности мира. Электроника вместе с электротехникой – самая быстрорастущая отрасль мировой промышленности. Удельный вес химической промышленности вырос с 11% в конце 80-х гг. до 15% в начале 2000-х гг.[17, c.67]
Снижение доли материалоемких отраслей (они же обычно являются капиталоёмкими) связано с экономией материальных ресурсов в расчете на единицу ВВП. Происходит сокращение удельного потребления черных и цветных металлов, химических товаров, пластмасс, дерева и т.п. В то же время расширяется использование новых видов пластмасс и композитных материалов. В последние десятилетия ХХ в. в развитых странах происходила ликвидация неэффективных производственных мощностей, особенно в черной и цветной металлургии, в производстве минеральных удобрений, химических волокон и др. Освобождающуюся в развитых странах нишу капиталоемких и материалоемких отраслей все более занимают новые индустриальные страны, а также страны с переходной экономикой.
В развитых странах снижается доля легкой и пищевой промышленности. Это связано со сдвигом в структуре потребительских предпочтений и спроса населения развитых стран от удовлетворения элементарных потребностей (продукты питания, одежда, обувь) к росту затрат на услуги (образование, здравоохранение, транспорт, досуг).
На этом фоне происходит дальнейшее усиление специализации развитых стран на производстве наиболее дорогостоящей промышленной продукции, прежде всего наукоёмкой (авиакосмической, биотехнологической, информационн-коммуникативной)
Отраслевая структура промышленности характеризует уровень индустриального и технического развития страны, степень ее экономической самостоятельности и уровень производительности общественного труда.
Для промышленно развитых стран характерна большая доля промышленности и строительства, такие показатели до середины XX в. были типичными для всех экономически развитых стран. Но по мере развития НТР эти страны одна за другой расставались с индустриальным типом отраслевой структуры. Зато по мере индустриализации развивающихся стран этот тип структуры начал доминировать в некоторых странах Азии, Африки и Латинской Америки, прежде всего в нефтедобывающих и новых индустриальных. Особо важно также подчеркнуть, что индустриальная структура хозяйства продолжает сохраняться и в некоторых странах с переходной экономикой, которые в течение многих десятилетий своего социалистического развития исходили из того, что именно этот путь должен быть для них основным, магистральным (рис.1).
Рис.1.
Страны с наиболее
выраженной индустриальной
структурой экономики (2009 г.)[20]
В настоящее время в мировом хозяйстве происходят некоторые изменения основных пропорций, складывающихся внутри промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг (рис.3).
Так,
в структуре мировой
Рис.2.
Соотношение отраслей
в промышленности за 1970-1990-е
гг.[7, c. 91]
За этими общемировыми
Рис.3.
Отраслевой состав
мирового хозяйства
[18]
Несмотря на то, что с началом перехода к постиндустриальному обществу доля промышленности в мировом ВВП и занятости экономически активного населения стала уменьшаться, промышленность остается самой главной отраслью материального производства. В промышленное производство по-прежнему направляются большие инвестиции, с ним связаны крупные затраты на НИОКР. Промышленные товары сохраняют безусловное первенство в мировой торговле. Промышленность продолжает оказывать большое воздействие не только на экономику, но и на другие стороны общественной жизни. Территориальная структура промышленности в наибольшей мере определяет территориальную структуру всего мирового хозяйства, формируя как бы его каркас. Поэтому промышленность иногда не без основания продолжают называть мотором экономического развития. Да и цифровые показатели, характеризующие масштабы мировой промышленности (хотя темпы ее роста снизились до 2 % в 2000-е гг. по сравнению с 6 % в 1960-е гг.), также продолжают оставаться очень внушительными. [5, c.102]
Машиностроение – главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. Это объясняется тем, что именно оно в первую очередь обеспечивает все отрасли хозяйства орудиями производства (машинами, оборудованием, приборами и др.), а население – предметами потребления, в том числе и длительного пользования.
Машиностроение также самая комплексная и дифференцированная по структуре из отраслей промышленности: вместе с металлообработкой оно включает в себя до 200 различных подотраслей и производств. Их можно группировать по времени возникновения (выделяя старые, новые и новейшие отрасли), по целевому назначению (с выделением общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники, а также сельскохозяйственного, строительно-дорожного машиностроения, приборостроения и др.), по особенностям технологической и пространственной ориентации (с выделением металлоемкого, трудоемкого, наукоемкого машиностроения). Понятно, что при размещении предприятий каждой из этих подотраслей решающую роль могут играть самые различные факторы – трудовой, сырьевой, потребительский, научно-технического прогресса и др. Понятно также, почему именно машиностроение отличается наиболее развитой системой специализации и кооперирования, причем и на внутриотраслевом, и на межотраслевом, и на международном уровнях.[9, c.75]
В
эпоху НТР мировое
Географическое распространение мирового машиностроения во многом определяется соотношением между экономически развитыми и развивающимися странами. Поскольку эта отрасль служит одним из главных индикаторов научно-технического прогресса, перевес стран Севера над странами Юга в ней особенно заметен: по данным ООН, соотношение между этими двумя группами стран в 1968 г. составляло 95:5, в 1985 г. – 92:8. Однако, как уже было отмечено выше, к 2007 г. эта пропорция заметно видоизменилась – до 75:25 (рис.4).
Рис.
4. Соотношения в производстве
продукции машиностроения [18]
Среди экономически развитых стран Запада выделяется небольшая группа государств (США, Япония, ФРГ, Великобритания), обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства, доля которого в структуре их обрабатывающей промышленности составляет 35–38 %, а в экспорте – 50 % и более. Непосредственно за этой группой идут страны (Франция, Италия, Испания, Канада, Республика Корея) с несколько менее полной структурой машиностроения и меньшей его долей в структуре обрабатывающей промышленности (25–33 %), а также в экспорте. В отдельную группу обычно выделяют некоторые малые страны Западной Европы (Швеция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Финляндия, Австрия), в которых получили очень большое развитие отдельные отрасли машиностроения, ориентированные в первую очередь на экспорт. В остальных странах машиностроение менее развито, и импорт машин преобладает над их экспортом.[6,c.45]
Несмотря на сохраняющееся отставание развивающихся стран, в последнее время и в их машиностроении заметен прогресс. Но он касается лишь сравнительно небольшого числа стран – Китая, Бразилии, Индии, Мексики, Аргентины, новых индустриальных стран. Все они имеют достаточно квалифицированную и в то же время гораздо более дешевую, чем в Западной Европе, США и Японии, рабочую силу. Но нужно учитывать и то, что во многих из них машиностроение в значительной степени находится под контролем иностранного капитала и работает на рынки развитых стран. В большинстве остальных стран Юга эта отрасль представлена сборными и ремонтными предприятиями, находится на уровне металлообработки или вообще отсутствует. Тем не менее, по некоторым оценкам, доля развивающихся стран в мировом экспорте машин и оборудования также постепенно возрастает. С некоторыми мировыми показателями машиностроения можно ознакомиться в Приложении 2, Приложении 3 и Приложении 4 в разделе данной курсовой работы «Приложения».
Как
и любое явление, происходящее в
мире, процессы изменения структуры
мировой промышленности нуждаются
в научном обосновании и
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Отрасли ТЭК относятся к капиталоемким отраслям. В промышленно развитых странах, где представлены все его отрасли, обычно основные капиталовложения в пределах до 85% приходятся на нефтегазодобывающую промышленность и электроэнергетику (примерно в равных долях) и до 15% – на нефтепереработку и угольную промышленность. Значительное влияние на инвестиционный процесс в ТЭК в целом оказывают инвестиции в нефтяную промышленность.
В соответствии с циклическим характером развития нефтяной промышленности происходят и изменения капиталовложений не только в эту отрасль, но и в целом в ТЭК.
Вслед
за нефтегазодобывающей