Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать отраслевую структуру современной промышленности.
Задачи данной работы заключаются в выявлении структурных сдвигов в отраслях промышленности мира на рубеже XX- XXI вв. методами статистического анализа, путем теоретического осмысления процессов, ведущих к формированию современных промышленных структур, и выявлении пространственно-временных закономерностей реструктуризации промышленности мира при переходе к постиндустриальному этапу общественного развития.
Введение 3
Глава 1 4
1.1. Структура общественного производства 5
1.2. Классификация отраслей промышленности и её отраслевая структура в современном мировом хозяйстве 7
Глава 2 14
2.1. Оценка современного состояния промышленности в мировом хозяйстве 14
2.2. Динамика показателей мировой промышленности 15
Глава 3 Ошибка! Закладка не определена.
Перспективы развития основных отраслевых комплексов мировой промышленности 20
Заключение 30
Список литературы
В перспективе до 2015 года, по прогнозам специалистов, среднегодовые темпы прироста выработки электроэнергии в мире составят около 2,7%, однако наметились значительные различия и в темпах развития электроэнергетики в промышленно развитых и развивающихся странах, и в соотношениях использования различных видов топлива для выработки электроэнергии. В промышленно развитых странах темпы прироста выработки электроэнергии прогнозируются на уровне около 2%. При этом наибольший рост установленной мощности произойдет на электростанциях, работающих на газе (ежегодный прирост до 4,9%), а среднегодовой прирост мощности электростанций, работающих на угле, составит около 1,3% в год. В развивающихся же странах основные потребности в электроэнергии будут, видимо, удовлетворяться путем наращивания строительства тепловых электростанций на угле. Самым крупным потребителем электроэнергии являются США: на их долю приходится 42% мирового потребления электроэнергии.[17, c.99]
Все более важным источником топливно-энергетических ресурсов становится атомная энергия. В настоящее время в мире действует около 140 атомных реакторов. Их доля в общем объеме производства электроэнергии в мире остается на уровне 10–11%. Фирмы, занятые в атомном машиностроении, не ожидают увеличения притока заказов на оборудование для новых атомных электростанций (АЭС), по крайней мере, в ближайшие 10 лет. После аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году приток заказов стал чрезвычайно мал.
Однако в целом зависимость энергетики ряда стран мира от АЭС весьма значительна. Так, в 2000 году доля АЭС в общей выработке электроэнергии составила (в %): в Литве – 76,4; Франции – 75,3; Бельгии – 55,8; Швеции – 51,1; Словакии – 49,1; Болгарии – 45,6; Венгрии – 43,7; Словении, Швейцарии, Республике Корее, Испании – в среднем 34,0; Японии – 30,7; ФРГ – 29,3; Великобритании – 25,8; США – 22,0; России – 11,4. Себестоимость электроэнергии АЭС на 20% ниже, чем на ТЭС, работающих на угле, и в 2,5 раза ниже, чем работающих на мазуте. К 2020–2030 годам доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, по расчетам, составит 30%, а это потребует значительного увеличения добычи урана.
Отмечая тенденцию к сокращению в мировой торговле удельного веса сырьевых товаров, следует отметить, что речь идет не об абсолютном, а об относительном снижении экспорта этих товаров. Лидирующую позицию в группе топливно-сырьевых товаров занимает нефть. Однако в последние годы из-за структурных сдвигов в экономике произошло снижение потребления нефти. В последние годы быстро развивается международная торговля природным газом.
Зависимость промышленно развитых стран от импорта нефти, в том числе из стран-членов ОПЕК, остается по-прежнему высокой: почти 100% у Японии, 95% – у Франции и Германии, 40% – у США.[20]
Россия традиционно играет важную роль в мировом экспорте топливно-энергетических товаров, особенно нефти и природного газа. Экспорт энергоносителей обеспечивает ныне свыше 50% всех валютных поступлений в РФ от внешней торговли.
Машиностроение
В 90-е годы инвестиционный процесс в машиностроительном комплексе развитых стран характеризовался дальнейшим усилением притока капитальных вложений в наукоемкие отрасли, увеличением доли расходов на средства комплексной автоматизации производственных процессов, резким сокращением инвестиций на расширение традиционных отраслей.
Интенсификация процесса технического перевооружения машиностроения индустриально развитых стран, существенное повышение уровня его автоматизации, широкомасштабное распространение новейших форм организации и управления производством, интенсификация использования техники и технологии получат свое развитие и в первые десятилетия XXI в.
Автоматизация в той или иной мере будет охватывать все существующие типы производства в машиностроении, независимо от уровня их серийности. Со второй половины 90-х годов началось ускоренное развитие автоматизированной сборки, что означает новый этап в создании компьютеризированных интегрированных производств.
Численность
станочного парка в отраслях машиностроения
индустриально развитых стран будет
иметь долговременную тенденцию
к сокращению при одновременном
увеличении его производственной мощности
и технико-экономической
Увеличение производительности оборудования и удешевление элементной базы современных средств автоматизации позволяют предположить, что доля машин и оборудования в общей стоимости основного производственного капитала стран стабилизируется к 2015 г. на уровне 70-75% (против 70% в 1995 г.). Темпы ежегодного выбытия средств труда составят, предположительно, 6-8% в 1995–2015 гг. (против 5% в 80-х годах).[13, c.202]
К примеру, к 2015 г. на долю машиностроительного комплекса США придется около 40–50% общей суммы ежегодных валовых капиталовложений в обрабатывающую промышленность (44% в 1995 г.). Доля инвестиций в активную часть основного капитала будет, вероятно, на протяжении всего прогнозного периода оставаться неизменно высокой (в среднем около 80%). В то же время преобладающая часть капиталовложений будет, как правило, направляться на замену и модернизацию оборудования, хотя не исключены периоды активного нового строительства, когда в расширение производственных мощностей будет вкладываться больше средств, чем на модернизацию. США занимают лидирующее положение в мире по масштабам производства продукции машиностроения. На долю США приходится около 45% производственных мощностей предприятий машиностроения в развитых странах, в то время как на долю ФРГ, Франции, Великобритании и Италии – 36%, Японии – 19%.[3, c.175]
В прогнозном периоде можно ожидать сохранения довольно высоких темпов развития (преимущественно интенсивного) машиностроительного комплекса указанных стран и дальнейшего, хотя и незначительного, увеличения его доли в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности: в США – до 50,0% в 2015 г. против 40,5% в 1995 г., в Японии - до 55-60% (58,7%) и в Западной Европе – до 45% (39,0%).
Фактором, несколько сдерживающим дальнейшее увеличение доли машиностроения в обрабатывающей промышленности всех рассматриваемых стран, является продолжающееся выделение из машиностроения в сферу услуг, производственную инфраструктуру таких функций, как программирование и обслуживание электронно-вычислительной техники и автоматизированного проектирования и управления; проектирование сложных производственных систем и локальных сетей связи; оказание услуг в инжиниринге, лизинге, подготовке кадров; консультационные услуги и т.п. Так, если 15 лет назад машиностроительные фирмы США самостоятельно разрабатывали 90-95% программ для ЭВМ и оборудования с программным управлением, то теперь около 50% программных средств они приобретают на рынке. Масштабы лизинга нередко достигают 20% объема капитальных вложений промышленности в машины и оборудование.
Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в рассматриваемых странах стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие «поставщики» базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).
Государственное
регулирование указанных
Развитие
машиностроительного комплекса
органически связано с
В группе традиционных отраслей в Японии (общее, транспортное машиностроение) главными направлениями качественного совершенствования продукции в прогнозном периоде являются повышение надежности, безопасности, экологической чистоты, энергетической экономичности, производительности машин и оборудования, использование автоматизированных систем управления работой основных агрегатов на базе микропроцессорной техники.
В странах ЕС суммарная доля электротехнической промышленности (включая производство ЭВМ и радиоэлектронику), приборостроения и АРКП в общем объеме продукции машиностроения, по имеющимся оценкам, в среднем увеличится с 40% в 1995 г. до примерно 50-55% в 2015 г., в том числе собственно производство ЭВМ – с 7 до 15% в том же году.
Что касается мировой торговли машинами и оборудованием, то более 80% этой отрасли приходится на индустриальные страны. Экономическая экспансия промышленно развитых стран особенно ярко проявляется в поощрении со стороны государственных органов машиностроительных монополий, вкладывающих свои капиталы в создание на территориях развивающихся стран дочерних фирм и филиалов.
Доля России в мировом экспорте машин и оборудования составляет менее 1%, а в общем объеме российского экспорта машинно-технической продукции в промышленно развитые страны Запада доля машин и оборудования оценивается всего лишь в 2–2,5%. Поэтому в ближайшее время, вероятнее всего, существенного увеличения доли экспорта машин и оборудования в его общем объеме не произойдет.
Агропромышленный комплекс (АПК)
Сильное влияние на мировое сельское хозяйство оказало развертывание процесса агропромышленной интеграции, который начался в 60-е гг. ХХ в., раньше всего в США. Агропромышленная интеграция означает переход сельского хозяйства на индустриальную основу и является новой формой объединения предприятий, главная особенность которой состоит в ее межотраслевом характере, в том, что она означает организованное и коммерческое объединение предприятий двух существенно отличающихся отраслей экономики – промышленности и сельского хозяйства.[7, c.67]
В результате интеграции
В составе АПК выделяют три сферы:
Доля АПК в
В то же время удельный вес занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйстве в течение последних десятилетий почти повсеместно снижается. В начале 2000-х гг. в первичном секторе было занято (в % к общей численности занятых): в США – 2,6, Германии – 2,7, Великобритании – 1,4, Канаде – 3,3, Японии – 5,1. Столь низкая доля занятых в этом секторе определяется не структурным кризисом, а высокой производительностью сельскохозяйственного труда в развитых странах. Соответственно в странах с переходной экономикой и развивающихся государствах эта доля выше и составляет в России 9,8% занятого населения, на Украине – 25,2, в Польше – 18,8, Китае – 46,8, Пакистане – 47,3, Индонезии – 43,2%.[9, c.87]
Вместе с тем занятость в других составных частях АПК не только не уменьшается, но, напротив, быстро растет. В США в АПК работает примерно 20% занятого населения, которые обеспечивают около 20% ВВП страны. Это происходит за счет неуклонного роста сферы отраслей, занимающихся переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (в США в ней формируется около 75% всей стоимости продукции комплекса).
Соотношение между тремя сферами АПК в развитых странах составляет в настоящее время 2:1:7 (в середине 90-х гг. – 3:1:6). Этот сдвиг вызван не только опережающим ростом перерабатывающих отраслей, но и застоем в производстве машин и химикатов для сельского хозяйства.
В
странах с переходной экономикой
доля сельского хозяйства в