Отчет по практике в в Бишкекском Городском Финансовом Управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 03:44, отчет по практике

Описание работы

Целями преддипломной практики являются:
1 углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения,
2 приобретение необходимых профессиональных навыков работы в соответствующих кредитных, финансовых, страховых и прочих учреждениях,
3 овладение методами и приемами прогнозирования, анализа, регулирования, планирования и другими вопросами, связанными с деятельностью этих структур,
4 сбор материала, необходимого для написания дипломной работы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1 Общая характеристика организации ……………………………………………….4
1.2 Организационная структура организации
и их основные функции ………………………………………………………………...11
Глава 2
Анализ инвестиционного климата Кыргызской Республики
2.1 Прямые иностранные инвестиции …………………………………………………15
2.2 Инвестиции в основной капитал (капиталовложения) …………………………..16
2.3 Внешняя техническая и помощь в виде грантов ………………………………….17
2.4 Сбережения домашних хозяйств
как инвестиционный ресурс в Кыргызской Республике ……………………………...20
Заключение………………………………………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Отчет(ПРактика).docx

— 292.71 Кб (Скачать)

Некоторые исследователи  считают такую формулировку не полной. Чувакова С.Г. подчёркивает необходимость указания при определении сбережений населения их целей. По её мнению сбережения населения - это часть денежных средств, оставшаяся после удовлетворения потребительских нужд, гарантирующих возможность воспроизводства человеческого капитала и выплаты обязательных платежей, выведенная на определённый период времени из обращения в целях удовлетворения потребностей и роста экономического благосостояния в будущем (Чувакова С.Г., 2011).

Обобщая имеющиеся  теоретические положения, раскрывающие суть категории «сбережения», и исходя и того, что сбережения являются классическими финансовыми фондами, отличающимися особенностями экономической  территории, на которой они возникают, допуская определённую условность, можно  сформулировать следующую дефиницию: сбережения населения - это финансовые фонды домашних хозяйств, создающиеся путём отчислений от их доходов и использующиеся как инвестиции или как резервы.

Группировка сбережений, необходимая с целью  раскрытия их сущности, производится по различным признакам.

Наиболее  подробные признаки группировки  определяет Батракова А.Г. (Батракова А.Г., 2006). Составленная по основным из них схема группировки представлена в Приложении.

Заслуживает внимания и другие признаки группировки  сбережений: с учетом уровня исчисления (сбережения на микроуровне - сведения о сбережениях по опросам населения) и макроуровне - определяемые в соответствии с СНС; по побудительным причинам (добровольные и вынужденные); в условиях инфляции - номинальные сбережения (в действующих ценах), и реальные (с учётом изменения цен); в зависимости от размера сбережений (мелкие, средние, крупные) и от срока (краткосрочные, долгосрочные).

Однако в  такой детализации признаков  группировки сбережений населения, на наш взгляд, нет большой научной  необходимости.

Как считает  Горелик В.Н., любые сбережения используются либо как инвестиции, либо как резервы.

Исходя из этого определены следующие формы сбережений (Горелик В.Н., 2011):

∙ Целевые некоммерческие накопления домашних хозяйств, направляемые на конкретные потребности повышения уровня жизни (получение образования, улучшение жилищных условий и пр.);

∙ Сбережения капитал - инвестиции с целью увеличения доходов в будущем;

∙ Сбережения-резервы - финансовые запасы, создаваемые с целью предупреждения возможных рисков и для покрытия разного рода ущерба.

Первые две  формы относятся к инвестиционным фондам, из которых средства будут  направлены на развитие. Средства резервного фонда (сбережения-резервы) обеспечат  устойчивое развитие домохозяйства.

Сбережения  играют двоякую роль в воспроизводственном  процессе страны. С одной стороны, являясь изъятием средств из потока доходов, сбережения вызывают недостаточность  потребления, сдерживая рост предложения, т.е. расширение производства. С другой стороны, если сбережения населения  мобилизуются финансово-кредитной  системой и направляются ими в  реальный сектор экономики для увеличения фонда накопления и расширения производства, то они благоприятствуют экономическому росту, увеличению ВВП. Исследователи  определяют прямую зависимость между  темпом роста ВВП и нормой накопления: чем выше норма накопления, тем  выше темпы экономического роста (Батракова А.Г., 2006).

Как видно  из рисунка (см. ниже), в целом прослеживается прямая корреляционная зависимость  между ростом ВВП и динамикой  сбережений населения по Кыргызской Республике. Низкий уровень сбережений наблюдается в 2008 г., отмеченном самым высоким ростом потребительских расходов (88,7% всех денежных расходов населения) и усилением государственного регулирования в целях сглаживания последствий влияния финансового кризиса. Рост сбережений населения в 2010 г. на фоне снижения экономического развития вызван, на наш взгляд, ухудшением инвестиционного климата из-за влияния политического фактора. Развитие рыночной экономики в стране позволило населению получить определённые инвестиционно-ориентированные сбережения, которыми население в смутный период предпочло не рисковать.

 

Рис. Динамика темпов экономического роста и нормы сбережений населения  в Кыргызской Республике за

период с 2005 по 2010 гг.

Анализ структуры  сбережений домашних хозяйств в новых  условиях развития экономики в Кыргызской Республике (см. табл. 2) показывает значительные колебания в динамике сбережений домохозяйств. Значение нормы сбережений в целом по стране в разные периоды  развития экономики варьируется  в пределах 3,8-20,6% к валовому располагаемому доходу - ВВП (использованному). Долю домашних хозяйств в валовых сбережениях  можно характеризовать как крайне неустойчивую и в целом низкую (в отдельные годы даже с отрицательным  значением): в 2008 г. она составила  всего 1,2% ВВП. Превышение сбережений домашних хозяйств над валовыми накоплениями в 1995 г. стало возможным вследствие отрицательных значений данного  показателя по остальным секторам экономики.

Годы

Валовой

располагаемый

доход

Конечное

потребление

Валовые

сбережения

Сбережения домашних хозяйств

2000

100

85,6

14,4

9,8

2005

100

92,6

7,4

-2,1

2006

100

91,3

8,7

3,7

2007

100

83,5

16,5

8,9

2008

100

86,8

13,2

9,4

2009

100

79,4

20,6

6,0

2010

100

83,2

16,8

6,8


Таблица 2. Использование валового располагаемого дохода в КР (в процентах к итогу). Источник: Системы национальных счетов Кыргызской Республики 2005-2010 гг.

Сберегательными инструментами финансово-кредитной  системы являются:

    • наличные денежные средства в национальной валюте, долларах США и евро;
  • вклады в национальной валюте или долларах США в коммерческие банки;
  • государственные и корпоративные ценные бумаги;
  • акции предприятий;
  • недвижимость;
  • паевые инвестиционные фонды и др.

В условиях недостаточной развитости финансового  рынка, являющейся, прежде всего, следствием нестабильности экономического развития Кыргызской Республики, формы сбережений населения однообразны: это банковские вклады, наличные деньги на руках у  населения и покупка ценных бумаг. Наиболее предпочитаемой формой сбережений денежных средств выступают вклады в коммерческие банки.

Совокупный объем вкладов населения  в банках на 1 января 2011 г. составил 11747,5 млн. сом. (табл. 3), что выше уровня 2000 г. более, чем в 8 раз.

Показатели

  2000

  2005

  2006

  2007

  2008

  2009

  2010

Число вкладов, тыс.

  81236

195455

  244,8

  325,9

  371,1

  428,9

  472,3

Сумма вкладов, млн. сом.

  1467,5

2779,9

  4301,5

  6801,0

  6962,9

  9654,5

  11747,5

Средний размер вклада, сомов

  18064,3

14222,6

  17570,7

  20868,2

  18764,2

  22507,1

  24871,6

Средний размер вклада в расчете на душу населения, сомов

  300,2

543,4

  832,9

  1306,1

  1326,2

  1793,4

  2156,3


 

Таблица 3. Вклады населения в учреждениях коммерческих банков по Кыргызской Республике (на конец года). Источник: Статсборник Социально-экономическое развитие Кыргызской Республики 2000- 2011

гг.

Однако из общей суммы сбережений населения  в 2009 г. (15922,6 млн. сом.) вложения в банки  составили 60,3%, т.е. по сравнению с 2000 г. выросли только в 2,5 раза. Исходя из недостаточно развитого рынка ценных бумаг, можно заключить, что структура  сбережений меняется только в пользу наличных денег.

В последние  годы наблюдается и рост числа  вкладов (почти в два раза в  конце 2010 г. по сравнению с 2006 г.). Однако показатель числа вкладов в современных  условиях развития банковской системы  не сопоставим с уровнем вкладов  при плановой экономике, когда население  почти все сбережения хранили  в Сбербанке. Высокий рост среднего размера вкладов в рассматриваемом периоде не отражает реальную картину развития, объясняется высокой инфляцией и условиями денежной реформы 1993 г. по переводу экономики Кыргызстана на национальную валюту.

Как видно  из табл. 4, из общей суммы организованных сбережений, размещенных в банках, большая часть приходится на валютные счета. Однако в последние годы наблюдается  тенденция увеличения вкладов в  национальной валюте: от 33,5% в 2005 г. до 41,5% 2 2009 г., что можно увязать с  укреплением курса национальной валюты Кыргызской Республики.

Показатель

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего, млн. сом.

1060,9

2661,7

4135,1

6234,9

6881,9

9606,9

11233,9

Депозиты и вклады в национальной валюте, млн. сом.

567,2

891,6

1593,5

2794,2

3133,3

3983,9

4848,2

Процент к общей сумме

53,5

33,5

38,6

44,8

45,5

41,5

43,2

Депозиты и вклады в иностранной  валюте, млн. сом.

493,7

1770,1

2541,6

3440,7

3748,6

5623,0

6385,7

Процент к общей сумме

46,5

64,5

61,4

55,2

54,5

58,5

56,8


 

Таблица 4. Объем вкладов населения в коммерческие банки Кыргызской Республики (млн. сом.).

Источник: Бюллетени НБКР 2004, 2010 гг.

Для определения  складываемых в Кыргызской Республике тенденций эффективности использования  инвестиционных ресурсов проведём анализ их структуры (табл. 5).

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

  Внутренние инвестиции

100

100

100

100

100

100

100

  в том числе финансируемые за счёт государственного управления

 

22,4

 

9,6

 

7,6

 

13,4

 

19,8

 

21,5

 

12,7

  предприятий и организаций

53,8

58,9

65,7

62,4

47,4

33,0

49,2

  кредитов банков

-

-

-

-

0,9

9,8

8,4

  средств населения

23,8

31,5

26,7

24,2

31,9

35,7

29,7


 

Таблица 5. Структура инвестиций по институциональным секторам экономики Кыргызской Республики в 2000 и 2005-2010 гг. (% к итогу). Источник: Статсборники Инвестиции в Кыргызской Республике

2004, 2008, 2011 гг.

Анализ показал, что в анализируемом периоде  наблюдается тенденция роста  внутренних инвестиций (39% от общего объёма инвестиций в 2006 г. и 74,3% - в 2010 г.). Неоднозначна оценка внутренних инвестиций по институциональным  секторам экономики. Доля инвестиций, финансируемых за счёт средств населения, из года в год растёт, достигнув 35,7% в 2009 г. (23,8% в 2000 г.). Важно отметить следующее: валовые сбережения населения в 2009 г. составили 15922,6 млн. сом., сумма же инвестиций домашних хозяйств - 13231,8 млн. сом., то есть не задействовано только 17% сбережений населения.

Сравним эти  данные за другие годы, например, в 2006 г. инвестиции, финансируемые населением, составили 4888.4 млн. сом., сбережения населения - только 4811,7 млн. сом., в 2008 г. эти показатели оставили соответственно 9668 и 2928,2 млн. сом., т.е. инвестиции превысили имеющиеся сбережения более чем в три раза. Это характеризует инвестиционную активность населения Кыргызской Республики, подтверждая вывод экспертов Мирового банка о том, что даже небольшое повышение нормы сбережений населения дает гораздо больший эффект в экономике, чем многократное увеличение средств иностранных инвесторов (Рыжановская Л.Ю., 2005).

Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно  заключить следующее: в последние  годы в динамике сбережений домашних хозяйств наблюдается их рост, но нет  стабильности. Имеется тенденция  роста совокупного объема вкладов  населения в банках, но низок темп вовлечения сбережений населения в  финансово-кредитные учреждения.

Существенной  формой сбережений остаются наличные деньги и вложения в иностранную  валюту, что подкрепляет объективную  готовность домохозяйств к активизации  своего финансового поведения.

Причиной  такого неэффективного использования  сбережений населения несколько. Кроме  известных факторов, сдерживающих инвестиционные возможности республики (объективное  недоверие населения и неразвитость финансового рынка в Кыргызстане), можно назвать низкую финансовую грамотность населения и отсутствие целенаправленной работы государственных органов в привлечении сбережений населения в качестве инвестиционного ресурса.

Развитие  финансов домашних хозяйств предполагает, прежде всего, создания экономических предпосылок для формирования инвестиционного поведения населения и усиления доверия к существующим финансовым институтам, привлекающим сбережения граждан. Сбережения населения должны быть трансформированы из налично-денежной в иные формы, характерные для финансовой системы рыночной экономики. Приобретение населением различных видов активов - финансовых, материальных и нематериальных - означает их превращение в инвестиции.

Информация о работе Отчет по практике в в Бишкекском Городском Финансовом Управлении