Отчет по экономической практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:09, отчет по практике

Описание работы

Вырабатывается миссия предприятия - необходимо ответить на вопросы, связанные с определением бизнеса, с помощью которого организация собирается достичь цели. Цели должны быть установлены в количественной форме, могли быть измерены и должны иметь срок достижения. Как правило, устанавливают стратегические цели и финансовые.

Содержание

Этапы: 1
Шаг 1: Миссия предприятия 3
Вопросник 1: Определение и формулирование бизнеса 3
Вопросник 2: Формулирование цели: чего, когда и сколько желает достичь Ваша организация? 6
Шаг 2: Анализ внешней среды 8
Вопросник 3: Экономическое окружение 8
Вопросник 4: Демографические изменения 9
Шаг 3: Анализ конкурентов 9
Вопросник 5: Конкурентная ситуация 9
Вопросник 6: Анализ деятельности конкурентов 10
Вопросник 7: Стратегия конкурента 11
Основные задачи кадровой политики 13
Политика развития персонала 13
Политика развития персонала включает в себя два аспекта: 13
Шаг 4: Анализ потребителей 13
Вопросник 8: 13
Шаг 5: Анализ собственной ситуации 17
Организационно – штатная политика 17
Производительность труда - один из качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции, выполненных работ, затрат времени. 20
Вопросник 9: Какие факторы снижают относительную экономию ресурсов? 20
Шаг 6: Определение текущей позиции 22
Шаг 7: определение фазы жизненного цикла 27
Шаг 8: определение текущего положения с учетом фазы жизненного цикла 30
Шаг 9: определение новой стратегии развития 31
Шаг 10: Контроллинг 34
Вопросник 18: 34

Работа содержит 1 файл

Практика оли.doc

— 551.50 Кб (Скачать)

    Удовлетворение  потребности предприятия в материальных ресурсах осуществляется двумя путями: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный путь предполагает увеличение добычи и производства материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Интенсивный путь удовлетворения потребности предприятия в материалах, сырье, топливе и других материальных ресурсах предусматривает более экономное расходование имеющихся запасов в процессе производства продукции.

    На  практике по данным баланса рассчитывают коэффициент мобильности, показывающий удельный вес запасов или остатков сырья и материалов в общей сумме имущества предприятия. Его рост приводит к затруднению оборачиваемости и, следовательно, к дополнительному привлечению капитала. С точки зрения привлечения инвестиций это оценивается отрицательно.  

    Важнейшим инструментом изыскания внутрипроизводственных резервов экономии и рационального  использования материальных ресурсов является экономический анализ, задачами которого являются:

    оценка  потребности предприятия в материальных ресурсах;

    характеристика динамики и выполнения плана по показателям использования материальных ресурсов;

    определение системы факторов, обусловливающих  отклонение фактических показателей  использования материалов от данных плана или данных за предыдущий период;

    количественное  влияние факторов на выявленные отклонения и оценка внутрипроизводственных резервов экономии материальных ресурсов.

Шаг 6: Определение текущей  позиции

      Позиция на рынке устанавливается экспертным методом. Для этого создается  группа из 5-6 человек высококвалифицированных специалистов различных отделов, которые непосредственно занимаются изучением рынков. Эксперты дают оценку привлекательности рынков и конкурентного положения организации (продукта/услуги)  на рынке. Позиция на рынке устанавливается с помощью многокритериальной матрицы, которая объединяет результаты анализа привлекательности рынка и конкурентного положения на этом рынке. В зависимости от области, которую занимает организация (продукт/услуга) на многокритериальной матрице, дается характеристика предполагаемой стратегии.

     Привлекательность рынка (таблица 3) рассматривается независимо от собственной организации  с  учетом следующих принципов:

  • насколько рынок привлекателен с точки зрения стороннего наблюдателя (аутсайдера);
  • как привлекателен рынок с точки зрения наблюдателя, находящегося в пределах рынка (инсайдера).

     Отсюда  выводятся новые правила оценки:

  • чем тяжелее требования к поставщикам изделий, т.е. критерии, которые могут вести к выбору рынка, а отсюда к относительному преимуществу в конкуренции, тем выше привлекательность рынка по причине затрудненного вхождения в него конкурентов;
  • чем более многообещающим является спрос, тем привлекательнее рынок.

     Чтобы получить формальный количественный показатель привлекательности рынка, отобранным факторам придают веса с учетом их значимости для организации и  их роли в стратегии. Сумма весов  должна составить 1,0. Взвешенные рейтинги привлекательности получаются путем умножения рейтинга по каждому фактору (используя шкалу от 1 до 10) на вес фактора. Сумма взвешенных рейтингов всех факторов привлекательности  характеризует долговременную привлекательность рынка для вашей продукции/ услуги. Результаты заносятся в таблицу 3.  

     Оценка  может производиться грубо по принципу: "слабо, средне, высоко" или по десятибалльной системе:

  • высокая оценка рынка    от 8 до 10;
  • средняя      от 4 до 7;
  • низкая      от 1 до 3.

     Оценивая  относительное преимущество в конкуренции (таблица 4), производим сопоставление собственной организации (продукта/услуги) с аналогичными сильнейшими на рынке или в сегменте рынка конкурентами.

     Оценка  производится по десятибалльной шкале:

  • определенно сильнее    от 8 до 10;
  • одинаково сильнее    от 4 до 7;
  • слабее      от 1 до 3.
 
 
Факторы привлекательности  рынка                              Веса       Рейтинг    Взвешенный рейтинг 
Средний уровень роста 0,001 1 0,001
Оборот  рынка 0,021 9 0,189
Рентабельность  рынка 0,12 4 0,48
Цикл  рынка 0,056 5 0,28
Политика цен 0,045 6 0,27
Технологический уровень 0,084 7 0,588
Интенсивность инвестиций 0,094 2 0,188
Количество  и структура покупателей 0,073 3 0,219
Интенсивность конкуренции 0,099 5 0,495
Барьеры проникновения 0,081 6 0,486
Сервис 0,12 8 0,96
Возможность замены 0,056 8 0,448
Инновационная способность 0,001 7 0,007
Трудности обеспечения 0,032 1 0,032
Влияние цены факторов на экономичность 0,024 2 0,048
Наличие альтернативных источников сырья и  энергии 0,012 3 0,036
Зависимость от конъюнктуры 0,002 2 0,004
Зависимость от законодательства 0,011 2 0,022
Зависимость от открытости 0,068 8 0,544
  1    
                              5,297
 
 
 
Факторы привлекательности  рынка                              Веса       Рейтинг    Вз. рейтинг 
Критерии оценки 0,001 8 0,008
Объем производства и его развитие 0,0056 5 0,105
Финансовые  возможности предприятия 0,099 4 0,072
Потенциал маркетинга 0,0024 4 0,224
Долгосрочные  договоры 0,032 4 4
Вертикальная  интеграция 0,084 6 0,504
Современность 0,094 5 0,47
Задействованные мощности 0,04 7 0,0392
Условия производства 0,001 1 0,099
Лицензирование 0,032 2 0,0048
Местоположение 0,024 9 0,288
Поддержание объема производства запланированной  производственной мощности 0,012 6 0,24
Поддержание объема производства на основе обеспечения сырьем и энергией 0,002 3 0,003
Условия поставок, сервис 0,001 8 0,256
Затраты персонал 0,002 7 0,168
Потенциал инженерно-исследовательской деятельности 0,34 6 0,072
Возможность рывка в развитии 0,12 4 0,008
Частота выдачи на рынок новых изделий 0,011 4 0,044
Проектный менеджмент 0,002 9 0,018
Непрерывность поставки ноу-хау 0,021 9 0,189
Инновационный климат 0,018 2 0,036
Качество  руководящих кадров 0,056 5 0,28
 
 
1     7,128

   
 

Расчетные данные по позициям "привлекательность рынка" и "преимущество в конкуренции"  наносятся на многокритериальную матрицу (см. рис.1.).

     

Рис. 1. Многокритериальная матрица.

Положение на многокритериальной матрице,  согласно   рассчитанных координат, определяет текущую позицию Вашей организации (продукта/услуги).

 

Точка (,297; 7, 128) 
 

 

 
Корреляционная 
SWOT-матрица
 
 
 
Внешняя среда  
O-Возможности T-Угрозы
Рост  рынка недвижимости Рост рынка  недвижимости за счет увеличения доходов населения Развитие Интернет - технологий как нового канала сбыта  Рост рынка  Перми Возрастание конкуренции cо стороны действующих конкурентов  за арендуемые офисные площади Возрастание конкуренции cо стороны потенциальных конкурентов, в том числе  интернет -  компаний Возрастание конкуренции cо стороны  риэлторов  Увеличение доли товаров-заменителей  Рост ставки аренды Рост стоимости  на рынке труда  Олигополия (усиление влияния) поставщиков Рост уровня притязаний клиентов  
Внутренняя  среда S-Сильные стороны Опыт работы на рынке                         9
Имя компании для поставщиков           X         X   2
Наработанный  бренд среди читателей X X   X         X       4
Сложившиеся отношения с государственными органами X           X           2
Разработан  фирменный стиль компании, позволяющий идентифицировать компанию в глазах покупателя X X   X X X X X X     X 9
Наличие раскрученного  Интернет-сайта X X X     X X X       X 7
W-Слабые стороны Отсутствует ряда приоритетных подсистем управления         X X X X X X X X 8
Низкая  управленческая и профессиональная образованность высшего и среднего персонала         X X X X   X   X 6
    Неэффективная система  поиска торговых точек       X         X       2
Низкая прибыль  компании в абсолютном значении X X X X         X X     6
    5 5 2 5 4 6 6 4 6 4 3 5  
 

Шаг 7: определение фазы жизненного цикла

 

Вопросник 11: Какие характеристики  Вашей организации (продукта/услуги) Вы считает наиболее характерными с точки зрения спроса, конкурентов, цены, объема сбыта, рекламы?  Результаты занесите в таблицу 5 и определите фазу жизненного цикла Вашей организации (продукта/услуги)  по наибольшей сумме ответов  в колонках 2-5.

   "Сетка" жизненного цикла   организации (продукта/услуги)          Таблица 5 

Характеристика  рынка Фаза  жизненного цикла
внедрение рост зрелость спад
1 2 3 4 5
Уровень продаж Низкий Быстро растущий Медленно  растущий Снижающийся
Прибыль Отрицательная Максимальная  Снижающаяся Низкая  или нулевая
Выручка Отрицательная Небольшая Высокая Низкая 
Потребители Новаторы Восприимчивые Средние Аутсайдеры 
Конкуренция Незначительная Растущая  Многочисленная  Снижающаяся
Цены Дифференцированные Дифференцированные  и колеблющиеся Стабильные  Защитная ценовая  политика
Число марок товара Одна или  несколько Быстрое увеличение Несколько новых Быстрое уменьшение
Степень дифференциации Значительная  Снижающаяся Низкая  Низкая 
 

                                      Итого: 
 

Итак, мы рассматриваемая нами компания находится  на этапе: зрелость. Но мы не должны забывать, что кризис несколько подкорректировал ситуацию на рынке. Например, небольшая выручка может объясняться не столько этапом жизненного цикла, сколько «неожившим» рынком в период кризиса.             

      С учетом определенной  Вами  фазы жизненного цикла выберете  действия для вашей организации  или продукта согласно таблице 6. Расставьте приоритеты в области действий.

    Итак, мы находимся на этапе зрелости (который  плавно переходит в этап спада). Что  же нам необходимо делать?

    1 Создание нового товара или  услуги

    2 Наделение существующего товара  дополнительными конкурентными преимуществами

    3 Разработка концепции нового товара. Под концепцией нового товара понимается система ориентированных базисных представлений товаропроизводителя о создаваемом продукте и его рыночных возможностях.

    Источники формирования базисных представлений:

      беседы с компетентными сотрудниками;

      специальная литература;

      реклама конкурентов, каталоги, проспекты,  текущая пресса и старые публикации, теле- и радиопередачи;

      выставки и ярмарки, товары  в витринах;

      беседы с клиентами, поставщиками, менеджерами, а также материалы рекламаций;

      мозговая атака с участием  специалистов организации;

      деловые семинары, конгрессы, дискуссии,  конкурсы;

      обсуждение вопросов с консультантами. Концепция нового товара включает  следующие элементы. Характеристики  товара (сводные характеристики нового товара даны в табл.):

      потребительные характеристики;

      жизненный цикл;

      рыночный потенциал;

      конкурентоспособность на основе  технико-экономических показателей. 

Характеристика  действий на различных стадиях жизненного цикла   Таблица 6 

Область действий Виды  действий на каждой стадии
  выход рост зрелость спад
Общая стратегия Расширение  рынка Проникновение на новые рынки Сохранение  доли рынка Увеличение  отдачи
Стратегия разработок Первооткрыватели  Гонка за лидером  Расширение  сфер применения Свертывание разработок
Задачи  маркетинга Осведомление  о товаре, создание имиджа товара и  фирмы Проникновение вглубь рынка, укрепление приверженности к товару, максимизация прибыли и  расширение клиентуры Удержание позиций  и доли рынка, вытеснение слабых конкурентов, интенсификация маркетинговых действий Анализ возможностей и вариантов свертывания производства, использования имиджа и потенциала
Затраты на маркетинг Высокие Высокие и постепенно снижающиеся Снижающиеся Быстро снижающиеся
Усилия  по продвижению Высокие Растущие  Стабильные, поддерживающие Быстро снижающиеся
Акцент  в маркетинге Знакомство  с продуктом Предпочтение  одной из марок Верность марке Выборочные  действия
Финансовые  цели Прибыль за счет продаж Максимизация прибыли Прибыль за счет снижения затрат Сокращение  издержек при уменьшении продаж
Приоритеты Реклама, качество, цена, сервис Цена, реклама, качество, сервис Квазикачество, реклама, качество сервиса, цена Реклама на новых  сегментах, качество сервиса
 

Напишите последовательность ваших действий с учетом определенной фазы жизненного цикла вашего продукта/услуги или организации в целом и  специфики вашего рынка

(если Вы выбрали  "Сокращение издержек при уменьшении  продаж", то необходимо указать  конкретные цифры сокращения и уменьшения, или указать конкретную марку товара при выборе "предпочтение одной из марок")

- Приоритет;  работа с клиентами (сервис  обслуживания)

1 Вовремя выставленные  документы (в день выход печатного  издания)

2 Вовремя выставленные  счета (в день подписания договора)

3 Оперативная  работа над макетами (срок изготовления  макета – 3 дня)

4 Маркетинг отношений:  поздравление с корпоративными , общенациональными, личными праздниками.

5 Система отлаженной  обратной связи (регистрация входящей  корреспонденции, входящих звонков – и оперативное реагирование: 3 часа с момента звонка)

6 Снижение затрат  на маркетинг (наружная реклама:  транспорт, щиты, телевиденье)

7 Сильный менеджерский  состав 

8 Верность бренду, следование стратегическому плану 

Шаг 8: определение текущего положения с учетом фазы  
жизненного цикла

     Дайте оценку    положения   Вашей  организации (продукта/услуги)  в  координатах:  "позиция организации"  и "фаза жизненного цикла"  (см. табл.5) .

     Координата "позиция организации" рассчитывается как полусумма  координат "привлекательность рынка" и "преимущество в конкуренции". Координата "фаза жизненного цикла" рассчитывается на шаге 7.

     Матрица с  новыми координата будет называться "Матрица с учетом жизненного цикла". 

     Определение позиции организации (продукта/услуги) с учетом  координат и фазы жизненного  цикла                                                                                               Таблица 7

  Привлекательность рынка Конкурентное  положение Позиция предприятия
Организация Значение координаты У Значение координаты Х Полусумма  координат  Х и У 
 

      Нанесите  полученные данные на матрицу жизненного цикла (см. рис. 2) 

     Рис. 2. Матрица с учетом жизненного цикла.

Вопросник 12: Какой стратегии Ваша организация должна следовать в соответствии с полученными координатами на матрице жизненного цикла  стратегиям:

  1. наступательной;
  2. оборонительной;
  3. деинвестирования.

Шаг 9: определение новой  стратегии развития

 

Вопросник 14: Какие наиболее слабые стороны Вашей организации (продукта/ услуги) Вы считаете по  результатам  экспертной оценки "преимущество в конкуренции" (см. шаг 6)? Критерий отбора: значения  1-4 считаются слабыми  сторонами, 8-10 – сильными. Составьте список слабых сторон.

- неэффективное  продвижение

- слабая мотивация персонала

- неотлаженные  бизнес-процессы

- высокая текучесть кадров

- некомпетентность  управленцев

- неустойчивая  конкурентная позиция

- отсутствие «связей» 
 
 

Вопросник 15: Какие слабые стороны из выбранного Вами списка Вы в состоянии улучшить?  Разработайте мероприятия  для изменения каждой слабой стороны и определите ее новое значение после реализации мероприятий. 

- неэффективное  продвижение товара: разработка  маркетингового плана, который  был бы направлен на обращение  к целевой аудитории

- слабая мотивация персонала – разработать программу мотивации сотрудников

- неотлаженные  бизнес-процессы -  нанять внешнего  консультанта, который бы помог  определить «разрыв» в бизнес-процессах

- высокая текучесть  кадров – отрегулировать систему  мотивации

- некомпетентность  управленцев – отправить управленцев  на обучение

- неустойчивая  конкурентная позиция – провести  ряд мероприятий для укрепления  конкурентной позиции

- отсутствие  «связей» 
 

Вопросник 16: Произведите оценку ( шкала от –5 до  + 5) предполагаемых изменений оборота и рентабельности  по выбранному Вами продукту/ услуге (см. табл.8 и 9 соответственно).

  

                           ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ ОБОРОТА                    Таблица 8

Параметры Оценка по шкале  интенсивности

-5                                 0                          +5

  1. Темпы роста выпуска продукции
понизятся      __________+2______  повысятся
  1. Прирост численности потребителей
 
Понизится     __________+1______  повысится
  1. Географический рост рынков
снизится       ________0________  повысится
  1. Темпы устаревания продукции
Повысятся    _________0_______  снизятся
  1. Темпы обновления продукции
Повысятся    ________+3________  снизятся
  1. Темпы обновления технологии
Повысятся    ________0________  снизятся
  1. Уровень насыщения спроса
Повысится   _________+1_______  снизится
  1. Общественная приемлемость продукта/услуги
 
Понизится    _________+1_______  повысится
  1. Государственное регулирование издержек
 
ужесточится ______-2__________  ослабеет
Общая оценка изменения  оборота 6
 
 

                    ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ             Таблица 9 

Параметры Оценка по шкале  интенсивности

                -5                      0                 +5

  1. Колебание рентабельности
очень велико ___+3_______ отсутствует
  1. Колебание объема продаж
очень велико ___-2________ отсутствует
  1. Колебания цен
Очень велики ___0________ отсутствуют
  1. Структура рынка
высокая                  равномерное

концентрация ______+1_______ распределение

  1. Стабильность структуры
низкая _____-1______ высокая
  1. Обновление продукции
очень частое __+2________ редкое
  1. Время разработки новой продукции
длительное ____-2_______ короткое
  1. Расходы на НИОКР
крупные ______+5_____ небольшие
  1. Затраты для доступа на товарный рынок
повысятся ______1_____ снизятся
  1. Агрессивность конкурентов
повысится ________4___ снизится
  1. Интенсивность рекламы
повысится _______3____ снизится
  1. Конкуренция на рынках ресурсов
возрастет _______4____ снизится
  1. Степень удовлетворения потребительских требований
возрастет ___2________ снизится
  1. Государственное регулирование конкуренции
отсутствует ______1_____ жесткое
  1. Государственное регулирование производства
ужесточится ______2_____ ослабнет
  1. Давление потребителей
усилится _____3______ ослабнет
Общая оценка сдвига  рентабельности 25
 

 Откорректируйте  новое значение (результат шага 8) полученных координат для оценки "привлекательность рынка" путем прибавления (вычитания) значения "общей оценки изменения оборота", а для "преимущества в конкуренции" соответственно "общую оценку сдвига рентабельности". Полученный результат нанесите на матрицу (Рис.1).

 

Вопросник 17: Совпадает ли вектор развития Вашей организации с теми целями, которые сформулированы Вами в шаге 1? Да

-если "да", то переходимте к шагу  10;

-если "нет", то пересмотрите цели.

Шаг 10: Контроллинг

Вопросник 18:

  1. Что представляется вам особенно важным при проработке ваших предложений?

1 Отлаженность  и системность в работе компании, а значит, и предложения, должны  соответствовать этому. Поэтому,  на мой взгляд, в первую очередь  необходимо обратить внимание  на то, как отлажены бизнес-процессы, как согласована работа компании (как внутренняя, так и внешняя)  

  1. Какие новые  знания вы получите?

– знание основ стратегического менеджмента

- знание  основ менеджмента, маркетинга  и управления персоналом на  практике

- функционал менеджера по рекламе

- узнала  положения закона о рекламе

- узнала, каким образом осуществляется  общение с клиентами 

  1. В чем вы видите вашу основную проблему?

- несогласованность   работы внутри компании

  1. Как можно подробнее опишите эффект, который вы ожидаете?

- согласованность  бизнес – процессов (чтоб каждый  отдел знал целевые показатели  работы, свой функционал, то есть, чтоб была командная работа)

  1. Какие мероприятия вы хотите срочно внедрить в практику?

- тренинг  на сплочение коллектива

- найм  внешнего консультанта

- разработка  системы мотивации

  1. Что представляют собой важнейшие мероприятия, с которых вы начнете в первую очередь?

- написать  перечень  всех бизнес-процессов  в компании

- определение  разрывов в процессах

-  анкетирование  сотрудников  
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Отчет по экономической практике