Особенности составления бизнес-плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках.
Оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта. Выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей. Проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей.
― просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Содержание

Введение
1. Бизнес-план: понятие, назначение, специфика
2. Специфика бизнес-планирования в малых и средних предприятиях
3. Особенности инновационного бизнес-планирования
4. Методика составления бизнес-плана
Заключительные выводы
Литература

Работа содержит 1 файл

бизнес.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Цель  раздела, посвященного анализу рынка  и сбыта, — предоставить инвестору достаточные фактические материалы, чтобы убедить его в конкурентоспособности рассматриваемого проекта, а также помочь предпринимателю определить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке. Этот раздел является одним из наиболее трудных и важных, так как он построен на рыночных оценках, которые оказывают непосредственное влияние на финансовый и производственный планы компании. В данном разделе предприниматель должен осветить следующие вопросы: типы рынков, на которых действует фирма; основные сегменты рынков по каждому виду товаров или услуг; факторы, влияющие на спрос на каждом из сегментов рынка; перспективы изменения потребностей покупателей и возможная реакция компании на эти изменения; реальное состояние и прогнозы развития емкости используемых сегментов рынка на ближайшее время и на более отдаленную перспективу; реакция рынка на новые товары.

     В некоторых бизнес-планах в отдельный  раздел выделяется оценка конкуренции  на рынках сбыта. Этот раздел посвящен анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, их стратегии и тактике. Оценивая деятельность конкурентов, необходимо дать ответы на следующие вопросы: насколько область деятельности фирмы подвержена изменениям; велико ли число фирм, предлагающих сходные товары и услуги; какую часть рынка, контролируют фирмы-конкуренты; как обстоят дела у фирм-конкурентов с доходами, внедрением новых технологий, рекламой и послепродажным обслуживанием; что является предметом наиболее жесткой конкуренции в данной сфере деятельности (цена, качество, послепродажное обслуживание и др.).

     В разделе бизнес-плана, посвященном  маркетингу, освещаются способы достижения намечаемых объемов продаж и доведения  выпускаемой продукции до потребителя. Необходимо, чтобы в плане были указаны общая стратегия маркетинга, принятая в фирме, схема ценообразования и реализации товара, а также методы стимулирования роста объемов продаж. Большое значение имеют также организация послепродажного обслуживания клиентов, реклама выпускаемых товаров и формирование общественного мнения о товарах и фирме, их выпускающей.

     Раздел  «План производства» включается в бизнес-план только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством  товаров. Главная задача здесь —  убедить потенциальных партнеров, что фирма будет в состоянии производить необходимое количество товара требуемого качества в нужные сроки.

     Обычно  производственный план включает в себя следующие структурные элементы:

     1) характеристику производственного  цикла;

     2) анализ размещения предприятия  с точки зрения таких факторов, как близость к рынкам сбыта, поставщикам, наличие квалифицированных трудовых ресурсов, транспортные расходы, уровень развития инфраструктуры;

     3) оценку необходимых факторов  производства и динамику их  изменения;

     4) оценку поставщиков сырья и материалов с точки зрения их надежности, опыта сотрудничества и др.;

     5) нормативные акты, касающиеся производства, а также влияющие на характер  и сроки открытия и функционирования  предприятия;

     6) издержки производства и динамику  их изменения.

     В разделе, посвященном риску, освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации проекта, и основные методы защиты от потенциальных трудностей. Данный раздел содержит следующие составные части: перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого; организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков; программу страхования от рисков.

     Раздел  бизнес-плана, касающийся финансового  плана, необходимо посвятить оценке потенциала фирмы и планированию ее финансовой деятельности с целью достижения жизнеспособности компании и эффективного использования имеющихся денежных средств. В данном разделе содержатся следующие планово-отчетные документы: оперативный план; план доходов и расходов; план движения денежных средств; балансовый отчет.

     Указанные документы носят планово-отчетный характер. Планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы в рамках определенного  периода времени. Отчет составляется за прошедший период времени. Приведенные в этих документах данные используются далее для анализа финансового состояния фирмы.

     В разделе, касающемся вопросов финансирования, излагается план создания новой фирмы  или расширения уже функционирующей. При составлении этой части бизнес-плана предприниматель обязан рассмотреть следующие вопросы:

     1) средства, необходимые для реализации  предлагаемого проекта;

     2) источник инвестиций;

     3) сроки окупаемости и размеры  ожидаемого дохода от реализации  проекта.

     Помимо  указанных разделов бизнес-плана, целесообразно также включить в него организационный план, содержащий краткую характеристику организационной структуры компании, сведения о персонале, информацию о правовом обеспечении деятельности фирмы.

     В конце бизнес-плана приводится фактографическая информация, а именно полное наименование предприятия или фирмы, юридический адрес, номера контактных телефонов, телекс, факс, а также названия организаций и телефоны, по которым читатель плана сможет получить в случае необходимости дополнительную информацию.

     Рекомендации  к оформлению бизнес-плана:

     1) оформление бизнес-плана должно  соответствовать имиджу преуспевающей  фирмы, оно должно быть привлекательным,  но неброским;

     2) степень детализации должна соответствовать  целям плана, но не включать  ничего лишнего: четкая структура и его наглядность, краткость. Зарубежная практика показывает, что оптимальным является объем бизнес-плана в 40 страниц;

     3) в бизнес-план не должна включаться  второстепенная и справочная  информация. Ее лучше вынести  в приложения. Объем приложений не ограничивается;

     4) стиль изложения должен отличаться  простотой и отсутствием языкового  и терминологического барьеров. Бизнес-план должен быть понятен  широкому кругу людей, а не  только специалистам;

     5) информация бизнес-плана должна  быть емкой, четкой и в то же время краткой (таблицы, графики и т. д.);

     6) предложения и прогнозы бизнес-плана  должны быть обоснованы и подкреплены  ссылками на источники информации;

     7) точность финансовых расчетов  — необходимое условие;

     8) должны быть обсуждены риски  компании;

     9) бизнес-план должен быть подготовлен  с учетом требований и стандартов  организаций и лиц, которым  предполагается представить этот  документ. 

 

      Заключение

 

     Итак, бизнес-планирование организует и координирует менеджмент предприятия, обеспечивает разработку программы действий от начала до ее завершения. Независимо от того, какие коммерческие процессы реализуются, планирование бизнеса — это систематическая методология достижения успеха для любого типа деловых операций при сохранении приемлемых уровней рисков.

     Бизнес-план это аналитический документ для  планирования предпринимательской  деятельности, в котором описываются  все основные аспекты будущего коммерческого  предприятия, анализируются все  проблемы, с которыми оно может  столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем. Эффективный бизнес-план определяет целесообразность вложений и прибыльность. При этом важно сформировать бизнес-план в соответствии с определенными требованиями и выполнить соответствующие расчеты — это поможет предвидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они.

     В современных условиях хозяйствования бизнес-план выступает как объективная  оценка результатов рыночной деятельности компании и в то же время как  необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты деятельности коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

     Не  будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только конкретным коммерческим проектом, но и всем предприятием. Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть на предприятие как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий деятельный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться. Целью такого плана может быть получение кредита, привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы, оценка ее рыночного положения, достижение необходимых результатов по объемам сбыта продукции и др.

     Бизнес-план – многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение  как стратегических, так и тактических задач, независимо от его функциональной ориентации, в том числе организационно-управленческую и финансово-экономическую оценку состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.  

 

      Литература

 
  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 248 с.
  2. Баринов В.А. Бизнес-планирование. ― М.: Инфра-М, 2003. — 272 с.
  3. Беа Ф.К., Дихтл Э., Швайтцер М. Экономика предприятия. — М.: Инфра-М, 2004.
  4. Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-планирование. Конспект лекций. ― М.: Эксмо, 2007. — 160 с.
  5. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. — М.: Инфра-М, 2007. — 215 с.
  6. Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: учеб. пособие / Под ред. В.М. Попова. — М., 2003.
  7. Бизнес-план: метод. мат-лы. 3-е изд., доп. / Под ред. Н.А. Колесниковой, А.Д. Миронова. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  8. Бузырев В.В. и др. Планирование на строительном предприятии: учеб. пособие для вузов по специальности 080502 «Экономика и упр. на предприятии (по отраслям)». — М.: КноРус, 2010.
  9. Варламова З.Н. Генезис методологии управления развитием организаций // Экономика региона. 2007. № 2. С. 201-215.
  10. Голяков С.М. Бизнес-планирование на малых и средних предприятиях // Вестник Санкт-Пет. ун-та. Серия 8: Менеджмент. 2003. № 4. С. 49-70.
  11. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия. ― М.: ГроссМедиа, 2008. — 96 с.
  12. Дешко А.Э. Предупреждение неплатежеспособности предприятия: применение бизнес-плана для повседневного мониторинга // Проблемы современной экономики. 2007. № 3. С. 171-173.
  13. Дьякова Ю.Н., Чекан Ю.А. Проблемы организации бизнес-планирования на российских предприятиях // Вестник Института Дружбы народов Кавказа. 2008. № 4. С. 155-160.
  14. Желябовский Ю.А. Распределение уровней и задач бизнес-планирования и сводная система полномочий при бизнес-планировании в отраслевой корпорации // Транспортное дело России. 2008. № 4. С. 60-61.
  15. Журавлев С.В., Кострова В.Н., Авсеева О.В., Соломахин А.Н. Проблемы оптимального планирования комплексного строительства в менеджменте финансово-строительной компании // Территория науки. 2007. № 2. С. 157-175.
  16. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. ― М.: Инфра-М, 2008. — 455 с.
  17. Зубарева Ю.В. Эффективность разработки инвестиционных бизнес-планов для малых предприятий // Аграрный вестник Урала. № 12. 2008. С. 89—90.
  18. Кольцова О.В. Назначение и особенности реализации бизнес-плана // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 1. С. 64-67.
  19. Корелин В.Н. Управление предприятием на основе инновационных подходов и принципов управления // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 7. С. 253-258.
  20. Косов В.В. Бизнес-план: обоснование решений. — М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 272 с.
  21. Крутякова Ю.А., Юсупова С.Р. Бизнес-планирование: учебно-практическое пособие. — М.: ТК Велби, 2006. — 352 с.
  22. Лаврентьев В.А. Интеграция предприятий малого и среднего бизнеса как фактор повышения производительности и эффективности труда // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. 2005. № 1. С. 153-156.
  23. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 446 с.
  24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2009. — 536 с.
  25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 536 с.
  26. Сборщиков С.Б. Перспективное планирование материально-технического обеспечения инвестиционно-строительных программ // РИСК. 2009. № 2. С. 134-137.
  27. Сиротина Т.П. Экономика и статистика предприятия: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 200 с.
  28. Трещевский Ю.И., Гусаров И.В. Формирование системы внутрифирменного планирования промышленного предприятия // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2009. № 2. С. 77-85.
  29. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. ― М.: Финансы и статистика, 2005. — 304 с.
  30. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Эволюция производственных систем в условиях становления инновационной экономики // Организатор производства. 2008. № 2. С. 69-72.
  31. Финансирование инвестиционных потребностей с помощью лизинга: актуальные возможности для российских предприятий // http://www.leasingforum.ru/release.php?id=394 2009-12-27
  32. Чараева М.В. Организация системы бизнес-планирования на предприятии как основа для выработки и принятия рациональных управленческих решений // Финанс. исслед. 2008. № 18. С. 42-47.
  33. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Экономика фирмы. ― Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 400 с.
  34. Шатохин А.В. Основные вопросы управления бизнес-планированием инновационной деятельности предприятий // Известия Российского гос. педаг. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 77. С. 224-227.
  35. Эсетова А.М., Магомедов Х.М.М., Гамидов Т.А. Системный подход к управлению конкурентным потенциалом строительного предприятия // Транспортное дело России. 2006. № 11-I. С. 37-39.

Информация о работе Особенности составления бизнес-плана