Особенности составления бизнес-плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках.
Оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта. Выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей. Проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей.
― просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Содержание

Введение
1. Бизнес-план: понятие, назначение, специфика
2. Специфика бизнес-планирования в малых и средних предприятиях
3. Особенности инновационного бизнес-планирования
4. Методика составления бизнес-плана
Заключительные выводы
Литература

Работа содержит 1 файл

бизнес.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Анализ  мировой практики показывает, что  разработка и внедрение инноваций  превратились в непрерывный управляемый процесс, когда инновационные идеи — в перспективе производственные планы и программы — проникают во все новые сферы производства и товарных рынков. Непрерывность планирования инноваций включает выполнение двух условий:

     1) необходимость взаимосвязанности и стратегических, средне- и краткосрочных планов предприятия;

     2) динамичность плановых расчетов  исходя из внешних условий  и изменения стратегии предприятия.

     Можно выделить этапы идентификации необходимых  направлений инновационной деятельности и типов инновационных стратегий, включающие: выбор основного направления инноваций (продуктовые инновации/процессные инновации); установление типа поведения фирмы относительно выпуска новых продуктов (абсолютное лидерство, преследование, имитация, поиск ниши и т. д.); определение возможностей фирмы относительно масштабов инновационной деятельности.

     Наиболее  оптимальным решением является сочетание  активных и пассивных стратегий  в рамках осуществления инновационной  политики. Данный подход дает уникальное конкурентное преимущество новаторам, так как предполагает не только научно-техническое первенство, но и наличие сильных маркетинговых позиций.

     Рекомендуемый порядок действий, завершающийся  разработкой бизнес-плана конкретного  инвестиционного проекта, включает в себя следующие этапы18:

     1) выявление и анализ проблем,  для решения которых требуются  инвестиции;

     2) генерация идей (проектных предложений);

     3) предварительный отбор проектных  предложений;

     4) экспресс-анализ отобранных проектных  предложений;

     5) анализ рынков продукции и ресурсов;

     6) анализ проекта в техническом,  институциональном, социальном и  экологическом аспектах;

     7) финансовый анализ проекта, включающий  в себя выбор варианта проекта  для оформления и представления  партнерам;

     8) оформление официального бизнес-плана для представления в банк и другим потенциальным партнерам;

     9) корректировка плана в процессе  согласования с партнерами.

     Успешная  реализация бизнес-планов крупных и  стратегически важных инвестиционных проектов требует проведения постоянного  и оперативного контроля за выполнением плановых показателей с целью достижения конечного результата19.

     Комплект  бизнес-операций инновационного менеджмента, включает в себя управление разработкой  бизнес-планов инновационной деятельности. Требования к бизнес-планам инновационных проектов предприятий состоят в следующем:

  • превышение инвестиционной эффективности проекта по сравнению с рыночной ставкой ссудного процента;
  • емкость (по выявленной потребности и платежеспособному спросу), выгодность по конъюнктуре, рост и простота освоения рынка сбыта инновационной продукции;
  • установление конкурентных преимуществ инновационной продукции, позволяющие рассчитывать на вытеснение с рынка товаров-заменителей и аналогов, если рынок сбыта является конкурентным;
  • приемлемость и стабильность цен и объемов предложения требуемых ресурсов;
  • установление рисков и определение механизма минимизации рисков проекта;
  • обоснование объема средств или других ресурсов, требуемых от венчурного инвестора для начала и последующего развития проекта;
  • установление среднесрочных перспектив финансового состояния проекта.

     Разработка  бизнес-плана инвестиционного проекта  с соблюдением рекомендуемых  правил позволяет инициатору выбрать  наиболее эффективный вариант реализации инвестиционного проекта при приемлемом уровне рисков. Для потенциальных партнеров грамотно разработанный бизнес-план является свидетельством серьезности намерений инициатора. Представленные в бизнес-плане показатели эффективности и устойчивости деятельности хозяйства, планирующего реализацию инвестиционного проекта, позволяют потенциальным партнерам понять свою роль и свой интерес в этом проекте. Тем самым создаются условия для эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон в процессе реализации проекта на основе согласованного бизнес-плана.

     4. Методика составления бизнес-плана

 

     Прежде  чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой  информации. В этом отношении можно  выделить следующие этапы бизнес-планирования20.

     1. Определение источников нужной информации. Ими могут стать учебники по бизнес-планированию, правительственные учреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса), фирмы по управленческому консультированию и другие побочные организации, отраслевые издания, курсы по составлению бизнес-планов, аудиторские фирмы, знакомые, коллеги, друзья.

     2. Определение целей его разработки. Цели определяются тем перечнем  проблем, которые призван разрешить  бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели  организации могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план.

     Определяя внутренние и внешние проблемы бизнес-планирования, стоит задуматься о возможности  их взаимопроникновения. Например, внешние  цели (привлечение инвесторов) могут быть лучше достигнуты, если предложить, скажем, коммерческим банкам стать не только кредиторами, но и полноправными участниками предпринимательского проекта. Во-первых, это привлечет к проекту дополнительное внимание. Так, для российских коммерческих банков более привлекательным представляется не простое выделение кредитов под бизнес-план, а сочетание кредита с непосредственным участием в его осуществлении: совместная деятельность, долевое участие в акционерном капитале, распределение прибыли, операции и т. д. Если данные моменты будут выделены в бизнес-плане, это поможет легче получить необходимые финансовые ресурсы. Во-вторых, специалисты коммерческих банков и других финансовых компаний, как правило, обладают необходимыми навыками в оценке инвестиционных проектов. В своих инвестиционных управлениях коммерческие банки, учитывая отсутствие нужного опыта и знаний у российских предпринимателей, создают специальные подразделения, эксперты которых помогают разобраться в сложных проблемах оценки будущих перспектив бизнеса. Таким образом, предприниматели могут рассчитывать на серьезную помощь в решении внутренних проблем нового бизнеса на уровне современных научных методов с применением сложного экономико-математического аппарата. бизнес планирование изменения инновационный

     3. Определение своих целевых читателей:  будут ли это только внутренние  участники организации (что маловероятно) или также внешние лица, которых  организация хотела бы видеть  своими инвесторами, будущие акционеры,  коммерческие банки, венчурные  капиталисты.

     Венчурные, или рисковые, капиталисты — это  коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских  проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также в области финансирования отдельных рисковых подразделений — видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию. Венчурные капиталисты участвуют в финансировании бизнеса через систему долговых расписок, приобретение акций и других ценных бумаг фирмы, нуждающейся в финансировании. Цель деятельности венчурного капитала — вложение средств в рискованные предприятия для получения высокой прибыли.

     4. Установление общей структуры  создаваемого документа.

     5. Сбор информации для подготовки  каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники — работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно привлечь также внешних консультантов, особенно для использования их в сфере финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов, в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.

     Перед тем как заняться сбором информации, полезно составить вопросник, который  включает существенные вопросы по каждому  из разделов бизнес-плана.

     6. Написание бизнес-плана. Важное  правило здесь: предприниматель  должен самостоятельно написать  бизнес-план, даже если это требует  большого количества времени  и у предпринимателя нет навыков  такого рода работы. Помощь консультантов  предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют ее первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю. Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана кому-нибудь другому, то причинами этого являются:

     1) неполное и несистематичное знание  предпринимателем слабых и сильных  сторон своей организации, основных  направлений ее деятельности, возможного  будущего запланированного проекта;

     2) отсутствие периода обучения  деятельности по планированию, которое  негативно скажется на будущих  действиях организации (ведь планирование  — это неотъемлемый компонент  управленческой деятельности);

     3) неумение предпринимателя доказательно  и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвесторам. И не менее важно то, что предприниматель может потерять доверие инвестора: несовершенный, не совсем удачный, но составленный самостоятельно бизнес-план можно исправить, а вот потерянное доверие восстановить гораздо сложнее.

     Шестой  этап в общем завершает процесс  бизнес-планирования, однако для улучшения  плана полезно сделать еще  один, седьмой, шаг. Он заключается в  том, что предприниматель предлагает готовый бизнес-план для прочтения  кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, кто способен оценить его работу на основе конструктивной критики.

     Оформление  бизнес-плана начинается с подготовки титульного листа. Он должен сразу обеспечить информацию о том, где, когда и  кем составлен данный документ. Здесь же указывается название проекта, которое должно кратко и четко формулировать идею, заложенную в бизнес-плане. Вторая страница плана содержит оглавление, которое должно отражать его структуру. Это номенклатура разделов или параграфов. При любом варианте содержание должно быть четко оцифровано обязательно арабскими цифрами. Затем идет введение, в котором указаны задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в создании данного проекта или инвестиционного замысла.

     Объем резюме не должен превышать нескольких страниц. В этом разделе указывается  все главное, что должно быть понято и оценено потенциальным инвестором, т. е. информация, дающая представление  о фирме и обеспечивающая все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность. В приоритетном порядке указываются направления деятельности компании, по каждому направлению определяются целевые рынки и ответственные лица. Составители плана должны кратко и четко сформулировать основные цели проекта, а также его конкретные задачи.

     Таким образом, в разделе должны быть освещены основные цели фирмы, ее стратегия, разработанные  для ее достижения конкретные мероприятия.

     Эти данные целесообразно представить  в форме таблицы, содержащей описание деловых приемов, которые собирается использовать фирма, и соответствующих им мероприятий, направленных на решение конкретных задач в рамках выбранной стратегии. Целесообразно также определить в таблице круг лиц, ответственных за выполнение различных мероприятий. Указание там же точных сроков реализации важно как для составителя плана, так и для потенциального инвестора. Определение в бизнес-плане временных рамок показывает, что план разработан подробно и добросовестно.

     В разделе, посвященном товарам и услугам, описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям. Подготовке раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товара или услуги, который должен стать основой бизнеса фирмы. В рамках данного раздела необходимо подробно описать предлагаемые товары и услуги, указать их основные преимущества в глазах потребителя, а также имеющиеся недостатки и меры по их преодолению. Особо следует подчеркнуть разницу между тем, что представлено на рынке в настоящее время, и тем, что собирается в будущем предложить фирма, так как выход на рынок и рост объемов продаж напрямую зависят от уникальных свойств представленного в бизнес-плане продукта.

Информация о работе Особенности составления бизнес-плана