Особенности составления бизнес-плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках.
Оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта. Выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей. Проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей.
― просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Содержание

Введение
1. Бизнес-план: понятие, назначение, специфика
2. Специфика бизнес-планирования в малых и средних предприятиях
3. Особенности инновационного бизнес-планирования
4. Методика составления бизнес-плана
Заключительные выводы
Литература

Работа содержит 1 файл

бизнес.doc

— 178.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа по Бизнес-планированию

     на  тему

     Особенности составления бизнес-плана 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Содержание 

Введение

1. Бизнес-план: понятие, назначение, специфика

2. Специфика бизнес-планирования в малых и средних предприятиях

3. Особенности инновационного бизнес-планирования

4. Методика составления бизнес-плана

Заключительные  выводы

Литература 

 

      Введение

 

     В условиях роста нестабильности и  изменчивости организационно-экономической  среды чрезвычайно усложнилась  проблема поиска методов эффективного управления и обеспечения устойчивого функционирования строительных предприятий. В современных условиях хозяйствования необходимы комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые помогли бы модернизировать организационную и информационную структуру строительного предприятия таким образом, чтобы решались базовые проблемы повышения его конкурентоспособности, что предопределяло бы стабильные успехи не только в настоящем, но и в будущем.

     В условиях рыночной экономики бизнес, чтобы стать жизнеспособным и прибыльным, нуждается в планировании. В современной быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Мировой опыт позволяет утверждать, что только тщательное и ответственное планирование бизнеса может существенно помочь в выживании предприятий, а в конечном счете — в достижении ими стабильно высоких результатов.

     Известно, что бизнес-планирование составляет один из основных элементов системы  управления деятельностью предприятия. Как элемент системы менеджмента бизнес-планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, включающую совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения планов.

     Реализация  любого предпринимательского замысла, включая и сферу строительства, нуждается в составлении бизнес-плана, в котором этот замысел обосновывается и излагается программа воплощения в жизнь задуманного. Особую важность бизнес-план представляет потому, что он является основой структуры, обеспечивающей реализацию выбранных направлений маркетинговой деятельности. Он помогает определить статус предприятия и его подразделений, конкретизировать стратегические цели коммерческой деятельности и оценить шансы на успех.

     Бизнес-план является широко распространенным в  современной рыночной экономике  рабочим инструментом менеджмента  организации, используемым во всех сферах предпринимательской деятельности. Это основа конкретной маркетинговой, финансовой, материально-технической кадровой политики ведения бизнеса, независимо от масштабов, сферы деятельности и формы предпринимательства. Он описывает, скажем, в сфере строительных услуг процесс функционирования предприятия и го подразделений, и отвечает на вопрос, каким образом руководство собирается достичь своих целей и задач.

     Кроме того, бизнес-план – это визитная карточка, по которой возможные партнеры по бизнесу оценивают шансы на успех предпринимаемого дела. Он выступает основой при переговорах с возможными партнерами, клиентами, инвесторами, банками и т.д.

     Все это показывает актуальность исследования особенностей составления бизнес-плана.  

 

     1. Бизнес-план: понятие, назначение, специфика

 

     Успех в бизнесе зависит от трех элементов: понимания общего состояния дел на данный момент; ясного представления того уровня, которого необходимо достичь; планирования процесса перехода из одного состояния в другое.

     Многочисленными специалистами-исследователями в  США давно уже выявлена высокая положительная корреляция между планированием в рыночных условиях и успехом ведения дела в различных сферах бизнеса. Достоверно известно, что при планировании своей деятельности фирмы имеют значительно более высокие экономические результаты, чем без систематического планирования1.

     В процессе перехода к рыночной экономике  в России в значительной степени  оказались утраченными навыки планирования производства на предприятиях. Кроме  того, появилась необходимость корректировки  существовавшей системы планирования в соответствии с изменившимися условиями. Фактически на сегодняшний день контуры общих требований к порядку формирования взаимосвязанной системы планов промышленного предприятия только сформировались2.

     Сегодня большинство отечественных коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, равно как и отсутствуют необходимые механизмы планирования: различного рода нормы, нормативы, методики и т.д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направления хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу.

     Планирование  является важнейшей частью предпринимательской  практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым»3. Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей.

     Бизнес-планирование на предприятии, как и любое планирование вообще, может быть различным по срокам, точности, по вносимым поправкам и степени координации. Однако общими для всех видов планирования являются следующие признаки:

     1. Планирование — это упорядоченный  процесс.

     2. Основой планирования является обработка информации.

     3. В рамках планирования разрабатываются  определенные действия (проекта).

     4. Планирование направлено на достижение  определенных целей.

     В соответствии с данными признаками Ф.К. Беа, Э. Дихтл и М. Швайтцер определяют планирование как упорядоченный, основанный на обработке информации процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем4.

     Бизнес-план — это краткое, точное, доступное  и понятное описание предполагаемого  бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля5.

     Овладение искусством составления бизнес-плана  в условиях российской экономики  стало крайне актуальным в силу следующих  причин:

  • во-первых, в нашей экономике появляется поколение предпринимателей, не имеющих пока опыта управления в условиях рынка;
  • во-вторых, меняющиеся экономические условия требуют от опытных руководителей ставить и решать задачи по-новому;
  • в-третьих, для привлечения иностранных инвестиций необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам свои способности и возможности6.

     Ядро  бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов для решения  стратегических задач, т. е. он призван  помочь предпринимателю решить следующие  основные задачи, связанные с функционированием фирмы7:

  • определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
  • оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
  • выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
  • проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
  • просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

     В современной практике бизнес-план выполняет  пять функций8

  • использование его для разработки стратегии бизнеса;
  • планирование. Эта функция позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы;
  • привлечение денежных средств (ссуды, кредиты). В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто;
  • привлечение к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию;
  • улучшение информированности всех сотрудников о предстоящих действиях, координирование их усилий, создание мотивации достижения целей посредством вовлечения работников в процесс составления бизнес-плана.

     Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью управления любого предприятия независимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.

     В наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как  вне фирмы, так и внутри ее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.

     В рыночной экономике существует множество  версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций  бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему).

     Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса  представлена на рисунке 1. В рамках одной организации может разрабатываться  весь комплекс целей и отдельные  бизнес-планы. 

     

     Рис. 1. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса 

     В настоящее время в России наиболее привлекательными являются проекты  создания бизнес-линий как совокупности прав собственности, конкурентных преимуществ  и долгосрочных привилегий, объединяющих все виды преимуществ: от закупки сырья и найма работников до сбыта продукции.

     Широко  применяются также специальные  бизнес-планы финансово-экономического характера9:

  • составление проспектов эмиссии ценных бумаг;
  • обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
  • выпуск акций в закрытых компаниях типа общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества или определение паев в товариществах при выходе из состава одного из акционеров;
  • обоснование вариантов санации предприятия-банкрота и т. д.

     Бизнес-план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного  плана экономического и социального  развития предприятия бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу.

     Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых  и финансово-экономических аспектах бизнеса, в то время как научно-технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.

Информация о работе Особенности составления бизнес-плана