Особенности составления бизнес-плана

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках.
Оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта. Выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей. Проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей.
― просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Содержание

Введение
1. Бизнес-план: понятие, назначение, специфика
2. Специфика бизнес-планирования в малых и средних предприятиях
3. Особенности инновационного бизнес-планирования
4. Методика составления бизнес-плана
Заключительные выводы
Литература

Работа содержит 1 файл

бизнес.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     В целом бизнес-планирование организует и координирует менеджмент предприятия, обеспечивает разработку программы действий от начала до ее завершения. Независимо от того, какие коммерческие процессы реализуются, планирование бизнеса — это систематическая методология достижения успеха для любого типа деловых операций при сохранении приемлемых уровней рисков10.

     Обобщая вышеизложенное, можно определить бизнес-план как аналитический документ для планирования предпринимательской деятельности, в котором описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем. Эффективный бизнес-план определяет целесообразность вложений и прибыльность. При этом важно сформировать бизнес-план в соответствии с определенными требованиями и выполнить соответствующие расчеты — это поможет предвидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они.

     2. Специфика бизнес-планирования в малых и средних предприятиях

 

     В наибольшей мере бизнес-планирование необходимо малым и средним предприятиям, работающим в условиях высокой неопределенности и имеющим меньшее право на ошибку. В условиях рынка и жесткой конкуренции предпринимателям и менеджерам этих предприятий нельзя полагаться только на опыт, интуицию и видимые удачные обстоятельства. Отказ от применения бизнес-планирования при управлении предприятием сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причинами плохого состояния дел.

     Для того чтобы определить место бизнес-планирования в общей концепции управления малыми и средними предприятиями (МСП), необходимо в первую очередь определиться с основными положениями данной концепции. При исследовании процесса формирования общих подходов и методов к управлению МСП можно выделить две характерные ситуации:

     1) использование тех же концепций  и методов, характерных для обеспечения процесса управления в крупных структурах;

     2) рассмотрение новых подходов  к управлению, позволяющих учесть  специфику МСП и обеспечить  процесс управления на более  качественном уровне. Основной акцент  в этом случае сделан на  выделении тех характерных черт, которые определяют специфику управления такими предприятиями. Учет качественных характеристик МСП является базовым условием формулирования особых положений менеджмента для этой категории предприятий.

     В рамках нашего исследования наиболее важно учесть следующие характеристики: компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров; отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, быстроту принятия решений; доминирование тактического мышления и стратегий краткосрочных решений и действий, что определяет необходимость соединения принципов стратегического и оперативного планирования.

     Анализ  литературы, посвященной методическим аспектам управления МСП, позволяет  прийти к выводу, что в качестве методологической основы при рассмотрении методик управления МСП в основном используются традиционные подходы менеджмента: ситуационный, функциональный и процессный11. Управление предприятием строится исходя из ситуационных предпосылок путем формирования единого и непрерывного процесса реализации отдельных функций управления, составляющих этот процесс. Но сам управленческий процесс носит более интегрированный характер, а функции управления часто не разделяются между специализированными подразделениями.

     Сегодня можно говорить о новом понимании сути и места бизнес-планирования в процессе управления МСП. Бизнес-планирование следует рассматривать как механизм интеграции управленческих функций с целью создания стратегически управляемого предприятия, что в свою очередь требует тесной взаимоувязки стратегического и оперативного планирования12. В рамках МСП бизнес-планирование реализует элементы стратегического планирования (определение политики предприятия, формулирование целей и выбор стратегий) и оперативного планирования (определение конкретных действий по достижению поставленных целей)13.

     Для большинства российских предприятий  представление о бизнес-плане  остается в рамках документа, необходимого для привлечения инвестиций или  получения кредита, а не как многопланового управленческого инструмента. Между тем рамки бизнес-планирования затрагивают три основные области принимаемых управленческих решений: управление текущей деятельностью и развитием предприятия; управление изменениями на предприятии; принятие разовых решений по отдельным аспектам управления.

     Управление  текущей деятельностью и развитием  предприятия. Современная технология бизнес-планирования позволяет использовать бизнес-план в качестве основы управления текущей деятельностью и развитием  малого (среднего) предприятия. Эффективное управление на этом уровне осуществляется путем разработки управленческого бизнес-плана, объединяющего основные элементы стратегического и оперативного планирования. Введение нового термина «управленческий бизнес-план», на наш взгляд, более точно отражает концептуальную задачу данного типа бизнес-плана по сравнению с распространенным в литературе термином «бизнес-план фирмы».

     Концептуальной  задачей управленческого бизнес-плана  в целом является определение  целей функционирования предприятия, а также путей и ресурсов их достижения. Данный тип бизнес-плана более реален, по сравнению со стратегическим планом, и позволяет определить конкретные цели предприятия на короткий период (как правило, на год), а также подробный план действий по достижению поставленных целей. Помимо этого, управленческий бизнес-план позволяет решить и еще одну из задач менеджмента — координацию действий между различными участниками, так как каждый участник играет свою роль, имеет свой круг обязанностей и задач. По существу, управленческий бизнес-план представляет собой перечень конкретных действий для менеджеров, описывает роль, которую каждое подразделение предприятия должно сыграть в процессе достижения поставленных целей. В этом качестве его следует рассматривать как инструмент делегирования ответственности, позволяющий руководству более точно определять вклад менеджеров в достижение целей предприятия.

     Управление  изменениями на предприятии. Динамичное развитие предприятия возможно только при создании специального механизма  управления изменениями14, составной частью которого является разработка бизнес-планов проектов. Данный тип бизнес-планов может являться как составной частью общей системы бизнес-планирования, так и самостоятельным документом для осуществления инвестиционной политики предприятия.

     Принятие  разовых решений по отдельным  аспектам управления. В процессе управления бизнесом возникают задачи, успешно  решить которые возможно только при  наличии специально подготовленного  бизнес-плана. Круг этих задач достаточно широк и включает такие направления, как планирование разовых финансовых операций по купле-продаже бизнеса или его части, осуществление крупных коммерческих сделок, антикризисное планирование, приглашение на предприятие ведущего специалиста или менеджера и др.

     Таким образом, можно выделить три типа бизнес-планов, которые важны в формальном процессе планирования как функции управления бизнесом: управленческие бизнес-планы — применяются для управления текущей деятельностью и развитием предприятия; бизнес-планы проектов — направлены на планирование и управление проектами, реализуемыми в рамках данного предприятия; разовые бизнес-планы — направлены на принятие отдельных крупных решений, связанных с управлением бизнесом.

     На  рис. 2 показана взаимосвязь семейства  бизнес-планов, которые могут быть разработаны на предприятии. 

     

     Рис. 2. Схема взаимодействия различных  типов бизнес-планов 

     В центре всей системы бизнес-планирования находится управленческий бизнес-план. Он является ключевым звеном всего  процесса бизнес-планирования, так как устанавливает цели и пути (стратегии), с помощью которых предприятие собирается эти цели достигнуть. Управленческий бизнес-план, в отличие от стратегического, включает в себя подробные планы отдельных подразделений или функциональных направлений деятельности. Результатом разработки данного типа бизнес-плана должны стать согласованная стратегия и подробный план действий с указанием конкретных шагов по достижению поставленных целей.

     Бизнес-планы  проектов связаны с конкретными  проектами, требующими определенных капиталовложений. Необходимость подготовки такого типа бизнес-плана возникает тогда, когда менеджменту необходимо принять решение по капитальным затратам, исходя из того, что все проекты должны быть направлены на оптимальное достижение интересов предприятия. Другими словами, любые капитальные затраты должны быть направлены на то, чтобы способствовать достижению целей, определенных управленческим бизнес-планом. В этом смысле бизнес-планы проектов должны быть тесно увязаны с теми целями, которые поставлены перед предприятием в планируемом периоде. Каждый из выбранных проектов должен занимать соответствующее место в решении стоящих перед предприятием задач. Вместе с тем определенные проекты могут и не затрагивать текущих задач, так как связаны с более долгосрочными целями предприятия и могут являться самостоятельным объектом управления.

     Бизнес-планы  разовых решений подготавливаются «по требованию». Это не означает, что они никак не связаны с  другими типами бизнес-планов, наоборот, подготовка такого типа бизнес-плана позволяет успешно решить конкретную задачу управленческого бизнес-плана. Например, специально подготовленный бизнес-план позволяет более успешно справиться с задачей заключения солидного соглашения или договора, привлечь кредитные средства банка и т. д.

 

     3. Особенности инновационного бизнес-планирования

 

     Особенностью  современной экономики является быстрое моральное устаревание  техники и технологий. Практически  все применяемые в настоящий  момент времени технологии могут  быть усовершенствованы или заменены новыми для того, чтобы улучшить указанное соотношение. Однако переход от одной технологии к другой (более совершенной и более эффективной) почти всегда требует значительных инвестиционных затрат: приобретения нового оборудования, обучение персонала новым технологиям и т.д. Путь к повышению эффективности производства лежит через реализацию инвестиционных проектов. При этом нельзя забывать, что инвестиционные затраты должны за приемлемый срок окупаться теми позитивными изменениями в производственно-сбытовой деятельности, которые вызваны реализацией данного инвестиционного проекта.

     Планирование  инноваций — это система расчетов, направленная на выбор и обоснование  целей инновационного развития организации  и подготовку решений, необходимых  для их безусловного достижения15.

     В настоящее время наиболее популярным видом бизнес-плана в России является бизнес-план инвестиционного проекта, так как он, согласно Закону «Об  инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», является необходимым элементом разрабатываемого проекта. Поэтому практика бизнес-планирования в нашей стране напрямую связана с инвестиционной деятельностью предприятий.

     В последние годы повышалась инвестиционная активность предприятий: увеличивался объем инвестиций в форме капитальных вложений, реализовались масштабные инвестиционные проекты, направленные на модернизацию существующих и создание новых производств16.

     А.В. Шатохиным были выявлены проблемы управления предприятиями, препятствующие или  затрудняющие бизнес-планирование инновационной деятельности предприятий17:

     1) отсутствие четкой постановки  стратегических целей и задач,  а значит, невозможность планирования  конечных показателей деятельности (в том числе и оперативных)  по подразделениям обуславливают  слабую культуру планирования на предприятиях;

     2) системно не упорядоченные плановые  показатели не согласуются со  структурой экономических объектов, не соответствуют направлениям  использования ресурсов и получению  материально-вещественных результатов.  Этим вызвана низкая культура контроля и анализа достижения целей (или их отсутствие);

     3) анализ экономической деятельности  проводится с сильным запозданием,  когда основные финансовые показатели  предприятия сформированы, а возможность  влияния затруднена;

     4) эффективность работы отдельных структурных подразделений, как правило, не анализируется;

     5) отсутствие единой системы целей  не позволяет комплексно подходить  к формированию единой информационной  системы и к ее отсутствию. При этом следует учитывать,  что информационное обеспечение является одним из элементов системы управления, развитие которого связано и определяется динамикой других элементов системы управления предприятием.

Информация о работе Особенности составления бизнес-плана